Способы реализации профессиональной деятельности

Содержание
  1. Профессиональная самореализация это
  2. Профессиональная самореализация личности это
  3. Этапы профессиональной самореализации личности
  4. Факторы личной и профессиональной самореализации
  5. Психологические факторы успешности профессиональной самореализации
  6. Проблема самореализации личности в профессиональной сфере
  7. Профессиональная самореализация молодежи
  8. Профессиональная самореализация мужчин и женщин
  9. Профессиональная самореализация личности
  10. Основными признаками личностного самоосуществления являются:
  11. Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):
  12. Можно выделить следующие признаки профессионального самореализации:
  13. Как и в личностного (жизненного) самореализации, в профессиональном имеющиеся две взаимосвязанные общие формы (способы):
  14. Таким образом, можно выделить 10 признаков профессионального самореализации:
  15. В профессиональном самореализации выделено 10 основных признаков:

Профессиональная самореализация это

Профессиональная самореализация на сегодняшний день стоит в череде первых видов самореализации как для мужчин, так и для женщин. В современном обществе сформировались определенные тенденции разделения полномочий для слабого и сильного пола. Но ни для кого не секрет, что многие мужские специальности осваиваются женщинами и наоборот. Обязательно ли женщине жертвовать семьей для построения карьеры или можно совмещать приятное с полезным? Поговорим о том, что такое профессиональная самореализация, о факторах ее успешности и барьерах, которые мешают добиться цели.

Профессиональная самореализация личности это

Профессиональная самореализация это уровень раскрытия личностного потенциала в профессии, который определяется по нескольким показателям:

  • развитие способностей, реализация которых необходима в данной области;
  • востребованность специалиста данной квалификации или категории;
  • использование достижений работника другими специалистами;
  • применение накопленного опыта для решения аналогичных или смежных задач;
  • наличие потребности дальнейшего саморазвития в данной сфере деятельности.

Профессиональная самореализация в психологии рассматривается как степень развития самопознания личности в процессе трудовой деятельности.

Признаки достижения профессиональной самореализации:

  1. Достижение высокого уровня развития способностей, востребованных в данной специальности, и раскрытия личностного потенциала.
  2. Достижение требуемых целей в работе.
  3. Наличие чувства удовлетворенности от достижения результатов в профессии.
  4. Использование достижений специалиста профессиональным сообществом.
  5. Постоянная постановка новых профессиональных целей и их достижение.
  6. Формирование собственного рабочего пространства.

Таким образом, профессиональную самореализацию можно рассматривать и как цель развития личности, и как процесс жизнедеятельности, потребность, и как результат личностного роста.

Этапы профессиональной самореализации личности

Профессиональная самореализация не происходит одномоментно, она проходит в несколько этапов. Ошибочно полагать, что достижение поставленных целей, и развитие требуемых в данной трудовой деятельности навыков и качеств, это и есть путь трудовой самореализации.

Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы:

  1. Профессиональное самоопределение, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности.
  2. Первоначальное становление в выбранной сфере.
  3. Профессиональный рост и развитие профессиональной компетентности.

Профессиональное самоопределение

Определение позиции личности в отношении социально значимых ценностей происходит в период обучения в старших классах, в колледже или первых двух курсов ВУЗа. На данном этапе доминирует мотив «хочу» или «надо». В первом случае самоопределение происходит исходя из собственных желаний и потребностей, а во втором, согласно мнению третьих лиц или сложившихся жизненных обстоятельств, социальных тенденций и приоритетов.

Первоначальное становление по специальности

На данном этапе включается мотив «могу», то есть происходит оценка реальных возможностей. И здесь уже могут возникнуть первые затруднения, которые в результате приведут либо к адаптации, либо к смене специальности.

Профессиональный рост

Этап предполагает развитие способностей необходимых в данной профсреде, и адаптацию специальности под себя. Достижение этой стадии самореализации говорит об ее высоком уровне, особенно если происходит признание общественностью профдостижений личности.

Факторы личной и профессиональной самореализации

О факторах личной самореализации вы можете прочитать в статье «Самореализация личности это». Несомненно, они же влияют на самореализацию в профдеятельности.

Кроме этого для профсамореализации важны приобретенные качества:

  • целеустремленность;
  • уверенность в себе;
  • инициативность;
  • решительность;
  • трудолюбие;
  • жизненная активность;
  • энергичность.

То есть профессиональная самореализация возможна только в том случае, если специалист постоянно развивает свои способности и навыки, работает над собой. Для успешной профсамореализации необходимо саморазвитие и самосовершенствование в своей трудовой деятельности.

Психологические факторы успешности профессиональной самореализации

В основе профессиональной самореализации лежат следующие психологические факторы успешности:

  1. Личностные качества – оптимистичность, импульсивность, тревожность, отсутствие личностных барьеров для самореализации и др.
  2. Характеристики рефлексивного плана сознания – свобода выбора, значимость психологического прошлого.
  3. Финансовое благополучие.
  4. Стабильные межличностные отношения.
  5. Позитивный психоэмоциональный настрой.
  6. Удовлетворение от полученных результатов работы.
  7. Толерантность к временно возникающим трудностям.
  8. Наличие способности к самоорганизации.
  9. Контроль и ответственность за выполнение обязанностей.
Читайте также:  Что такое графический способ определение

Отдельно стоит сказать о профессиональном выгорании , которое возникает как следствие негативных психологических переживаний, связанных с работой, отношениями в коллективе или организации в целом. Подобный феномен наблюдается, если один или несколько психологических факторов успешной самореализации личности не срабатывает.

Проблема самореализации личности в профессиональной сфере

Генезис затруднений самореализации личности в профессиональной сфере проявляется на каждом этапе данного процесса.

Этап самоопределения соответствует высокому развитию личности. Следовательно, барьером в данной ситуации может стать неспособность определить свое место в системе социальных отношений.

На начальной стадии профстановления решающую роль играет соответствие или несоответствие ожиданий личности с внешними условиями жизнедеятельности. Если возникают внутриличностные противоречия, недовольство уровнем профессионального роста, саморазвития, это может привести к поиску новых способов выполнения профессиональной деятельности или к смене вида деятельности.

При переходе от одной стадии становления к другой, возникают кризисы, от преодоления которых зависит дальнейшая перспектива самореализации. Данные процессы могут быть вызваны внешними обстоятельствами – увольнение, переквалификация, окончание обучения и др., а так же внутренними психологическими барьерами.

Переход к этапу профессионального роста может и не состояться, особенно, если у личности преобладает мотив «хочу», а не «могу» и «надо».

На этапах карьерного становления и роста чаще всего возникают следующие барьеры, вызывающие сложности профсамореализации:

  1. Неправильное позиционирование – несоответствующая реакция в процессе общения с коллективом и при выполнении поставленных задач (излишняя эмоциональность, обиды на коллег, неприятие конструктивной критики и др.)
  2. Отсутствие потребности и желания в саморазвитии – для развития профессиональных компетенций необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование.
  3. Недостаток ресурсов – неудовлетворительное эмоциональное и физическое состояние.
  4. Сравнение себя с более успешными специалистами – ведет к снижению самооценки и нежеланию к чему-то стремиться.
  5. Неоправданные ожидания отметки своих достижений – отсутствие похвалы за выполненную работу ведет к стагнации действий.
  6. Неуверенность в своем профессионализме – даже при высоком уровне развития в своем направлении, можно быть неуверенным в себе.
  7. Неправильно расставленные приоритеты – личные дела важнее рабочих интересов.

Профессиональная самореализация молодежи

В современном обществе сложилась тенденция, согласно которой обустройство собственной жизни молодежью возможно только при получении высшего образования. Но проблема в том, что многие, ужа на протяжении нескольких лет, стремятся стать экономистами, юристами, управленцами. В результате чего появился дефицит специалистов другого профиля – в промышленности, в сфере услуг, строительстве, транспортной отрасли. Данная тенденция привела к тому, что выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по специальности и вынуждены искать место работы не по своему профилю.

В итоге большое распространение получила безработица молодежи или трудоустройство на специальности, не требующие высокой квалификации. Ежегодно каждый четвертый из числа всех выпускников вынужден идти на переподготовку для получения второй профессии. А часть из них увольняется в первый год работы, из-за неудовлетворенности характером выполняемого труда.

Период становления профсамореализации протекает очень тяжело для молодежи еще и потому, что карьерный путь начинается с несоответствия многим требованиям, предъявляемым специалисту. И как следствие, выпускники оказываются на низших профессионально-должностных ступенях карьерной лестницы. Чтобы выйти из стагнации, молодежь вынуждена быть более гибкой и мобильной в профессиональном отношении.

Таким образом затруднения этапа становления вызваны следующими причинами:

  • отсутствие трудовой репутации;
  • недостаток или полное отсутствие опыта работы в профессии;
  • недостаточная включенность молодежи в профессиональные сети и как следствие ограниченность доступа к свободным вакансиям;
  • неконкурентоспособность молодежи из-за не востребованности полученного образования.

Существование социальных рисков обуславливают неконкурентоспособность молодежи. А неопределенность социально-профессиональной идентичности ведет к наращиванию негативных тенденций профессиональной самореализации.

Профессиональная самореализация мужчин и женщин

Личностные мужские и женские качества отражаются на профессиональной самореализации мужчин и женщин. В чем разница?

Во-первых, половая принадлежность сказывается на выборе профессии:

  • мужчины – специальности, связанные с механизмами, инструментами, спортом, наукой (особенно физикой, математикой)
  • женщины- виды деятельности, связанные с гуманитарными дисциплинами, эстетикой, общественностью, и др.

Да и в обществе устойчиво сформированы стереотипы, какие профессии «мужские», а какие «женские». Бесспорно, что сейчас и мужчины осваивают женские профессии, и женщины, мужские, но при этом им приходится сталкиваться со своего рода дискриминации по половому признаку. То есть работодатель скорее возьмет на должность парикмахера в женский зал женщину, чем мужчину, или мужчину водителем такси, а не женщину.

Читайте также:  Способы дельфин это разновидность способа

Во-вторых, специфика самореализации в профессиональной деятельности выражается в том, что свои перспективы карьерного роста мужчины и женщины тоже видят по-разному.

  • женщины – в большинстве случаев работают ради денег, в меньшей степени – из-за потребности находиться в коллективе;
  • мужчины – важно содержание выполняемой работы, ее общественная значимость, разнообразие, возможность проявить свои способности, а самое главное результат труда.

В-третьих, время для профессиональной карьеры так же отличается.

Как правило, профессиональная самореализация женщины происходит значительно позже, чем мужчины. Как известно, большинство представителей сильного пола могут похвастаться состоявшейся карьерой уже к 30 годам, в то время как для женщин этот показатель может быть реализован ближе к достижению среднего возраста.

На это влияет то, что у женщин в приоритете остается личная жизнь, да и некоторые работодатели скептически настроены к представительницам прекрасного пола из-за детей, декретного отпуска, семейных забот, которые поглощают все мысли и т д.

В-четвертых, руководителей-женщин, на разных уровнях управления, значительно меньше, чем мужчин. С чем это связано, и в чем разница между мужчинами и женщинами-управленцами:

  1. Женщин — управленцев считают менее компетентными.
  2. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине.
  3. Для достижения высокого профессионального уровня женщинам мешают наличие семьи и детей.
  4. Женщины склонны использовать демократический стиль руководства, а мужчины – авторитарный.
  5. При принятии решений мужчины больше склонны анализировать и планировать исход дела, а женщины более мобильны в изменяющихся обстоятельствах.
  6. Женщины способны предложить большее число вариантов решения проблемы, чем мужчины.

Различия в профессиональной самореализации личности мужчин и женщин выгодно использовать для назначения на более подходящие должности:

  • мужчин-руководителей – для решения задач, управления мужским коллективом;
  • женщин-руководителей – для установления межличностных отношений, в сфере образования, госслужбе, социальной сфере.

В целом можно сказать, что и мужчины, и женщины способны добиться высоких профессиональных результатов в своей деятельности, но разными способами.

Мы рассмотрели вопрос, о том, что такое профессиональная самореализация, ее этапы и факторы успешной профреализации. Выяснили, что существует разница в самореализации по половому признаку. А так же коснулись проблем, которые характерны для данного направления и в частности трудностей, с которыми сталкиваются молодые люди при трудоустройстве.

Источник

Профессиональная самореализация личности

Автор: admin · Опубликовано 25.05.2015 · Обновлено 08.02.2017

Профессиональная самореализация личности

Современными исследователями справедливо отмечается, что тенденции развития мирового общества обусловливают существенное усиление внимания к проблеме инновационного (преобразовательного) потенциала человека, который рассматривается как по отношению к окружающей действительности, так и к ее самой себе. Ведь именно стиль жизни, нацеленный на самореализации приводит раскрытия человеком своих потенциальных возможностей. Некоторые авторы рассматривают самореализации в качестве высшего жизненной задачи человека в онтогенезе.

На сегодняшний день существует мало исследований феномена личностного (жизненного) самореализации личности, направленных на определение его сущности, как системного явления высшего порядка по отношению к близким по значению терминов (самореализация, самоактуализация, саморазвитие и др.). Исследований же феномена профессионального самореализации, которое является одной из важнейших составляющих, а для большинства людей и основной формой личностного самоосуществления, вообще, еще не осуществлялось. Необходимость подобных исследований обусловлена ​​постоянным ускорением научно-технического прогресса и характерными для современного этапа развития мирового сообщества быстрыми экономическими, социальными и духовными преобразованиями. Подобные исследования должны помочь создать для специалистов различных профессий устойчивые смысложизненные ориентиры в меняющемся мире, личностный смысл профессиональной самореализации.

Проведенный нами анализ позволил выделить основные содержательные характеристики личностного самоосуществления (его сущность, признаки и формы).

Личностное самореализации можно определить как сознательный саморазвитие человека, в процессе которого раскрываются ее потенциальные возможности в разных жизненных сферах, результатом чего является постоянное достижение личностно и социально значимых эффектов, формирования собственного «пространства жизни».

Основными признаками личностного самоосуществления являются:

— Наличие у человека собственного проекта (стратегии) ​​жизни и твердого намерения его реализации;

— Наличие выраженной потребности в самосовершенствовании;

— Достижение человеком поставленных жизненных целей и раскрытие его личностного потенциала;

— Признание личностных достижений человека социальным окружением;

Читайте также:  Азиатский способ производства точки зрения

— Непрерывность — постоянная постановка новых целей в соответствии с правильно определенного поля приложения собственных усилий и растущих возможностей человека;

— Наличие специфически противоречивого состояния, в котором, с одной стороны соединена удовлетворенность от имеющихся жизненно личностных достижений, а с другой — дефицитарнисть в их оценке (видение несовершенства уже достигнутого, что приводит желание сделать его лучше, креативнее и т.д.).

Самореализации может происходить в двух общих формах (способах):

— Внешний (достижение социально значимых эффектов в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и т.д.);

— Внутренний (самосовершенствования человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном, духовном и профессиональном аспектах).

При этом, внешняя форма самореализации невозможна без внутренней.

Профессиональное самореализации нами понимается как одна из важнейших форм жизненного самоосуществления, которая характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала специалиста в выбранной профессии, развитием его способностей, взаимосочетание с профессией, всегдашней востребованностью его профессиональной квалификации, широким использованием его профессионального опыта и достижений другими специалистами.

Можно выделить следующие признаки профессионального самореализации:

— Наличие у специалиста выраженной потребности в постоянном профессиональном совершенствовании и проекта собственного профессионального развития;

— Высокий уровень раскрытия личностного потенциала и способностей специалиста в определенной профессии,

— Достижение специалистом поставленных профессиональных целей, подавляющее удовлетворенность собственными профессиональными достижениями;

— Признание достижений специалиста профессиональным сообществом, широкое использование его профессионального опыта и достижений;

— Непрерывность — постоянная постановка и достижение новых профессиональных целей;

— Высокий уровень творчества при осуществлении профессиональной деятельности;

— Формирование собственного «жизненно профессионального пространства».

Итак, самореализации (в том числе и профессиональное) можно понимать и как цель, и как перспективу, и как процесс, и как потребность, и как результат.

Как и в личностного (жизненного) самореализации, в профессиональном имеющиеся две взаимосвязанные общие формы (способы):

— Внешне профессиональный (достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности);

— Внутренне-профессиональный (профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств).

Более подробное дифференцировки названных форм профессионального самореализации, на наш взгляд, возможно лишь на основании эмпирических исследований. Тоже самое можно сказать и в отношении таких характеристик профессионального самореализации как классификация его по уровням (ступенями) выраженности и стадиями.

Таким образом, можно выделить 10 признаков профессионального самореализации:

  1. Внутренне профессиональные:

1.1. Потребность в профессиональном совершенствовании.

1.2. Наличие проекта собственного профессионального развития.

1.3. Преобладающее удовольствие собственными профессиональными достижениями.

1.4. Постоянная постановка новых профессиональных целей.

1.5. Формирование собственного «жизненно профессионального пространства».

  1. Внешне профессиональные:

2.1. Достижение поставленных профессиональных целей.

2.2. Признание достижений специалиста профессиональным сообществом.

2.3. Использование профессионального опыта и достижений другими специалистами.

2.4. Раскрытие личностного потенциала и способностей в профессии.

2.5. Проявление высокого уровня творчества в профессиональной деятельности.

Явление профессионального самореализации можно рассматривать как в абсолютном плане (соотнося его уровень в определенного специалиста по каким общим критериям), так и в относительном, который отражает степень реализации личностно-профессионального потенциала определенного специалиста относительно его индивидуальных возможностей.

Личностное самореализации представляет собой сознательный саморазвитие человека, в процессе которого раскрываются ее потенциальные возможности в разных жизненных сферах, результатом чего является постоянное достижение личностно и социально значимых эффектов, формирования собственного «пространства жизни».

Одной из важнейших форм жизненного самоосуществления является профессиональное самореализации, которое характеризуется высоким уровнем раскрытия личностного потенциала специалиста в выбранной профессии, развитием его способностей, взаимосочетание с профессией, всегдашней востребованностью его профессиональной квалификации, широким использованием его профессионального опыта и достижений другими специалистами.

Профессиональное самореализации происходит через два взаимосвязанных способа: внешне профессиональный (достижение значимых достижений в различных аспектах профессиональной деятельности) и внутренне — профессиональный (профессиональное самосовершенствование, направленное на повышение профессиональной компетентности и развитие профессионально важных качеств).

В профессиональном самореализации выделено 10 основных признаков:

1) внутренне профессиональные (потребность в профессиональном совершенствовании, наличие проекта собственного профессионального развития, преобладающее удовольствие собственными профессиональными достижениями, постоянная постановка новых профессиональных целей, формирования собственного «жизненно профессионального пространства»;

2) внешне профессиональные (достижения поставленных профессиональных целей, признание достижений специалиста профессиональным сообществом, использование профессионального опыта и достижений другими специалистами, раскрытие личностного потенциала и способностей в профессии, проявление высокого уровня творчества в профессиональной деятельности.

Источник

Оцените статью
Разные способы