Применение технологии сотрудничества на уроках
статья по технологии на тему
Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii_sotrudnichestva_na_urokah.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Ветчанина «Применение технологии сотрудничества на уроках»
Применение технологии сотрудничества на уроках
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.
Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь.
Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, осознавать свои успехи и успехи товарищей, а не просто помогать друг другу.
На занятиях своего элективного курса «Кулинария» и на уроках технологии я использую работу в командах (группах).
В начале урока весь класс изучает теоретический материал. Затем ученики самостоятельно делятся на группы для выполнения практической работы и распределяют обязанности. Таким образом, в команду попадают ученики и слабые и сильные. У них разный уровень знаний, навыков и умений. Перед группой ставится общая цель и каждый член команды овладевает новыми для него знаниями и умениями. Вся команда знает, чего достиг на уроке каждый из них.
В самостоятельности выбора есть свои «плюсы» и «минусы».
Для учеников положительным является то, что они будут работать с теми, с кем им легче общаться. При этом обучаются организации совместной деятельности, культуре общения. Те, кто не умеет выполнять какие либо операции или действия, могут не ждать консультации учителя, а научиться этому у более опытных или знающих членов команды. Для ребят с низким уровнем знаний и умений это хороший шанс получить положительную оценку.
Отрицательным, на мой взгляд, является то, что при делении на группы и выборе капитана иногда возникают межличностные конфликты. В классах есть свои лидеры, и есть так называемые «изгои». Лидеры пытаются навязать свое мнение другим, а «изгои» остаются одни и команды не хотят брать их к себе. К счастью такие ситуации возникают крайне редко. Но это именно тот момент, когда приходится вмешиваться в процесс деления на группы. Конфликты возникают также при распределении обязанностей. Всем хочется заниматься любимым делом (готовить, накрывать на стол, самое приятное это – приглашение учителей в гости и снятие пробы) и никто не хочет выполнять менее приятные обязанности (мыть посуду, плиту, выносить мусор и т.д.). В данной ситуации необходимо оказать помощь капитану, приходиться вмешиваться в сложившуюся ситуацию, чтобы не снять напряжение во взаимоотношениях членов группы. После выполнения практической работы, учащиеся выполняют тестовую работу для проверки теоретических знаний. Если полностью следовать этой технологии, то оценка должна быть общей за теорию и практику для всей команды. Но так как знание теории у всех различно, то я оцениваю практическую часть общей оценкой для всей группы, а теоретические знания отдельной индивидуальной оценкой. Это является не только стимулом помощи товарищам по команде, но и развивает чувство ответственности за выполнение практической части, т.к. оценка в данном случае зависит от всех, а не от каждого в отдельности.
Основные действия учителя при применении обучения в сотрудничестве:
- Продумать размещение рабочих мест для детей (для работы в группах).
- При подготовке к занятию выделить 1-2 задания, требующих после общего изучения материала действий или работы в группах.
- Разбить класс на группы и предоставить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.
- Дать ученикам возможность обсудить материал в группах, а затем проводить контрольную работу.
- Дать ученикам возможность проверить работы друг у друга в группе, добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником, а затем уже только сдать работу учителю.
- Четко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах.
- На протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это требуется.
- Общность цели и задач
- Индивидуальная ответственность
- Равные возможности успеха.
1. Полат Е.С. Педагогические технологии ХХ\ века // Современные проблемы образования. — Тула, 1997.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Источник
Статья » Технология сотрудничества»
Ильина Татьяна Валериановна
учитель родного языка и литературы
МАОУ «СОШ №1» г. Чебоксары
столицы Чувашской Республики
Технология «Обучение в сотрудничестве»
как эффективный метод активизации познавательной
Данная статья раскрывает технологию «Обучение в сотрудничестве» как наиболее успешную технологию, противостоящую традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.
В организации групповой работы по технологии «Обучение в сотрудничестве» есть свои принципы: позитивная взаимозависимость, равное участие, одновременное взаимодействие, личная отчетность. Обучающиеся поставлены в такие условия, что задание нельзя успешно выполнить в одиночку. Например, каждый член группы получает лишь часть материала (структура «пила») и вынужден сотрудничать с остальными членами группы для достижения окончательного результата. Данная технология предполагает такую организацию работы в группе, при которой каждый ее член в более или менее одинаковой степени участвует в совместной работе, предполагает одновременную вовлеченность всех членов групп в активную учебную деятельность, нацеленную на достижение поставленных задач. От каждого члена группы на том или ином этапе работы требуется публичное выступление (внутри группы или перед всей группой).
Возможности технологии «Обучение в сотрудничестве» состоят в следующем:
• Активизация и вовлечение всех обучающихся в учебный процесс;
• Повышение качества образования;
• Формирование навыков сотрудничества для достижения поставленных целей;
• Формирование универсальных учебных действий обучающихся.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов педагогических технологий обучения. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология «Обучение в сотрудничестве».
В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотворчества.
Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Учитель управляет ходом обучения. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель возлагает на участников сотрудничества т. е. на обучающихся.
Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.
А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития, но и совместная деятельность, поиск, всевозможное сотворчество.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества:
«Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, — если он упадет, его некому поднять. Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро».
Роль обучающегося и учителя по этой технологии видна из следующей таблицы:
Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.
Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.
2. Индивидуальная работа
Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.
Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.
3. Работа экспертных групп
Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.
Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.
4. Работа в группах сотрудничества
Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.
Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.
Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.
Отчитываются за данное задание.
Что же отличает обычное групповое обучение от обучения в малых группах по методике сотрудничества?
1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
2.Учатся самостоятельно добывать знания.
3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.
4.Развиваются коммуникативные умения.
5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой.
Основные варианты организации обучения в сотрудничестве:
I. Обучение в команде .
Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.
II. Подход с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Метод «Пила» предусматривает работу учащихся и группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.
IV. Исследовательская работа учащихся в группах . Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою лепту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.
Отсюда вытекают основные идеи всех вариантов:
-общность цели и задач;
-индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;
-в основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;
-успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;
-возможность совершенствовать свои собственные достижения.
-согласованность операций и действий.
-фиксация результата и деятельности.
В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.
3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Технология сотрудничества позволяет формировать такие личностные качества выпускника основной школы:
— умеющий видеть и решать проблемы;
— умеющий самостоятельно учиться, работать с информацией;
— способный иметь самостоятельную точку зрения и умеющий её аргументировать;
— умеющий применять полученные знания для решения жизненных проблем;
— обладающий культурой общения;
— владеющий коммуникативными способностями.
При умелом сочетании с традиционными уроками, технология сотрудничества оказывает положительное обучающее воздействие на учеников. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится добиваться годами.
1. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика №5, 1990. 81 с
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. 160 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник