Способы речевого воздействия учителя

Какие речевые приемы использует учитель для достижения различных коммуникативных намерений?

Как инициатор общения, учитель пользуется различными речевыми приемами, характерными для устной формы речи, направленными на:

— установление контакта с аудиторией, поддержание внимания класса;

— то, чтобы яснее и точнее донести до учащихся излагаемую информацию;

— то, чтобы школьникам легче было следить за развитием мысли учителя.

Какие приемы направлены на установление контакта с аудиторией и поддержание внимания класса?

Использование речевых клише, направленных на вовлечение слушателя в повествование. Учитель делает учащихся равноправными участниками происходящего. Благодаря использованию этих клише создается эффект сотрудничества в работе, совместной познавательной деятельности. Ученики как бы самостоятельно под руководством учителя открывают новые знания, добывают их.

Что же это за речевые клише? Личное местоимение «мы» (иногда оно отсутствует) и глагол в форме 1-го лица множественного числа помогают построить такие клишированные выражения: «Мы слушаем», «Остановимся на примерах» и т. д.

Демонстрация зависимости от слушателя, уважение к аудитории — еще один важнейший прием, направленный на поддержание внимания школьников на уроке. Суть этого приема заключается в том, что учитель, выражая вежливость по отношению к ученикам, создает доверительную атмосферу на уроке; он не навязывает свою линию поведения школьникам, а советуется с ними, как бы спрашивает разрешения переходить к следующему вопросу: «Если Вы это поняли, можно идти дальше. », «Если вы согласны с. переходим к рассмотрению. ».

Употребление риторических вопросов в речи учителя. Риторический вопрос не требует ответа; учитель задает его и отвечает на него сам. Каковы же его функции? Этот вопрос привлекает внимание учащихся к последующей информации, актуализирует положение, представляющееся важным. Именно в этой функции риторический вопрос наиболее часто звучит на уроке.

Использование контактоустанавливающих вопросов в речи учителя («Ведь так? Верно? Да? Вы согласны?»). Эти вопросы не требуют реального ответа, а требуют лишь невербального подтверждения того, что учителя слушают (взгляд, направленный на учителя, кивок головой в знак согласия, сопровождаемый часто словами: «Угу! Да, да!» и т. д.).

Отметим и невербальные средства установления контакта с классом, которые входят в арсенал приемов, используемых учителем. Это и голос (прежде всего тон речи, темп, громкость, логическое ударение, паузы), и жесты, и движения.

Источник

Приёмы речевого воздействия в педагогическом дискурсе

Приёмы речевого воздействия в педагогическом дискурсе

Студентка Смоленского государственного университета, Смоленск, Россия

Овладение общеобязательным научным знанием составляет содержательную основу процесса школьного обучения. Этот процесс в значительной степени осуществляется в виде взаимодействия учителя и ученика, протекающего в рамках педагогического дискурса. Основным инструментом управления этим процессом со стороны учителя является речевое воздействие (РВ). В ходе работы мы постараемся выявить, какие приемы и средства РВ применяются учителями при решении задач обучения и воспитания. Это определяет актуальность работы.

Первым этапом нашего исследования является изучение вербального общения учителя с учениками в современной школе. Мы посетили уроки русского языка, литературы, биологии, истории, английского языка и математики, ИВТ в общеобразовательной школе с целью сбора языкового материала. В основу анализа полученного материала была положена классификация приёмов РВ, предложенная [Копнина 2007]. Мы постарались выяснить, в решении каких коммуникативных задач участвуют данные приемы. Рассмотрим это на примере четырёх коммуникативных задач (КЗ) в рамках педагогического дискурса.

КЗ1. Побуждение к действию, к началу работы над полученным заданием

В целях побуждения ученика к выполнению учебной задачи учитель использует следующие приемы: интимизация повествования, положительная мотивация, приём повтора, использование слов с семантическим оттенком вежливости и уважительности, использованием сенсации, прием «блистательной неопределенности». Приведем несколько примеров.

Подача информации с использованием сенсации: Ну и напоследок, самая интересная и сложная задача, так сказать, на десерт. Это сообщение о заданиях, которым придается высокая важность. Предполагается, что такой прием помогает концентрировать и нужное время удерживать всё внимание учеников.

Для концентрации внимания учеников на выполнении работы также используется воздействие с помощью эмоционально окрашенных слов или словосочетаний с положительной оценкой (прием «блистательной неопределенности»): давайте разберем важнейшую формулу, она сложная, но мы ей будем часто пользоваться. Ученики проникаются важностью данной работы и сосредотачиваются на ней.

Читайте также:  Ртутные лампы способ утилизации

КЗ2. Использование средств для побуждения к ответу или к выходу к доске

Вызов ученика к доске всегда представляет для учителя определенную сложность, потому что дети, независимо от успеваемости, предпочитают отвечать с места, это объясняется рядом причин: страх, стеснение, неуверенность, нежелание выступать перед аудиторией и т. д. В связи с этим педагог часто использует приём указания на возможность избегания наказания или получения какой-либо выгоды, тем самым он мотивирует учеников к деятельности, стремится снять неуверенность и страх: Кто желает ответить на этот вопрос? Он самый маленький, необъемный.

Еще одним приемом, эффективно пользуемым учителем, является прием придания ответу характера неотложности и незамедлительности: У меня 4 урока! И я делаю вот так ручкой (машет). Таким образом у учеников вызывается желание ответить на уроке, чтобы не осталось задолженностей, которые придётся отрабатывать.

КЗ3. Похвала / порицание за удачный / неудачный ответ

и мотивация к дальнейшей деятельности

Важнейшей задачей учителя является мотивация учеников к учебной деятельности. Приёмы, используемые с этой целью, разнообразны: слова с семантическим оттенком вежливости и уважительности, похвалы и возложение надежд, призыв «быть не хуже других», интимизация повествования и др. Приведём иллюстрации.

Ирония: Ивановой ставлю еще одну пятерку! Даже противно, нормальные дети так не учатся. Педагог стремится побудить учеников к деятельности с помощью легкой иронии, при этом в классе поддерживается положительный эмоциональный фон.

Эффективным является прием возложение надежд: Молодец, совершенно верно, надеюсь, дальнейшие ответы будут не хуже. Во-первых, ученику приятно, что его хвалят, во-вторых, он боится не оправдать ожидания учителя, поэтому в дальнейшем стремится отвечать лучше.

Наряду с часто встречающимися приемами используются и менее употребляемые, но в достаточной степени эффективные: риторический вопрос и отрицательнаямотивация.

КЗ4. Замечание на плохую дисциплину в классе с целью ее исправления

Конфликтные ситуации на уроках возникает часто, что, несомненно, мешает учебному процессу. Мы постарались выяснить, какими приемами речевого воздействия пользуется педагог в таких ситуациях.

Универсальные высказывания: Цирк уехал, клоуны остались. Реакция на данное замечание у ученика может быть различной: в одних случаях он понимает, что его поведение неприемлемо на уроке, в других же, школьник воспринимает речь педагога как шутку и продолжает вести себя неподобающим образом.

Используются прием повтора, риторические восклицания, употребление в речи жаргонных слов и выражений, называние причины, по которой школьники должны восстановить дисциплину на уроке, без прямого призыва к дисциплине.

Выявленные средства и приемы РВ являются важнейшим инструментом профессиональной деятельности педагога. Каждый из этих приемов должен применяться с учётом особенностей ученика и класса, профессиональной и общечеловеческой этики [Щербинина 2004] . Например, приёмы употребления жаргонных слов и выражений или использования универсальных высказываний являются весьма специфическими и неоднозначными. Сегодня репертуар приёмов и средств РВ расширяется за счёт глобальной демократизации, стирания границ между сферами употребления и т. д., но допустимо ли для педагога использовать такие выражения: «Блин, ну кого мне спрашивать?» или «Иванов, ну достал ты меня уже!»? Данные приемы являются примерами нарушениями педагогического такта и в большинстве случаев приводят к отрицательному результату.

Речевое манипулирование. М., 2007.

Речевая агрессия и пути ее преодоления. М., 2004.

Источник

Речевые средства гармонизации педагогического общения (учитель-ученик) .

Речевые средства гармонизации педагогического общения (учитель-ученик)

Речь учителя как форма общения посредством языка играет огромную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Речевое поведение учителя — неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение и развитие. Незнание или несоблюдение постулатов речевого общения или неумение их применять может привести к конфликтным, а зачастую просто неразрешимым ситуациям, когда учитель и ученик оказываются на грани непонимания, вследствие чего могут возникнуть коммуникативные препятствия (так называемые, коммуникативные барьеры или барьеры общения), мешающие их полной гармонии друг с другом. Его возникновение может снизить эффективность коммуникации или свести ее на нет. Нередко, блестяще владея методическими принципами организации и проведения учебного процесса, учитель оказывается бессилен в его речевом оформлении. Именно поэтому многое зависит от уровня подготовки, знания учителя, его педагогического мастерства, умения правильно подойти к учащемуся, понять его психику и физиологию. Нахождение оптимальных способов преодоления коммуникативных препятствий поможет учителю в общении с детьми. К сожалению, лингвисты только приступили к изучению данной проблемы.

Читайте также:  Способы регулирования частоты вращения якоря тэд

К теме гармоничного общения обращаются такие исследователи, как А.К.Михальская, В.А. Канн-калик, Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова. Но все они рассматривают либо невербальные средства общения, либо подходят к изучению средств на акустическом уровне, рассматривают стили общения.

В последнее десятилетие в качестве одной из самых интенсивно разрабатываемых проблем педагогической психологии выступает взаимодействие учителя и ученика или проблема педагогического общения.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что слово, речь учителя является мощнейшим средством регулирования этого взаимодействия. Что же мы понимаем под педагогическим общением?

А.А.Леонтьев рассматривает педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» [3. С.62].

Вслед за А.А.Леонтьевым под оптимальным педагогическим общением мы будем понимать такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, которое обеспечивает эмоциональный климат общения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [3. С.81].

Итак, говоря далее о педагогическом общении, мы будем иметь в виду взаимодействие педагога и учащегося, результатом которого служит мотивация, результативность, формирование благоприятной нравственно – психологической атмосферы и его конкретное воплощение в коммуникативном акте: говорящий (преподаватель) – слушающий (ученик).

Педагогическое общение можно считать гармоничным и продуктивным, если участники испытывают от общения взаимную радость и удовлетворение от общения. Таким образом, гармоничное общение неразрывно связано с категорией приятного и категорией радости. А.К. Михальская считает, что для педагогической риторики категория радости как эмоционально-психологического результата успешного речевого общения ученика и учителя имеет особое значение [6. С. 32].

Сформулируем первый закон современной риторики – Закон гармонизирующего диалога: эффективность (гармонизация) речевого общения возможно только при диалоговом взаимодействии участников речевой ситуации.

Итак, закон гармонизирующего диалога в педагогической деятельности говорит о том, что ученик или весь класс – это не пассивный объект, которому лишь необходимо передать информацию. Задача учителя в том, чтобы «пробудить собственное внутреннее слово» учащегося, установить гармонические и двусторонние отношения с ним; здесь важным становится умение устанавливать контакт, чувствовать аудиторию, направлять и умело корректировать процесс общения.

Объектом нашего изучения стали речевые средства гармонизации педагогического общения. Сфера педагогического общения была выбрана неслучайно: профессия учителя – вид деятельности, напрямую связанный с общением. Признание области профессиональной деятельности педагога «сферой повышенной речевой ответственности» в настоящее время является бесспорным фактом. Между тем исследования показывают, что многие проблемы остаются нерешенными, в частности, проблема подбора и использования учителем речевых средств гармонизации. Педагогическое общение можно считать гармоничным и продуктивным, если участники испытывают взаимную радость и удовлетворение от общения. . По нашему мнению, учителю очень важно ответственно подходить к выбору речевых средств выражения, которые направлены на установление гармонизирующего диалога.

С целью выявления речевых средств гармонизации педагогического общения мы проанализировали речевое поведение учителей на уроках литературы и русского языка с точки зрения гармонизации общения и стремления учителя к диалогичности.

Как показали наши наблюдения, в речи учителя довольно часто встречаются средства гармонизации общения. На акустическом уровне это ровная интонация, замедление темпа речи, снижение голоса при достижении коммуникативного сотрудничества, использование достаточно продолжительной паузы, чтобы дать право на речь учащимся; на уровне кинесики это прямая осанка, одобрительные кивки, открытые жесты; на мимическом уровне это заинтересованный взгляд, улыбка, дружелюбное выражение лица. Все эти средства относятся к вербальной сфере общения. Но нас интересуют вербальные средства гармонизации общения. На лексическом уровне в речи учителя можно отметить также большое количество средств гармонизации речевого общения.

Проанализировав средства гармонизации, встречающиеся в речи педагога, мы попытались соотнести их с функциями, которые они несут на себе. Одни служат для установления контакта, другие для более успешного донесения подаваемой информации, некоторые для выражения эмоций, а также для воздействия педагога на учащихся. В связи с этим мы выявили и выделили следующие средства гармонизации педагогического общения.

Читайте также:  Способ значков примеры карт

Во-первых, это Когнитивные речевые средства гармонизации педагогического общения Учитель – Ученик – это такие речевые средства, с помощью которых учитель доносит информацию до учеников и в целом направляет их познавательную деятельность.

Во-вторых, это Фатические речевые средства гармонизации педагогического общения Учитель-Ученик, с помощью которых учитель устанавливает контакт с аудиторией и поддерживает его на протяжении всего урока.

Когнитивные речевые средства педагогического общения Учитель — Ученик включают в себя такие речевые средства, как

а) фразы побуждения к размышлению, когда учитель стремится завлечь детей, побудить их к выработке совместного решения, научиться размышлять (типа «Как вы думаете?»; «Давайте подумаем над этим»);

б) фразы введения новой информации, фразы типа « Вам интересно будет узнать, что …»; «А вы знаете, что…»; « Вы когда-нибудь слышали…?»;

в) фразы дедуктивного способа введения информации, что позволяет учителю акцентировать внимание ученика на той стороне информации, которую он ему преподносит (типа «Сразу скажу, когда будем разбирать это стихотворение, обратите внимание на его начало!»; «Когда будите выполнять упражнение, не забывайте о том, что з в приставках пишется перед звонкими согласными» ;

г) уточняющие реплики типа «Повтори, пожалуйста, ты действительно считаешь, что ставится мягкий знак?»; «Так ли я поняла, что…»; «То есть ты хочешь сказать…».

С помощью данных речевых средств учитель не только вводит новый материал, но и побуждает учеников к мыслительной деятельности; а также, делает акцент на важной для процесса познания информации.

Фатические речевые средства гармонизации педагогического общения Учитель – Ученик включают в себя:

1) аппелятивные речевые средства , с помощью которых педагог привлекает внимание учеников, призывает их к себе. Это обращения и слова приветствия (фразы типа «Ребята, здравствуйте»; «Доброе утро, ребятки»; «А у меня вот возник к вам такой вопрос, любознательные вы мои»);

2) волюнтативные речевые средства гармонизации , с помощью которых учитель выражает своего рода волеизъявление по отношению к ученику, воздействуя на него. Это такие средства, как а) фразы « Вы-(ты)-подхода типа «Вероятно, вы хотите сказать, что нашим героем просто движет любовь?»; «Просто вы должны подумать и собраться. Не бойтесь!»; «Ребята, давайте вы откроете учебник и еще раз посмотрите на правило»; б) фразы «мы-приема» типа «Откроем учебники», «Посмотрим на доску…», «Запишем все в тетрадь…».

3) эмотивные речевые средства гармонизации , с помощью которых учитель выражает свои чувства и эмоции по отношению к ученику и к тому, что он делает, а также вызывает позитивные эмоции у ученика, создает эмоционально – положительное поле для учебной деятельности.

Это такие речевые средства, как

а) фразы «Я – сообщения» типа «Мне приятно, что вы справились с заданием», «Мне приятно, когда я вижу, что все готовы к уроку», «Мне хочется поблагодарить вас…»; в том числе конструкции типа «Я так рада…»;

б) фразы положительного подкрепления и поддержки, куда мы включили:

1) Положительные реплики типа «Верно!», «Хорошо!», «Правильно!»;

2) слова-поддакивания типа «Да-да», «Так», «Да», «Ясно»;

3) слова – одобрения типа «Молодец!», «Замечательно!», «Видно, что ты старался!»;

4) слова доверия и воодушевления типа «Попробуем еще раз!», «Не бойтесь, я уверенна, что вы справитесь!»;

5) слова позитивных эмоционально-оценочных реакций типа «Вот это да!», «Ну, надо же!»;

6) комплименты, в том числе фразы приема «авансирование похвалой»;

в) фразы «мы с вами подхода»;

г) фразы смягчения категоричности высказывания;

д) фразы замены негативных высказываний на положительные.

Формулы речевого этикета можно отнести ко всем видам фатических речевых средств гармонизации педагогического общения Учитель — Ученик. Они позволяют превратить общение на уроке в вежливый и доброжелательный диалог. Здесь стоит отметить, что с помощью этикетного слова «извините», учитель не раз смягчал свое несогласие, и тем самым, сохранял спокойную атмосферу в классе.

Хочется отметить, что активно используя в своей речи речевые средства гармонизации, учитель достигает следующего результата — психологически – комфортная атмосфера в классе, полное взаимопонимание, сотрудничество и ощущение единства и близости учителя и его учеников. Использование речевых средств гармонизации в своей речи позволяет учителю стать наставником и другом для своих учеников, позволяет повысить у них стремление и интерес к знаниям и к активной работе на уроках русского языка и литературы.

Источник

Оцените статью
Разные способы