Способы реализации власти народом

Конституция РФ. Статья 3. Народ — источник власти, формы осуществления власти народом, преследование захвата власти.

Глава 1. Статья 3.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий.

В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации.

Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Одновременно в статье определяется содержание суверенитета в Российской Федерации.

Суверенитет – это независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

В РФ — две основные формы народовластия:

  • непосредственное (прямое)народовластие осуществление власти народом через участие в референдумах и свободных выборах; отмечено, референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа, тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов.
  • представительное народовластие – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Референдум – это высшее выражение власти народа, процедура всенародного тайного равного и прямого голосования граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственной и общественной жизни, к участию в котором допускаются все дееспособные граждане, достигшие 18 лет.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы:

  • изменения статуса субъектов Российской Федерации;
  • досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);
  • принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
  • принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • амнистии и помилования.

Непосредственное выражение власти народом, помимо референдумов и выборов, возможно и в других формах:

  • правотворческая инициатива граждан (внесение определенным количеством граждан в орган власти проекта нормативного правового акта);
  • собрания (сходы) граждан;
  • митинги, шествия, демонстрации, пикетирования;
  • индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления, избирается Президент Российской Федерации.

В пункте 4 статьи отмечено, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Источник

Вопрос 29 Народовластие в РФ и формы его осуществления.

Принцип народовластия. Понятие. Народовластие — принадлежность всей власти народу и свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и интересами. Принцип народовластия является одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

Сущность. Согласно статье 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Формы народовластия. Народ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Непосредственная (прямая) демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или групп населения по вопросам государственного или местного значения. Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, выражающих волю народа или представителей определённой территории.

Непосредственная демократия. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум и выборы проводятся на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Референдум — голосование граждан по важнейшим вопросам государственного или местного значения. Решения, принятые на референдуме, не нуждаются в утверждении и обязательны для применения. Выборы — осуществление власти народа посредством голосования за своих представителей для осуществления власти в органах государственной власти или органах местного самоуправления в соответствии с интересами граждан. Среди форм (институтов) непосредственной демократии есть способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.

Государственная власть в демократическом государстве должна выражать интересы народа. Государственная власть осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти составляют единую систему. Среди органов государственной власти важнейшее значение имеют те, которые избираются непосредственно гражданами — представительные органы, состоящие из депутатов, а также выборные должностные лица. Государственные органы, которые не избираются гражданами, формируются другими государственными органами. На федеральном уровне гражданами РФ избираются Президент РФ и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ. На уровне субъекта РФ гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ, избираются высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа) и депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти.

Местное самоуправление. В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется жителями муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, на муниципальных выборах), а также через органы местного самоуправления наличие выборных органов местного самоуправления в муниципальном образовании является обязательным. Местное самоуправление является формой публичной власти, однако органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

30. Непосредственная демократия – форма осуществления народовластия: понятие, функциональные и организационные характеристики.

Непосредственное народовластие является одной из форм демократии, практическим осуществлением демократизма как одной из основ конституционного строя РФ и вытекающих из него принципов народного суверенитета, правового государства и т.д. Таким образом, непосредственное народовластие – это одна из организационно-правовых форм демократии, прямое волеизъявление народа, выступающего непосредственно субъектом конституционно-правовых отношений, и придание его решениям общеобязательного характера.

(функциональные характеристики) Институты непосредственного народовластия функционируют для решения важнейших государственных задач и реализации властных полномочий, исходящих от народа, который, имеет право осуществлять власть как «непосредственно», так и «через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3 ч.2 КРФ)

(организационные характеристики) Согласно статье 3 КРФ, «единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ», в свою очередь, в этой же статье «высшим непосредственным выражением власти народа» провозглашаются «референдум и свободные выборы».

Референдум — это процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значение), а выборы — это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти.

Также непосредственная демократия в РФ может осуществляться в формах всенародного обсуждения проектов нормативно-правовых актов, народной (правотворческой) инициативы, предложения (петиции), отзыва выборных должностных лиц, собраний граждан (собраний делегатов), сходов граждан, публичных слушаний. Важная роль в реализации народовластия принадлежит общественным организациям и движениям.

Таким образом, граждане, объединенные в те или иные публично-правовые территориальные общности (народ, население субъекта федерации, муниципальной территории), образуют основу механизма государства, непосредственно принимая участие в формировании органов публичной власти и принятии важнейших решений государственного и общественного значения.

Источник

Формы осуществления народовластия

Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.

Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, имеющая такие свойства, как верховенство и независимость; народ обладает всей полнотой власти на территории страны. Народу принадлежит верховенство в государстве, в системе власти, его суверенная государственная воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, вообще всех лиц, организаций на территории государства. Никто, никакая часть народа, организация, лицо не должны присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону – гласит ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. Власть должна исходить только от народа – ее единственного источника.

Важнейшие органы государства избираются голосованием народа, получают свои властные полномочия от него. Все государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления, осуществляя властные полномочия, должны действовать в соответствии с волей народа, выраженной в Конституции и законах, в его интересах. Для осуществления власти необходимы организационные формы, механизм властвования. Сам народ непосредственно осуществляет власть в современных государствах нечасто, в основном он это делает через систему государственных органов и органы местного самоуправления.

Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляются, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственная (прямая) демократия, органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части по вопросам государственного или местного значения. Конституция РФ закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народная (гражданская) инициатива на уровне субъектов Федерации (например, в Москве, Московской области) и местного самоуправления (внесение населением проектов правовых актов в органы государственной власти и местного самоуправления), народная инициатива проведения референдумов, народные обсуждения вопросов государственного и местного значения.

Институты прямой демократии разнообразны. Среди них есть способы принятия окончательных, общеобязательных решений (выборы, референдум) и формы выражения мнения (например, обсуждения проектов законов, митинги), имеющие лишь совещательное, консультативное значение, а не обязательные для государственных органов, должностных лиц, граждан. Посредством ряда форм свою волю, мнение может выражать народ в целом – это референдум РФ, всенародные выборы; с помощью других форм – его часть, население субъекта Федерации, административно-территориальной единицы, коллектив, группа людей. Прямое волеизъявление по форме также разнообразно: это может быть голосование, обсуждение, резолюция собрания, митинга.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, президенты республик в ее составе (там, где предусмотрен этот пост), главы администраций, мэры горо­дов*.

* В течение определенного периода главы администраций, губернаторы, мэры, как правило, назначались, а их выборы не проводились.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным вы­ражением власти народа является референдум. Законодательство преду­сматривает референдум Российской Федерации, референдумы субъек­тов Федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регла­ментированы Федеральным конституционным законом «О референ­думе Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.*, а также Федераль­ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г.** с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.***

* СЗ РФ. 1995. №42. Ст. 3921.

** СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

*** Российская газета. 1999. 6 апр.

Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим зако­нам и другим вопросам государственного значения. Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся важные вопросы общегосу­дарственного значения, затрагивающие интересы народа. На референ­дум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции РФ, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ. Определенные вопросы не могут выноситься на всероссийский референдум*. Референдум проводится на основе равного всеобщего и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие в референдуме свободное, голосование личное. Каждый участ­ник референдума обладает одним голосом. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане, при­знанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

* Это вопросы: изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или про­дления срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, проведения их до­срочных выборов, досрочного формирования Совета Федерации, отсрочки выборов, формирования этих органов; принятия и изменения федерального бюджета, исполне­ния и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изме­нения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности на­селения; амнистии и помилования. Кроме того, выносимые на референдум вопросы не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее двух мил­лионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокуп­ности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; 2) Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всена­родное голосование проект новой Конституции РФ. Только эти субъ­екты могут выдвинуть юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного числа граждан реализуется в определенном порядке. Образуется инициативная группа для сбора подписей в под­держку такой инициативы; эта группа указывает формулировку вопро­са, выносимого на голосование, и собирает не менее 2 млн подписей граждан в течение не более чем трех месяцев. Впоследствии подписные листы, другие необходимые документы передаются в Центральную из­бирательную комиссию, которая направляет соответствующие доку­менты со своим заключением Президенту РФ. Он, после проверки и признания Конституционным Судом РФ соблюдения конституцион­ных требований, назначает референдум РФ.

Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, действующие в качестве со­ответствующих комиссий по проведению референдума, а также терри­ториальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума.

Граждане РФ, общественные объединения имеют право, соблюдая законы, беспрепятственно вести агитацию «за» или «против» проведе­ния референдума, «за» или «против» участия в референдуме, «за» или «против» законопроекта, действующего закона или иного вопроса, вы­носимого на референдум РФ. Агитация должна быть прекращена в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума; в день проведения референдума, а также в предшествующий ему день агитация запрещается.

В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулиров­ка вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты во­леизъявления голосующего — «за» или «против», под которыми поме­щаются пустые квадраты, в одном из которых гражданин и должен поставить знак при голосовании. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум РФ вопроса, он ставит знак «плюс» или любой иной знак в квадрате под словом «за», если же — против, то ставит знак «плюс» или любой другой знак в квадрате под словом «против». Обеспечивается тайна голосования.

Определяет результаты референдума РФ Центральная избирательная комиссия. Референдум РФ признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. (Надо иметь в виду, что число зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в референдуме, бывает обычно значительно большим, чем число принявших участие в голосовании. Например, по официальным данным, в голосовании по проекту Конституции РФ в декабре 1993 г. приняли участие 58,1 млн. человек – 54,8% всех зарегистрированных избирателей, которых насчитывалось 106,1 млн.; при этом «за» проголосовало 32,9 млн. человек – 58,4% от числа проголосовавших действительными бюллетенями*.)

* При подведении итогов этого голосования примерно 1,8 млн. бюллетеней было признано недействительными.

Всероссийские референдумы уже проводились: 17 марта 1991 г. – по вопросу о введении поста Президента в России; 25 апреля 1993 г. – по ряду вопросов: о доверии Президенту РФ, одобрении социально-экономической политики, осуществляемой с 1992 г. Президентом и Правительством РФ, о досрочных выборах депутатов, Президента РФ; 12 декабря 1993 г. – о принятии новой Конституции РФ.

Референдумы могут также проводиться в субъектах Федерации, в административно-территориальных образованиях.

Большую роль в осуществлении власти, принадлежащей народу, играют органы государственной власти. Они выполняют колоссальный объем управленческой работы. Государственную власть в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации. В субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими самими органы государственной власти (президенты, губернаторы, законодательные органы, правительства, администрации и т.д.).

Несмотря на разветвленность системы органов государства, их разнообразие, конституционно закреплен принцип единства системы государственной власти, по которому государственному аппарату предписывается действовать согласованно, соблюдая Конституцию РФ и законы. Только так деятельность аппарата может быть подчинена воле народа, обеспечен его суверенитет, и народ может через государственные органы осуществлять свою власть. Для этого также необходимо наличие действенных демократических институтов, каналов воздействия на государственный аппарат со стороны народа. Такую роль выполняют институты прямой демократии, прежде всего выборы государственных органов, должностных лиц, а также – что особенно важно – представительные органы государственной власти. Они – связующие звенья между народом и профессиональным государственным аппаратом, несколько обособленным от общества. Поэтому велико значение выборных представительных органов, воплощающих представительную демократию. Они представляют народ, выражают его волю и интересы.

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент России, представительные органы ее субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РФ. Институт всенародно избираемого Президента – действенное средство реализации народного суверенитета. Через него (а он возглавляет государство) народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Органы местного самоуправления

Еще одна форма осуществления народовластия–органы местного самоуправления. Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение населением вопросов локального значения. Самоуправление осуществляется местным населением – составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне: выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

Все рассмотренные главные организационно-правовые формы осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа – единого и единственного конституционного источника власти в стране.

Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас. Реальное же осуществление власти народа, управление обществом носит сложный, многоаспектный характер. В осуществлении власти, в политике самое активное участие принимают государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказывают действенное влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Как уже отмечалось, политическая власть не может существовать вне организации, через которую она могла бы осуществляться и в рамках которой выявлялась бы и формировалась политическая, властная воля народа. Такой организацией служит, прежде всего, государство – политическая организация всего народа, которая является механизмом реализации политической власти, субъектом управления обществом. Оно включает важнейшие институты народовластия.

В осуществлении власти участвуют также другие организации – политические партии, иные общественные объединения.

Все упомянутые организации, демократические институты составляют политическую систему – комплекс государственных и общественных организаций, политических институтов, через который осуществляется политическая власть, участие народа в политической жизни.

Политическая система – сложная, разветвленная организация, и роль разных компонентов политической системы различна. Если государство – это суверенная политическая организация всего народа, то партии, другие общественные организации – лишь участники осуществления политической власти. Следуя законам, они выражают волю своих членов, групп людей, определенных слоев общества и не обладают властными полномочиями.

Итак, в структуру политической системы, которая охватывает разнообразные государственные и негосударственные институты народовластия, входят государство в целом, общественные объединения (политические партии, массовые общественные движения, разнообразные общественные организации).

Источник

Читайте также:  Описать бизнес процессы тремя способами горизонтального описания текстовым табличным графическим
Оцените статью
Разные способы