Статья «Способы и принципы реализации ФГОС в современной школе»
СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Гасанов Ибрагим Абакарович,
кандидат филологических наук,
преподаватель русского языка и литературы,
Большеарешевской СОШ Кизлярского района РД
Аннотация. В данной статье исследуются пути и способы применения требований ФГОС в современной школе.
Ключевые слова: образование, технологии, ФГОС, знания, умения, стандарт.
METHODS AND PRINCIPLES OF GEF IMPLEMENTATION IN THE MODERN SCHOOL
Gasanov Ibragim Abakarovich
Annotation. This article explores the ways and means of applying GEF requirements in a modern school.
Key words : education, technology, GEF, knowledge, skills, standard.
Последние двадцать лет характеризуются в современной школе непрерывной целью нововведений и изменений. Необходимость кардинальных изменений в образовании давно назрела, однако мешали идеологические запреты и неспособность властей по-новому взглянуть на реалии ХХI века.
Вслед за ФГОСом первого поколения пришёл второй, более продуманный и значимый.
Первые стандарты образования были нацелены на количество накопленных знаний, но жизнь быстро показала, что подобный принцип отбрасывает школу в каком-то смысле назад, ученики оказываются плохо приспособленными к современным условиям. Основной целью же ФГОС второго поколения стало раскрытие и развитие личности ребенка, его способностей к самоучению и коллективной работе, формирование ответственности, способности на самостоятельные поступки.
Современная школа старается дать ученику определённый уровень знаний для развития новых навыков и умений повышенного уровня.
Старое образование и старая методика утверждала, что важны не только знания, но и воспитание. Были достигнуты в этом направлении хорошие результаты, но, к сожалению, самостоятельно думать, принимать решения, формировать независимое суждение не учила, более того, исполнительность уже принятых решений считалось самым важным на всех уровня.
Школа формировала исполнителей чужой воли. Из своего личного опыта помню всякие «проработочные» акции (собрания, педсоветы, совещания), целью которых было подавить в педагоге, ученике независимую мысль, отучить от «крамолы», «научить» исполнять инструкции.
ФГОС второго поколения не отвергает, разумеется и важность формирования патриотизма, воспитанности, дисциплины, но усиливает внимание педагогов на развитие в детях толерантности, ответственности за свои поступки, развитию коммуникативных умений, способности к общению. В этом плане важен подбор учителем вида новых образовательных технологий.
Органично входят в систему ФГОС второго поколения, чаще используемые мной на уроках и внеурочной деятельности такие виды технологий, как интерактивные, исследовательские проекты, проектные, ИКТ. Они позволяют мне достичь определённого результата, развивать в детях способность осознанного выбора методов и целей, умения к коллективным действиям, достичь новых отношений между учителем и учеником. Главное – не накопление знаний, а развитие умений находить пути к получению знаний, самостоятельно достичь результатов.
Новые ФГОС уделяют большое внимание и физическому развитию ученика, его здоровому образу жизни, проводятся много мероприятий и акций, посвящённые охране здоровья ребёнка.
Главное достоинство ФГОС второго поколения – это нацеливание педагогов на развитие универсальных учебных действий, умений самостоятельно добывать информацию, способности к общению и умениям к коллективным действиям, выработке навыков взаимной поддержки.
В школах в соответствии с принципами ФГОС больше стали уделять внимание многим видам внеурочной деятельности: кружкам, студиям, разного вида олимпиадам.
Необходимость внедрения новых принципов подхода к образованию в российской школе и в вузах стала очевидной, когда ученики и студенты нашей страны, превосходя зачастую своих сверстников во многих странах мира в уровне предметных знаний, явно уступали им в умении работать с информацией, решать социальные и личностные задачи в жизни. В современной жизни, как не раз уже показывали различные социологические опросы и проведённые эксперименты, не совсем стали востребованными простые когнитивные операции, основанные на заученных правилах и запоминаниях, формулах.
Востребованы, как и рассчитывает ФГОС, умения решать проблемы, нестандартные подходы, творческий поиск.
Многие педагоги не совсем верно понимают положение ФГОС о взаимоотношениях учителя и ученика, считая, что роль учителя в реализации положений ФГОС сводится лишь как регистратора событий и что главное – ученик. Это не совсем так.
Роль педагога в реализации программных требований ФГОС не только не снижена, но и возросла, но только функции и направление изменились. Без чуткого руководства учителя, его такта, психологического и интеллектуального умения по формированию творческой личности ученика ФГОС не заработает. Учитель-методист В.В. Жернакова пишет: «Меняется общество в соответствии с ФГОС, меняется и характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, что передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания… Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющем увлекать учеников педагоге». 1, с.9 .
Научить детей УУД (универсальным учебным действиям) очень нелегко, но педагог, нацеленный на пути и способы развития личности учеников, вооружённый хорошими знаниями психологии, арсеналом современных средств обучения, сумеет найти ключ.
Приходится с сожалением констатировать, что принципы и положения ФГОСов будут развиваться неодинаково в разных регионах страны. Не последнюю роль играет и оплата труда учителя, и материально-техническая база образовательных учреждений – а они разные по регионам. Ясно, что новые стандарты второго поколения ФГОС будут нормально реализованы в обеспеченной всеми методическими пособиями, компьютерной техникой, хорошо финансируемой среде, будут, наоборот, отставать (и отстают) те образовательные учреждения, которые плохо оснащены нужными средствами обучения и в которых текучка педагогических кадров велика.
Нужно отметить и то, что ФГОС второго поколения большое внимание уделяет нравственному и патриотическому воспитанию, которое было резко ослаблено за последние десятилетия.
Однако, наряду с огромным потенциалом, ФГОС обнаружил в действии и ряд недостатков, точнее, недостатки, которые стали очевидными из-за быстрого внедрения ФГОС в школы. Академик Российской академии образования М.М. Поташник замечает: «Объединяет проекты «Компьютеризация», «Приоритетный нацпроект», «Наша новая школа» и т.д. то, что они насаждались без обсуждения с учительским сообществом». 2, с.73 .
Действительно, публичного всенародного обсуждения положений ФГОС не было, не было круглых столов, дискуссий, мнений. К сожалению, современные ФГОС неизбежно снизят и уровень знаний выпускников школ, трудно контролировать этот процесс, но это вовсе не значит, что ФГОС считает знания второстепенной ступенью в системе образования, просто речь идёт о первенстве не суммы знаний, а творческого подхода как в науке и образовании, так и в жизни, к которой должен быть адаптирован наш выпускник.
К сожалению, во многих школах нет необходимой материально-технической базы для внедрения ФГОСов, нет соответствующего методического сопровождения, не хватает методических пособий, да и не все педагоги оказались готовыми работать в условиях функционирования ФГОсов.
Некоторые педагоги совсем игнорируют важность знаний, не осознали всё-таки значимость и для ФГОС второго поколения знаниевого компонента.
О каких бы проблемах образований не будет идти речь, мы должны понимать: фундаментальные достижения прежней науки и образования должны быть сохранены. Главная задача ФГОС – переход от накопительного принципа суммы знаний к развитию личностных способностей ученика – является всё же назреваемой необходимостью, ответом на вызов времени.
Путь внедрения ФГОС – сложный, тернистый, полный ошибок и имитации инновационной деятельности.
По мере продвижения вперёд, реализуя принципы ФГОСов в жизнь, становится ясно, что многим учителям перестроиться трудно. Преподаватель из Санкт-Петербурга Ципляева замечает: «Значительная группа учителей до сих пор сохраняет веру в то, что ничего в практике не изменилось и не может измениться. «Как раньше работали, так и будет учить детей», — говорят они. Учителям трудно понять текст главного нормативного документа – ФГОС ООО. Педагогам недостаточно собственного опыта для того, чтобы понять текст стандарта и выявить способы работы по достижению планируемых результатов». 3, с.1 .
В процессе реализации ФГОС второго поколения педагог сам должен выбрать формы и приёмы работы. Типы уроков тоже различны. Я практикую чаще комбинированные уроки, уроки решения проектных задач, учебные экскурсии. Другой педагог выберет другие типы уроков в соответствии с уровнем подготовки детей, наличием материально-технической базы.
Главное, чтобы было минимум репродукции и максимум творчества, обратная связь. Наш выпускник должен быть адаптирован в современное информационное общество.
Таким образом, ФГОС второго поколения, учитывая некоторые элементы стандартов первого поколения, опираясь на рациональное зерно старой методики, нацеливает учителей на деятельность, которая формирует не столько сумму предметных знаний, а сколько умения постигать, познавать, самому решать сложные жизненные и учебные задачи. Для этого каждому педагогу открыт свой путь достижения цели.
Источник
«Реализация требований ФГОС: пять ключевых позиций методического сопровождения»
«Реализация требований ФГОС:
пять ключевых позиций методического сопровождения»
Успешность реализации требований ФГОС в школе во многом определяется уровнем профессиональной компетентности работающих в ней педагогов.
Закрепляя ответственность педагога за результаты реализации основной образовательной программы общего образования, ФГОС фактически формулирует новые требования к подготовке и повышению квалификации учителя.
Важнейшая тактическая задача всех методических служб сегодня – обеспечить понимание и принятие педагогами идеологии стандарта, создать условия для формирования профессиональной готовности педагогов работать по-новому.
Мы предлагаем следующие 5 ключевых позиций методического сопровождения реализации требований ФГОС для методической службы любого уровня.
понимание педагогами сущности ФГОС как общественного договора в области образования, т.е. выявление и согласование социально-образовательных потребностей и запросов семьи, общества и государства, и солидарная ответственность за результаты образования.
Понимание равенства прав и обязанностей семьи и школы в достижении результатов образования выводит на новый партнерский уровень традиционную работу с семьями учеников.
В рамках ФГОС в реализации основной образовательной программы школы учитываются потребности и запросы родителей в составлении учебного плана школы, планировании и организации внеурочной деятельности, становится активной позиция родителей в оценочной и проектной деятельности школьников.
Данная ситуация предполагает проведение большой разъяснительной работы с родителями, знакомство их с положениями стандарта, вовлечение родителей в совместную деятельность. Такую работу должны вести как образовательное учреждение, так и каждый учитель. Вокруг этой позиции могут быть выстроены различные направления методической работы, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой: это и методические разработки родительских собраний, памяток, буклетов для родителей о новых стандартах, это и организация новых форм родительского всеобуча.
понимание представленных в стандарте целей школьного образования, которые определяют модель выпускника школы через совокупность конкретных требований к личностным, метапредметным и предметным результатам образования.
Так, например, новые стандарты в «Портрете выпускника начальной школы» в качестве одной из целей образования определяют владение выпускниками начальной школы основами умения учиться. В существующей образовательной системе такая цель была сформулирована еще Элькониным Даниилом Борисовичем в … 1962 году. Но была ли она достигнута?
Данная цель призывает нас обратиться к тем результатам, которые должны быть получены в соответствии с новыми стандартами. Школа, учитель должны создать такие условия, чтобы у ученика сформировались качества, необходимые ему как субъекту учебной деятельности, включая:
личностный смысл учения;
способность принимать и сохранять цели учебной деятельности;
владение способами выполнения учебных действий;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Методическое сопровождение с точки зрения этой позиции предполагает особое внимание к принципиальной новизне вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
понимание изменений в содержании образовательных программ всех предметов и специфике программ внеурочной деятельности.
На сегодняшний день в рамках ФГОС программа каждого предмета включает помимо традиционного предметного наполнения, элементов научного знания то содержание, которое ориентировано на принятие учениками духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Программы внеурочной деятельности позволяют достигать более высокого уровня воспитательных результатов и являются продолжением процесса обучения. Новое содержание включает универсальные учебные действия как базу для возможности саморазвития и самосовершенствования учеников.
Содержание школьного образования заложено в учебно-методических комплексах. И перед каждой школой, каждым учителем встает вопрос о грамотном выборе учебников, которые учитывают изменения, представленные в ФГОС, позволяют достичь заложенных результатов, и, что немаловажно, существенно облегчают работу учителя.
Учебно-методические комплексы, представленные сегодня в Федеральном перечне, дают свободу школе и накладывают на нее, на каждого учителя большую ответственность. А роль методического сопровождения заключается в формировании целостного представления о существующих и утвержденных Федеральным перечнем учебно-методических комплексах.
понимание необходимых изменений в формах, методах и технологиях обучения и воспитания, учитывающих психофизиологические особенности современного ребенка.
Требования новых стандартов ориентируют учителей на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения таких как — организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава.
Сегодня учитель на уроке, на учебном занятии — артист второго плана. На передний план выходит ученик как субъект учебной деятельности, а вместо цели урока – цель индивидуальной или коллективной деятельности учащихся. Структура учебного занятия должна быть очень динамичной, с присутствием целого набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью. Учителю надо учиться поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности.
Методическое сопровождение предполагает не просто знакомство учителей с образовательными технологиями деятельностного типа, но прежде всего, практическую деятельность учителя по проектированию учебного занятия, усиление роли мониторинга эффективности работы учителя по реализации требований стандарта.
организация внутрикорпоративного обучения педагогов.
Курсы повышения квалификации, как правило, предлагают педагогу, расширение его информированности о нормативных документах, сопровождающих реализацию ФГОС, об условиях реализации стандарта. А понимание изменений в собственной профессиональной деятельности появляется у учителя только на своем рабочем месте.
Какие же основные трудности испытывают педагоги при переходе на ФГОС?
упрощенное, бытовое понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода – методологической основы стандарта;
отсутствие опыта разработки программ отдельных учебных предметов;
сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Разрешение этих трудностей возможно через организацию методического сопровождения на новых принципах. Методическое сопровождение сегодня требует внедрения деятельностных методов и технологий работы с педагогами, требует «погружения» педагога в новую образовательную ситуацию, это стажировки и практикумы на рабочем месте, взаимопосещения уроков, открытых учебных занятий, мастер-классов.
Ожидаемый результат методической работы – понимание и принятие педагогами новой парадигмы отечественного образования, профессиональная готовность работников образования к изменениям, заявленным в требованиях ФГОС.
Главная задача образования сегодня — создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализация социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, создание интеллектуальных образовательных сетей. Эта задача не может быть решена без ежедневной работы учителя, соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Роль методических служб заключается в организации компетентного методического сопровождения учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми.
Источник