Способы регулирования безработицы кратко

Безработица: формы, виды и регулирование

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие безработицы

Безработица – это явление экономики, при котором часть трудоспособного населения находится в поиске работы, но не может ее найти.

Каждая страна самостоятельно определяет возрастные пределы, относящие граждан к трудоспособному населению, но существует международный стандарт, выработанный Международной организацией труда. Согласно ему, безработными считаются люди, которые в течение времени не могут найти работу, но при этом предпринимают попытки для ее поиска. Под работой понимается не только наемная деятельность, но и самозанятость. По рекомендациям МОТ к трудоспособному населению должны относиться граждане не моложе 15 лет. Но за каждой страной признается право самостоятельно определять нижнюю и верхнюю возрастную границы.

В России трудоспособным населением считаются граждане в возрасте от 15 до 72 лет. Пенсионеры, инвалиды и учащиеся относятся к безработным только в том случае, если они ищут работу либо готовы выйти трудиться.

Борьба с безработицей является одной из приоритетных задач экономической политики государства. Она оказывает влияние не только на экономическое, но и на социальное благополучие граждан. Нестабильность в стране, вызванная социальной неустроенностью может привести к существенным и долгосрочным проблемам. Например, снижение уровня дохода сказывается на демографической ситуации, что в свою очередь определяет потенциал экономического роста на десятилетия вперед.

Таким образом, безработица представляет собой социально-экономическое явление. Считается, что в рыночной экономике она всегда присутствует в силу естественных процессов. Государство уделяет особое внимание вопросу занятости, так как от неё зависит социальная стабильность и экономический потенциал национального хозяйства.

Готовые работы на аналогичную тему

Формы и виды безработицы

Формы безработицы делят на две группы – вынужденная и естественная. Естественная считается неустранимой. Она поддерживает долговременное равновесие на рынке рабочей силы, позволяет совершать достаточно быстрые перемещения кадров между отраслями и регионами страны. Вынужденной считается та часть безработицы, которая существует помимо естественной и существенно увеличивает ее уровень.

Безработица классифицируется по видам:

  • Фрикционная. Она имеет небольшую продолжительность. Ее составляют люди, которые недавно покинули место работы и в текущий момент находятся в поиске другого места. Срок смены работы составляет до 3 месяцев.
  • Институциональная. Причинами ее возникновения являются правовые нормы, текущее состояние рынка труда, факторы, которые влияют на соотношение предложения и спроса. Уровень безработицы может возрасти за счет активной социальной политики, когда людям становится выгодно не работать.
  • Добровольная. Этот вид безработицы связан с тем, что представители трудоспособного населения по определенным причинам могут отказываться от трудоустройства. Ее часто относят к естественной. В случае, когда добровольная безработица начинает превышать естественную, говорят о ее вынужденном виде.
  • Технологическая. Безработица, вызванная быстрыми изменениями в экономике по причине научно-технических новшеств. Автоматизация процессов, инновационная деятельность ведут к сокращению рабочих мест. Для производства этот подход становится эффективным, но на социальную сферу он оказывает негативное влияние.
  • Структурная. Ее причиной являются масштабные структурные изменения национального хозяйства. Большое число работников остается нетрудоустроенными. Кроме того, требуется их частичная или полная переподготовка для работы в новых условиях.
  • Региональная. Она формируется под влиянием совокупности социально-психологических, демографически, исторических факторов, характерных для данной местности.
  • Сезонная. Этот тип безработицы связан с особенностями производимых работ, например, в сельском хозяйстве, туризме и других отраслях экономики.
  • Частичная. Она возникает тогда, когда происходит частичное снижение спроса на выпускаемое предприятием благо.
  • Скрытая. Она характерна для стран переходного периода и стран, проходящих глубокие трансформации рыночного механизма.

Формы и виды безработицы необходимы для более точного определения причин их появления и поиска решений для преодоления негативных последствий.

Регулирование безработицы

Регулирование безработицы осуществляется государственной властью. Оно заключается в принятии и реализации комплекса мер по коррекции трудовых отношений. Чтобы рынок нормально функционировал необходимо создать условия гибкости и эффективности работы его механизма.

Читайте также:  Способы для зарабатывания денег

Управление занятостью основной своей целью ставит достижение приемлемого уровня безработицы. Чтобы реализовать мероприятия в рамках повышения уровня занятости, сначала выявляют факторы, сдерживающие нормальное функционирование рынка труда. Стоит отметить, что единого способа преодоления безработицы нет. Это сложный процесс, требующий учета исторических, политических и социально-экономических особенностей функционирования национального хозяйства.

Государство может проводить активную политику, то есть вмешиваться в процессы рынка. Однако, современные направления экономической теории подчеркивают несостоятельность такого подхода. Государство может создавать дополнительные рабочие места, стимулировать большое и малое предпринимательство. Но лучшим выходом становится обеспечение экономической стабильности, при которой реальный сектор развивается своими темпами, формируя потребность в трудовых ресурсах. У домашних хозяйств так же появляется время, чтобы получить соответствующее образование и опыт.

Считается, что ограниченное вмешательство государственной власти в работу рынка труда способствует его планомерному развитию. Он может самостоятельно уравновешивать предложение и спрос. Со стороны властных органов необходимо создание информационной базы для населения, а так же обеспечение доступа к общественным услугам, позволяющим получить образование.

Источник

Регулирование уровня безработицы

Рассматривая необходимость регулирования уровня безработицы, необходимо раскрыть закон Оукена.Американский экономист А. Оукен предположил наличие зависимости между уровнем безработицы и ростом ВВП государства, которая выражается в том, что на каждый процент превышения уровня безработицы над ее естественным уровнем происходит снижение ВВП по сравнению с уровнем, какой мог бы быть достигнут, если бы безработица находилась на естественном уровне.

Закон Оукена гласит, что страна теряет от 2 % до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем:

(ВВПф-ВВПп)/ВВПп=-К, (1)

ВВПф– фактический ВВП страны,

ВВПп– потенциальный ВВП страны,

К–коэффициент зависимости по отношению к превышению уровня безработицы [8, с. 410].

По мнению А.С. Баскина, данный закон иллюстрирует, что экономику страны существенно дестабилизируют инфляция и безработица. Проблема усугубляется тем, что меры по ограничению безработицы стимулируют инфляцию и наоборот. Поэтому необходимо грамотное и продуманное регулирование безработицы [19, с. 172].

Под регулированием уровня безработицы понимается комплекс мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью его регулирования.Регулирование безработицы осуществляется наразных уровнях:

— на общегосударственном, когда решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

— на региональном, когда меры принимаются местными властями с учетом соответствующих бюджетов; они направлены на регулирование рынка труда, сдерживание массового высвобождения работников, расширение социальной помощи безработным и т.д.;

— на локальном, когда меры касаются взаимоотношений субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, Центром занятости, местными органами исполнительной власти.

Важно подчеркнуть, что вне зависимости от уровня регулирования безработицы этот процесс должен проводиться с учетом общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики, что предполагает решение двух наиболее важных задач:

— определение долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места;

— в краткосрочной и среднесрочной перспективе необходимо предусмотреть меры снижения массового высвобождения потенциальных безработных и резкого роста реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Для этого обеспечивается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полной блокировки процессов рационализации занятости [19, с. 180].

Основными направлениями государственного регулирования уровня безработицы являются:

— программы стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест;

— программы подготовки и переподготовки рабочей силы;

— программы содействия найму рабочей силы;

— программы социального страхования безработицы (выделение правительством средств на пособия по безработице).

Кроме того, реализуется комплекс мер косвенного регулирования рынка труда, к которым относятся налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Большое влияние на рынок труда оказывает и законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п. [30, с. 59]

Таким образом, меры регулирования безработицы позволяют ее контролировать на разных уровнях (общегосударственном, региональном, локальном). Государство оказывает безработным социальную поддержку, предполагающую: предоставление работы (содействие в трудоустройстве, организацию общественных работ, содействие в организации собственного дела, обучение); предоставление денежных средств для существования безработного и находящихся на его иждивении членов семьи (материальная помощь, пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости). Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Читайте также:  Что не является способом ценообразования является

Проблемы безработицы в современной России

Источник

Омской области

Мероприятия по снижению безработицы

31.01.2019 Обычная важность

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда — производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:

  • § стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
  • § льготное налогообложение,
  • § поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий
  • § льготное кредитование (например, Национальный проект развития сельского хозяйства) и т.п

Выплата пособия по безработице признанным безработными,

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения — это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

По итогам третей главы необходимо отметить, что ситуацией в сфере труда и занятости, которая возникла в результате перехода от плановой экономики к рыночной. Этот процесс сопровождается ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Особую актуальность приобретают проблемы профессиональной адаптации выпускников вузов, формирования их компетентности и готовности к профессиональной деятельности в современных условиях.

Формирование национальных рынков труда проходит по-разному в каждом из независимых государств, образованных на месте бывших союзных республик. Не является исключением и рынок труда, формирующийся в Приднестровской Молдавской республике. Его особенностями, как показал наш анализ, являются:

устойчивое сокращение общей численности трудовых ресурсов, вызванное абсолютной убылью и старением населения;

сокращение абсолютной численности занятых, как в целом по республике, так и по отдельным отраслям и административно-территориальным единицам;

перераспределение занятых по укладам экономической жизни, сопровождающееся сокращением численности занятых в государственном секторе и увеличением общей численности и доли работающих в частном секторе;

незначительный уровень официальной безработицы (в пределах естественных величин) и рост скрытой безработицы;

профессионально-квалификационное несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее, что приводит к росту численности лиц, нуждающихся в профессиональной переподготовке;

непривлекательность и невостребованность безработными предлагаемых рабочих мест из-за нестабильного финансового положения предприятий,

низкого уровня и несвоевременности выдачи заработной платы, тяжелых условий труда, что ведет к оттоку населения и особенно «молодых умов».

Особенности регионального рынка труда накладывают отпечаток на профессиональную адаптацию выпускников вузов, требуют ее изучения, что обусловливает необходимость разработки и внедрения рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В процессе профессиональной подготовки специалистов должны быть не только получены разносторонние знания, но и сформированы умения и навыки, которые позволяли бы выпускникам вузов включаться в профессиональную деятельность и успешно ее выполнять. Однако на практике существует несоответствие сложившегося уровня и качества подготовки специалистов усложнившимся условиям современного рынка труда. Ликвидация этого несоответствия предполагает решение целого ряда задач: организационных, экономических, правовых, методических, что и предопределяет актуальность избранной темы.

Методы борьбы с различными типами безработицы.

Общие для всех типов безработицы меры:

создание новых рабочих мест

· создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

Меры для борьбы со структурной безработицей:

С маргинальной безработицей:

С технологической безработицей:

С циклической безработицей:

  • · проведение стабилизационной политики;
  • · создание дополнительных рабочих мест государством.
  • · борьба с преступностью.
  • Читайте также:  Как правильно пить компливит 11 витаминов 8 минералов способ применения

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы