Способы регулирования монетарной политики

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значение для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Источник

Общая характеристика подходов к реализации монетарной политики

Монетарная (денежно-кредитная) политика – это совокупность мероприятий, которые предпринимает центральный банк для поддержания ценовой стабильности в целях содействия устойчивому и сбалансированному развитию экономики.

Конечной (основной) целью монетарной политики является обеспечение ценовой стабильности. Это связано с тем, что в долгосрочном периоде темпы изменения цен в экономике (инфляция) полностью определяются темпами изменения денежного предложения. В этом смысле инфляция представляет собой денежный феномен. Воздействие монетарной политики на долгосрочный рост экономики проявляется не напрямую, а косвенно через формирование благоприятной ценовой среды для инвестиционной деятельности.

При этом в кратко- и среднесрочном периодах меры монетарной политики оказывают влияние на экономическую активность, а на инфляцию, помимо денежного предложения, воздействуют и другие факторы. В результате воздействие мер монетарной политики на инфляцию осуществляется не напрямую, а опосредованно через их влияние на совокупный спрос в экономике и издержки производства, что обусловливает функционирование трансмиссионного механизма монетарной политики.

Читайте также:  Способом преодоления межнациональных конфликтов является расширение культурных связей

Механизм влияния монетарной политики на состояние экономики и инфляцию достаточно сложен. Вместе с тем специфика его работы выступает одним из ключевых критериев выбора режима монетарной политики страны – совокупности правил и процедур проведения центральным банком монетарной политики.

Ключевой характеристикой монетарного режима является система целевых ориентиров, образующих своего рода иерархическую структуру, в которой для достижения конечной цели необходимо последовательно поставить и выполнить операционные и промежуточные ориентиры с помощью применения соответствующих инструментов монетарной политики.

Общей характеристикой промежуточных ориентиров является их устойчивая взаимосвязь с конечной целью, количественная измеримость, возможность центрального банка влиять на них своими инструментами, прозрачность и понятность. Использование промежуточных ориентиров необходимо ввиду того, что взаимосвязь между инструментами и конечной целью монетарной политики сложна. Сигналы, посылаемые экономике через операции и инструменты центрального банка, проявляются на динамике общего уровня цен с запаздыванием (временным лагом).

Операционные цели усиливают взаимосвязь инструментов монетарной политики и промежуточных ориентиров. Через их постановку и достижение центральные банки обеспечивают выполнение промежуточных и, следовательно, конечных целей. Выбор операционных целей определяется режимом монетарной политики, а сами операционные цели предопределяют использование конкретных инструментов денежно-кредитной политики.

В мировой практике наиболее распространенными являются следующие режимы монетарной политики:

  • таргетирование обменного курса;
  • монетарное таргетирование;
  • инфляционное таргетирование.
Режим Операционная цель Промежуточная цель Конечная цель
Таргетирование обменного курса Номинальный обменный курс Номинальный обменный курс Ценовая стабильность
Монетарное таргетирование Денежная база / процентная ставка Денежный агрегат
Инфляционное таргетирование Процентная ставка Прогноз инфляции

Режим таргетирования обменного курса означает, что центральный банк привязывает стоимость национальной валюты к курсу валюты (корзины валют) страны (стран) с низким уровнем инфляции, то есть промежуточным ориентиром монетарной политики является определенный уровень или изменение обменного курса. Опираясь на теорию относительного паритета покупательной способности, данный режим предполагает, что при фиксации обменного курса инфляция внутри страны должна приближаться к инфляции в стране валюты привязки. Основным инструментом достижения целей монетарной политики выступают валютные интервенции.

Для того чтобы эффективно использовать данный режим, страна должна обладать существенными золотовалютными резервами для противодействия шокам на валютном рынке.

Режим монетарного таргетирования в качестве промежуточного ориентира использует один из показателей денежной массы. Теоретически опираясь на уравнение обмена И.Фишера, данный режим предполагает наличие в стране тесной прямой взаимосвязи выбранного промежуточного ориентира и индекса потребительских цен. Основным инструментом достижения целей монетарной политики выступают инструменты регулирования ликвидности банков.

Важным условием эффективного осуществления режима монетарного таргетирования является наличие гибкого курса национальной валюты к иностранным валютам. Это позволяет центральному банку сосредоточиться на решении задачи по управлению денежным предложением через инструменты регулирования ликвидности банков и минимизировать влияние валютного канала на промежуточный ориентир.

Режим таргетирования инфляции предполагает, что центральный банк достигает своей конечной цели через управление инфляционными ожиданиями. В качестве промежуточного ориентира выступает прогноз инфляции. Основное воздействие монетарной политики осуществляется, как правило, через канал процентной ставки.

Подробнее с теоретическими и практическими аспектами режимов монетарной политики можно ознакомиться в работах Мирончик и Безбородовой (2015), Лузгина и Годес (2010).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ (FAQ)

1) Что такое трансмиссионный механизм монетарной политики?

Трансмиссионный механизм монетарной политики представляет собой совокупность каналов, посредством которых импульсы денежно-кредитной политики воздействуют на экономическую активность и уровень цен в экономике в кратко- и среднесрочном периодах. В долгосрочном периоде в соответствии с концепцией нейтральности денег денежно-кредитное регулирование не оказывает влияния на реальные экономические переменные (ВВП, процентная ставка и др.).

Трансмиссия монетарного импульса осуществляется в три основных этапа, что обусловливает наличие временной задержки – лага. На первом этапе изменение операционного инструмента монетарной политики воздействует на переменные финансового сектора, цены нефинансовых активов и ожидания экономических агентов. На втором этапе происходит корректировка поведения экономических агентов, которая отражается в динамике потребительской и инвестиционной активности, а также внешней торговли. На третьем этапе изменяется объем производства в стране, что находит отражение в динамике денежной массы и внутренних цен на товары и услуги.

Канал трансмиссионного механизма монетарной политики можно определить как систему экономических отношений, складывающихся между секторами экономики в процессе последовательной передачи импульса монетарной политики через специфическую экономическую категорию в реальную экономику и инфляцию. Наиболее часто выделяют следующие каналы трансмиссионного механизма: процентный, обменного курса, кредитный, цен на активы и ожиданий. Подробнее с теоретическим представлением о монетарной трансмиссии можно ознакомиться в работах Мирончик (2015), Харитончика и Дмитриева (2018).

2) Почему монетарная политика не оказывает прямого влияния на долгосрочный экономический рост?

Долгосрочный экономический рост определяется факторами со стороны предложения (структурными факторами). К ним относят доступные технологии, размер и квалификацию трудовых ресурсов, величину и состояние основного капитала, функционирующие экономические институты и др. Государство способно оказать воздействие на долгосрочный рост посредством совершенствования рыночной системы функционирования экономики, изменения бюджетно-налоговой политики, механизма государственного регулирования экономикой, а не мерами монетарной политики. Стимулирование экономической активности монетарными инструментами сверх потенциальных возможностей экономической системы неизбежно приведет к избыточному росту денежного предложения, что будет иметь негативные инфляционные последствия и, как следствие, социальные издержки. Подробнее о факторах долгосрочного роста экономики см. в работах Мирончик и др. (2016), Демиденко и Кузнецова (2012), Комкова (2011).

Читайте также:  Маска с феруловой кислотой способ нанесения

В кратко- и среднесрочном периодах монетарная политика способна оказать существенное воздействие на экономическую активность. Корректировка цен на товары и услуги в ответ на изменение монетарной политики осуществляется не одномоментно, а с временной задержкой. Это означает, что в результате применения мер монетарной политики происходит временное изменение условий функционирования (например, реальной стоимости кредитных ресурсов) субъектов экономики, приводящее к изменению их инвестиционно-сберегательного поведения и, следовательно, спроса в экономике. Подробнее см. в работе Мирончик и др. (2007).

Источник

Монетарная политика

Монетарная политика – это системный подход государства в области денежно-кредитной политики. Суть монетарной политики состоит в том, чтобы уровень производства в стране был высоким, а инфляция низкой. Тогда уровень социального благосостояния будет расти, поскольку безработица будет низкой, а уровень цен на продукты не будет быстро расти. В Российской Федерации монетарная политика проводится при помощи Министерства финансов и Центрального банка. Они влияя на уровень денежной массы в обращении и других экономических инструментов, сдерживают уровень инфляции и процентные ставки в банках.

Основные цели монетарной политики

Среди целей монетарной политики можно выделить три основные: первичные и промежуточные и тактические. Каждая цель включает в себя определенные задачи. 1. Первичные цели включают в себя следующие задачи: — поддержание высокого уровня занятости; — поддержание стабильности цен на продуктовом и валютном рынках; — увеличение объемов производства и вследствие этого экономического роста в стране. 2.Промежуточные цели. Задачами промежуточной цели являются: — стабилизация ставки процента (ставки рефинансирования) и обменного курса валюты. С помощью таких целей можно корректировать спрос на товары первого потребления, а также контролировать уровень денежной массы в стране. 3. Тактические цели. Они носят кратковременный характер, и их задачей является – улучшить первичные и промежуточные цели. Тактические цели включают в себя: — контроль обменного курса; — контроль процентной ставки; — контроль финансов в стране. Основные задачи кредитно-денежной политики: — чтобы продуктивно осуществить платежи и расчеты, нужно обеспечить устойчивость валюты; — нужно регулировать правила денежного обращения, а также контролировать и следить за их выполнением.

Классификация монетарной политики

Существует два типа монетарной политики по уровню жесткости: 1. Мягкая политика. В соответствии с данным типом монетарной политики, государство воздействует на различные уровни экономики и процентные ставки. При этом ЦБ осуществляет такие операции как: — приобретение ценных бумаг на фондовом рынке; — контролирует и старается уменьшить норму банковского резервирования; — регулирует процентную ставку в сторону снижения. 2. Жесткая политика. Согласно такой политике, вводятся различные ограничения и уменьшается рост денег в обращении для того, чтобы удержать инфляционные процессы. Центральный банк при этом выполняет такие действия как: — уменьшает рост денежной массы с помощью регулирования предела банковского резервирования; — повышает процентную ставку; — продает государственные ценные бумаги.

Методы денежно-кредитной политики

Методы разделяют на два типа: прямые и косвенные. 1. Прямые методы: — государственная поддержка программ; — государственные заказы на поставки продукции, выполнения работ и оказания услуг; — требования к качеству продукций и сертификации технологий; — административные и правовые ограничения на выпуск некоторых товаров. 2. Косвенные методы включают в себя: — регулирование цен; — платежи за ресурсы; — налогообложения; — таможенное регулирование экспорта и импорта.

Инструменты денежно-кредитной политики

1. Одним из первых инструментов является норма резервов. Существует процент средств, которые должны держать банки в ЦБ. Если величина резерва становится больше, то объем свободных денег, которые находятся в распоряжении банков, сокращается. Именно так устраняется выброс дополнительных финансов на рынок. 2. Регулирование процентных ставок. Центральный Банк кредитует другие банки. Когда процент по кредиту уменьшается, то денежные средства становятся более доступными для банков. А если процент увеличивается, то банки отказываются от займа или делают процент кредитования больше для обычных людей. 3. Купля/продажа Центральным банком ценных бумаг на рынке. Если ЦБ покупает все ценные бумаги, то получается эффект эмиссии денег, а если продает — эффект изъятия денег. Все инструменты очень связаны между собой. Инструменты можно применять вместе, если это поможет выполнению поставленных задач.

Преимущества монетарной политики

1. Нет эффекта вытеснения. Из-за снижения ставки процента происходит не вытеснение, а стимулирование инвестиций. 2. Нет промежутка между моментом осознания ситуации и принятия решения. А в денежно-кредитной политике решение о покупке Центральным Банком ценных бумаг происходит быстро и четко. 3. Эффект мультипликатора. Банковский мультипликатор увеличивает денежные массы, а рост автономных расходов увеличивает величину совокупного выпуска.

Минусы монетарной политики

1. Вид стимулирующей политики может привести к обесцениванию денег. 2. Наличие побочных эффектов, которые вызваны изменениями предложения денег. 3. Возможен экономический подрыв.

Монетарная политика в России

Экономическая ситуация в РФ очень изменилась, особенно в 2014 году. Искусственно созданные факторы стали причиной изменений. Основные тактические цели Центрального Банка: — управление валютным курсом; — сдерживание темпов инфляции; — стимулирование деловой активности. Главная задача Центрального банка России – контролировать уровень инфляции. Так же ЦБ Российской Федерации использует ставку рефинансирования и имеет самостоятельность. Эта самостоятельность очень хорошо влияет на проведение монетарной политики в стране.

Читайте также:  Что служит мономером для получения искусственного каучука по способу лебедева

АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» © 1995 — 2020

Пополните брокерский счет с банковской карты

Скачайте мобильное приложение

Политика конфиденциальности АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент»

Настоящая политика конфиденциальности АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» (далее — Политика) разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» и устанавливает правила использования АО ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» (далее – Компания) персональной информации, получаемой от пользователей сайта www.zerich.com (далее — сайт), интернет-сервисов и мобильных приложений Компании.

Получение доступа к использованию сайта, интернет-сервисов и мобильных приложений Компании означает безоговорочное согласие Пользователя с положениями настоящей Политики и указанными в ней условиями обработки Компанией персональной информации пользователя.

Под интернет – сервисами и мобильными приложениями для целей применения настоящей политики подразумеваются любое программное обеспечение, позволяющее осуществлять электронное взаимодействие между пользователем и Компанией в процессе заключения/исполнения/расторжения соглашений на финансовом рынке, а также предоставления Компанией информации о своих услугах.

Компания собирает, обрабатывает и использует в определенных настоящей Политикой целях:

— персональную информацию пользователя, которую пользователь самостоятельно предоставляет Компании при переходе на сайт, создании учетной записи/регистрации/авторизации на сайте, в мобильном приложении Компании, в интернет — сервисах Компании, в том числе: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, дата рождения, место рождения, адрес электронной почты, номер мобильного телефона, ссылки на профили в социальных сетях, реквизиты банковской карты;

— а также иные пользовательские данные, автоматически передаваемые Компании в процессе использования сайта, мобильного приложения, интернет-сервисов Компании: IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; версия Flash; версия Silverlight; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы, наличие Cookies, наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте), версия операционной системы мобильного устройства, с которого осуществляется доступ к мобильным приложениям Компании, данные об активности пользователя в сети Интернет, о посещенных пользователем страницах, дате и времени URL-переходов, файлы cookies.

Персональная информация пользователя обрабатывается Компанией в целях:

— установления и поддержания связи и документооборота с пользователем,

— регистрации пользователя на сайте Компании, управление учетной записью пользователя,

— предоставления пользователю доступа к мобильному приложению и иным сервисам Компании,

— принятия Компанией решения о приеме пользователя на обслуживании е в Компанию,

— исполнения Компанией обязательств перед пользователем по соглашениям между пользователем и Компанией,

— улучшения качества обслуживания пользователя,

— исполнение требований законодательства Российской Федерации,

— исполнения обязательств Компании перед контрагентами и государственными органами,

— технического управления мобильным приложением и интернет-сервисами Компании, улучшения их работы,

— выявления, пресечения недобросовестных действий третьих лиц, а также устранения технических сбоев или проблем безопасности;

— защиты прав Компании, клиентов Компании способами, соответствующими законодательству Российской Федерации,

— предоставление пользователю информации об услугах и продуктах Компании и ее партнеров,

— проведения маркетинговых мероприятий,

— статистических и иных исследований,

— в иных целях, предусмотренных заключенными между Компанией и пользователем соглашениями.

Компания вправе предоставлять информацию пользователей аффилированным лицам Компании и контрагентам Компании в вышеуказанных целях. При этом аффилированные лица Компании, а также контрагенты Компании должны соблюдать требования сохранения конфиденциальности обрабатываемой информации пользователей.

В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации Компания вправе предоставлять информацию пользователей уполномоченным государственным органам на основании соответствующих письменных запросов.

Компания гарантирует, что персональная информация пользователей не разглашается, а также не предоставляется Компанией иным лицам, за исключением случаев, прямо предусмотренных в настоящей Политике.

Предоставление персональной информации пользователей третьим лицам, по основаниям, не указанным в настоящей Политике, допускается только при наличии дополнительного согласия пользователя, которое может отозвано пользователем в любое время.

Сайт, мобильное приложение, интернет-сервисы Компании не являются общедоступными источниками персональных данных.

Компания принимает все необходимые и достаточные правовые, организационные и технические меры для защиты информации, предоставляемой пользователями от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных видов неправомерного использования и неправомерных действий третьих лиц.

Компания ограничивает доступ сотрудников Компании, ее аффилированных лиц, а также контрагентов к персональной информации пользователей, которая не является необходимой для исполнения требований законодательства Российской Федерации либо выполнения существующих обязательств перед пользователями либо достижения иных целей, указанных в настоящей Политике.

Трудовые договоры с сотрудниками Компании, а также с контрагентами Компании предусматривают меры ответственности и штрафные санкции за нарушение конфиденциальности персональной информации пользователей.

Компания рекомендует пользователям соблюдать конфиденциальность данных учетных записей, логинов, паролей для доступа к мобильным приложениям и сервисам Компании. Пользователь обязуется незамедлительно сообщать Компании о любом случае компрометации паролей, логинов для доступа к мобильным приложениям и сервисам Компании, используемых ключей электронной подписи, а также выявленного пользователем несанкционированного использования его учетной записи. Соблюдение пользователем настоящей рекомендации позволит обеспечить максимальную сохранность предоставленной Компании информации.

Компания оставляет за собой право в любое время вносить изменения в настоящую Политику.

Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте. Продолжение пользования сайтом, мобильным приложением, интернет-сервисами Компании после публикации новой редакции Политики на сайте Компании означает безусловное согласие пользователя с новой редакцией Политики.

На пользователе лежит обязанность знакомиться с текстом Политики при каждом посещении сайта, мобильного приложения или интернет-сервисов Компании.

Источник

Оцените статью
Разные способы