Способы рефлексии для студентов

Способы рефлексии для студентов

Упражнение «Барометр настроения» (своеобразная шкала, которую можно использовать в цветовой гамме, подбирая тот цвет в конце учебного занятия, который соответствует настроению ученика, и отмечая его на листе ватмана или на экране компьютера в клеточке, соответствующей фамилии и времени проведения учебного занятия). Эти показатели, рассматриваемые в динамике, могут служить идеальным средством обратной связи для учителя, позволят ему обратить внимание на тех, кто себя не реализовал, кто по каким-то причинам чувствует себя некомфортно, и постараться выявить эти причины. Целесообразно проводить это упражнение не на одном уроке, а в течение определенного срока, чтобы была видна динамика. Можно использовать «барометр настроения» до и после учебного занятия и сравнить результаты.

Методика «Цветопись» (А. Лутошкин)

Инструкция: «Вы видите «Цветик — семицветик». Каждый цвет означает определенное настроение. Сейчас вам нужно выбрать цвет, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

  • желтый — очень хорошо
  • красный — радостно
  • оранжевый — спокойно, хорошо.
  • зеленый — тепло
  • синий — нормально
  • фиолетовый — скверно,скучно
  • черный — плохо

Упражнение «Торт решений » : представляя воображаемый торт, каждый должен отрезать от него воображаемый кусочек, сказав при этом, какое решение далось с трудом или не далось вообще. Можно поставить вторую часть задания: как ты думаешь, почему? Этот прием используется, когда учебное занятие по каким-то причинам «не пошло» или кто-то в классе вызывает у учителя беспокойство, и он не может определить, в чем причина трудностей. При наличии времени упражнение можно проводить устно либо письменно. Последний вариант применяют в том случае, когда в классе отсутствует доверительная атмосфера и кто-то стесняется сказать о своих затруднениях вслух.

Упражнение «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (проверка домашнего задания, работа с текстом, фонетическая зарядка, минутка чистописания и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Упражнение «Маятник настроения» — отображает настроение обучающегося. Обучающимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Обучающиеся выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Упражнение «Восхождение на пик знаний» . Даётся карточка с изображением горы. Учитель: «Если вы считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.»

Упражнение «Система координат ». Коллективную рефлексию можно проводить мобильно в конце урока, используя систему координат: ось х — увеличение багажа знаний, приобретение опыта; ось у — активность, удовольствие. На четырех секторах системы координат, которая изображена на плакате или флип-чате, каждому участнику предлагается «сделать выстрел в мишень» (используя маркер, поставить знак в каждом из четырех секторов системы координат по принципу мишени). Чем ближе расположен знак к центру пересечения осей, тем выше оценивает ученик свою деятельность по предложенным параметрам на уроке.

Необычной формой проведения рефлексии является «СМС-сообщение» .

Типичные вопросы для проведения рефлексии:

  1. Что Вы поняли при изучений данной темы?
  2. Какие вопросы у Вас остались, что осталось непонятным?
  3. Что было наиболее эффективным в Вашей Деятельности?
  4. Как бы Вы в следующий раз смогли бы улучшить свою деятельность?
  5. Что Вы сделаете по-другому в следующий раз?
  6. Что у Вас вызывает наибольшую гордость?
  7. Что у Вас вызвало наибольшее разочарование?
  8. Насколько трудно было для Вас выполнить задание, что вызвало затруднения и почему?
  9. В чем Ваши сильные стороны и недостатки?
  10. В какой степени Вы смогли бы улучшить Ваше творческое задание?
  11. Как Ваши индивидуальные особенности повлияли на выполнение задания?
  12. Какой отметки или балла Вы заслуживаете и почему?
  13. Как то, что Вы изучили, связано с другим материалом?
  14. Как то, что Вы изучили, изменило Ваше представление?
  15. Как то, что Вы изучили, связано с настоящим и будущим?
  16. В чем нуждается Ваша последующая работа?

Методика «5 пальцев»

Читайте также:  Примеры расчета амортизации способ уменьшаемого остатка

Обучающиеся анализируют события, произошедшие с ними, пользуясь пальцами своей руки:

  • Мизинец — МЫСЛЬ: какие знания, опыт приобрел?
  • Безымянный — Близка ли цель? Что я сделал сегодня для достижения цели?
  • Средний — Состояние души. Каким было мое настроение? От чего оно зависело?
  • Указательный — УСЛУГА: Чем я мог порадовать других?
  • Большой — Бодрость тела: физическое состояние тела.

Пояснение: Возможно использование методики во внеурочной деятельности.

Прием «Все у меня в руках» . Обучающимся предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, а далее внутри изображения каждого пальца написать свои размышления по тем параметрам: «Мне здесь не хватало», «Психологическая атмосфера», «Возникли трудности», «Что мне необходимо сделать», «Оцениваю положительно».

Прием «Облако тегов» (или радуга). Предложения , которые необходимо дополнить. Каждый обучающийся выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Мне было интересно то, что …
  • Мне не понравилось …
  • Я ощущал комфорт, когда …

Прием «Черно-белый и цветной кадр»

Обучающимся предлагается нарисовать два рисунка: один черно-белый (негативное событие), другой – цветной (самое удачное событие). Данные рисунки необходимо расшифровать.

Прием «Три М». Обу чающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Принцип «Микрофон».

Проведение интервью, как правило, подразумевает наличие двух сторон: интервьюер, основной задачей которого является задавать вопросы (учитель или обучающийся), и собеседник (собеседники), которые как раз и дают ответы на них.

Обучающиеся по очереди дают аргументированный ответ на вопросы интервьюера:

  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Достигли ли вы цели урока?
  • Что делали сегодня на уроке?
  • Как бы ва назвали урок?
  • Каким был этот урок для вас?
  • Что для вас было самым важным (интересным)?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
  • Вы довольны результатами своей работы?
  • Чей ответ на уроке больше понравился?
  • Тяжело ли было выполнять задания?
  • Что запомнилось?
  • Что понравилось?
  • Что не понравилось?
  • Что было самым интересным?
  • Где эти знания пригодятся в жизни?
  • Как вы думаете, чему будет посвящен следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • О чем бы ты рассказал своим родителям, друзьям?
  • Какие выводы вы сделали?

Методика «Черный и белый камень»

Заранее заготавливаются черные и белые фигурки КВАДРАТИКИ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, КРУЖОЧКИ и т.д. Обучающимся ДИАГНОСТИКИ НЕОБХОДИМО оценить урок (внеклассное мероприятие) и положить черный и белый камушек в кармашек, объясняя свой выбор. Данная диагностика ПОМОГАЕТ определить эмоциональный настрой всего класс (группы) в целом.

Пояснение: возможно использование методики во внеурочной деятельности (например, при проведении массового мероприятия).

  • остров Страха,
  • остров Познания,
  • остров Уверенности,
  • остров Скуки,
  • остров Мечты,
  • остров Будущего,
  • остров Грусти,
  • остров Радости,

Вариант II:

  • остров Неуверенности,
  • остров Вдохновения,
  • остров Удовлетворения,
  • остров Накопления знаний,
  • остров Размышления,
  • остров Пустоты,
  • Бермудский треугольник

и т.д.
Карта вывешивается на доске. Ученики рисуют или уже готовые кораблики прикрепляют в соответствующем районе, который отражает его душевное эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося мероприятия. После помещения своего «настроения» на бумаге можно его проанализировать. (Каждый из участников имеет право нарисовать на карте остров со своим названием).

Прием «Ленточка» . В Древней Японии был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем свое занятие-путешествие, но мне бы хотелось с вами ещё встретиться. Возьмитесь за ленточку.

  • От тех, кто держит красную ленточку , мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?
  • От тех, кто держит синюю ленточку , мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?
  • От тех, кто держит жёлтую ленточку , мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми сегодня познакомились?
  • От тех, кто держит зелёную ленточку, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?
Читайте также:  Способы закупки товаров запрос котировок

Прием «АКРОСЛОВО»

  • Р — радушная
  • О — огромная
  • С — сильная
  • С — суровая
  • И — исключительная
  • Я — яркая
  • У — убедительный
  • Р — радостный
  • О — открытый
  • К – крутой

Прием «Книга отзывов и предложений» .

Прием «Фразеологизм или пословица» . Необходимо подобрать выражение, соответствующее восприятию урока.

Кубик Блума.

Графическая рефлексия. Н а доске таблица со знаками:

В таблице цели урока (возможно указание этапов урока). В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Прием «Лестница успеха» . На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Вариант I. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Вариант II. Обучающимся раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

  • Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.
  • Если средне — второго оставляет в середине лестницы.
  • Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Прием ТРКМ «Синквейн». Это т популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  • 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
  • 5-ая строка — синоним главного слова

Тема «Правление Екатерины II»

  1. Екатерина.
  2. Властная, целеустремленная.
  3. Управляет, контролирует, влияет.
  4. Россию с колен поднимает.
  5. Величие.

Прием «Стихотворение». На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Прием «Дерево успеха» .

Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

  • зеленый — все сделал правильно,
  • желтый — встретились трудности,
  • красный — много ошибок.

Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Прием «Вагончики» . Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Как оценить доказательность и убедительность высказывания

Для каждой категории поставьте оценку от 1 до 5.

Общее количество баллов___________ Общая оценка___________

Лист самооценки и взаимооценки участия в дискуссии

Тема дискуссии__________________________________________ Дата______

Ф. И. обучающегося_____________________________

Самооценка обучающимся собственной работы в малой группе

Оценивание групповой работы

Подписи членов группы: _________________________________

Взаимооценка в малой группе

Предложенный инструментарий целесообразно использовать для самооценки и взаимооценки в малой группе. Ученик фиксирует в первой графе первой колонки таблицы свое имя и первоначально оценивает свое выступление сам по 10- или 5-балльной шкале с использованием предложенных критериев. Затем он загибает край оценочного листа так, чтобы тот, кого он просит оценить себя, не видел результатов его самооценки. Второй участник малой группы, используя критерии и соответствующую колонку таблицы, чтобы зафиксировать результат, ставит свои оценки по каждому из критериев и, в свою очередь, заворачивает край оценочного листа, передавая его третьему участнику. Если есть необходимость, количество человек в группе, осуществляющих взаимооценку, и критериев может быть увеличено. Когда оценочный лист будет полностью заполнен, он снова возвращается тому, кто осуществлял самооценку. Баллы по критериям подсчитываются, и выставляется общий балл в соответствующую графу. Возможны обсуждение поставленных оценок в малых группах, коллективная рефлексия. Оценку, полученную за групповую работу, можно учитывать как вклад ученика в окончательный результат его деятельности в течение всего урока.

Читайте также:  Мукомольный комбинат реализует муку двумя способами

Маршрутный лист самооценки и самоконтроля

Инструкция: на каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Карта самонаблюдения

Лист самооценки

Оценка урока и самооценка деятельности на уроке

У каждого обучающегося лист с двумя шкалами:

Инструкция: «Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. Затем оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.»

Оцениваю себя САМ. Оценивает меня УЧИТЕЛЬ.

У каждого обучающегося лист с двумя шкалами:

Ф.И. ученика _____________________________________Класс __________

  • Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
  • Совпадает ли ваше оценивание с оцениванием учителя? Как вы думаете, почему совпадает (не совпадает)?

Например: Ученик ставит оценку 4, учитель – 5 Результат – дробь 4/5.

Вариант I. Этот лист самооценки очень удобно использовать при изучении целой темы (раздела, главы). Ежедневно ученик оценивает свою работу на уроке — закрашивает человечка. Есть он, усвоил тему урока — закрашивает человечка полностью; если частично – половину человечка, плохо – только ножки.И таким образом он движется к вершине ЗНАНИЙ. А учителю легко проследить усвоение материала обучающимся.

Вариант II. Попросить обучающихся отметить, где они «чувствуют» себя на дереве по отношению к уроку или теме. Может быть использовано повторно для определения прогресса/проблемы. Можете распечатать на A3/A2 и обучающиеся пишут на стикерах свои имена и прикрепляют их к выбранной позиции.

Вариант III.

Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение на уроке и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам . Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный обучающийся, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

  • Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 — характеризует установку на преодоление препятствий
  • № 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку, готовность к сотрудничеству, открытость
  • № 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
  • № 5 — утомляемость
  • № 9 — мотивация на развлечения
  • № 13, 21, 8 – отстраненность от учебного процесса, уход в себя, замкнутость
  • № 10, 15 — комфортное состояние
  • № 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
  • Позицию № 20 часто выбирают как перспективу обучающиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
  • Следует заметить, что позицию № 16 обучающиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
  • №20 – 13 человек,
  • №10– 4 человека,
  • №16 – 1 человек,
  • №9 – 1 человек,
  • №14 – 1 человек.

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока. Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Источник

Оцените статью
Разные способы