3. Способы речевого воздействия на личность
Задача речевого воздействия – изменить поведение или мнение собеседника или собеседников в необходимом говорящему направлении. Существуют следующие основные способы речевого воздействия на другого человека.
Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание -это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Доказываем мы так: “Во-первых, во-вторых, в третьих. ”. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением (есть данные, что таких людей всего 2 процента), но логика действует эффективно не на всех ( далеко не все мыслят логически) и не всегда ( во многих условиях эмоция полностью подавляет логику).
Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно — эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: “Во-первых. Во-вторых. Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так. ” и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
Уговаривать — это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу — просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы, оно основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения: “Ну пожалуйста. ну сделай это для меня. ну что тебе стоит. я буду очень тебе благодарен. я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь. ну что тебе стоит. ну пожалуйста. ну очень прошу. ”. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
Клянчить – это высоко эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы. Клянчит ребенок у мамы: “Ну купи. ну купи. ну купи. ну пожалуйста. ну купи. ”.
Внушать — это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите — без обдумывания, без критического осмысления.
Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто — на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, “харизматические типы” (вроде Сталина) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.
Приказать – это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения относительно говорящего без какого-либо объяснения необходимости.
Приказ эффективен в отношении подчиненных, младших, нижестоящих в социальной иерархии, но неэффективен в отношении равных или вышестоящих. Приказ психологически трудно воспринимается большинством людей.
Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь просто хорошим отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.
Эффективность просьбы несравненно выше, чем приказа, но существуют многочисленные коммуникативные барьеры, ограничивающие применимость просьбы в связи со статусом адресата, характером просьбы, ее объемом, нравственным статусом просьбы и мн. др. Кроме того, на просьбу существует много возможностей отказа.
Принудить — значит заставить человека сделать что-либо против его воли.
Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах: “Кошелек или жизнь”.
Какие же из этих способов речевого воздействия являются цивилизованными? Фактически, первые семь. Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения. Остальные способы могут быть применены, если для этого будет соответствующая коммуникативная ситуация.
Речевое воздействие – это наука именно о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта.
Источник
Способы речевого воздействия стернин
К ОНФЕРЕНЦИИ, КНИГИ, ПОСОБИЯ, НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Данное учебное издание представляет собой переработанный и
дополненный вариант монографии И.А.Стернина «Введение в речевое
воздействие» (Воронеж, 2001).
Издание предназначено для использования в качестве учебного
пособия магистрантами, обучающимися по программе «Теория и практика
речевого воздействия». Может быть использовано как пособие по курсам «Речевое воздействие», «Деловое общение», «Практическая риторика».
Рекомендовано к печати кафедрой общего языкознания и стилистики Воронежского университета 6 ноября 2009 г., протокол № 3.
©И.А.Стернин, 2012 ISBN И.А.Стернин. Основы речевого воздействия. Учебное издание. – Воронеж: «Истоки», 2012.- 178 с.
Речевое воздействие как наука 1. Понятие речевого воздействия В настоящее время в современном обществе активно формируется наука об эффективном общении. Она формируется как интегральная наука, объединяющая, интегрирующая усилия представителей целого комплекса смежных наук — традиционной системной лингвистики, коммуникативной лингвистики, психолингвистики, прагмалингвистики, риторики, дискурсивной лингвистики, стилистики и культуры речи, психологии, теории массовой коммуникации, рекламы, персонал менеджмента, социологии, связей с общественностью, культурологии, этнографии, конфликтологии и др.
Эту науку мы предложили в свое время назвать речевым воздействием1.
Таким образом, речевое воздействие — новая современная наука, предметом которой выступает эффективность общения.
Становление науки о речевом воздействии — яркая примета современного развития гуманитарного научного знания, ориентированного на практические потребности общества. Эта наука о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта. Изучение правил и приемов эффективного речевого воздействия и популяризация этих сведений – важнейшая задача сегодняшнего дня.
Современная наука о речевом воздействии межпредметна, она использует данные и методы разных наук. Ее базовая принадлежность коммуникативная лингвистика. В современном российском обществе эта наука остро необходима для совершенствования навыков межличностного и делового общения, для педагогики и воспитания, для эффективной рекламы, массовой коммуникации, эффективного менеджмента и эффективного политического воздействия.
Данное понимание было впервые предложено нами в 1990 г. в брошюре «Планы семинарских занятий и методические указания по курсам Культура политического общения, Ораторское мастерство и культура речи, Речевое воздействие» (Воронеж, 1990) и развито в ряде последующих работ, таких как: «Практическая риторика», Воронеж, изд. 1, 1993, изд. П, 1996;
Речевое воздействие как наука / Проблемы развития общей культуры курсантов в процессе обучения. Воронеж, 1993;
О понятии «эффективное общение» / Преподавание культуры общения в школе. Воронеж, 1995;
Теоретические проблемы обучения речевому воздействию / Принципы и проблемы филологической дидактики. Пермь, 1994;
Речевое воздействие как интегральная наука / Речевое воздействие. -Воронеж-Москва, 2000.
Наука о речевом воздействии трехчастна. Она делится на:
1. историю науки, 2. теорию науки, 3. практическую часть, связанную с обучением речевому воздействию.
Теория науки о речевом воздействии имеет следующие основные разделы:
· риторика как наука об эффективной публичной речи;
· деловое общение (в широком смысле) как наука об эффективном общении для достижения человеком предметной цели в межличностном общении;
· реклама как наука об эффективном продвижении товара на рынке (в ее текстовой, языковой составляющей).
Риторика изучает эффективность публичной речи, то есть выступления перед аудиторией. При широком понимании риторики в нее включает и межличностное, и деловое общение.
Деловое общение можно определить как межличностное общение, направленное на достижение предметных целей. Деловое общение как часть межличностного относится к сфере речевого воздействия, но межличностное общение целиком к сфере речевого воздействия не относится, так как оно включает, кроме делового общения, еще светское, фатическое, развлекательное, игровое, то есть такие виды общения, которые не направлены на достижение предметных целей.
Деловое общение практически до начала ХХ века отсутствовало и как наука, и как практика. В настоящее время это направление речевого воздействия активно формируется, определяет свои категории, структуру, приемы описания и обучения. Многочисленные книги по деловому общению, выходящие в настоящее время одна за одной — показатель бурного развития этой ветви речевого воздействия;
правда, эти книги в основном повторяют западные руководства, далеко не всегда и не во всем применимые у нас, не ориентированные на практическое обучение в России.
Поскольку теория делового общения еще на разработана, а практика обучения не имеет теоретической и методической базы, довольно широко практикующиеся различные школы и курсы делового общения представляют в большинстве случаев диффузный конгломерат тем, идей, приемов и методов. В связи с этим деловое общение нуждается в теоретической и практической разработке в рамках науки о речевом воздействии.
Рекламное воздействие, несомненно, находится преимущественно в сфере науки о речевом воздействии, поскольку оно связано с текстом;
однако рекламное воздействие включает и техническую сторону — графику, дизайн, визуальные средства и т.д., имеет «экономическую» компоненту и др. Этими своими сторонами реклама выходит за рамки речевого воздействия.
Реклама до начала ХХ века была в основном практикой, но в начале века она становится и наукой, перерабатывающей данные целого ряда современных наук — психологии восприятия, теории текста, социологии, коммуникативной лингвистики и др. Реклама — активно развивающаяся составляющая речевого воздействия, делающая крупные шаги вперед, особенно в последние годы.
2. Становление речевого воздействия как науки Речевое воздействие формируется как наука об эффективном общении.
Как таковая, она, разумеется, имеет свою историю.
Еще в Древней Греции и Риме процветала риторика, которая учила эффективному публичному выступлению, умению вести спор и одерживать в споре победу. Древняя риторика была основана преимущественно на логике, правилах логического рассуждения и убеждения.
В средние века риторика практически умерла как наука и возродилась в двадцатом веке уже на новой, психологической основе — современному человеку уже важна не только и не столько логика, сколько психологические, эмоциональные приемы убеждения.
Много сделал для современной науки о речевой воздействии американский ученый Дейл Карнеги, который впервые систематически описал некоторые правила и приемы эффективного общения и стал обучать этим приемам. Современная наука о речевом воздействии возникла на основе его идей, хотя затем ее стали развивать представители многих наук.
Великий практик и стихийный теоретик, основоположник современного практического обучения речевому воздействию Дейл Карнеги открыл свою первую школу, где он обучал общению, в 1912 г. Его вклад в развитие науки о речевом воздействии и в практику обучения эффективному общению из-за популярного характера его знаменитых книг еще недостаточно оценен теоретиками, а на современном этапе развития речевого воздействия, когда наука фактически уже стала на ноги, у многих лингвистов и психологов стало модой открещиваться от идей Д.Карнеги и подвергать его уничтожающей критике — как примитивного исследователя.
Это ненаучно и к тому же явно несправедливо.
Д.Карнеги был прежде всего практик, в чем и видится его основная заслуга, хотя в его работах может быть обнаружен и целый ряд теоретических идей.
Вклад Д. Карнеги (1888-1955) в формирование современной науки о речевом воздействии можно обобщенно свести к следующему:
1. Он показал, что в общении людей действуют правила и законы.
2. Показал, что некоторые правила, если их соблюдать, делают общение более эффективным.
3. Доказал, что взрослый человек в процессе обучения и размышления над собственным общением может повысить эффективность своего общения.
4. Разработал метод обучения взрослых речевому воздействию:
рассказывать показательные случаи из жизни и выводить из них правила эффективного общения.
Нужно, однако, иметь в виду, что не все рекомендации Д.Карнеги могут быть применены в условиях других стран — он учитывал психологию и жизненные условия американцев и писал свои книги для них. Но большинство законов и правил, выделенных им, применимо и в нашей практике.
Важнейшее значение книг Д.Карнеги в том, что он учит людей задумываться над своим общением, совершенствовать свое общение и показывает, что совершенствование человеком своих навыков и приемов общения с людьми в зрелом возрасте не только возможно, но и приводит к успеху в делах и улучшению взаимоотношений с окружающими.
Кроме того, подчеркнем еще раз, что Д.Карнеги принадлежит важнейший методический принцип обучения эффективному общению взрослых — через показательный пример к выведению правила эффективного общения.
Большую роль в развитии современной науки о речевом воздействии сыграл еще один американский автор – Поль Л. Сопер, выпустивший прекрасную книгу «Основы искусства речи» ( в английском оригинале – Basic Public Speaking, New York, 1956). Эта книга была дважды переведена на русский язык – в 1958 и 1992 г.г. Ее основные отличия от многих других пособий по риторике – простота изложения, исключительно практическая направленность, опора на реальные потребности выступающего, практические советы по отработке всех компонентов публичной речи – от конспектирования и составления плана до голоса. В ней много хороших образцов выступлений и упражнений. Но основное ее достоинство – в несомненной ориентации работы на эффективность публичного речевого воздействия, в связи с чем П.Сопера можно с полным основанием считать вторым классическим представителем науки о речевом воздействии ХХ века после Д.Карнеги.
Почему же именно в ХХ веке возникает наука о речевом воздействии?
Причин этому несколько.
Причины социально-политического характера: развитие свободы, демократии, появление идеи свободы личности, равенства людей потребовали науку, которая показала бы, как убеждать равному равного.
Не случайно в античных демократиях речевое воздействие играло столь заметную роль и сошло на нет в средневековье, когда господствовали тоталитарные и религиозно-догматические формы правления.
В настоящее время люди «внизу» получили определенные права. Они перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать;
профсоюзы, политические партии, различные общества стали выступать в защиту людей;
права человека становятся постепенно важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. Люди стали “оговариваться” — ХХ век стал «веком возражений».
В нынешних условиях людей стало необходимо убеждать, причем всех (даже детей!). Стало необходимо убеждать широкий круг лиц, неравных друг другу по уровню образования, культуры и т. д., но требующих равного отношения. В демократических государствах стало необходимо убеждать на выборах, в условиях плюрализма мнений и политической жизни, в условиях политической борьбы — политикам стало необходимо учиться убеждать людей в своей правоте.
Причины психологического характера: с конца ХIХ века меняется концепция человека в обществе. Если ранее считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужны кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе, то теперь представление о человеке меняется. Развитие культуры, литературы и искусства, возникновение научной психологии — все это привело к смене концепции человека.
Человек оказался сложным, разносторонним в психологическом плане, требующим дифференцированного подхода — словом, личностью. При этом личностью, как выяснилось, является каждый человек, а не только представители элиты, просвещенная часть общества, представители господствующих классов.
Кроме того, ХХ век — век персонификации личности, то есть роста индивидуальной неповторимости личности, увеличения непохожести каждого отдельного человека на других (термин Б. Д. Парыгина).
Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними (см. подробнее ниже), что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению.
Есть и чисто коммуникативные причины возникновения и развития науки о речевом воздействии в ХХ веке, то есть причины, связанные с развитием самого человеческого общения.
Для нашего времени характерно резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга — не только в суде и на дворянских собраниях, как в прошлом. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что приводит к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.
Существуют и экономические причины, способствовавшие развитию науки о речевом воздействии: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, «навязывании» товара, «завоевании» покупателей. Именно коммивояжеры были первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать.
Кроме того, ХХ век принес и изменения в отношении к труду — люди начинают больше ценить интересную ра6оту, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду: надо стимулировать их, мотивировать, убеждать. В современном западном менеджменте господствует мнение, что совершенствование техники перестает давать ожидаемый экономический эффект, больший эффект дает совершенствование управления производством (это называется «тихой управленческой революцией»).
Все сказанное и обусловило возникновение речевого воздействия как науки в современном мире.
3. Проблема обучения речевому воздействию Практическое обучение речевому воздействию на современном этапе в нашей стране актуально не меньше, а может быть и в большей, степени, чем разработка теоретических проблем речевого воздействия. В России нет традиций обучения эффективному общению — таких, например, какие есть в США, Великобритании, других западных странах. Вместе с тем, актуальность такого обучения налицо.
Эффективному общению, культуре общения в обществе надо учиться как основам грамоты, как умению читать и писать, поскольку это действительно грамотность, необходимая каждому: мы все допускаем ежедневно множество грубейших ошибок в общении друг с другом, которые делают нашу жизнь, и без того нелегкую, еще сложнее. Мы постоянно делаем замечания незнакомым, даем советы тем, кто нас не просит, критикуем людей при свидетелях и делаем еще много такого, что категорически нельзя делать с точки зрения эффективности общения в цивилизованном обществе. Все это мешает нам достижению позитивного результата на работе, мешает нормально жить в семье, общаться с детьми, близкими и не очень близкими людьми, ведет к повышенной конфликтности общения.
Установлено, что наши деловые контакты будут успешными в случаях из 10, если мы владеем навыками эффективного делового общения.
Широкое обучение речевому воздействию в школе, вузе, на специальных курсах для взрослых — актуальная задача сегодняшнего дня.
Общение как социальное явление 1. Понятие общения С одной стороны, все люди понимают, что такое общение: это когда люди разговаривают друг с другом. С другой стороны, когда мы посмотрим повнимательнее на некоторые виды общения, то закрадывается некоторое сомнение – общение ли это в полном смысле слова?
Можно ли, например, считать общением:
· разговор с кассиром при заказе железнодорожных билетов по телефону, · разговор с информатором по телефону 09 (вы узнаете телефон знакомого), · диалог с продавцом, когда вы покупаете хлеб, · обмен приветствиями со знакомым на ходу (- Здравствуйте! Здравствуйте!), · разговор в транспорте:
— Когда же у нас не будет пробок?! – И не говорите!
Наконец, можно ли считать общением диалог человека с компьютером?
Определение общения представляет значительную трудность, поскольку общение, с одной стороны, очень многоаспектное явление, а с другой стороны, существует много явлений, которые сходны с общением, но, строго говоря, общением не являются.
Общение можно определить через перечисление его основных признаков. С этой точки зрения общение выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информационный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.
Как видно из приведенного определения, общение в полном смысле слова предполагает:
1. Обмен информацией Это означает, что в процессе общения информация должна передаваться друг другу всеми участниками общения, то есть должна иметь место взаимность информирования – обе стороны передают и получают информацию. Если один говорит, а другие только слушают – это не общение. Телевидение, газета, корабль, подающий сигнал СОС, светофор, телефонный автоответчик, компьютер передают информацию, но мы с ними не общаемся. Нельзя считать общением и такие ситуации:
один выговаривается, а другой выступает только как слушатель;
один кричит на другого, а тот молчит;
люди находятся вместе, но не разговаривают друг с другом («он молчал, а я слушала»).
2. Осознанность информационного обмена Информационный обмен должен осуществляться собеседниками осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.
Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат общения. Это результат интерпретации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: – Вы замужем? – Какое это имеет значение? –Значит, не замужем!») 3. Целенаправленность передачи информации Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит – ведь он осознанно не направляет свое сообщение нам.
Подслушивание разговора других – не акт общения с ними.
Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собеседнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзовитесь! «Ау!», «Помогите!» – это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы вступить в общение, обратиться за помощью и т.д.
Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу. Если человек возмущается чем-либо себе под нос, а мы спрашиваем его:
— Вы что хотите сказать?, а он отвечает:
— Да это я так…, наше общение с ним не состоялось.
4. Рациональная оформленность информационного обмена Обмен информацией должен осуществляться в подготовленной форме, иметь свои единицы, структуру и план, быть осмысленным как нечто целое, то есть весь акт общения должен состоять из подготовленных и осмысленных частных высказываний, которые можно понять. Словесное выражение информации с обеих сторон должно удовлетворять требованиям определенного кода – оно должно осуществляться на одном языке, содержать обоюдоизвестные языковые единицы и структуры.
Если человек что-либо бормочет, говорит бессвязно – это не общение с нами. Парализованный человек говорит, но не общается, поскольку его речь непонятна окружающим и не может быть интерпретирована в смысловом, информационном отношении. Вопли, крики – тоже не акт общения, так как они носят чисто эмоциональный, в языковом отношении неоформленный характер.
Общение с обеих сторон должно удовлетворять требованиям понятности.
5. Индивидуализация собеседника Собеседники в акте общения должны индивидуализировать друг друга, то есть выделять друг у друга отличительные черты, отличать собеседника от других людей. Собеседник должен быть «прочитан», то есть воспринят органами чувств, выделен из других, к нему должно быть сформировано определенное отношение – со знаком плюс или минус.
Например, когда мы говорим коллеге или незнакомому человеку «У вас что-то случилось?», «Вы плохо себя чувствует?», «Вам нужна помощь?», это значит, что мы его «прочитали» и индивидуализировали. Если нам надо обратиться с просьбой к незнакомому человеку, и у нас есть выбор из нескольких людей, мы «читаем» всех и обращаемся к наиболее доброжелательному, внешне приятному, симпатичному или доброму на вид человеку. В справочном бюро, в магазине, железнодорожной кассе нас обычно не «читают» и мы не «читаем» собеседника. Начальник нас обычно не «читает», а мы его «читаем», и нам хочется, чтобы и он нас «прочитал».
6. Обратная связь Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуществляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседника, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, соглашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то вопрос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноценное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполноценной.
7. Эмоциональный контакт с собеседником Для общения нужен эмоциональный контакт. Если эмоционального контакта нет, то и общение не может считаться состоявшимся — это просто информационный обмен. Так, мы именно обмениваемся информацией, но не общаемся с информатором в окошечке «Справка» на вокзале. Для полноценного общения необходимо необходим с собеседником эмоциональный контакт.
Контакт может быть с эмоциональными знаками плюс с обеих сторон, с эмоциональными знаками минус или с полярными эмоциональными знаками – в любом случае общение так или иначе состоится. А вот общение неэмоциональное, без всяких эмоций – как машина с машиной, как функция с функцией – не может считаться общением в полном смысле слова, и остается информационным обменом, а не общением и обычно неприятно собеседникам.
Таким образом, общение необходимо отличать от следующих близких к нему явлений:
1. Передача информации:
· по запросу – в справочной, автоответчик, записка, сообщение типа «вас просили позвонить домой»;
· без запроса – собеседник проговорился, выдал себя (лицом, жестом, взглядом и т.д.), дал повод нам сделать какой-либо вывод (например, разговор собеседников на высоких тонах непроизвольно сообщает окружающим об их ссоре).
2. Получение информации.
Например, я прочитал что-либо в газете, узнал по радио или ТВ, интерпретировал факты («значит, не замужем» — ср. пример выше), проявил наблюдательность, наконец, просто подслушал чужой разговор.
Необходимо иметь в виду, что во всех этих случаях может быть получена ложная информация, поэтому такая информация требует проверки.
3. Информационный обмен.
Это, прежде всего, «разговор» с компьютером, а также разговор без индивидуализации собеседника, без установления эмоциональных отношений – с кассиром, продавцом, информатором справочной и т.д.
2. Виды общения Общение неоднородно. Типология видов общения возможна на различных основаниях, мы остановимся лишь на наиболее важных.
По теме общения: политическое, научное, бытовое, религиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д. Тематическая классификация видов общения основана на выделении преобладающего в той или иной коммуникативной ситуации предмета общения – политика, наука, воспитание и т.д. Сколько существует в обществе типовых предметов общения, столько и тематических видов общения может быть выделено. Каждый из этих видов общения имеет свои особенности, свои правила, стратегии и тактики ведения.
По цели общения – деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную или информационную цель, развлекательное (в широком смысле) предполагает проведение времени в общении, оно не связано непосредственно с утилитарными, деловыми задачами.
По степени официальности – официальное и неофициальное общение.
Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях – начальник и подчиненный, коллега коллега, продавец-покупатель, клиент-слушатель, учащийся – преподаватель, гражданин – представитель власти, проситель –чиновник и т.д.
В официальном общении роли общающихся достаточно четко определены и необходимо вести общение в рамках этих ролей.
Официальное общение предполагает четкое соблюдение всеми участниками официального социального статуса друг друга.
Неофициальное общение не предполагает соблюдения статусных норм, в его рамках можно общаться запросто, проявляя инициативу, нарушая (вернее, не соблюдая) многие официальные нормы.
По форме общения: закрытое, открытое, смешанное.
Закрытое общение — это общение, когда предметные позиции коммуникантов не имеют принципиального значения, не они определяют характер общения. При закрытом общении содержание разговора в значительной степени отходит на второй план, оно как бы оказывается малосущественным. При закрытом общении важно придерживаться темы и соблюдать форму и правила, принятые для данного типа общения в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.
Светское общение преследует несколько целей:
1) заполнение времени беседой, 2) демонстрация принадлежности общающихся к одной группе, 3) соблюдение принятого в обществе для данного типа ситуаций ритуала.
В светском общении есть принятые для конкретной культуры, социального слоя или группы темы разговора, существуют многочисленные табу и ограничения, регламентирована общая тональность общения (она должна быть доброжелательной и оптимистической с обеих сторон), определены многие другие параметры общения.
Светское общение представляет собой ритуальную беседу, которую этикет предписывает вести людям в официальной обстановке, в официальных ситуациях, когда они выступают в официальных ролях попутчиков, официальных гостей, официальных участников какого-либо приема, собрания, мероприятия, либо в роли только что представленных друг другу и еще мало знакомых друг для друга людей.
В коммуникативной лингвистике существует термин «фатическое общение» (термин английского антрополога Бронислава Малиновского).
Фатическое общение — это общение-времяпрепровождение, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требованиям, нормам, принятым в культурном, образованном обществе;
это этикетное фатическое общение. Фатическое общение может быть и неэтикетным, неформальны,м, не связанным с какими-либо этикетными ограничениями (например, опосредованное выпивкой).
Светское общение не предполагает глубоких дискуссий, споров, столкновения мнений, а наоборот — исключает их. Это взаимно приятный, ни к чему формально не обязывающий разговор на общие темы, основная цель которого — провести время с собеседником, оставаясь с ним в вербальном контакте.
Часто светский разговор используется для первичного знакомства людей друг с другом, как средство узнать друг друга поближе, и впоследствии он может перейти в глубокое, инициативное общение, в общение по душам и т. д. В устойчивых группах общения, например, в высшем обществе прошлого, в элитарных клубах, на презентациях, формальных празднованиях каких-либо событий, светское общение преследует цель поддержания контакта, подтверждения отношений между членами той или иной социальной, профессиональной группы, группы общения.
В светском общении не испытывают необходимости родственники, друзья, близкие люди. Ср. отрывок из «Героя нашего времени»
М.Лермонтова: «Вернер вошел в мою комнату. Он сел в кресло, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на улице становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, и мы оба замолчали».
Таким образом, с точки зрения дополнительных целей (кроме основной, объединяющей — коммуникативное времяпрепровождение), можно говорить о двух разновидностях светского общения: общение установление отношений и общение — подтверждение отношений.
Разумеется, между этими двумя видами светского общения не всегда можно провести четкую грань.
Светское общение в каждом обществе, на каждом историческом этапе его развития, в разных социальных группах имеет свои правила и особенности. В современном русском общении эти правила обозначены весьма нечетко, поскольку светское общение, столь развитое в дореволюционную эпоху, сейчас утратило свою специфику, практически сошло на нет как результат установления социальной однородности общества, с исчезновением четких и существенно различающихся друг от друга многими параметрами социальных групп — носителей такого общения.
Вместе с тем, светское общение необходимо, прежде всего, при общении с малознакомыми людьми, для установления контакта с новыми знакомыми, для общения в, группах, где есть люди, знающие друг друга и незнакомые друг другу, для общения в разновозрастных и разнополых аудиториях. Очень часто люди в таких ситуациях «не знают, о чем говорить» — эта фраза как раз и выдает незнание данными людьми правил светского общения.
Об истории и правилах светского общения в России ХIХ века можно прочитать в наших пособиях «Коммуникативные ситуации» (1993), «Светское общение» (1996), «Русский речевой этикет» (1996), где анализируются принципы русского светского общения и приводятся примеры на материале произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя, Л. Толстого.
Основными правилами современного светского общения можно считать следующие:
1. Умеренная мимика и жесты, конвенциональные позы, значительная дистанция общения, невербально выраженная доброжелательность, сдержанная положительная эмоциональность.
2. Демонстрация интереса ко всем собеседникам, вопросы к собеседникам о том, как обстоят их дела.
3. Избегание споров, затрагивания неприятных и конфликтных тем обсуждения.
4. Частотность выражения согласия с собеседником.
5. Некатегоричность высказывания своей точки зрения, исключение настаивания на своем мнении.
6. Отсутствие задачи установления истины в ходе разговора, обсуждение разных имеющихся у людей точек зрения на проблему.
7. Исключение выражения неодобрения или несогласия в ходе общения.
8. Высокая комплиментарность общения, частотность одобрения слов и действий собеседника.
9. Выслушивание всех, исключение перебивания кем-либо кого-либо.
10.Демонстрация коммуникативной скромности, исключение привлечения к себе повышенного внимания в процессе общения.
11.Исключение интереса к конкретным подробностям личной жизни партнера по общению.
12.Участие в общей беседе всех членов группы, приветствие каждым каждого, знакомство всех со всеми, организация и поддержание общего разговора.
13.Краткость и равномерность объема общения каждого с каждым из остальных членов группы.
14.Минимизация информации о себе в процессе общения, сообщение информации о себе преимущественно в форме ответа на вопрос.
15.Обсуждение нейтральных тем, которые не могут вызвать столкновения мнений (дети, животные, отдых, путешествия, хобби, климат и погода и др. ).
16.Стремление помочь собеседнику сохранить лицо, выйти из неприятной ситуации;
использование в конфликтных ситуациях примирительной тактики «все по-своему правы», «в каждом деле есть две стороны».
17.Выражение неодобрения слов собеседника молчанием, косвенными способами (например, вопросами), переводом разговора на другую тему.
18.Умеренное использование юмора, шуток.
19.Высокая культура речи, исключение просторечных и грубых слов и выражений, слов с крайней степенью оценки.
20.Демонстрация положительного настроения, взаимного удовлетворения от взаимного общения.
21.Соблюдение временных рамок общения (время приглашения, время ухода, необходимость отдыха и др.).
22.Соблюдение периодичности и непрерывности общения.
23.Обсуждение в общем виде следующих контактов после завершения общения.
Как можно заметить, многие правила светского общения совпадают с общими правилами и принципами речевого этикета. Но следует подчеркнуть, что именно в светском общении основные принципы речевого этикета выявляются наиболее полно и последовательно, и в силу этого умение человека вести светскую беседу во многом характеризует его как человека, обладающего высоким уровнем владения навыками речевого этикета в целом.
Несоблюдение норм светского общения в ситуациях, когда именно закрытое светское общение должно иметь место, рассматривается как грубое нарушение правил культуры общения в данном кругу людей, как неумение себя вести в обществе (ср. поведение Пьера Безухова в салоне А.П.Шерер в самом начале романа «Война и мир»).
Приведем пример английского светского диалога, который очень наглядно демонстрирует основные стороны этого типа общения. Это отрывок из книги российского журналиста О.Орестова «Другая жизнь и берег дальний»:
«Стремление к респектабельности отражается и на разговорах англичан, особенно с малознакомыми людьми.
Входишь в гостиную, полную людей. Подходишь к хозяйке, встречающей гостей, представляешься.
— О, как приятно встретить русского! Как вам нравится Англия?
Понимаешь, что ей совершенно безразлично, нравится тебе Англия или нет, и отвечаешь невнятно:
— Как замечательно! Бетси, милая, — обращается она к проходящей мимо знакомой, — познакомься, это мистер Борестон, он русский и ему очень нравится Англия.
Хозяйка ускользает, и ты остаешься перед Бетси, держа в руке стакан с виски.
— О, мистер Коррестор, как вам нравится английский климат?
Замечаешь, что ее глаза шныряют по залу в надежде найти кого-либо, кому можно передать эстафету “любезностей”, и отвечаешь назло:
— О, впервые это слышу, у вас развито чувство юмора. Джонни, дарлинг, познакомься, это мистер Полистон, как ни странно, он доволен нашим ужасным климатом.
Джонни, выпивший уже три-четыре стаканчика, с трудом различает твое лицо. Он, конечно, не уловил, кто ты и откуда.
— Я не раз. э. э. э. бывал у вас, во Франции.
— Простите, но я русский.
— О, русский. Э. э. э. Как вам нравится Англия?
Круг завершился, ты снова на исходной точке. С хозяйкой ты увидишься теперь только у выхода, когда она скажет:
— Я так рада, что мы познакомились! Было так интересно поговорить о России! Надеюсь, что мы встретимся еще не раз.
Каждый раз после таких вечеров я не знал, смеяться или плакать.
Сколько поколений передавали друг другу эти заученные фразы, характеризующие хороший тон в обществе, это умение говорить, говоря ни о чем, так, о чем-то. Казалось бы, тебя не обидели, тебе не сказали ничего плохого, более того, тебя приобщили к респектабельному обществу. А уходишь все же с чувством пустоты, будто разговаривал с восковыми фигурами из музея мадам Тюссо».
Кстати, рассказывают, как английская писательница Дороти Паркер отвечала на подобном приеме всем, обращавшимся к ней, тоном милой светской беседы: «Я только что убила топором своего мужа, и у меня все прекрасно», и никто не обратил внимание на содержание сказанного.
Главное для ее собеседников было соблюдать правила светского общения, а не вдумываться в содержание разговора.
Закрытое общение – это не только светское. К закрытому общению прибегают также в тех случаях, когда у собеседников очень различается уровень знаний или компетентности: скажем, взрослый с ребенком не будет говорить о серьезных вещах, а только на общие темы, потому что только такие темы понятны ребенку.
Закрытое общение используется также тогда, когда собеседники мало знают друг друга, например, только что познакомились.
К закрытому общению прибегают при общении с неприятным собеседником или врагом – такое общение сводится к обсуждению ограниченного количества тем, причем к обсуждению весьма поверхностному. Переход на закрытое общение в конфликтных ситуациях позволяет прекратить конфликт либо просто уклониться от него.
При открытом общении предметная ситуация открыта, можно избирать любые темы, можно выражать свою точку зрения, оспаривать точку зрения собеседника. При открытом общении человек может выразить свою индивидуальность, что исключается при общении закрытого типа. При открытом общении есть взаимная готовность собеседников выслушать друг друга, готовность учесть точку зрения собеседника.
Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с товарищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных. В русском коммуникативном поведении типичный тип открытого общения — традиционный русский разговор по душам. Русский человек традиционно стремится к открытому общению и не любит закрытое.
Смешанное общение содержит элементы открытого и закрытого общения одновременно. Такое общение обычно асимметрично (его иногда и называют асимметричным) — один из собеседников ведет себя по правилам открытого общения, а другой в силу тех или иных причин вынужден придерживаться правил закрытого общения. Такая ситуация может быть объяснена асимметричными отношениями собеседников:
собеседники могут быть неравноправны в выборе тем, высказывании своей точки зрения, выборе форм выражения мысли в силу разного служебного, профессионального, возрастного или социального положения, пола или других факторов.
Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, преподаватель — студент, врач пациент, служащий — клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное общение.
Смешанное общение может возникнуть и чисто ситуативно. Например, ситуация «одностороннего выспрашивания» следователь- свидетель (ср.
знаменитую фразу: «Вопросы здесь задаю я»). Еще один пример смешанного общения — одностороннее предъявление проблемы: один раскрывает проблему в расчете на сочувствие, а другой вынужден слушать и молчать. Крайний вариант такого типа общения — истерическое предъявление претензий одной из сторон.
Необходимо отметить, что люди, как правило, не любят быть ущемленной стороной в рамках смешанного общения, им неприятно быть ограниченными в своих коммуникативных правах — выборе тем, постановке вопросов и т.д., они стремятся к симметричным коммуникативным отношениям, поэтому важным принципом эффективного общения является укрупнение собеседников — объектов коммуникативного неравноправия, скрытие асимметрии в общении путем подчеркивания равноправия собеседников в акте коммуникации.
С другой стороны, ограничение собеседника в «коммуникативных правах» в процессе общения, демонстрация асимметрии (ср. – Можно вопрос? – Нельзя!) придает силу, авторитет тому из коммуникантов, который демонстрирует этим приемом свой более высокий статус.
Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения.
По свободе выбора партнера разграничивают инициативное и принудительное общение.
Инициативное общение предполагает, что собеседник имеет возможность выбрать в качестве партнера того, кто ему симпатичен, и может не вступать при этом в разговор с теми, с кем ему не хочется.
Инициативное общение — это общение с другом, общение в условиях, когда человек идет к кому-либо в гости.
Принудительное общение предполагает, что человек вынужден общаться с кем-либо, независимо от интереса к этому человеку, испытываемых к нему чувств, желания общаться и т.д.
Любопытно, что общение в семье является формой принудительного общения: хотя мужа или жену мы изначально выбираем сами, в дальнейшем они остаются нашими принудительными собеседниками всю жизнь, и мы вынуждены с ними общаться, даже если в какой-то момент нам, может быть, этого и не хотелось бы. А для детей родители — всегда принудительные собеседники, поэтому повзрослевшие дети так и рвутся из дома, чтобы вступить в инициативное общение со сверстниками и уклониться от домашней коммуникативной «принудиловки». Это необходимо понимать, как и то, что супругам надо выходить за рамки своего принудительного общения друг с другом, которое часто становится раздражающим фактором в семейных отношениях. Надо «выходить в люди», ходить в гости, встречаться с новыми людьми, приглашать гостей к себе. Все это направлено на укрепление и стабилизацию семейных отношений.
По степени проявления личности в общении разграничивают обезличенное и личностное, глубокое общение.
При обезличенном общении человек не раскрывает себя как личность, не выступает как индивидуальность, функционируя лишь как некоторая социальная роль – покупатель, клиент, продавец и др. Он не «читает»
собеседника, и собеседник не «читает» его — то есть не выделяет его индивидуальные черты, не фиксирует в своем сознание какие-либо отличительные, индивидуальные качества собеседника, просто не обращает на них внимания. Так, к примеру, обычно разговаривают с кассиром в кино, с информатором справочного бюро, с прохожим, у которого узнаем дорогу или номер дома. Полноценным такой вид общения признать нельзя.
Личностное общение предполагает выявление в общении личности человека, проявление интереса к нему как к индивидуальности, выделение его из окружающих. Естественно, степень глубины такого общения может быть весьма различна. Так общаются с другом, новым знакомым, который вам понравился, с любимым человеком.
По продолжительности различают кратковременное и длительное, периодическое и постоянное.
В коллективах и семьях преобладает постоянное общение, общение с попутчиками, в транспорте, в очереди носит кратковременный характер.
Длительное общение — это разговор с другом, разговор по душам.
У современного человека длительное общение занимает все меньшую долю в объеме коммуникации, возрастает удельный вес кратковременного общения. Это создает тягу к длительному инициативному общению, которая часто остается неудовлетворенной и переживается многими людьми в психологическом плане достаточно тяжело – «некогда с друзьями встретиться и поговорить».
Периодическое общение характерно для соседей, продавцов и постоянных покупателей. В семье общение постоянное.
По соотношению формы и содержания разграничивают прямое и косвенное общение.
Прямое общение — это такое, при котором содержание высказывания непосредственно вытекает из содержания употребленных в нем слов;
содержание фразы полностью соответствует ее форме и невозможна другая интерпретация смысла, другое понимание, кроме данного, общепринятого.
При косвенном общении высказывание не понимается буквально, оно содержит некоторый второй план, подтекст, намек, который и составляет истинную цель высказывания, ее истинное коммуникативное содержание.
При косвенном высказывании фразу нельзя понимать буквально, необходимо расшифровывать второй план, подтекст. Смысл косвенного высказывания выводится путем некоторой логической мыслительной операции, на основе жизненного опыта воспринимающего, анализа им конкретной коммуникативной ситуации.
— Закройте окно! — прямое высказывание, — Что-то холодно стало. — косвенное (в значении «закройте окно») – этот смысл выводится из высказывания при помощи логической операции, на основе жизненного опыта воспринимающего.
Косвенное общение (то есть широкое использование в общении косвенных высказываний) считается более вежливым (хотя и прямое можно смягчить специальными языковыми средствами — интонацией, словами «пожалуйста», «будьте любезны» и др.). Большинство взрослых предпочитает указания и просьбы получать в косвенной форме.
Понимание косвенных высказываний требует общей культуры, жизненного опыта, знания жизни, понимания причинно-следственных связей между событиями и явлениями, умения делать логические выводы из услышанного, умения распознать и различить интонационные тонкости высказывания. Наконец, необходимо просто иметь навык понимания косвенных высказываний, навык получения логическим путем выводного знания.
Косвенное общение обладает рядом специфических особенностей.
1. Потенциальная многозначность высказывания.
Одно и то же косвенное высказывание может быть интерпретировано по-разному разными людьми. Это зависит от их жизненного опыта, настроения, психического и физического состояния, ситуации, непосредственно предшествовавшей моменту восприятия и многих других фактов.
Предположим, юноша с девушкой гуляют вечером в парке и она говорит: «Что-то холодно стало. ». Юноша может понять это высказывание как просьбу обнять и согреть девушку, но она может оттолкнуть его руку и назвать нахалом:
— «Я вовсе не это имела в виду! Я хотела сказать, что пора идти домой!». Проверить, действительно ли она имела это в виду, невозможно.
2. Зависимость понимания от возраста.
Дети до 11-12 лет не понимают косвенных высказываний, так как у них еще недостаточно сформированы логические механизмы выводного знания и мал жизненный опыт.
Так, детсадовским детям прочитали басню «Стрекоза и муравей», а потом попросили сказать, с кем бы они хотели дружить. Все дети сказали:
«Со стрекозой!». Когда их попросили мотивировать свой выбор, они отметили, что стрекоза веселая, она поет и танцует, поэтому с ней интересно играть. А муравей только работает, играть с ним неинтересно. И еще он жадный — не дал стрекозе то, что она просила.
Басня имеет отчетливую двуплановость — текст о животных и подтекст о людях. Косвенный смысл текста (подтекст) дети совершенно не уловили.
Если учительница скажет первокласснику «Что-то холодно. », он скорее всего, не поймет, что его просят закрыть окно, и может сказать: «Если холодно, закройте окно» или «Отойдите от окна, если вам холодно». Таким образом, дети до 11-12 лет не понимают косвенных высказываний, им нужно говорить все прямо:
— Закрой окно! Садись учить уроки! Иди домой!
Самостоятельные понятия у детей начинают формироваться в возрасте 11-12 лет, и именно в этом возрасте дети начинают понимать, что прямые указания типа «Придешь к 9 вечера!», «Садись учить уроки!» и др. грубые. Дети начинают отвергать их. Взрослые часто жалуются, что в этом возрасте дети начинают грубить. Так вот, если быть объективным, это не дети начинают грубить, а взрослые: ведь именно взрослые продолжают употреблять бесцеремонные указания, которые уже вызывают естественное отторжение детей. Родители должны понимать, что в этом возрасте в общении с ребенком надо переходить на общение косвенное, как со взрослыми — он уже вырос и оттенки вежливости стал понимать.
3. Зависимость понимания от жизненного опыта.
Чтобы правильно понять косвенный смысл высказывания, необходимо иметь опыт анализа аналогичных предметных ситуаций, иметь общие фоновые знания относительно типовых ситуаций. Без таких знаний, к примеру, мы бы не поняли диалог из повести В.Алексеева «Бега», в котором описывается завершение курортного романа в Крыму, где героиня по имени Карина приходит к хозяйке своего партнера:
«Карина дважды прогулялась вдоль виноградной беседки. Бурчалкина там не наблюдалось. Тогда Карина зашла к хозяйке и завела с ней несколько туманный, но вполне понятный обеим разговор.
— Красивая у вас беседка,- сказала она, поглядывая в окно.
— Кто ж его знает, — сказала хозяйка. — Он ведь сегодня не ночевал.
— В Сочи веселее, но плохой пляж, — сказала Карина раздраженно.
— Может еще и вернется, — сказала хозяйка.
— Но кампания там замечательная. И потом гора Ахун.
— Да, он парень видный, — согласилась хозяйка.
— Если будете в Москве, заходите, — сказала Карина. — Обязательно. Вот адрес и телефон.
— Хорошо, я ему передам, — сказала хозяйка и сложила записку вчетверо».
Не имея достаточных фоновых знаний, ни мы бы ничего не поняли в этом тексте, ни беседовавшие женщины не смогли бы достичь взаимопонимания. Но эти знания у них и у нас есть, поэтому общение оказывается эффективным.
4. Зависимость понимания от пола.
Любопытно, что женщины гораздо лучше мужчин понимают смысл косвенных высказываний. Они более наблюдательны к речи собеседника, у них более развитый звуковысотный слух (они различают гораздо больше оттенков интонации, чем мужчины), поэтому лучше понимают косвенные высказывания.
При этом женщины нередко способны уловить в речи собеседника (особенно собеседника-мужчины) такой смысл, который он вовсе не собирался передавать, и женщина при этом будет убеждать мужчину, что она его прекрасно поняла, что он не должен считать ее дурой. Доказать женщине, что мужчина совсем не имел тот или иной намек в виду, как правило не удается, поскольку коммуникативное намерение можно обнаружить и дешифровать только в момент речи, с учетом всего контекста и ситуации, а «разборки» после высказывания ясности внести не могут.
5. Зависимость понимания от непосредственно предшествовавшего опыта Понимание смысла косвенного высказывания сильно зависит от непосредственно предшествовавшей высказыванию ситуации, настроения собеседников, предметных действий, совершаемых или только что совершенных ими, непосредственных мыслей и др.
Так, вопрос жены «Как дела на работе?» мужчина может понять так:
«Как она пронюхала про Кэтрин?» (английский юмор, ЛГ, 21.5.85). Другой пример — юноша собирается на дискотеку, и мать ему говорит: «Желаю тебе как следует повеселиться!», на что он с раздражением отвечает:
«Почему ты всегда указываешь мне, что я должен делать?».
Есть коммуникативные ситуации, в которых показано косвенное общение. Это прежде всего — небольшие коллективы, условия длительного общения между людьми. Косвенное общение должно преобладать при руководстве коллективом, особенно на начальном этапе его формирования, при обсуждении и решении коллективных задач. У руководителя в речи должны преобладать косвенные указания.
Исследования американских ученых показали, что руководители — тираны до 60% указаний отдают в прямой форме, а руководители — демократы только 5%.
В некоторых же коммуникативных ситуациях косвенное общение малоэффективно, а иногда и просто противопоказано. Не следует отдавать косвенные указания тем, кто обязан выполнять любое ваше распоряжение (например, начальник не должен говорить секретарше «не могли бы вы напечатать. »), он должен распоряжаться вежливо, но прямо. Косвенные распоряжения неприменимы в армии — из-за их многозначности, возможности противоречивой интерпретации, неправильного понимания подчиненными. Косвенное общение неприменимо в аварийных, экстремальных ситуациях, где надо распоряжаться быстро, кратко и однозначно. Косвенно нельзя общаться с маленькими детьми.
Суммируя условия правильной интерпретации косвенных высказываний, укажем на необходимость соблюдения следующих требований:
— оба собеседника должны понимать, что общение косвенное, — оба собеседника должны иметь навык интерпретации косвенных высказываний, — оба собеседника должны иметь сопоставимый жизненный опыт.
Если эти условия не удовлетворяются, эффективнее использовать прямое высказывание, то есть «говорить прямо».
Пониманию косвенных высказываний, подтекста в художественном тексте надо учить (ср. постановку вопросов типа «Что он этим хотел сказать?», «Что этим хотел сказать автор?»), направленных на выявление косвенного смысла высказывания, текста.
Пределом «глубины» косвенного высказывания является принимаемый какими-либо сторонами словесный пароль:
— Здесь продается славянский шкаф? («Я свой») — Шкаф продан, осталась никелированная кровать с тумбочкой («Я тоже свой»). В этой ситуации смысл фраз никак нельзя вывести из их содержания, необходимо обоюдное знание предварительных условий установления пароля. Именно это делает пароль эффективным средство узнавания «своего».
Ср. шуточную ситуацию незнания пароля и использования в этой функции самого слова «пароль».
В данной ситуации слово пароль выступает не в косвенной функции, а в прямой, противоречащей самому назначению пароля, что и вызывает комический эффект.
3. Функции общения Функции общения в современном обществе разнообразны. Можно выделить следующие функции (Б.Д.Парыгин):
социальные — связанные с потребностями общества в целом, социально — психологические (связанные с общественными потребностями личности), индивидуально-психологческие с индивидуальными (связанные потребностями личности).
Кроме того, нельзя не указать и на биологические функции общения, связанные с реализацией потребности личности к выживанию, самосохранению (эта функция осталась у человеческого общения в качестве наследия от языка животных) — сигналы бедствия, привлечения внимания, опасности, призыв о помощи, просьба о предоставлении пищи и пр. Общение у животных выполняет чисто биологические функции, в то время как у человека – еще и социальные, социально-психологические и индивидуально-психологические.
Социальные функции общения Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом.
Язык возник в обществе для выполнения прежде всего социальных функций. Эти функции таковы.
Функция обмена информацией Язык функционирует в обществе как средство обмена информацией для совместного труда, средство координации деятельности членов общества, средство управления совместной деятельностью.
Функция передачи знаний Общение выполняет функцию передачи знаний, опыта, способов действия, оно является инструментом передачи опыта: можно рассказать о том, как что-то надо сделать. С изобретением 6 тыс. лет назад письменности эта функция приобрела особую важность: стало возможным записывать способы действия, знания и передавать их от поколения к поколению в отчужденной форме. На этой функции о6щения основано обучение – рассказ учителя ученику.
Функция оценки деятельности человека Общение выступает как средство оценки деятельности человека;
в общении друг с другом люди узнают, как оценивается их деятельность обществом.
Функция формирования норм Общение выступает как средство формирования норм общественного поведения. В общении люди сообщают друг другу о принятых в обществе, в той или иной социальной группе нормах поведения, фиксируют и обсуждают отклонения от этих норм. В общении формируется общественное мнение о поведении отдельных общественных групп и отдельных членов социума и оценивается это поведение. Общественное мнение — это «ходящие» в обществе оценки деятельности его членов.
Функция подавления агрессии Еще З.Фрейд доказывал прямую связь между явлением агрессивности человека и отсутствием общения: общество становится враждебным человеку, когда он теряет контакт с людьми. Особенно болезненно это переживают подростки и дети, и в результате как оборотная сторона страха перед обществом возникает агрессия.
Агрессивное поведение можно предотвратить общением: начать разговаривать с хулиганом, перевести агрессию в общение, дать собеседнику поругаться, выговориться, излить эмоции, посочувствовать ему, признать справедливость его обиды и т.д.
Социально — психологические функции общения Эти функции связаны с реализацией общественных потребностей отдельной личности. Это следующие функции.
Функция коммуникативного самовыражения личности, коммуникативной самореализации Человеку необходимо, чтобы обществу было известно о его взглядах, мнениях, позиции по тому или иному вопросу. Общение выступает средством такой коммуникативной самореализации — человеку нужно, чтобы его выслушали, его мнением поинтересовались, поняли его позицию — это ему приятно, доставляет положительное психическое переживание.
Лишение возможности сообщать свои мнения другим может очень переживаться и приводить к тяжелым последствиям для личности, особенно в пожилом возрасте. Потребность писать мемуары, желание выступать перед молодежью определяется у пожилых людей необходимостью реализации именно названной выше функции общения функции самореализации личности.
Человеку хочется, чтобы с ним поздоровались, к нему подошли, проявили вежливость, внимание, выделили из других, спросили его мнение, обратились за советом и т.д. Общение удовлетворяет эту потребность.
Э.Берн писал, что человек в общении удовлетворяет жажду ощущений и жажду признания, он получает символические «поглаживания» от других.
Функция отождествления себя с группой Человеку необходимо общаться с себе подобными, и прежде всего — с людьми, которых он считает людьми своего круга (клубы по интересам, различные артистические и профессиональные «тусовки», группы женщин и пожилых людей у подъездов и во дворах домов, старики в парках на лавочках, молодежные группировки и др.).
Людям нужно поговорить со «своими», чтобы продемонстрировать, подтвердить свою принадлежность к группе, показать, что я «свой» и по прежнему нахожусь в группе. Многие правонарушения совершаются подростками из-за того, что у них нет совместной деятельности – они собираются в группы для общения, и от нечего делать совершают правонарушения. Человеку определенное время в течение дня необходимо общаться с другими людьми.
Земляки обычно держатся вместе, знакомые, встретившись в новом для себя месте, должны переговорить друг с другом, представители одного учреждения – тоже. Это А.Брудный назвал синдикативной функцией – сплочение больших и малых групп в процессе общения.
Функция противопоставления себя какой-либо группе Ведя себя строго в соответствии с некоторыми групповыми правилами, человек показывает, что он — из другой группы (ср. например, вызывающее поведение подростка во взрослой компании).
Функция познания людьми друг друга Через общение люди составляют впечатление друг о друге, выделяют дифференциальные черты, индивидуализируют друг друга. Для того, чтобы получить эмоциональное впечатление о человеке, сформировать к нему эмоциональное отношение, оценить его личностные, человеческие качества, с ним необходимо поговорить. По некоторым данным (А.Пиз) до 80% впечатлений о человеческих качествах личности мы получаем через анализ ее невербального поведения, а для этого надо с этим человеком вступить в общение, понаблюдать за ним в процессе общения.
Функция формирования и развития межличностных отношений Общение выступает средством формирования определенных отношений между людьми — деловых, официальных, дружеских.
Как служебные, так и личные отношения людей во многом определяются характером их общения. Все члены общества должны общаться между собой, чтобы поддерживать и развивать те или иные социальные отношения, их объединяющие.
Функция распределения времени Человек в обществе проводит время двумя способами – в деятельности и в общении. Общение, таким образом, это одна из форм жизнедеятельности человека.
Для общения в обществе отводится специальное время, и это время должно проводиться людьми именно в общении. Общение предусмотрено культурой после процедуры знакомства, при совместной деятельности, при встрече знакомых, в гостях и др. Общение предусмотрено, чтобы занять соответствующее время в перерывах между актами деятельности или при сопровождении определенных видов деятельности (например, застолья, свидания).
Неумение реализовать данную функцию общения часто наблюдается у молодежи – юноша и девушка, познакомившись друг с другом, не знают, о чем разговаривать и молча лузгают семечки («Он молчал, а я слушала»).
Паузы в общении, особенно в русском, труднопереносимы: у россиян за столом не принято молчать («неловкая пауза»), не принято молчать, находясь вместе. Принято, чтобы попутчики разговаривали друг с другом.
Мы иногда думаем о человеке: «О чем мне с ним разговаривать?», «Мне с ним не о чем разговаривать» — это свидетельство осознания нами у общения функции распределения времени.
Индивидуально-психологические функции общения Эти функции общения связаны с удовлетворением человеком его сугубо индивидуальных потребностей – потребностей его как конкретной личности, как социального и биологического индивида.
Функция формирования сознания Общение необходимо человеку для формирования его сознания. Дети, воспитанные животными и не овладевшие языком, оказавшиеся за рамками естественного человеческого общения, оказываются умственно неполноценными. В Домах младенца дети хуже умственно развиваются, чем их сверстники в нормальных семьях, поскольку таких детей фактически только кормят, поят и одевают, но мало с ними общаются.
Усыновленный же ребенок быстро «набирает» общение и догоняет сверстников по умственному развитию.
В процессе общения человек получает, накапливает и корректирует знания, через общение он получает образование.
Функция поддержания функций сознания Общение необходимо человеку для поддержания функционирования сознания, для поддержания устойчивого функционирования психики.
Люди, оказавшиеся в изоляции и лишенные человеческого общения (например, в необитаемой местности), быстро начинают заговариваться, разговаривать сами с собой, у них наблюдаются признаки психической деградации. То же самое происходит с одинокими, забытыми всеми людьми, к которым никто не приходит, с которыми никто не разговаривает.
Полноценное межличностное общение способно поддерживать психическое здоровье человека долгие годы.
Функция поддержания работоспособности, эмоционального равновесия У людей, ведущих замкнутый образ жизни, (полярников, космонавтов, промысловиков), отсутствие достаточного общения ведет к снижению интереса к работе, перепадам настроения, неустойчивости предпочтений.
Людям необходимо общение, приток впечатлений;
«Экипажи посещения» на космической станции в числе других преследуют и эту цель. Существует специальная служба психологической поддержки космонавтов.
Функция поддержания физического здоровья Общение необходимо для поддержания физического здоровья человека.
Общение оказывает укрепляющее, оздоравливающее влияние на больных, ослабленных, перенесших горе людей. Правильно говорят: если после визита врача больной не почувствовал себя лучше, значит, это был плохой врач.
Люди, оставшиеся одинокими, чаще болеют, у них ухудшается настроение, снижается мышечная активность, ослабляется психика. Выход на пенсию с утратой старых связей часто ведет к болезням людей.
Одинокие люди становятся мнительными, концентрируются на своих недугах. Этого, как правило, не наблюдается в столь заметной степени у тех, кто имеет регулярную возможность общаться с другими людьми.
Люди, имеющие возможность регулярно общаться с другими, меньше болеют, легче переносят болезни и дольше живут. Больные скорее выздоравливают, если их навещать и разговаривать с ними.
Проводили опыт: две группы крыс росли в одинаковых условиях, но одну группу гладили по спинке, что им очень нравилось. Эти крысы выросли крупнее, сильнее и менее подверженными заболеваниям. Так и человек: доброе отношение оказывает укрепляющее воздействие на ребенка, такое же воздействие оно оказывает и на взрослого человека.
Человек в окружении других людей меньше болеет, выше процент излечения от тяжелых болезней (даже таких, как лейкемия). Больные быстрее выздоравливают, если их навещать, разговаривать с ними, интересоваться ими, выслушивать их.
В Домах младенца, как мы уже отмечали, дети, оставленные родителями, медленнее растут, хуже говорят – с ними никто не общается, не ласкает их. Будучи усыновленными, они сразу начинают лучше развиваться.
Замечена такая закономерность – общительные люди более подвижны физически, и наоборот – неуклюжие часто испытывают трудности в общении: налицо прямая связь между общительностью человека и некоторыми его физическими характеристиками.
Функция усиления психических процессов Общение способно усилить переживаемые человеком психические состояния. Так, групповое эмоциональное общение приводит к запуску механизма «заражения», что приводит в усилению переживаемого ликования, радости или паники, страха, повышает восприимчивость психики к усвоению информации (во времена нацизма членам гитлер югенда предписывалось коллективное прослушивание записанных на пластинку или передаваемых по радио речей фюрера). Толпа может и наоборот, отключить рациональное понимание у людей (паника, страх).
Общение как базовая потребность человека Существует точка зрения, что в современном обществе общение вошло в число так называемых базовых потребностей человека, то есть в число потребностей, удовлетворение которых необходимо для самой жизнедеятельности человека — таких, как потребность в пище, воде, тепле, кислороде.
4. Тенденции развития современного общения Общение в современном мире претерпевает значительные изменения.
Особенно заметными эти изменения стали во второй половине двадцатого века, и это не случайно. Многие изменения в общении связаны с социально-психологическими изменениями в обществе, вызванными влиянием научно-технического прогресса, научно-технической революции. Центральным понятием, позволяющим объяснить эти изменения, является понятие персонификация личности (персона (греч.) – личность), выдвинутое известным советским ученым Б.Д.Парыгиным.
Персонификация личности — это рост индивидуальной неповторимости, непохожести человека на других людей.
С развитием прогресса человек становится все более свободным, самостоятельным, все больше становится личностью. Это и есть персонификация личности:
«Персонификация это целый комплекс тенденций изменения и развития личности, который включает себя процесс ее духовного обогащения, рост ее самосознания, развертывание ее духовного потенциала. Она проявляется и в наличии развитых потребностей личности:
познавательных (потребность в познании и развитом самопознании), коммуникативных (потребность в духовном общении, понимании и признании), конструктивных (потребность в само выражении, самоутверждении и творческой деятельности). Безусловно, этот процесс имеет своей основой освоение личностью требований социальной среды ее включение в систему социальных отношений и определяется в конечном счете характером последних. Это значит, что персонификацию можно рассматривать как двусторонний процесс социализации индивида и индивидуализации личности. Обе стороны этого процесса находятся друг с другом в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости» (Б. Д.
Парыгин. Научно-техническая революция и личность. М., 1978, с. 97 — 98).
Причины персонификации личности — в совершенствовании быта и отдыха людей, увеличении предметного мира, а следовательно и знаний о нем, расширении контактов людей друг с другом. Люди становятся все более непохожими друг на друга, что приводит к целому ряду последствий в их жизни. Основные проявления персонификации личности обнаруживаются в следующем.
· Растет образованность людей, повышается средний уровень культуры.
· Развиваются потребности каждого человека, каждому человеку теперь надо все больше и больше, и он хочет достичь всего все быстрее и быстрее.
· Формируются способности к выбору ценностей, принятию самостоятельных решений. Человек все более стремится к тому, чтобы иметь возможность принимать решения самостоятельно, без подсказки, указаний, давления со стороны.
· Растет чувство собственного достоинства у всех категорий людей.
· Растет уровень притязаний личности. Человек начинает претендовать на то, на что раньше и не думал претендовать.
· Увеличивается тяга к обновлению впечатлений. Люди стремятся к поездкам, путешествиям, нуждаются в новой и постоянно обновляющейся информации.
· Растет мобильность личности. Люди перестают держаться за одну работу, за одно местожительства, легче меняют работу и место проживания, легче совершают переезды.
· Растет взаимная требовательность людей в коллективе, семье.
· Уменьшается время, проводимое людьми в семье, возрастает время, проводимое за ее пределами, на работе, на дополнительных «подработках».
· Увеличивается дистанция между поколениями, между родителями детьми, между старшими и младшими.
· Увеличивается число микрогрупп в коллективах, число объединений людей по групповым интересам.
Персонификация личности оказывает большое влияние на характер общения людей в обществе. Перечисленные выше социально психологические последствия персонификации приводят к значительным изменениям в характере общения людей в семье, в коллективах, с незнакомыми людьми. Назовем некоторые, наиболее заметные из этих изменений.
· Расширяются сферы общения людей. Люди теперь могут общаться друг с другом по гораздо более широкому кругу проблем, чем, скажем, в 40-50-х годах прошлого века.
· Время общения с интересующими человека людьми неуклонно сокращается. Много времени отнимает работа, транспорт;
у человека возникает постоянное ощущение того, что на общение с друзьями и знакомыми времени не остается. В результате длительное общение с одним человеком, даже другом, становится редким и непривычным, и в конечном итоге длительного общения с одним человеком современный человек уже не выдерживает, такое общение его начинает раздражать.
· Увеличивается удельный вес кратковременных, поверхностных речевых контактов с людьми. Люди отучаются произносить более или менее длительные монологи.
· Наблюдается тенденция к сокращению общения с людьми за счет увеличения «общения» со средствами массовой коммуникации (ТВ, интернет, кино, видео, газеты), · Развивается тенденция к уклонению от общения вследствие перегруженности современного человека общением в течение дня. Люди устают даже от созерцания других людей. Контакт (психологический) считается установленным, если человек различил лицо другого человека. В таком городе как Санкт-Петербург, человек, съездивший на работу, устанавливает за день контакт минимум с 10 тысячами людей.
Отсюда и стремление уклониться от общения по возвращении домой.
· Сокращается принудительное общение в быту (ликвидируются коммунальные квартиры, люди получают постепенно отдельное жилье).
· Увеличивается принудительное общение в семье: в отдельной квартире люди неделями видят только друг друга.
· Сокращается принудительное общение по месту жительства, но увеличивается принудительное общение по месту работы, труд становится все более коллективным и работнику приходится вступать в общение по делам службы со все возрастающим числом коллег;
результат его деятельности во все возрастающей степени зависит от результатов согласованной и эффективной деятельности других.
· Сокращается до минимума общение с соседями, особенно в многоквартирном доме: исследования социологов показывают, что в большом доме обычно жильцу известны 5 соседей в лицо, 3 — по имени и фамилии, 2,5 — по месту работы, 2,2 — с моральной стороны. Остальные люди остаются мало или совсем неизвестными.
· Увеличивается общение в сфере обслуживания, увеличивается доля контактов «по поводу приобретения».
· Растет обезличенность общения, увеличивается число ситуаций, в которых люди общаются, не «читая» друг друга, не знакомясь, не вступая в личные отношения (общение заменяется информационным обменом).
· Наблюдается тенденция к сокращению общения с родственниками, друзьями, сокращение приема гостей.
· Накопление информации начинает занимать больше времени, чем ее обсуждение. Люди смотрят, фильмы, читают газеты, слушают радио, но меньше обсуждают с другими то, что при этом узнают.
· Увеличивается доля эмоционального общения в общем объеме коммуникации. Часто общение приобретает форму кратковременных эмоциональных вспышек.
· Расширяется сфера устной речи. Люди все меньше пишут друг другу, все больше дел делается по телефону или в устном общении.
Падает культура письменной речи, ухудшается грамотность.
Увеличивается доля телефонного общения и общения с помощью средств современной связи (факс, мобильный телефон, электронная почта, интернет) в общем объеме общения.
· Сокращается инициативное общение, то есть такое, при котором человек сам выбирает себе собеседника и может в разговоре свободно проявить себя, свою индивидуальность. При этом увеличивается доля ролевого, принудительного, официального, фатического общения.
Указанные тенденции, список которых далеко не исчерпывается упомянутыми выше, приводит к выводу о том, что персонификация объективно ведет к усложнению общения между людьми, к росту затруднений в межличностном общении.
Тенденция личности к персонификации — устойчивая тенденция, обнаруживающаяся в любом цивилизованном обществе, подтверждаемая самой логикой развития цивилизации. Персонификация личности в обществе будет развиваться и дальше, каждый член общества будет объективно становиться все более непохожим на других, а это значит, что будут возрастать трудности взаимопонимания. Следовательно, объективно будут возрастать опасность конфликтов, опасность обострения отношений между людьми во всех сферах — в коллективе, в семье, в межличностных и дружеских связях.
Увеличение разводов во всем мире — это одно из следствий персонификации.
Конфликтность во многих производственных коллективах — тоже следствие персонификации.
Отсутствие у многих людей подлинных друзей при увеличении количества знакомых и приятелей — тоже следствие персонификации, равно как и растущее одиночество людей в мире, особенно людей незаурядных, талантливых (то есть высоко персонифицированных).
Вспышки агрессивности, нетерпимости людей друг к другу — тоже отражение процессов персонификации.
Таким образом, многие трудности современной жизни, осложнения в межличностных отношениях могут быть объяснены персонификацией личности в современном обществе.
Учитывая, что процесс персонификации личности — объективный процесс развития личности в современном обществе, можно прийти к неутешительному выводу: магистральная тенденция развития общества ведет к усложнению общения людей, к затруднениям в межличностном общении. Поскольку персонификация личности будет происходить и дальше, трудности в межличностном общении будут в обществе возрастать. Есть ли из этого положения выход?
Выход только один: персонифицированным личностям необходимо учиться общению друг с другом. Если люди не научатся общаться друг с другом в духе уважения и толерантности, конфликты, нетерпимость, агрессия, бескультурье в обществе неизбежны.
Б.Д.Парыгин пишет в уже цитировавшейся нами книге:
«Разумеется, рост чувства собственного достоинства, индивидуального самосознания, потребности в адекватной оценке своих особенностей и достоинств — все эти признаки персонификации личности отнюдь не порождают сами по себе трудность, напряженность взаимоотношений, конфликтные ситуации. Однако тенденция односторонней персонификации личности, означающая рост требовательности по отношению к другим и недостаточную критичность в отношении себя, если эта тенденция не сопровождается ростом социально-психологической культуры человека, культуры общения, восприятия и понимания других людей, может повлечь за собой недостаточное понимание людьми друг друга в процессе общения, их эмоциональную неудовлетворенность друг другом. Культура человеческих отношений — весьма существенный фактор интеграции, а следовательно, и эффективной совместной деятельности людей. Культура общения с людьми, их понимания не дается человеку от рождения, она может стать прочным достоянием лишь при условии совершенствования, воспитания его в этом направлении, создания для этого соответствующих предпосылок» (с. 113).
Таким образом, потребность формировать культуру общения в обществе вытекает из самой логики развития современной цивилизации, и эта потребность неизбежно возникает на определенном уровне развития общества. Еще раз подчеркнем мысль Б. Д. Парыгина о том, что культура общения — это фактор интеграции людей, и от состояния общения в обществе во многом зависит интегрированность самого общества..
Восприятие человека человеком в общении 1. Способы восприятия человеком окружающих людей Когда люди общаются друг с другом, у них возникают взаимные оценки, мнения друг о друге, которые в дальнейшем могут серьезно влиять на их дальнейшее общение, взаимоотношения, совместную деятельность и даже совместную жизнь. Люди могут друг другу понравиться, не понравиться, а могут на какое-то время остаться равнодушными друг к другу, даже не заметить друг друга.
Существуют особые психологические механизмы, которыми люди пользуются, когда составляют впечатление друг о друге, воспринимают друг друга в процессе общения и вообще — социального взаимодействия.
Люди судят друг о друге по внешности, речи и поведению.
Огромное значение имеет первое впечатление о человеке – есть данные, что 90% впечатления о человеке формируется у нас в первые 90 секунд общения с ним. При этом формируется первое впечатление очень быстро и легко, а вот изменяем мы мнение о человеке очень неохотно, первое впечатление остается очень устойчивым.
Физиогномическая редукция Психологи установили, что при восприятии человеком внешности другого человека действует механизм, который назвали физиогномическая редукция. Этот научный термин (обратите внимание, что он происходит от названия науки о внешности — физиогномики, а не от слова физиономия) обозначает свойство людей практически без всякого участия сознания, без всяких усилий с их стороны судить по внешности, по зрительно воспринимаемым чертам человека о его внутренних качествах и характере. Физиогномическая редукция — это суждение о человеке по его внешности.
Мы судим о человеке по его глазам, ушам, лбу, волосам, улыбке, походке, рукопожатию и многому другому. Так, твердый подбородок часто означает для нас решительность, высокий лоб — ум, полные губы — доброту, тонкие губы — злость и т.д. Никто из нас не измеряет высоту лба другого человека, чтобы соотнести ее с его умом — такие представления каждый человек получает в том или ином обществе в готовом виде — из фольклора, традиций, шуток, песен, устных преданий, афоризмов, рассказов других людей.
В каждой стране физиогномические представления различаются: так, у вьетнамцев, например, большой рот у мужчины означает ум, чего нет в русской культуре. Физиогномические представления национальны, причем представления одного народа могут не «сработать» при анализе внешности представителей других народов: например, мы видим, что все русские лица разные, и вместе с тем для нас японцы и китайцы на одно лицо, в то время как для них — все европейцы на одно лицо, отличительные признаки европейских лиц азиатами выделяются с трудом.
Источник