Способы речевого взаимодействия человека с другими людьми это

Сущность и структура речевого взаимодействия

Тазаян Арменуи Анна
Сущность и структура речевого взаимодействия

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции.

Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

Речевому взаимодействию предшествует социальное (об этом свидетельствуют процессы становления языка у ребенка).

Средством речевого общения является язык, способом – речь.

Неречевое взаимодействие осуществляется с помощью таких каналов обоняния, как зрение, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущение).

Социальное взаимодействие начинается с установления психологического (неречевого) контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко обернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера, а затем к смысловому контакту (высшему уровню коммуникации).

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1. Поведенческий компонент включает результаты деятельности (ее успешность-неуспешность, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, то есть все, что могут наблюдать другие люди в своих собеседниках.

2. Аффективный компонент включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например, удовлетворенность или неудовлетворенность общением.

3. Информационный компонент в наиболее общем виде можно определить как осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом. Смысловой акт социального взаимодействия – коммуникация.

II. Коммуникация – это единство взаимного обмена информацией и воздействие собеседников друг на друга с учетом взаимоотношений между ними, установок, целей, всего того, что приводит не только к движению информации, но и к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

В структуре коммуникации выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) процессуальный 2) знаковый; 3) текстовый.

1. Процессуальный компонент включает в себя все виды речевойдеятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение.

2. Знаковый компонент включает речь и язык. Речь рассматривается как способ формирования и формулирования мысли (внутренняя или внешняя, устная или письменная, диалогическая или монологическая). Средствами коммуникации могут выступать различные знаковые системы. Одним из древнейших средств общения является язык. Всякий язык, в какой бы форме он ни выражался, является знаковой системой. Наряду со звуковыми используются письменные знаки, зрительные образы, мимика, жесты, рисунки, интонация и др.

Некоторые группы людей часто используют в качестве знаков общения татуировки, жаргонные слова, аббревиатуры.

В процессе общения знаки выполняют определенные функции: они указывают на принадлежность личности к той или иной группе, служат человеку средством показать, кто он такой.

3. Текстовый компонент как результат коммуникации включает в себя содержание и смысл, определенным образом оформленные (тип, жанр, стиль речи).

Выделяются два вида коммуникации:

1) личностная; 2) метаязыковая.

1. Личностная коммуникация – сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле.Например:

«Доброе утро, ребята! Все ли в классе?» — спрашивает учитель.

В метаязыковой коммуникации лексический фон непременно изменяется, в его состав входит новая информация – метаязыковая функция «толкование», объяснение учителем нового материала целиком основывается на метаязыковой коммуникации. И от того, как построены его высказывания, во многом зависит полнота и глубина знаний учащихся.

По типу отношений между участниками различаются:

· межличностная; · групповая · массовая коммуникация;

по средствам – речевая (письменная или устная, паралингвистическая (жесты, мимика, мелодия, вещественно-знаковая (продукты производства, изобразительное искусство и т. д.).

Каждого человека больше всего волную отношения с другими людьми. Межличностные отношения – это взаимная готовность партнеров по общению к определенному типу взаимодействия и коммуникации. Готовность сопровождается эмоциональными переживаниями (положительными, отрицательными, индифферентными) и реализуется в поведении участников общения,тогда устанавливаются отношения определенного типа: приятельские, дружеские, официальные, натянутые и др.

Совокупность индивидуальных особенностей речевого и неречевого поведения человека, влияющих на своеобразии протекания общения, называют стилем общения.

Выделяются несколько типичных стилей общения:

· Общение- устрашение (авторитет одного из собеседников держится на страхе, который он внушает своим партнерам);

· Общение-заигрывание (собеседник стремится понравиться, «снимает между собой и участниками общения необходимую дистанцию»);

· Общение с четко выраженной дистанцией (собеседники отдаляются друг от друга, не раскрывают себя, что отрицательным образом отражается на их отношениях);

Читайте также:  Общая схема производства серной кислоты контактным способом

· Общение дружеского расположения (между собеседниками устанавливаются дружеские отношения);

· Общение-совместная увлеченность познавательной деятельностью.

III. Восприятие – целостное отражение людей, предметов, ситуаций общения и событий, возникающее при непосредственном взаимодействии собеседников и воздействии физических раздражителей на органы чувств и обеспечивающие непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Например, педагогическое восприятие – это не просто восприятие окружающей преподавателя действительности в его сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества.

Подведем итоги. Человек становится личностью только среди себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми. Эта деятельность, включающая в себя обмен информацией, выработку обще стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человека.

Игры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и как форма взаимодействия с родителями В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной.

Опыт работы «Группа кратковременного пребывания»: структура занятия, тематическое планирование Структура занятия в группе кратковременного пребывания «Солнышко» 1. Приветствие. Игры – приветствия: «Колокольчик», «Местечко», «С колокольчиком.

Особенности и структура конструирования в детском саду В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

Примерная структура занятия по сказкотерапии 1 ЧАСТЬ: ВВОДНАЯ. [/b] ЦЕЛЬ: а) формирование интереса и потребности к познанию и укреплению здоровья, введение в волшебный сказочный мир.

Структура самопрезентации воспитателя Самопрезентация воспитателя Самопрезентация может делиться на несколько частей. Первая – вступление. Вторая – основная часть. Третья – заключительная.

Стихотворение для речевого досуга Такой забавный день! В русском языке встречается порой много казусов. Слова непроизносимые или трудно произносимые, слова непонятного происхождения.

Структура портфолио Совсем недавно я аттестовалась на высшую категорию и сегодня спешу поделиться с вами структорой портфолио, которую я разработала в соответствии.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения

ДЕ 2

Речь – это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении.

Речевая деятельность имеет социальный характер, так как для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека). В процессе речевого взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знание, память.

Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной.

Речевая деятельность есть процесс, который складывается из деятельностных актов. Их характер, содержание зависят от различных ситуаций, в которые попадает человек.

Речевые ситуации бывают разнообразными, но этапы осуществления речевой деятельности в основном одни и те же. Речь, высказывание – продукт речевой деятельности.

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат, о нем судят по обратной связи, по тому, как реагируют на сказанное.

Общение – это сложный процесс взаимодействия людей.

Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения – речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевая ситуация – это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Т.о., составляющие речевой ситуации – это говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Составляющие речевой ситуации:

  • говорящий;
  • слушающий;
  • время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, напр., категории времени, местоименных слов типа «я», «ты», «сейчас», «здесь», «там», «вот» и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.д.

Читайте также:  Способ принятия конституции кнр 1982

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Основная единица речевого общения – речевое событие.

А.К.Михальская: речевое событие – это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

Речевое событие составляют два главных компонента:

  • словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.);
  • условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, т.е. живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом (от франц. «discours» – «речь»). Дискурс – это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимика, жесты).

Компоненты речевого события:

  • словесная речь и то, что ее сопровождает;
  • речевая ситуация (контекст высказывания).

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Т.о., речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.).

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции и др. Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

Средством речевого общения является язык, а способом – речь.

Каналами общения неречевого общения являются зрение, жесты, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущения). Речевому взаимодействию предшествует социальное.

Социальное взаимодействие начинается с установления психологического контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко отвернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого собеседником) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту.

В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) поведенческий компонент. Включает в себя результаты деятельности, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, все то, что могут наблюдать другие люди X, в своих собеседниках. Наблюдая поведение того или иного человека, можно интерпретировать его личные особенности, мотивы поведения, характер, темперамент. Благодаря вспомогательным средствам общения (жестам, мимике) человек проще и быстрее усваивает информацию, которую передает собеседник;

2) эффективный компонент. Включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например удовлетворенность и неудовлетворенность общением;

3) информационный компонент – осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом.

Взаимодействие людей – это разностороннее проявление совместной человеческой деятельности. Осуществляется оно в трудовом процессе, дружеской беседе, научном диспуте и т. д. Взаимодействие в трудовом процессе предполагает осмысление производственной деятельности, выработку стратегии и ее усовершенствования, изменения, преобразования.

Взаимодействие – сложный процесс между людьми, целью которого является установление контактов в процессе совместной деятельности. Чтобы общение было успешным, необходимо прежде всего знать язык и хорошо владеть речью. Нужно всегда учитывать, с какой целью и к кому мы обращаемся, т.е. особенности адресата речи.

Общение – это сложный процесс взаимодействия людей, явление далеко не однозначное. Поэтому особенности поведения людей в процессе общения, применение различных методов и приемов, использование речевых средств во многом определяются видом и методом общения, с которыми приходится иметь дело в каждом конкретном случае. Основные слагаемые общения:

  • разговор состоится, если в нем участвуют не менее двух человек (субъект и адресат), а зачастую участников разговора бывает намного больше;
  • это мысль, т. е. главная и актуальная тема для разговора;
  • знание языка, на котором общаются.

В зависимости от различных признаков как бытовое, так и деловое общение можно разделить на следующие виды:

  • контактное – дистанционное;
  • непосредственное – опосредованное;
  • устное – письменное;
  • диалогическое – монологическое;
  • межличностное – массовое и др.

Чтобы общение состоялось, собеседникам нужен канал связи. При разговоре – это органы речи и слуха (слуховой контакт). Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуальному) каналу. Рукопожатие – способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигательно-осязательному) каналу, т.е. сообщение нам пришло по визуальному контакту, но не визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

Читайте также:  Закрытие петель эластичным способом крючком

Совершенным средством общения является язык. Благодаря языку возможно обмениваться информацией в разных сферах жизни. Чтобы общение было успешным, необходимо знать язык и хорошо владеть речью.

Организационные принципы речевой коммуникации

Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика – вопрос, то вторая – ответ; приветствие сопровождается приветствием; просьба – принятием или отклонением и т.д. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Другой принцип – принцип предпочитаемой структуры – характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

Основные принципы ведения разговора:

Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г.П.Грайс: постулаты он делит на четыре категории – количества, качества, отношения и способа.

Другой зарубежный ученый Дж.Н.Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда правил: правило такта, правило великодушия, правило одобрения, правило скромности, правило согласия, правило симпатии.

Названные принципы составляют основу коммуникативного кодекса, регулирующего речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта. Базовые категории, формирующие коммуникативный кодекс, – коммуникативная (речевая) цель и коммуникативное (речевое) намерение.

Важнейшими критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

Под эффективной речевой коммуникацией понимается достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения. Правильная интерпретация считается состоявшейся, если реципиент трактует основную идею текста в соответствии с замыслом коммуникатора.

Психологические принципы общения:

  • принцип равной безопасности (непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене),
  • принцип децентрической направленности (непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие),
  • принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано (непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла).

Необходимое условие эффективной коммуникации – умение слушать.

Слушание представляет собой процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Манера слушать, или так называемый стиль слушания, во многом зависит от личности собеседников, от характера и интересов слушателей, пола, возраста, служебного положения участников общения.

Различают два вида слушания.

Один из них называется нерефлексивным. Он состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях общения, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию, хочет обсудить наболевшие вопросы, испытывает трудности в выражении своих проблем.

Суть рефлексивного слушания заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения, в обеспечении правильного и точного понимания собеседниками друг друга. Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Психологи выделяют три основных принципа:

1. «Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.». Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнера.

2. «Покажите говорящему, что вы его понимаете». Чтобы реализовать этот принцип, рекомендуют использовать различные приемы рефлексивного слушания. Можно обратиться к говорящему за уточнениями, используя такие фразы, как: я вас не понял; не повторите ли вы еще раз?; что вы имеете в виду?

3. «Не давайте оценок, не давайте советов». Психологи утверждают, что оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказываний. А это может снизить активность участников диалога, оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффективному обсуждению проблемы.

Источник

Оцените статью
Разные способы