Способы реализации сестринского ухода за пациентом с нарушенными потребностями

Тема 1.1. СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПМ 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК : 01.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Раздел 1. Решение проблем пациента путем сестринского ухода

Тема 1.1. С ПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОГО УХОДА

Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

ПЦМК по профессиональному модулю

Автор — составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными квалификационная категория – первая.

Романькова Тамара Андреевна.

к методической разработке ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: С пособы реализации сестринского ухода.

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Способы реализации сестринского ухода. Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

— способы реализации сестринского ухода;

— технологии выполнения медицинских услуг;

П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

— П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

— П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.

— П.К. 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Методы и формы, используемые на занятии: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3), «Физкультминутка» (приложение №4), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: С пособы реализации сестринского ухода

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать: Универсальные потребности человека. Иерархия основных жизненно важных потребностей по А. Маслоу. Базовые (в основном физиологические) потребности пациента. Способы и факторы, влияющие на способ и эффективность удовлетворения потребностей. Факторы риска заболеваний человека. Роль медицинской сестры в восстановлении и поддержании независимости пациента в удовлетворении потребностей.

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

— способы реализации сестринского ухода;

— технологии выполнения медицинских услуг;

П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

— П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

— П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.

— П.К. 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, вопросы для самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа : Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. стр.82-104

Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 116-128. Оформление глоссария. Составление сводной таблицы на соотношение уровней основных потребностей человека по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон.

Учебники (основная литература)

Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. — (Медицина для вас)

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2008

Читайте также:  Адиарин пробио способ применения

4.Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.

5.Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.

занятия. Коды формируемых

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

Использование активных форм опроса с указанием цели:

— фронтальный опрос с целью определения уровня знаний

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания

Словесный, (вербальный) метод обучения.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: вопросы для самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов по (приложение №3) ОК.2. ОК. 3, ОК.4.

Цель: сформировать знания применения приемов психологической само регуляции

Выполнение студентами заданий в рабочей тетради: ответы на вопросы для самостоятельной работы

(приложение №4) ОК. 13.

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

Решение тестовых заданий

Подведение итогов (приложение №6)

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. стр.82-104

Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 116-128.Оформление глоссария

— Составление сводной таблицы на соотношение уровней основных потребностей человека по А. Маслоу с потребностями повседневной жизни по В. Хендерсон.

Текст задания: укажите один верный ответ при решении тестовых заданий:

1.К МО относится все, кроме:

а) здравпункт; б) поликлиника; в) дом отдыха;

г) санаторий; д) диспансер.

2. МО, предназначенное для оказания медицинской помощи определенным группам пациентов, называются:

а) амбулатория; б) диспансер; в) поликлиника;

г) больница; д) медсанчасть.

3. Основным принципом работы поликлиники является:

а) амбулаторный; б) принципы наблюдения;

в) участково-территориальный; г) стационарный;

д) все перечисленное.

4. Бригада скорой медицинской помощи должна состоять из:

а) врача и водителя; б) фельдшера, мед. сестры и санитара;

в) врача и фельдшера; г) врача и санитара; д) фельдшера и медсестры.

5. К учреждениям охраны материнства и детства относятся:

а) женская консультация; б) профилакторий;

в) больница скорой медицинской помощи; г) медико-санитарная часть;

д) все перечисленное.

6. В состав медико-санитарной части могут входить

а) стационар; б) поликлиника;

в) здравпункт, г) санаторий-профилакторий:

д) все перечисленное.

7. К обязанностям участковой медицинской сестры поликлиники относится все кроме:

а) выполнение назначений врача на дому;

б) заполнение направлений на исследования;

в) подготовка медицинской документации;

г) назначений лекарственных препаратов;

д) инструктаж пациента о правилах приема лекарственных средств.

8. Медсестра в кабинете доврачебного приема проводит:

а) измерение артериального давления;

б) выписку направлений в процедурный кабинет;

в) измерение температуры;

г) все перечисленное;

9. К санаторно-курортным ЛПУ относятся:

а) медсанчасть; б) санаторий-профилакторий;

в) поликлиника; г) родильный дом; д) амбулатория.

10. Для лечения пациентов в санаториях используется:

а) грязелечение; б) физиотерапия;

в) лечебная физкультура; г) все перечисленное; д) только а и б.

Выбраны правильно правильные ответы при решении тестовых заданий.

При дихотомической системе оценивания критерием оценки выступает правило:

За правильное решение, соответствующее эталонному показателю выставляется 1 балл, за неправильное решение, несоответствующее показателю — выставляется 0 баллов. Максимальное количество-10 баллов.

Оценивание осуществляется по критерию

Оценка «Отлично» проставляется за 10 — 9 правильных ответов.

Оценка «Хорошо» проставляется за 8 правильных ответов.

Оценка «Удовлетворительно» проставляется за 7 правильных ответов.

Оценка «Неудовлетворительно» проставляется за 6 и менее правильных ответов.

эталон ответов: 1.в, 2.б, 3.в,4.в,5.а,6.д,7.г,8.г,9.б,10.г.

Существует множество самых разнообразных классификация потребностей, но наиболее популярной, доступной и полной является классификация американского психолога А.Маслоу.

Американский психолог русского происхождения Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Нью-Йорке. Окончил Висконсинский Университет. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность, опубликованной в 1954 году.

Согласно Маслоу, человеческая личность включает определенную иерархию потребностей, которая выглядит в виде пирамиды.

Потребности рассматриваются как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности подразделяются на первичные, характеризующие человека как биологический организм, и культурные или высшие, характеризующие человека как социальное существо и личность.

Согласно теории А. Маслоу, потребности первого уровня – физиологические (потребность в пище, отдыхе, тепле и т.д.) – являются врожденными и присущи всем людям. А потребности более высоких уровней “пирамиды” могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Читайте также:  Способы проверки безударных гласных правила

Пирамида потребностей Маслоу.

Физиологические потребности являются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. К потребностям в выживании относятся: дышать; есть; пить; выделять.

Вторую ступень пирамиды составляют потребности: спать, отдыхать; быть чистым; одеваться, раздеваться; поддерживать температуру тела; поддерживать состояние или быть здоровым; избегать опасности; двигаться.

На третьей ступени пирамиды Маслоу находятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей среде. Этого человек достигает, удовлетворяя потребность в общении.

Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в достижении успеха: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. На четвертой ступени пирамиды Маслоу представлена потребность иметь жизненные ценности.

И, наконец, вершину пирамиды, пятую ступень, составляют потребности в самосовершенствовании, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность учиться, работать и играть.

Характеристика основных потребностей человека .

Потребность в кислороде нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка, кашель. Продолжительная гипоксия приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный цвет. Поддержание этой потребности должно стать для сестры приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище также имеет важное значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи, богатой животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий много круп и растительной клетчатки, снижает риск рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.

Сестра должна обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения данной потребности. Рекомендуется: ежедневно употреблять фрукты и овощи, каши, молочные продукты, обезжиренные мясо, рыбу, птицу, меньше сливочного масла, сливок. Ограничить: употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.

Пищу лучше варить, печь, но не жарить.

Неудовлетворенная потребность в пище приводит к нарушению здоровья человека.

Потребность в жидкости — это выпивание жидкости 1,5-2 литра ежедневно — вода, напитки, первые блюда, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушения функций органов и систем. От умения медсестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит здоровье пациента.

Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Удовлетворение ряда других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают данный процесс интимным и не обсуждают эти вопросы с персоналом. При удовлетворении нарушенной потребности медсестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность.

Потребность в сне и отдыхе — при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается память. У человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз, иммунную защиту.

Больному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то, что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние.

На сон человека могут оказывать влияние такие факторы, как физическое недомогание, лекарства, наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна.

Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.

Отдых — состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно во время длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.

Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность в сне.

Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают много проблем для человека. Такое состояние может быть продолжительным и постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов, болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения (инсульта).

Неподвижность — один из факторов риска развития пролежней, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения: диспепсия, метеоризм (вздутие живота), анорексия (потеря аппетита), понос или запоры. Интенсивное натуживание во время дефекации, к которому пациет должен прибегать, может привести к геморрою, инфаркту миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, лоханок, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.

Читайте также:  Способы крепления сиденья стула

Главная проблема неподвижности, что пациент не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности. От степени и продолжительности неподвижности у пациента могут появиться проблемы в психосоциальной сфере; падает способность к обучению, снижается мотивация, скудеют чувства и эмоции.

Сестринская помощь, направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей, палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.

Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста. На сексуальное здоровье человека могут влиять его болезнь, дефекты развития. Многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем. Решение имеющихся или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья. Необходимо при беседе с пациентом иметь твердую основу знаний для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространенных ее нарушений; понимать, как влияет на сексуальность ориентация, культура, религиозные убеждения человека; научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь специалиста (врача-сексолога, сексопатолога, андролога).

Потребность в безопасности. Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло или каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Пациент должен быть одет соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Не должны провоцироваться стрессовые ситуации.

Социальные потребности — это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь. Люди хотят, чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.

При тяжелой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты теряются. В таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых и одиноких людей. Нужно всегда помнить о социальных потребностях человека, даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

Потребность в самоуважении и уважении. Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Труд должен приносить удовлетворение, а отдых — быть насыщенным и интересным. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют это чувство, так как больше мало для кого представляют интерес, некому радоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.

Потребность в самовыражении это наивысший уровень потребностей человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше, чем другие. Для одного самовыражение — это написание книги, для другого — вырастить сад, для третьего — воспитание детей.

Итак, на каждом уровне иерархии у пациента могут быть одна или несколько неудовлетворенных потребностей. Медицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, должна помочь ему реализовать хотя бы некоторые из них.

Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.

Модель, предложенная В.Хендерсон (1966), акцентирует внимание сестринского персонала на физиологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринского уходу. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет 14 жизненно важных потребностей, одинаковых для всех людей, которые выделены на основе теории А.Маслоу. Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей в удовлетворении этих потребностей. В то же время в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти он может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.

Именно в это время медицинская сестра помогает ему. В.Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости

Источник проблем пациента. Согласно модели источником проблем пациента являются обстоятельства, условия, перемены в жизни, когда человек не может осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания. Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.

Цели и задачи ухода. В. Хендсрсон считает, что при восстановлении независимости пациента медицинской сестре следует ставить только долгосрочные цели. Краткосрочные и промежуточные цели гоже можно формулировать, но только при острых состояниях. В. Хендсрсон также рекомендует составлять план сестринской помощи письменно, изменяя его по мере оценки результатов. Приоритетной задачей медицинской сестры является восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 жизненно важных потребностей:

Источник

Оцените статью
Разные способы