Способы речевого воздействия на личность.
1. Убеждение – изменение точки зрения собеседников путем приведения аргументов.
2. Внушение (суггестия) – воздействие речи на человека без доказательств, внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически. Внушение может осуществляться за счет давления престижа (Сталин всегда прав), эмоционального давления говорящего (особенно подвержены эмоциональному внушению дети и женщины), за счет соответствия мнения ожиданиям. Внушаемы и могут внушать практически все люди, но в разной степени. В каких условиях повышается внушаемость? В условиях напряженного бодрствования, при переходе ото сна к бодрствованию и наоборот, в новом коллективе (новичков всегда разыгрывают), в критических ситуациях, в состоянии эмоционального напряжения, при длительной болезни, в толпе. Формы проявления внушаемости: подражание – сознательная имитация (лежит в основе моды); заражение – бессознательная имитация, стихийная ориентация на действия или мнения собеседника (лежит в основе массовых эмоциональных состояний, паники. Особенно подвержены ей неразвитые личности и дети).
3. Принуждение – способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения – речевой (угрозы, запугивание) или может включать и неречевые элементы. Американский гангстер Эль Капоне говорил: «При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо больше, чем только при помощи доброго слова».
Какие способы речевого воздействия на личность должны использоваться в устном публичном выступлении? Убеждение и внушение, а принуждение должно быть исключено даже из организации выступления. Американский поэт Рольф Эмерсон считал: «Подлинное красноречие не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддерживать порядок».
Позиции оратора в ходе публичного выступления – ролиоратора, которые он сам на себя принимает:
1. Позиция информатора – изложение материала, например, сообщение инструкции.
2. Позиция комментатора – если аудитория знает основное и ждет дополнительных сведений.
3. Позиция собеседника – оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных», просит аудиторию высказать свое мнение, использует вопросы.
4. Позиция советчика – слушатели хорошо подготовлены, нужно расставить акценты.
5. Позиция эмоционального лидера – если в аудитории приподнятое настроение, оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. Оратор чувствует себя свободно, допустимы импровизация, отступления от темы.
Позиции, которых следует избегать:
1. Наставника – оратор нравоучителен, категоричен.
2. Трибуна – говорит с преувеличенным пафосом.
3. Просителя. Например, оратор говорит: «Потерпите, я скоро закончу». Выступления, длящиеся менее 1 мин., можно проводить с одной позиции, но лучше их менять, важно продумать их заранее.
Внимание аудитории нужно завоевать, по следующим причинам:
1. Аудитория инерционна – имеет определенное мнение, поэтому изначально скептически настроена по отношению к оратору (ну что он нам может сказать). Активно заинтересованы в получении информации – 30 %; не имеют мотивации, нужно заинтересовать – 60 %; негативная аудитория, которую заинтересовать не удастся – 10 %. Таким образом, основная часть аудитории инерционна, поэтому пассивно сопротивляется оратору.
2. Аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор (контрсуггестия), т.к. каждая личность стремиться противостоять внушению, не хочет попадать под обаяние оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Хотя всякий говорящий внушает, внушение происходит не всегда, это проявление инстинкта самосохранения.
Оратор должен знать и учитывать способы противостояния ему аудитории.
Способы «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора:
1. Стратегия избегания – аудитория проявляет невнимание, пропускает мимо ушей важную информацию, ищет и находит повод отвлечься, не смотрит на оратора, не является на выступление, стремится сесть подальше от оратора, прием закрывания глаз. (Статьи и лекции о вреде курения читают и слушают 60 % некурящих, 30 % курящих, остальные 70 % просто избегают их).
2. Стратегия «подрыва авторитета»: оратор – неспециалист, не авторитет в данной области, следовательно, все, что говорит, нельзя воспринимать серьезно. Доводы: молодой оратор (яйца курицу не учат), рядовой человек (не психолог, какие он может дать советы); слишком модно одет (думает только о своей внешности); выглядит старомодно (давно отстал от жизни). Подорвать авторитет у слушателей может слишком высокий авторитет у них другого лица (Бог, Сталин, учитель, тренер).
3. Стратегия непонимания – аудитория слушает оратора, если идея ей не нравится, то считает ее или его аргументы непонятными, следовательно отвергает и саму идею. Непонимание фиктивно, просто отказ от восприятия. Если выступает любимый оратор и говорит то, с чем вы не согласны, чаше всего вы не придадите этому значение.
Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 1173 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Способы речевого воздействия на личность.
Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.
При вербальном воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, «в каких словах», в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией, что, когда и кому говорите.
Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и, естественно, само содержание речи — ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы — это
Невербальное воздействие — это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.).
Все эти факторы дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин «невербальное речевое воздействие».
Невербальные сигналы — это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д.
Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие:
1) передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);
2) воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие);
3) воздействуют на говорящего (сознательное и бессознательное самовоздействие).
Задача речевого воздействия — при помощи речи изменить поведение или мнение собеседника либо собеседников в необходимом говорящему направлении. Существуют следующие основные способы речевого воздействия.
Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание — это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека. Оно хорошо действует на человека с логическим мышлением, но характерно не для всех (далеко не все мыслят строго логически — есть данные, что таких
людей всего 2 %) и не всегда (во многих коммуникативных ситуациях эмоции общающихся полностью подавляют их логику).
Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, тезис установлен. В убеждении используются и логика, и обязательно эмоция, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: Во-первых. . Во-вторых. . Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так. и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
Уговаривать — это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять точку зрения уговаривающего. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используются личные мотивы. Оно основано на длительности настаивания на просьбе, многократном повторе просьбы или предложения: Ну пожалуйста. ну сделай это для меня. ну что тебе стоит. я буду очень тебе благодарен. я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь. ну что тебе стоит. ну пожалуйста. ну очень прошу.
Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу,
а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
Клянчить — это эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы. Клянчит ребенок у мамы: Ну купи. ну купи. ну купи. ну пожалуйста. ну купи.
Внушать — это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите — без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто — на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, харизматические типы (например Сталин) могли внушить людям практически что угодно. Очень внушаемы дети по отношению ко взрослым, часто внушаемы девушки, молодые женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.
Просить — это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь положительным отношением
к говорящему, откликаясь на его потребность. Эффективность просьбы несравненно выше, чем приказа, но существуют многочисленные коммуникативные барьеры, ограничивающие применимость просьбы в связи со статусом адресата, характером просьбы,
ее объемом, нравственным статусом просьбы и т.д. Кроме того,
на просьбу существует много возможностей отказа.
Приказать — это побудить человека выполнить что-либо в силу его зависимого должностного, социального и т.д. положения без какого-либо объяснения или мотивировки распоряжения. Приказ эффективен в отношении подчиненных, младших, нижестоящих в социальной иерархии, но неэффективен в отношении равных или вышестоящих. Приказ психологически негативно воспринимается большинством людей.
Принудить — значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме, вербальной агрессии, апелляции к тяжелым последствиям для собеседника либо на прямой демонстрации грубой силы, угрозах:
Кошелек или жизнь.
Какие же из этих способов речевого воздействия являются цивилизованными и могут применяться? Все, кроме принуждения.
11. Манипулирование как способ речевого воздействия.
Манипулирование — это воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо (сообщить информацию, совершить поступок, изменить свое поведение и т.д.) неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению.
Например, человек не хотел пить водку, а его уговорили, используя внушение, давление, стыдя, что он «отрывается от коллектива» и т.д. Или ребенок не хотел принимать лекарство или ходить в музыкальную школу, а его уговорили. Фактически все воспитание детей есть манипуляция ими: они сознанием еще не понимают своей пользы.
Наука о речевом воздействии включает изучение как средств собственно речевого воздействия, так и средств манипуляции.
Современный человек должен обладать всеми коммуникативными навыками, поскольку в различных коммуникативных ситуациях, при общении с различными типами собеседников появляется необходимость как в речевом воздействии, так и в манипуляции.
Источник
Лекция 3 Способы речевого воздействия на личность. Эффективность речевого воздействия.
Доказывание, убеждение, внушение, просьба,
приказ, принуждение, манипулирование,
эффективность речевого воздействия
Способы речевого воздействия на личность
Речевое воздействие — наука об эффективном и цивилизованном общении. Существуют следующие способы речевого воздействия на другого человека:
Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание — это логический пуп. речевого воздействия, обращение к логике мышления человека,
Доказываем мы так: «Во-первых, во-вторых, в третьих. «. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех ( поскольку далеко не все мыслят логически) и не всегда ( мы уже знаем, что в некоторых условиях эмоция полностью подавляет логику). Вспомним закон эмоционального подавления логики.
Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно эмоции, эмоциональное давление. Убеждаем мы примерно так: «Во-первых. во- вторых. Поверь, так оно и есть! Это действительно так! И другие так думают. Я это точно знаю! Ну почему ты не веришь? Поверь мне, это действительно так. «и т.д. Убеждая, мы стараемся фактически навязать свою точку зрения собеседнику.
Уговаривать — это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказатъся от его точки зрения и принять нашу — просто так, потому что нам этого очень хочется. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, используют личные мотивы и основано оно обычно на многократном повторе просьбы или предложения: «Ну пожалуйста. ну сделай это для меня. ну что тебе стоит. я буду очень тебе благодарен. я тебе тоже сделаю такое одолжение, если ты попросишь когда-нибудь. ну что тебе стоит. ну пожалуйста. ну очень прошу. ». Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения обоих собеседников, когда тот, к кому обращаются, в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
Внушать — это побуждать собеседника просто поверить вам на слово, принять на веру то, что вы ему говорите — без обдумывания, без критического осмысления.
Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто — на авторитете собеседника. Сильные, волевые, авторитетные личности, «харизматические типы» могли внушить людям практически что угодно.
Очень внушаемы дети по отношению к взрослым, часто внушаемы молодые девушки, женщины по отношению к грубым и решительным мужчинам.
Принудить — значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах: «Кошелек или жизнь!».
Какие же из этих способов речевого воздействия являются цивилизованными? Первые четыре. Речевое воздействие как наука об эффективном и цивилизованном общении учит нас обходиться без принуждения и сочетать в различных условиях общения остальные способы речевого воздействия на личность.
Речевое воздействие — наука о выборе подходящего, адекватного способа речевого воздействия на личность в конкретной коммуникативной ситуации, об умении правильно сочетать различные способы речевого воздействия в зависимости от собеседника и ситуации общения для достижения наибольшего эффекта.
Аспекты речевого воздействия
Различают два основных аспекта речевого воздействия — вербальный и невербальный.
Вербальное (от латинского — «слово») речевое воздействие – это воздействие при помощи слов. При вербальном воздействии имеет значение, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в каких словах ее сообщаете, в какой последовательности подаете слушателю те или иные факты, как громко, с какой интонацией и т.д.
Невербальное воздействие — это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, дистанция да собеседника, сигналы внешности и поведения говорящего и др.).
Правильно построенное вербальное и невербальное воздействие обеспечивают нам эффективность общения.
Существует также такое понятие — коммуникативная неудача.
Коммуникативная неудача — это отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель, которую мы ставили в разговоре, оказывается не достигнутой.
Коммуникативные неудачи постигают нас, когда мы неправильно строю свое речевое воздействие: выбираем не те способы речевого воздействия, не учитываем, с кем разговариваем, не выдерживаем правил бесконфликтного общения и т.д.
Специалисты по речевому воздействию используют также такое выражение как коммуникативное самоубийство .
Коммуникативное самоубийство — это грубая ошибка, допущенная в
общении, которая сразу делает дальнейшее общение невозможным.
Например, если оратор начинает свое выступление так: извините, что занимаю у вас время. Я вас долго не задержу. — это типичное коммуникативное самоубийство, так как человек в самом начале разговора со слушателями сообщает им о том, что он сам понимает: его информация не нужна, она вызовет у слушателей раздражение, само его появление перед аудиторией нежелательно и т.д. Такого оратора, конечно же, слушать не будут.
Источник