- Способы регулирования деятельности тнк
- Часть 1. Общие положения
- Статья 1. Правовые основы деятельности транснациональных корпораций
- Статья 2. Понятие «транснациональная корпорация»
- Статья 3. Участники корпорации
- Часть 2. Формирование и деятельность корпорации
- Статья 4. Создание и порядок регистрации корпорации
- Статья 5. Организационный проект корпорации
- Статья 6. Органы управления корпорации
- Статья 7. Понятие «деятельность корпорации»
- Статья 8. Государственная поддержка и стимулирование деятельности корпорации
- Статья 9. Ответственность участников
- Статья 10. Отчетность корпорации и контроль за ее деятельностью
- Статья 11. Право собственности корпорации на прибыль и произведенную продукцию
- Статья 12. Правовые основы регулирования социально-трудовых отношений в корпорации
- Статья 13. Ликвидация корпорации
- Часть 3. Заключительные положения
- Статья 14. Соотношение Конвенции с международными договорами
- Статья 15. Порядок вступления в силу Конвенции
- Статья 16. Срок действия Конвенции
- Статья 17. Порядок присоединения к Конвенции
- Статья 18. Порядок внесения изменений и дополнений в Конвенцию
- Статья 19. Разрешение споров
- ОГОВОРКА УКРАИНЫ по пункту II-1 повестки дня заседания Совета глав правительств государств-участников СНГ «О Конвенции о транснациональных корпорациях» 6 марта 1998 г.
- Тема 7. Институциональное устройство мировой экономики
- Оглавление
- 7.1. Общие понятия об институциональной структуре и основных институтах мировой экономики
- 7.2. Роль государства в мировой экономике и ее эволюция
- 7.3. Международные экономические организации
- 7.4. Международные корпорации как институт мировой экономики
- Основные типы международных корпораций
- Понятие ТНК в современной версии ЮНКТАД
- Характерные особенности ТНК
- ТНК и пределы государственного регулирования экономики
- Резюме
Способы регулирования деятельности тнк
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 года N 364 сообщено о намерении Российской Федерации не стать участником настоящей Конвенции. — Примечание «КОДЕКС».
Государства — участники настоящей Конвенции, в дальнейшем Стороны,
считая необходимым обеспечение структурной перестройки экономик государств — участников Содружества, ускорения научно-технического прогресса,
стремясь обеспечить благоприятные условия для поддержания и развития производственной кооперации между предприятиями государств — участников Содружества,
подтверждая стремление увеличить экспортный потенциал и конкурентоспособность предприятий государств — участников Содружества,
содействуя проведению активной промышленной политики, углублению интеграции и привлечению инвестиций,
придавая важное значение использованию современных форм взаимодействия в области производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной деятельности,
руководствуясь Соглашением о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 года,
согласились о нижеследующем:
Часть 1. Общие положения
Статья 1. Правовые основы деятельности
транснациональных корпораций
1. Настоящей Конвенцией устанавливаются общие основы сотрудничества Сторон в области создания и деятельности транснациональных корпораций (далее — корпорация).
2. Отношения, не урегулированные настоящей Конвенцией, регулируются двусторонними соглашениями между Сторонами, а также их национальным законодательством.
3. Регулирование вопросов применения настоящей Конвенции осуществляется уполномоченным на то государственным органом Стороны, осуществляющим регистрацию корпорации.
4. Стороны договорились, что ведение банка данных о создаваемых корпорациях со стороны органов Содружества Независимых Государств осуществляет Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза.
5. При формировании корпорации каждая из Сторон исходит из необходимости защиты прав собственности на расположенное на ее территории имущество юридических лиц другой Стороны.
6. Стороны согласились, что корпорация создается и действует в соответствии с требованиями законодательства Сторон.
Статья 2. Понятие «транснациональная корпорация»
1. Стороны признают под понятием «транснациональная корпорация» юридическое лицо (совокупность юридических лиц):
имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более Сторон;
образованное юридическими лицами двух и более Сторон;
зарегистрированное в качестве корпорации в соответствии с настоящей Конвенцией.
2. В настоящей Конвенции понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т.п.
3. Корпорация вправе осуществлять на территориях Сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством Сторон.
Статья 3. Участники корпорации
1. Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.
2. Государственные, муниципальные и унитарные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.
Часть 2. Формирование и деятельность корпорации
Статья 4. Создание и порядок регистрации корпорации
Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством Сторон способом.
Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства — места ее регистрации.
Регистрация подтверждается выдачей свидетельства установленного образца, содержащего полное наименование и организационно-правовую форму корпорации с обязательным включением в него словосочетания «транснациональная корпорация».
Статья 5. Организационный проект корпорации
При регистрации корпорации представляется организационный проект корпорации.
Под организационным проектом корпорации понимается пакет документов, представленный в уполномоченный государственный орган Стороны, осуществляющий регистрацию корпорации. Организационный проект содержит необходимые сведения о целях и задачах, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации корпорации.
Статья 6. Органы управления корпорации
Структура управления (состав высшего, исполнительного и контрольного органов) определяется в учредительных документах корпорации, исходя из законодательства государства — места регистрации корпорации.
Статья 7. Понятие «деятельность корпорации»
Под деятельностью корпорации Стороны понимают деятельность ее участников и головного предприятия (центральной компании), ведущуюся в соответствии с учредительными документами корпорации и законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, и ее организационным проектом при использовании обособленных активов.
Статья 8. Государственная поддержка и стимулирование
деятельности корпорации
Стороны могут на паритетной основе предпринимать не противоречащие законодательству Сторон меры, направленные на стимулирование создания и деятельности корпорации, в том числе на:
передачу в доверительное управление корпорации или ее участнику принадлежащих государствам пакетов акций предприятий — участников корпорации;
зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных условиями инвестиционного конкурса (торга), для корпорации-покупателя;
предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма залога;
отмену двойного налогообложения участников корпорации на территории Сторон, где действует корпорация и ее предприятия-участники;
осуществление беспошлинного ввоза и вывоза оборудования, продукции, работ, услуг и перемещения капитала между участниками корпорации;
предоставление банкам — участникам корпорации, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм обязательного резервирования и изменения других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности;
предоставление банкам — участникам корпорации инвестиционных кредитов через Межгосударственный банк и иной финансовой поддержки для реализации проектов корпорации.
В каждом конкретном случае политика Сторон в этом вопросе носит индивидуальный характер и определяется соответствующим нормативным актом.
Статья 9. Ответственность участников
По обязательствам корпорации и/или головного предприятия (центральной компании), возникшим в результате участия в деятельности корпорации, участники несут ответственность в соответствии с законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию.
Статья 10. Отчетность корпорации
и контроль за ее деятельностью
1. Корпорация представляет отчетность в соответствии с законодательством государства — места регистрации корпорации.
2. Юридические лица, входящие в корпорацию, представляют отчетность по месту их нахождения.
3. Уполномоченный государственный орган государства — места регистрации корпорации вправе назначать аудиторские проверки деятельности корпорации в соответствии с законодательством этого государства.
Статья 11. Право собственности корпорации на прибыль
и произведенную продукцию
1. Право собственности корпорации и других юридических лиц, входящих в ее состав, на прибыль и произведенную продукцию определяется законодательством Сторон, юридические лица которых входят в корпорацию, или на основании отдельного межправительственного соглашения.
2. Налогообложение юридических лиц, входящих в корпорацию, осуществляется по месту их нахождения в соответствии с законодательством государства — места пребывания.
Статья 12. Правовые основы регулирования
социально-трудовых отношений в корпорации
Регулирование социально-трудовых отношений в корпорации осуществляется на основе законодательства Сторон, на территории которых расположены ее участники, если иное не оговорено межгосударственными договорами (соглашениями).
Статья 13. Ликвидация корпорации
Корпорация может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным законодательством государства — места регистрации корпорации, а также в связи с прекращением действия соответствующего межправительственного соглашения.
Часть 3. Заключительные положения
Статья 14. Соотношение Конвенции
с международными договорами
Настоящая Конвенция не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны.
Статья 15. Порядок вступления в силу Конвенции
1. Настоящая Конвенция вступает в силу на 30-й день со дня сдачи на хранение депозитарию третьей ратификационной грамоты.
2. Для Сторон, ратифицировавших ее позднее, Конвенция вступает в силу на 30-й день со дня сдачи ими на хранение своих ратификационных грамот.
Статья 16. Срок действия Конвенции
1. Настоящая Конвенция действует в течение 10-ти лет со дня вступления ее в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на пятилетний период, если Стороны не примут иного решения.
2. Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 12 месяцев до выхода.
Статья 17. Порядок присоединения к Конвенции
К настоящей Конвенции после вступления ее в силу могут присоединиться другие государства путем передачи депозитарию документов о таком присоединении.
Статья 18. Порядок внесения изменений
и дополнений в Конвенцию
По взаимной договоренности Сторон в настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения, оформленные протоколом.
Статья 19. Разрешение споров
Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием положений настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон, а также путем обращения в Экономический Суд Содружества Независимых Государств или другой согласованный Сторонами судебный орган, решение которого признается обязательным.
Совершено в городе Москве 6 марта 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию.
Подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.
ОГОВОРКА УКРАИНЫ
по пункту II-1 повестки дня заседания Совета
глав правительств государств-участников СНГ
«О Конвенции о транснациональных корпорациях»
6 марта 1998 г.
1. За исключением абзаца 2 преамбулы и слов «Экономический Суд Содружества Независимых Государств или другой» в статье 19.
Текст документа сверен по:
рассылка
Источник
Тема 7. Институциональное устройство мировой экономики
Цель – рассмотреть институциональное устройство и основные институты мировой экономики.
Задачи:
- изучить общие понятия, касающиеся институциональной структуры и основных институтов мировой экономики;
- проанализировать роль государства в мировой экономике и проследить ее эволюцию;
- выявить роль и значение международных экономических организаций в мировой экономике;
- рассмотреть международные корпорации как институт мировой экономики.
Оглавление
7.1. Общие понятия об институциональной структуре и основных институтах мировой экономики
Вначале попытаемся разобраться, что такое институциональная структура мировой экономики 1 . Под институциональной структурой мировой экономики понимают совокупность различных институтов, через которые осуществляется функционирование и регулирование международных экономических отношений (взаимодействия национальных экономик на микро-, макро- и наднациональном уровнях) и мировой экономики в целом (не только МЭО, но и национальных экономик). Первостепенным элементом институциональной структуры является понятие «институт», которое можно трактовать как в широком, так и в узком смысле слова.
В широком смысле слова институт – это та или иная форма общественного устройства с его писаными и неписаными законами (нормами права и обычаями, формальными и неформальными правилами) и с соответствующими учреждениями и организациями. В узком смысле институт – это, во-первых, совокупность норм права в какой-либо области общественных отношений, во-вторых, обозначение того или иного типа организации, и, в-третьих, наименование некоторых вузов, проектных и научно-исследовательских учреждений.
В рамках мировой экономики выделяют следующие основные институты: институты национальных экономик, международные институты мировой экономики, международные корпорации и их объединения, выделяемые в особый институт, поскольку являются наиболее могущественной и влиятельной силой в современной мировой экономике. Рассмотрим более подробно особенности и специфику вышеперечисленных образований.
К институтам национальной экономики относятся государственные институты, частные и прочие институты (например, смешанные (полугосударственные) предприятия и их объединения, муниципальные предприятия). Государственные институты национальной экономики – это, прежде всего, национальные законодательные, исполнительные, судебные системы с соответствующими государственными органами власти, учреждениями и предприятиями, посредством которых обеспечивается проведение экономической политики, в том числе регулирование ВЭД. Частные институты национальных экономик представляют собой системы национальных формальных и неформальных организаций частного бизнеса, посредством которых осуществляется разнообразная экономическая деятельность, в том числе ВЭД.
М еждународными институтами мировой экономики (МИМЭ) считаются институты международного права, международные организации 2 , призванные обеспечивать координацию и регулирование взаимодействия национальных экономик на разных уровнях и в различных сферах экономической деятельности.
Выделим характерные особенности МИМЭ. Во-первых, международные институты мировой экономики базируются на нормах, принципах, обычаях международного права и международных договорах. Во-вторых, международные правовые акты имеют приоритет перед национальными нормами регулирования в той правовой сфере, в которой у данного государства заключены соответствующие международные соглашения.
Говоря об особенностях МИМЭ, необходимо знать основные принципы, на которых базируется современный международный экономический порядок:
- принцип суверенитета государства над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;
- принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;
- принцип экономического сотрудничества;
- принцип взаимной выгоды;
- принцип экономической недискриминации;
- принцип наиболее благоприятствуемой нации;
- принцип национального режима.
Среди вышеперечисленных принципов два наиболее важных – это режим наибольшего благоприятствования (режим наиболее благоприятствуемой нации) и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования (в частности по отношению к торговле товарами) означает, что любое преимущество в торговле товарами, предоставляемое одной из стран, автоматически распространяется на остальные страны. Принцип национального режима (по отношению к торговле товарами) означает, что импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.
7.2. Роль государства в мировой экономике и ее эволюция
Одним из важных институтов в национальной и мировой экономике является государство . До сих пор в науке и на практике ведутся споры относительно предназначения, основных функций и роли государства в обществе.
В целом можно выделить несколько взаимосвязанных целей, стоящих перед государством:
- обеспечивать организованность и порядок в обществе;
- поддерживать общественное благосостояние;
- предоставлять основные общественные блага;
- создавать и поддерживать условия устойчивого экономического развития;
- стимулировать условия стабильного экономического роста;
- управлять внешними эффектами и т.д.
Вышеперечисленные (и иные) цели государства можно выстроить в виде иерархии целей (дерева целей), своеобразной логически-последовательной цепочки, в которой каждое последующее звено является более узкой целью по отношению к предыдущей и к исходной (главной) цели государства. Тем не менее, надо заметить, что у каждой страны существует своя стратегия развития, свои приоритеты и национальные интересы и, соответственно, цепочка целей будет своя.
Для достижения своих целей государство располагает тремя основными экономическими функциями: ограничительной, координирующей, регулирующей.
Ограничительная функция государства в экономике предполагает, что индивидуальная свобода граждан ограничивается верховной властью с целью предотвращения произвола сильных над слабыми, формирует определенную институциональную структуру экономики: правила и нормы экономического поведения, хозяйственное законодательство.
Координирующая функция государства в экономике предназначена для улаживания конфликтов между хозяйствующими субъектами, между представителями различных социальных слоев, имеющих неравное отношение к собственности на средства производства и его результаты; а также защиты конкуренции, проведения антимонопольной политики.
Регулирующая функция государства в экономике предполагает принятие и осуществление различных программ регулирования, стратегий развития экономики и выработку приоритетов экономической политики; регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за сбалансированностью государственного бюджета; государственное предпринимательство.
Характерно, что регулирующая функция государства в экономике далеко не одинакова и равнозначна не только в разных странах, но и в отдельно взятой стране в разные периоды ее развития. Кроме того, регулирующая функция различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества поддерживать такое вмешательство. При этом интересно, что она не сводится лишь к руководству государственным сектором экономики.
Так, сокращение государственного сектора в экономике не обязательно означает ослабление экономической роли государства, хотя ослабление его предпринимательской функции в этой связи, конечно, очевидно. Сокращение госсектора может сопровождаться усилением, расширением выполняемых государством экономических функций.
Изменение роли государства и приоритетов, стоящих перед государством, можно наблюдать не только в территориальном, но и во временном разрезе. Вопрос о роли государства в экономике – один из самых «старых» и спорных в экономической науке: от идеи о почти полном устранении государства из экономической жизни в концепциях ортодоксального либерализма до наделения его широчайшим набором хозяйственных и контрольных функций в теориях смешанной и плановой экономики. Хотя в настоящее время этот вопрос все чаще рассматривается в контексте главной особенности современного этапа эволюции роли государства – постепенного перехода от политики «социального государства» к политике «эффективного государства», мы рассмотрим и иные взгляды на роль государства в обществе.
Так, на протяжении всего исторического развития эволюция роли государства как социального института выглядит следующим образом:
- государство как институт политической власти;
- государство как «ночной сторож»;
- государство как институт макроэкономического регулирования;
- «социальное государство»;
- «эффективное государство».
Дадим краткую характеристику вышеперечисленных этапов развития взглядов на роль государства.
Концепция государства как института политической власти была характерна для раннего и среднего этапов развития государств, скажем, до середины XVIII в. В то время государство, прежде всего, выполняло политические функции, являясь оплотом поддержания единства власти в стране. При этом весьма явственно государство защищало внешние границы и вело захватническую политику.
Второй этап в изменении представлений о государстве начинается с середины – конца XVIII в. В частности, концепция государства как «ночного сторожа» была выдвинута Адамом Смитом в трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В силу действия в экономике принципа «невидимой руки» и эффективности работы данного механизма, по мнению А.Смита и других представителей классической школы, государство напрямую не должно вмешиваться в экономическую сферу. Роль государства ограничивается поддержанием условий конкуренции на рынке, созданием правил игры, законодательной базы и т.д.
Третий этап в развитии взглядов на государство связан с именем Джона Мейнарда Кейнса (30-е гг. ХХ в.), который подверг резкой критике взгляды классиков. Кроме того, и на практике политика невмешательства государства в экономику доказала свою несостоятельность (достаточно вспомнить Великую Депрессию 1929 г.). Для вывода экономики из кризиса использовались следующие кейнсианские методы: активная бюджетная политика, рост госрасходов антициклическая политика, протекционизм во внешней торговле. Усиление роли государства в 30-е гг. характерно практически для всех государств (как для демократических США, так и для фашистских Германии и Италии). Интересно, что усиление роли государства в странах Запада хронологически совпало с периодом наиболее успешного функционирования советской модели экономики, в которой государство абсолютно доминировало.
80-90-е гг. ХХ в. – вплоть до настоящего времени – преобладание концепции «эффективного государства». Основные процессы, характерные для этого этапа, — это дерегулирование, приватизация и либерализация.
Рассмотрим ключевые понятия «эффективного государства». Государство в силу колоссальных, неимоверно раздутых расходов, повлекших увеличение дефицита государственного бюджета, должно существенно сократить круг своих обязанностей, переложив решение ряда задач на других хозяйствующих субъектов. В конечном счете, государство должно выступать не как источник экономического роста, а как катализатор, партнер и помощник. В этом и состоит принцип эффективности – увеличение отдачи от государства.
Таким образом, основные принципы политики «эффективного государства» сводятся к следующему:
- повышение качества услуг, оказываемых государством, что не должно быть связано с ростом объема его полномочий (скорее наоборот – чем больше государство берет на себя полномочий, тем ниже его эффективность), с расширением и ростом масштабов государственного вмешательства;
- исходя из принципа «лучше меньше, да лучше», «государства должно быть столько, сколько нужно», но его эффективность должна быть больше.
Понятие «эффективности» очень сложно и многопланово. При определении эффективности государственного регулирования экономики следует:
во-первых, рассматривать степень соответствия полученного результата поставленной социально-экономической цели;
во-вторых, сравнивать результаты с затратами на их достижение, т.е. учитывать фактор экономической эффективности (причем как макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях);
в-третьих, учитывать фактор социальной эффективности, поскольку при принятии решений в области экономической политики неизбежно возникает проблема выбора между экономической эффективностью и социальной справедливостью;
в-четвертых, учитывать фактор адаптационной эффективности, обусловленный возникновением и увеличением разрыва между сложностью и новизной задач, с одной стороны, и формами, методами, приемами регулирования, наработанными в прошлом, с другой. Адаптационная эффективность – это (в узком смысле) реакция на происходящие в экономике события и изменения; а также (в широком смысле) – активное воздействие в направлении упреждения возникающих проблем.
Таким образом, мы должны оценить эффективность государственного регулирования с различных точек зрения, принимая во внимание всевозможные аспекты, в первую очередь, жизненно важные для экономики страны в конкретный период времени.
Существует несколько показателей, использующихся для измерения эффективности «работы» государства как на макро-, так и на микроуровнях.
Основные индикаторы макроуровня – это экономический рост и его качество; приток, отток и структура инвестиций; «пороговые» значения национальной экономической безопасности; место страны в различных мировых рейтингах (международной конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности, степени экономической свободы и т.д.).
Влияние государства на экономику во многом проявляется в степени огосударствления экономики, которая определяется в соответствии со следующими макроэкономическими параметрами/индикаторами:
- доля госсектора в ВВП, промышленной продукции, занятости;
- масштабы госбюджета (в % к ВВП);
- уровень госдолга.
Приведем ряд цифр для сравнения. Так, в странах ЕС на государственные хозяйственные объекты приходится около 11% работающих по найму, 10% вновь созданной стоимости и более 13% валовых инвестиций в основные фонды. Удельный все госсектора колеблется от 17,6% в Финляндии и 15,4% в Австрии до 5,7% в Нидерландах и 2,7% в Великобритании 7 . Как правило, госсектор доминирует в базовых отраслях экономики. В Италии госкомпании контролируют в основном черную металлургию, электротехническую и судостроительную промышленность. В Великобритании госсектор доминирует в угольной промышленности и ядерной энергетике. Во Франции его роль значительна в электроэнергетике, аэрокосмической, электронной, химической промышленности, металлургии, автомобилестроении. В России позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов, медицинской и микробиологической промышленности, на транспорте и связи.
В целом, в конце ХХ – начале ХХ I веков мы можем говорить о зарождении новой тенденции в развитии большинства государств – деэтатизации. Деэтатизация предполагает делегирование государством ряда своих полномочий различным структурам и институтам, например, частному бизнесу (приватизация, дерегулирование, социальные инвестиции), местным властям (муниципальным органам власти), наднациональным организациям, другим международным организациям, неформальным общественным организациям. Эти процессы наблюдаются во всех группах стран – развитых, развивающихся, странах с трансформирующейся экономикой. Значение деэтатизации велико, так как она способствует повышению эффективности функционирования государства в обществе.
Тем не менее, нас не может не беспокоить один вопрос. Сохраняет ли государство на современном этапе свою ведущую роль в регулировании МЭО или нет? С правовой точки зрения ответ будет положительным, так как государство как первичный субъект международного права, не может не занимать центральное место в регулировании МЭО, обладая экономическим суверенитетом. В то же время государству приходится приводить свое законодательство в соответствие с нормами тех международных организаций, членом которых оно является. Таким образом, в целом государство сохраняет ведущие позиции в регулировании МЭО, тем не менее, заметно усиливается значение межгосударственного регулирования (посредством межправительственных организаций).
7.3. Международные экономические организации
На современном этапе международные организации (в частности международные экономические организации) выступают одним из ведущих институтов мировой экономики. При этом их значение и роль в регулировании и координации международных экономических отношений постоянно усиливается.
Можно выделить следующие критерии классификации международных организаций:
- по характеру состава участников:
- международные межправительственные (межгосударственные) организации (ММПО);
- международные неправительственные организации (МНПО).
- по географическому охвату:
- всемирные организации;
- региональные (субрегиональные и межрегиональные) организации.
Остановимся более подробно на особенностях международных межправительственных и международных неправительственных организаций.
Международная межправительственная (межгосударственная) организация (ММПО) представляет собой созданную на основе многостороннего международного соглашения постоянное объединение государств в целях содействия решению международных проблем и развитию широкого равноправного сотрудничества между государствами в соответствии с принципами и нормами международного права. Первая ММПО – Постоянная комиссия по судоходству на Рейне была создана еще в 1815 г. В конце ХХ в. в мире насчитывалось около 5 тыс. ММПО (по данным Союза международных ассоциаций).
ММПО характеризуется следующими признаками:
- наличие международного договора (конвенции, устава и т.д.), заключенного между государствами в соответствии с нормами международного права;
- постоянный характер деятельности;
- соответствие целей и принципов деятельности нормам международного права и положениям Устава ООН;
- наличие характерной структуры и системы органов, составляющей механизм организации (представительный орган, исполнительный орган, секретариат и другие органы, предусмотренные учредительными документами);
- метод деятельности – обсуждение, переговоры и принятие решений путем голосования или достижения консенсуса;
- установление связей и сотрудничества с другими объединениями государств и международными организациями;
- членами ММПО являются только суверенные государства, а не их органы (несмотря на то, что они часто именуются межправительственными) или части государства права и положениям Устава ООН.
Международные неправительственные организации (МНПО) – это международные структуры, объединяющие негосударственные институты и индивидов ряда стран для сотрудничества в различных областях: политические (например, Социнтерн), правовые (Международная Амнистия), экономические (Международная Торговая Палата), гуманитарные (Красный Крест), экологические (Гринпис) и т.д.
С целью более подробного анализа международных экономических организаций выделим критерии их классификаций:
- организационный принцип;
- сфера регулирования;
- характер компетенции;
- объем компетенции, передаваемой государствами международной организации.
По организационному принципу международные экономические организации делятся на:
- международные экономические организации системы ООН (Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС и др.);
- международные экономические организации, не входящие в систему ООН (ОЭСР, МЭА и др.);
- региональные экономические организации интеграционного типа (интеграционные группировки стран — ЕС, НАФТА, АСЕАН, МЕРКОСУР и др.).
Международные экономические организации системы ООН включают в себя:
- Генеральную Ассамблею (ГА);
- Экономический и социальный совет (ЭКОСОС);
- Специализированные учреждения ООН и межправительственные организации, связанные с ООН;
- Департамент по международным экономическим и социальным вопросам в Секретариате ООН.
Международные экономические организации, не входящие в систему ООН, представлены в таблице.
Организации системы ОЭСР
Международные и региональные организации общей компетенции
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
«Большая семерка», или «Группа семи»
Лига арабских государств
Международное энергетическое агентство
Агентство по ядерной энергии
По сфере многостороннего регулирования можно выделить следующие группы международных экономических организаций:
- международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяйства (ПРООН, ЮНИДО, МЭА, АЯЭ и др.);
- международные экономические организации в системе регулирования мировой торговли (ВТО, ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров);
- региональные экономические организации;
- международные валютно-кредитные и финансовые организации (МВФ, группа Всемирного банка, ЕБРР и др.);
- международные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Комиссия ООН по ТНК и др.);
- международные неправительственные организации, содействующие развитию международного бизнеса (например, международные и региональные союзы предпринимателей, МТП, региональные торговые палаты и др.).
По характеру компетенции организации делятся на:
- международные организации, обладающие общей компетенцией (например, ООН – компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества за исключением конкретных вопросов, отнесенных к компетенции ее специализированных учреждений);
- международные организации, обладающие специальной компетенцией (например, специализированные учреждения ООН).
По объему компетенции, передаваемой государствами международной организации, бывают:
- межправительственные организации, выполняющие координирующие функции;
- международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции;
- наднациональные организации.
Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов, имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов. ВТО, Всемирный банк и МВФ относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа.
Выделим ключевые особенности наднациональных организаций:
- право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства согласно его конституции;
- полномочия на создания правил, обязательных для государств-членов, механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами;
- право обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов;
- возложение широких полномочий по созданию правил и их контролю на непредставительные органы, т.е. международных служащих.
ЕС – яркий пример международной организации наднационального типа. Главные органы ЕС – Европейский совет, Европейский парламент, Совет министров ЕС, Европейская комиссия, Европейский суд, Европейский центральный банк и др.
7.4. Международные корпорации как институт мировой экономики
Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики и МЭО. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление МРТ. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, «локомотивы» мировой экономики.
Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом динамично развивающихся МЭО, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на МЭО, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.
Вначале определим, что такое международная корпорация.
В широком смысле слова международная корпорация – это форма структурной организации предпринимательской деятельности крупной компании по реализации ее долгосрочных экономических интересов за пределами страны своего базирования. В узком смысле это инкорпорированное (зарегистрированное в качестве акционерного общества) предприятие с зарубежными активами.
Ключевая особенность структурной организации международных корпораций состоит в том, что международная корпорация состоит из головной (родительской) компании и ее зарубежных филиалов, которые могут иметь различную юридическую форму (акционерное общество, ООО, коммандитное товарищество – партнерство и др.), но находятся под контролем или влиянием головной компании, при этом корпорация оперирует хотя бы в двух странах: стране базирования и принимающей стране.
Страна базирования – это страна, в которой расположена головное предприятие (родительская компания) международной корпорации. Принимающая страна – страна, в которой размещается зарубежное подразделение головного предприятия (родительской компании) международной корпорации. В более широком смысле под принимающей страной понимают государство, которое «принимает» разного рода иностранные инвестиции (прямые, портфельные, прочие).
Основные типы международных корпораций
Транснациональная корпорация (ТНК) – это компания, в состав которой входят подразделения, функционирующие на территории нескольких государств. ТНК объединяет эти подразделения в единый международный комплекс на основе проведения общей хозяйственной политики, что дает возможность обеспечения оптимального распределения ресурсов, технологий, ответственности в рамках компании.
Роль ТНК в мировой экономике велика. ТНК превратили мировую экономику в международное производство, обеспечили развитие НТП во всех его направлениях: технического уровня и качества продукции, эффективности производства, совершенствования форм менеджмента, управления предприятиями. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития. Современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствуя превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) МЭО в глобальные.
Для современного этапа развития мировой экономики характерен стремительный процесс транснационализации. При этом ТНК занимают ведущие позиции во всех формах МЭО. В частности, ТНК представляют собой важнейший результат зарубежного инвестирования, являются важнейшим субъектом зарубежного инвестирования (до 90% ПЗИ осуществляют ТНК) и международной торговли (2/3 оборота международной торговли непосредственно связано с ТНК). ТНК «определяют лицо» мировой экономики. Об этом свидетельствуют количественные и качественные показатели.
Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» — трем экономическим центрам мировой системы: США, странам ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке ТНК НИС.
Отраслевая структура ТНК достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства (прежде всего они специализируются на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% — в сфере услуг и 3% — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. В последнее время четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве, при этом снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве. Так, по данным американского журнала « Fortune », главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности новых индустриальных и относительно развивающихся стран. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции государств-реципиентов капитала. Для беднейших стран политика иная – ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом они наращивают товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки.
Основным фактором и качественным параметром, отражающим эффективную деятельность ТНК, является международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ. Она дает возможность:
Кроме того, необходимо помнить, что во внутрифирменной торговле ТНК используются особый механизм ценообразования — трансфертные (внутрифирменные) цены. Трансфертные цены могут существенно отличаться от рыночных цен на аналогичную продукцию, поскольку устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Завышая или занижая цены во внутрифирменном обороте с учетом различий в законодательствах разных стран о налогах, охране труда и окружающей среды, корпорации увеличивают чистые прибыли.
В целом ТНК олицетворяют собой международную компанию как тип предприятия, соответствующего условиям интернационализации и глобализации экономики.
Показателями международного характера деятельности компаний являются следующие параметры:
- продажи за рубежом/общий объем продаж;
- объем производства за рубежом/общий объем производства;
- стоимость активов за рубежом/общая стоимость активов;
- прибыль, полученная за рубежом/общая величина прибыли;
- инвестиции в НИОКР за рубежом/общая величина инвестиций в НИОКР;
- число занятых за рубежом/общее число занятых.
При этом важно заметить, что показатели деятельности ТНК следует оценивать в совокупности (например, объем продаж может искажать картину за счет внутрифирменных поставок или варьироваться в зависимости от географических особенностей — дочерние предприятия американских ТНК в Канаде либо в Западной Европе). Также необходимо учитывать отраслевую специфику (пищевая промышленность в отличие от машиностроения или, скажем, электроники).
Понятие ТНК в современной версии ЮНКТАД
В настоящее время в докладах ЮНКТАД по мировым инвестициям понятие ТНК раскрывается следующим образом. ТНК – это инкорпорированные (зарегистрированные в качестве корпорации) или неинкорпорированные предприятия, которые включают в себя родительскую компанию и ее зарубежные филиалы.
Родительская компания ТНК – это предприятие, контролирующее активы других хозяйственных единиц, расположенных за пределами страны его базирования, обычно посредством владения определенной частью их собственного капитала (как правило, долей не ниже 10%). З арубежный филиал ТНК – это инкорпорированное или неинкорпорированное предприятие, в котором инвестор, являющийся резидентом другой страны, владеет долей, позволяющей реализовывать его долгосрочные интересы в управлении этим предприятием.
В отечественной литературе в понятия «зарубежный(е) филиал(ы)», «филиал(ы) ТНК», как правило, вкладывают более узкий смысл (то, что на Западе обычно понимают как «отделение» (a branch), т.е. один из видов филиалов, но не «филиалы» или «зарубежные филиалы» вообще (affiliates of foreign affiliates).
Выделяют следующие виды зарубежных филиалов ТНК: отделение ТНК, дочернее предприятие ТНК, ассоциированное предприятие ТНК. Раскроем сущность данных понятий, оперируя терминологией ЮНКТАД.
Отделения ТНК (branch) – это предприятия неакционерного типа в принимающей стране, находящиеся в полной или совместной собственности инвестора, не являющегося резидентом данной страны.
Д очернее предприятие ТНК (subsidiary) – это акционерное предприятие, регистрируемое за рубежом как юридическое лицо принимающей страны, но которое фактически принадлежит предприятию другой страны (головной компании ТНК), поскольку последнее в этом зарубежном предприятии:
- владеет более чем половиной голосов акционеров (обычных, так называемых «голосующих» акций);
- имеет право назначать на должность или перемещать с одной должности на другую большинство членов административно-управленческого персонала и наблюдательного совета.
Ассоциированное предприятие ТНК (affiliate/associate) – это акционерное предприятие, регистрируемое за рубежом как юридическое лицо принимающей страны, в котором предприятию другой страны (родительской компании) принадлежит не более половины, но не менее 10%, голосов акционеров. Ассоциированное предприятие отличается от дочернего предприятия относительно большей самостоятельностью.
Характерные особенности ТНК
ТНК характеризуются специфической конкурентной средой , которая, с одной стороны, не может быть охарактеризована только как рыночная (так как внутри мегакорпорации образуется особый внутренний рынок с трансфертными ценами, устанавливаемыми для «внутреннего пользования»). С другой стороны, эта конкурентная среда не может быть охарактеризована и только как плановая (так как нередко в мегакорпорациях сохраняется острая внутренняя конкуренция, действует институт подрядчиков, основанный на чисто коммерческих основах).
С понятием ТНК тесно связано понятие «интернализация». Под интернализацией понимают стратегию перенесения внешнеэкономических операций во внутрифирменную международную структуру. В частности, одним из конкурентных преимуществ ТНК является особый механизм ценообразования, уже упоминаемое нами трансфертное ценообразование.
Кроме того, на современном этапе развития мировой экономики большинство ТНК представляет собой не единое (одно) юридическое лицо, а объединение ряда юридических лиц в рамках мегакорпорации (интегрированной корпоративной структуры, связанно-диверсифицированной структурой). При этом нередко компании не идут на полное слияние, а создают такой механизм взаимодействия, который позволяет им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, в том числе входить в несколько мегакорпораций.
Рассмотрим причины и способы формирования ТНК.
Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы. Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей посредством создания крупнейшими компаниями многочисленных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения ТНК следует отнести их экономическую эффективность, обусловленную большими масштабами производства во многих отраслях. Необходимость выстоять в конкурентной борьбе способствует концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах. И соответственно появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.
Немаловажную роль в становлении международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно привести практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрацу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями как «Samsung», «Daewoo», «LG electronics»). Существуют специальные программы поддержки отечественных международных корпораций ТНК в Китае и США. В частности, в США налоги, которые уплачиваются филиалами американских корпораций в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнских компаний. Кроме того, с суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать многие операционные расходы филиалов в государствах приложения капитала (расходы на рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на социальное страхование и т.д.). Допускается также отсрочка уплаты налогов до перевода прибылей, т.е. фактические на это время предоставляется государственный беспроцентный кредит. Кроме того, в США на капиталовложения корпораций, действующих в развивающихся странах, распространяются налоговые скидки на инвестиции.
Можно выделить следующие пути формирования транснациональных структур:
- по форме накопления капитала (централизация/концентрация);
- по организационно-правовой форме (картель/трест/концерн);
- по характеру интеграции (горизонтальная/вертикальная/диагональная).
Рассмотрим основные пути формирования ТНК более подробно.
Концентрация капитала представляет собой увеличение масштабов хозяйственной деятельности за счет вовлечения в нее ранее не использовавшихся факторов производства. При этом накопление капитала рассматривается как с точки зрения отдельного предприятия, так и общества в целом.
Централизация капитала – это процесс перераспределения факторов производства между существующими предприятиями. Данный процесс п редставляет собой накопление капитала лишь с точки зрения отдельного предприятия, а не общества в целом. Первоначально централизация возникает как вторичная и производная форма накопления, постепенно превращаясь в главную. Как правило, она осуществляется в виде слияний и поглощений, а также через соглашения и сговоры.
Картель – форма объединения предприятий на основе соглашения, устанавливающего объем производства для каждого участника, цены на товары, условия найма рабочей силы, разграничение рынков сбыта. Участники картеля сохраняют хозяйственную самостоятельность. Картель — исторически первая форма международных монополий, предтеча ТНК (основной акцент — регулирование международной торговли). Характерным примером картеля на мировом рынке является ОПЕК.
Трест – форма международной компании, в рамках которой участники объединены производственными связями; фактически (иногда и формально) лишены коммерческой и производственной самостоятельности; подчинены головной компании, осуществляющей оперативное руководство и координацию деятельности.
Концерн – форма объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля; отсутствием производственного единства между входящими в его состав фирмами; формальной самостоятельностью входящих в его состав фирм.
Горизонтальная интеграция – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию.
Вертикальная интеграция – объединение предприятий на основе технологических связей (от добычи сырья до выпуска готовой продукции).
Диагональная интеграция (конгломерат) – объединение предприятий, не связанных технологически и выпускающих разнородную продукцию.
Кроме того, в настоящее время очень популярными способами объединения предприятий в международных компаниях становятся консорциумы, стратегические альянсы и др.
ТНК и пределы государственного регулирования экономики
Проблема соотношения ТНК и государства заключается в том, что ТНК, во-первых, являются очень большими организациями, даже по сравнению с национальными экономиками (бюджет некоторых ТНК в несколько раз превосходит бюджеты малых государств); во-вторых, выступают как международные организации (границы фирмы не укладываются в рамки национальных границ, образуя так называемую «вторую экономику»).
В силу вышесказанного деятельность ТНК может оказывать не только положительное, но и негативное влияние на принимающие их государства. С целью снижения негативного воздействия со стороны ТНК международными организациями начиная с 70-х гг. ХХ в. стали разраба тываться всевозможные Кодексы поведения ТНК. Однако имеющиеся правила поведения для ТНК (своего рода правила хорошего тона для бизнеса и правительства, соглашение между заинтересованными сторонами, попытка свести воедино и кодифицировать лучшую мировую практику в этой области) силой закона не обладают, что сводит на нет их эффективность.
Резюме
В теме 7 были рассмотрены общие понятия институциональной структуры и основных институтов мировой экономики; раскрыта и прослежена эволюция роли государства в мировой экономике; рассмотрены различные классификации международных экономических организаций и их институциональные особенности. Особым объектом нашего рассмотрения стали ТНК, выступающие в современных условиях ведущей хозяйственной силой как на уровне национальных государств, так и в масштабах всемирного хозяйства. В этой связи были раскрыты характерные особенности международных корпораций как института мировой экономики.
Международные экономические организации возникают и развиваются в определенной среде. Они являются важной частью современной международной системы. История развития международных экономических организаций показывает, насколько тесно они были связаны с современной жизнью индустриального и постиндустриального общества и экспансией европейской системы международных отношений на остальной мир. В конце ХХ в. проявилась тенденция к сосредоточению ключевых функций по регулированию и мониторингу важнейших процессов в рамках сравнительно небольшого количества организаций. Наиболее универсальными из них являются МВФ, занимающийся макроэкономической политикой; ВТО, согласовывающая торговую политику; ООН, все более направляющая свои ресурсы на решение социальных проблем; группа Всемирного банка, в центре внимания которого находятся проблемы развития и проведение структурных реформ.
Источник