Методы воспитания.
учебно-методический материал на тему
Классификация методов воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_vospitaniya.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического мастерства.
Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Задача совершенствования методов является постоянной, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей решает ее, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса.
Методов в педагогической литературе указывается много. Выделим группу методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого педагогического влияния предполагают немедленную или отстроченную реакцию ученика и его соответствующего действия, направленное на самовоспитание.
Методы косвенного педагогического влияния
предполагают создание такой ситуации в организации деятельности, в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершествование, на выработку определенной позиции в системе его отношений с учителями, товарищами, обществом.
По характеру воздействия на учащегося методы воспитания делят на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). Т.А. Ильина, И.Т. Огородников классифицируют методы более обобщенно. Это: методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.
В классификации И.О. Марьенко названы такие группы: объяснительно – репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства,
В настоящее время наиболее распространенной является классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:
1. Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения ( упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
3. Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).
Все методы оказывают совокупное воздействие на все сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого только тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу:
для формирования взглядов, понятий, установок используются методы убеждения .
Метод убеждения – используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, при проведении дискуссий. Убеждению соответствует самоубеждение, как метод самовоспитания. В основе лежат логические выводы, сделанные самим ребенком.
Методы воздействия на мотивационную сферу
включают стимулирование – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. Это поощрение и наказание.
Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Она закрепляет положительные навыки и привычки, вселяет уверенность. Поощрение – это одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Поощрение должно быть естественным поступком ученика, а не следствием получить поощрение. Оно должно быть справедливым, согласованным с мнением коллектива, нужно учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказаний: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей – пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей.
Методы воздействия на эмоциональную сферу
предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Эти методы: внушение и связанные с ним приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. По образному выражению В.М. Бехтерева, внушение входит в сознание человека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа – критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая вопрос: «Что бы мне сказали в этой ситуации учителя или родители?»
Методы воздействия на волевую сферу
предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Требования по форме предъявления различаются прямые и косвенные. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность. Понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются мимикой, интонацией, силой голоса.
Косвенное требование ( совет, просьба, намек, выражение доверия, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Это:
- Требование – совет. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
- Требование – игра. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства педагога.
- Требование –просьба. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребляемых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между воспитанниками и педагогами. Сама просьба – форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
- Требование –намек. Оно успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
- Требование –одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул.
Требования вызывают отрицательную или нейтральную ( безразличную) реакцию воспитанников. Выделяют позитивные или негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, т.к. почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
По способу предъявления различают непосредственные и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.
- Приучение – это разновидность педагогического требования. Нередко оно вызывает недовольство, его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.
Требование влияет на процесс самовоспитания человека , и следствием его реализации являются
- Упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнения как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина. Культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычек.
Методы воздействия на сферу саморегуляции
Направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношении к людям. Это сопоставление поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности и положительный пример – наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.
Но коррекция невозможна без самокоррекции, ребенок часто сам может изменить свое поведение и регулировать свои поступки, опираясь на идеал, сложившиеся положительные нормы, и это можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно- практическую сферу
Направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, так и неповторимую индивидуальность. Это методы воспитывающих ситуаций . Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного её решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, которое способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу
Направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально-полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы над собой – «труд души». В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, еще лучше – решать так называемые дилеммы Л. Кольберга.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой педагог при условии, что каждая их них должна:1). Иметь отношение к реальной жизни школьников
2). Быть по возможности простой для понимания 3). Быть незаконченной 4). Включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием
5). Предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?». Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.
Одним из методов самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определенной ситуации или в определенный период, но и выяснение отношения к нему окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти с ним.
Источник
Формы и методы воспитательной работы, оказывающие благоприятные воздействия на ребёнка.
методическая разработка на тему
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Любая форма воспитательной деятельности имеет цель – развитие определённого отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учёбе и так далее. Причём, это отношение выражено в результате предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога). В зависимости от этого выбирается форма: экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом определяется конкретное название – с учётом возраста, специфики группы. Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания. Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс у воспитателей, вводящих в практику внеурочной деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы воспитания — это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.
Методы воспитания — это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит взаимодействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности. Педагоги применяют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов c классификацией методов воспитания.
Классификация методов воспитания
Убеждение и самоубеждение
Рассказ, беседа, разъяснение, диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация
Этическая беседа, Рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой.
Речевые : слово, интонация, пауза.
Неречевые : мимика, жесты, обстановка, художественный образ
Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж
Проблемное задание, поручение
Поощрение : похвала, одобрение, благодарность, награда.
Наказание : замечание, мотивированное лишение чего-либо, порицание.
Совет, доброжелательная критика, авансирование, практическая помощь, показ, просмотр, презентация. Анализ, настрой
Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра
Анализ деятельности и общения
КТД, КА, рефлексия, презентация
Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)
Дежурство, поручение, самостоятельная работа- творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра
Метод дилемм (совместное обсуждение моральных дилемм: из двух зол выбрать меньшее)
Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания.
Любая форма воспитательной деятельности имеет цель – развитие определённого отношения к чему-либо: музыке, живописи, природе, книге, другому человеку, учёбе и так далее. Причём, это отношение выражено в результате предметном (для воспитанника) и воспитательном (для педагога). В зависимости от этого выбирается форма: экскурсия, разговор при свечах, диспут, «девичник», школьный бал. Потом определяется конкретное название – с учётом возраста, специфики группы. Чем многообразнее и ярче палитра организационных форм воспитательной работы, тем легче достигается цель и решаются задачи воспитания. Интересно и эффективно протекает воспитательный процесс у воспитателей, вводящих в практику внеурочной деятельности с учащимися игровую инструментовку всех дел.
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Для ребят школьного возраста игры имеют исключительное значение. Игра для них учёба, труд – серьёзная форма воспитания.
В плане воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжетно-ролевых подвижных, творческих. Они могут заполнить целиком все формы воспитательной работы.
Разумное чередование, выбор наилучших форм, творческое изобретение новых, нетрадиционных форм позволяет уйти от шаблона в воспитании, сделать жизнь и внеурочную деятельность школьников увлекательной, непринуждённой, значительно повысить её воспитательный потенциал.
В практике педагогов появилось много нетрадиционных форм воспитательной работы, которые могут быть использованы при организации разнообразных видов внеурочной деятельности воспитанников: пять минут с одним (стихотворением, музыкальным произведением, с одной картиной…), «открытый марафон» (для обсуждения проблем школьной или общественной жизни), «разговор при свечах» (откровенный разговор на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей), «сюрпризы дружбы» (цель – укрепление дружестных межличностных отношений через «преподнесение сюрпризов: исполнении посвящённой кому-то песни, танца, стихотворения, поделок, угощений, приготовленных самими детьми).
Эстетически воспитывая детей нужно научить их понимать прекрасное в окружающей их действительности. В условиях вспомогательной школы музыкальное искусство во всех его видах может не только решать эстетические и художественные задачи, но и способствовать коррекции личности ребенка, укреплению его нервной системы. Имея сохранным слух и зрение, дети страдающие олигофренией, не всегда умеют использовать эти анализаторы.
Активные методы работы с детьми арт — терапия (игровая изотерапия, песочная, музыкальная, куклотерапия, сказкотерапия, фототерапия) помогут оказать влияние на физическое, психическое и нравственное развитие, воспитанников.
В основном арт-терапия специализируется на изобразительном искусстве, но существуют и другие ее разновидности. Например, музыко-терапия, сказко-терапия, телесно ориентированная терапия и др. Они также эффективны, но самой популярной сегодня является именно изобразительная. Она помогает прийти в себя, расслабиться и обрести внутреннее равновесие. Методика не отличается особой сложностью.
Итак, сядьте поудобнее за стол, возьмите фломастеры и чистый лист бумаги. Закройте на несколько минут глаза и прислушайтесь к себе, постарайтесь в это время не концентрироваться на проблеме, отпустите ее. Затем начните рисовать на бумаге абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Главное — не задумываетесь над тем, что рисуете. Картинка должна быть лишена сюжета, еще лучше, чтобы она была абстрактной. Когда вы втянетесь в процесс рисования, вернитесь к проблеме, сконцентрируйтесь на ней.
Теперь, рисуя, старайтесь полностью погрузиться в свои переживания, выбирать цвет и проводить линии так, как вам диктуют ваши эмоции.
Представляйте себе при этом, что переносите свое переживание на бумагу. Старайтесь выплеснуть его на листок полностью. Творите до тех пор, пока на бумаге не кончится свободное место. Возьмите еще лист. Потом еще один. Рисуйте, пока не почувствуете, что вы опустошены, но равновесие понемногу восстанавливается.
Возьмите еще лист и напишите на нем, что вы чувствуете в данный момент. Не задумывайтесь, пишите ассоциации. Остановитесь, когда надоест. Теперь возьмите свои творения и сожгите их или порвите на мелкие кусочки. Вы избавились от своего тяжелого настроения, оно перешло в рисунок, оно исчезло
Арт-терапия может быть и основным методом терапии, и вспомогательным. Так или иначе она основана на следующих механизмах воздействия. Искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую. ситуацию и найти ее разрешение через повторное моделирование.
Творчество всегда являлось средством преодоления страха, возникшего в связи с каким-то внутренним конфликтом. Кроме того, такая терапия приносит автору удовольствие. Она позволяет человеку «выпустить пар» — дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
Музыкальная терапия — это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и лечении детей, страдающих от соматических и психических заболеваний:
Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
- Эмоциональной нестабильности
- Поведенческих нарушений (склонность к суициду)
- Сенсорного дефицита
- Спинномозговых травм
- Психосоматических заболеваний
- Внутренних болезней
- Психических отклонений
Используемая на занятиях музыка и музыкальная терапия сама по себе реализует ряд целей:
- Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать настроить, заинтересовать;
- Помогает установить контакт между взрослым и ребенком;
- Помогает развить коммуникативные и творческие возможности детей;
- Повышает самооценку на основе само актуализации;
- Способствует отреагированию чувств;
- Развивает эмпатические способности;
- Помогает укрепить отношения с воспитателем и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений.
8. Формирует ценные практические навыки;
9. Помогает занять воспитанника увлекательным делом — просмотром
музыкальных фильмов, прослушиванием музыки, музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизации на музыкальных инструментах;
Музыка терапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, не навящев, индивидуализирован, снимает страхи, напряженность. Варьирование на занятиях знакомых и не знакомых произведений, их громкости, скорости дает возможность направленной работы с разными детьми.
С целью коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей с ОВЗ используется гарденотерапия в различных видах деятельности: на специально организованных занятиях, наблюдениях за растениями, игровой, трудовой, изобразительной деятельности. Практика показывает, что детям нравится работать с растениями и с землей, т.к. продукты деятельности имеют конкретный результат и находится в прямой зависимости от усилий, которые дети вложили в свой труд. Игры с песком — это одна из форм естественной деятельности ребенка.
Использование песочной терапии позволяет совершенствовать координацию движений, мелкую моторику и ориентацию в пространстве; стимулирует интерес к занятиям; развивает речь; формирует представление об окружающем мире; «проигрывает» разнообразные жизненные ситуации, объясняет их смысл и способ поведения в них; стабилизирует психоэмоциональное состояние.
Направления в работе со сказкой
Развитие творческого воображения
Предлагаю следующие формы организации:
самостоятельная игровая деятельность детей;
самостоятельная продуктивная деятельность детей;
встречи с интересными людьми;
Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую:
элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры — экспериментирования с предметами и материалами;
моделирование сказочных сюжетов;
пластические игры и упражнения;
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям. с помощью которых осуществляется творчество.
Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип «От простого — к сложному»; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза — в — глаза.
могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка».
Рассказать знакомую сказку по кругу.
Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
Оформление книги «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания
Узнай сказку по песенке героев
Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек — к сказке
Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). На слова:
«продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
«Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)
«Треугольник и квадрат» (математическое развитие)
«Хорошо плохо»(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).
Схема работы со сказкой
1 Нравственный урок.
2 Воспитание добрых чувств.
3 Речевая зарядка.
4 Развитие мышления и воображения.
5 Сказка и математика.
6 Сказка и экология.
7 Сказка развивает руки.
Семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну — две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.
Воспитатели могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.
Не обязательно каждую сказку втискивать ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Таким образом, схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя со сказкой, в целях гармонического развития детей. Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед воспитателем, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Но можно подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.
Нетрадиционно — это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей — должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.
В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок — «Изнеженность -достоинство принцесс. » Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки ребятам знакомо (и читают, и по телевизору показывают).
Важно не опоздать с главным — научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Понять их на доступном ребёнку уровне и творчески решать противоречия — один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Рассмотрим теперь следующий из семи разделов — «Воспитание добрых чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека – любящим, помогающим другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций.
«Формы и методы организации работы в ГПД»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне.
Взаимосвязь и преемственность в содержании, формах и методах воспитательной работы учителя и воспитателя
Данная работа нацелена на выявление и обобщение педагогического опыта.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса
Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива? Применение акт.
Современные формы и методы воспитательной работы для реализации стратегии развития воспитания
« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.Заключение.
Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе
Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, нап.
Источник