Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Постановка проблемы.
Самый важный раздел проекта. Он определяет актуальность данного проекта, его необходимость и значимость.
В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ.
При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения.
Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации).
В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Цель и задачи проекта.
Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.
Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации.
Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.
Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.
С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.
Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах.
Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
§ Являются логическим следствием проблемы;
§ Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
§ Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
§ Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Планируемые результаты
Планируемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
- Соответствие результатов цели, задачам проекта;
- Измеряемость (количественные и качественные показатели);
- Реалистичность;
- Выполнимость / достижимость.
Планируемые результаты реализации проекта
Можно разделить на две смысловые части:
1) те изменения в социуме, условиях среды, окружающей жизни (социальной, школьной), которые произойдут в результате реализации данного проекта;
Это может быть конкретный материализованный продукт, создание и существование которого обеспечивает более благоприятные условия для формирования ЗОЖ, реализации здоровьесберегающих технологий и т.п.
2) те изменения в системе ценностных отношений, взаимоотношений, опыте различных видов деятельности участников, их личностных характеристиках и качествах, знаниях, умениях, компетенциях и т.п., которые произойдут в участниках данного проекта в результате их включения в проектную творческую деятельность.
Планируемые результаты могут формулироваться следующим образом[1].
В результате реализации проекта будет создано: …. для …
(качественное и количественное описание получаемого продукта или тех изменений окружающей среды, на обеспечение которых направлена реализация социального проекта)
В результате реализации проекта будут созданы условия для
— включения его участников в личностно значимые виды деятельности:…
— самореализации участников в области ….
… для развития у его участников:
В результате реализации проекта его участники
— будут иметь представление о …
… у участников проекта
— сформируется (повысится) компетентность…
— сформируется …. отношение … к …
Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта.
Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
§ Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
§ Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
§ Соответствие деятельности заявленным результатам;
§ Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
§ Инновационность / возможный риск;
§ Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
§ Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
§ Этапы реализации проекта.
§ Этапы реализации проекта отражают основные организационные вехи, необходимые при подготовке, реализации проектной деятельности, оценивании ее результатов.
§ Этапы реализации проекта логически связаны с его задачами и являются основными шагами на пути к достижению поставленной цели и решению проблемы.
§ Реализация каждого из этапов привязана к определенным срокам в рамках общего времени проектной деятельности и предполагает достижение определенных промежуточных результатов с указанием ответственных лиц.
§ Примерная схема представления этапов может быть следующей:
№ | Наименование этапа | Решаемые(-ая) задачи(-а) | Содержание работы: | Результат: | Сроки: | Ответственный (-е) |
1. | Проблемно-поисковый | Выявление запроса педагогов на организацию динамических физкультминуток для младших школьников | Разработка анкеты Опрос целевой аудитории Обработка данных Уточнение и конкретизация запроса | Сформулирован запрос на организацию подвижных народных игр с младшими школьниками на переменах | До 5.09.18 | Классный руководитель 10 Б |
2. | Информационно-поисковый | Сбор информационных материалов, направленных на удовлетворение запроса | Выявление и систематизация подвижных народных игр для младших школьников. Выявление правил и техники безопасности при проведении игр | Сборник народных подвижных игр для младших школьников, для их проведения на переменах. Рекомендации по их безопасной организации на переменах | До 15.09.18 | 10 Б класс (творческая группа: Иванова, Петров, Сидоров) |
3. | Разработка модели организации работы | Разработать модель организации динамических физкультминуток | Определение направлений работы и ответственных старшеклассников Определение показателей качества реализации проекта | График участия старшеклассников в организации игр с младшими школьниками. Показатели качества: количество участников, позитивный настрой, отсутствие конфликтов и травм, инициатива детей в проведении игр, интерес к ним, систематичность работы | До 20.09.18 | |
4. | Подготовительный | Подготовка старшеклассников к организации игр с младшими школьниками. Подготовка игрового оборудования | Овладение старшеклассниками содержанием игр, правилами их проведения, правилами техники безопасности, правилами игрового взаимодействия с младшими школьниками. Подбор или создание необходимого игрового оборудования | Знание старшеклассников о — содержании и правилах игр, — рекомендаций по игровому взаимодействию с младшими школьниками — техники безопасности при проведении подвижных игр. Создан уголок с игровым оборудованием | До 5.10.18 | Классный руководитель 10 Б, учитель ФК |
Практической реализации | Проведение динамических физкультминуток Коррекция деятельности по результатам оценивания ее эффективности | Организация подвижных игр на переменах для младших школьников Отслеживание показателей качества реализации проекта | Вовлечение младших школьников в подвижные игры на переменах, поддержка их хорошего настроения, формирование у них интереса к народным подвижным играм и желания в них участвовать самостоятельно | С 6.10.18 по 25.05.19 | Рабочая группа по реализации проекта. Творческие группы старшеклассников по графику | |
6. | Контрольно-оценочный | Контроль качества реализации проекта | Заполнение контрольно-оценочных таблиц по показателям качества реализации проекта | Получение динамической информации о количестве участников и их отношении к данной деятельности. Коррекция содержания работы по результатам обнаружения недостатков. | ||
7. | … |
Этапы могут иметь другие названия в зависимости от содержания и логики проектной деятельности в каждом конкретном случае.
Календарный план.
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
§ Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы, см. выше);
§ Реалистичность, выполнимость плана;
§ Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
§ Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Источник
Ключевые процессы реализации проекта
Прежде чем рассматривать процедуры исполнения инвестиционного мероприятия, нам необходимо совершить краткий экскурс по процессам его реализации. При этом реализация проекта обязательно должна быть рассмотрена как с позиции управления уникальной задачей, так и с точки зрения реальных действий, совершаемых для достижения результата. В этом осмыслении нам помогут международные и национальные стандарты в области project-management.
Подходы общепринятых стандартов
Механизм реализации проекта целесообразно исследовать с более широкой позиции, чем просто исходя из действий по организации выполнения и непосредственного решения комплекса задач. Однако и узкий взгляд на реализацию инвестиционных проектов (ИП) капитального характера также важен. Имеется в виду, что инициация, завершение и даже планирование являются обеспечительными процедурами для того, чтобы качественно исполнить работы. А вот организация исполнения, контроль и, собственно, шаги по реализации являются определяющими процессами проекта. Причем, если первое и второе – это процедуры управления проектом, опирающиеся на регламентирующую базу, то третье – суть управленческого творчества его руководителя в конкретной ситуации.
Реализацию инвестиционных проектов принято делить на фазы, стадии жизненного цикла, процессы управления. Для дискретного восприятия проектной задачи применяется и функциональный подход, разделяющий управление реализацией на ряд функций управления. Такой подход наглядно продемонстрирован в стандарте PMI. В пятом издании Руководства PMBOK отмечается дискретный характер процессов управления. Вместе с тем, разработчики стандарта акцентируют внимание на тесном взаимодействии и переплетении процедур между собой. Действительно, процессы эти подчас глубоко интегрированы друг в друга.
Состав групп процессов управления представлен на схеме выше. На ней отображен пример интеграционного взаимодействия ряда управленческих процедур. Действительно, сквозные процессы исполнения не могут обходиться без мониторинга и контроля, как, впрочем, и планирование, инициация и закрытие мероприятия. При этом следует понимать, что пики активности по контролю работ весьма близки к пикам активности в организации исполнения.
Рассмотрим еще один небольшой пример взаимодействия процессов управления проектом в ходе стадии непосредственного исполнения работ. Предположим, решая задачи, команда проекта столкнулась с рядом объективных причин, по которым накопились критические отклонения по срокам и некоторым бюджетным позициям. Возникла потребность внести изменения в консолидированный план. На выходе процессов организации исполнения возникает с подачи PM запрос на изменения (1), который отрабатывается на интеграционном уровне мероприятий контроля. Решение о принятии изменений возвращается в процессы исполнения (2). Затем изменения запускают процедуру перепланирования (3), и измененные планы поступают к команде с модифицированным составом задач, сроков и ресурсов (4).
Методология реализации проекта
Руководитель ИП, приняв на себя уникальную инвестиционную задачу, организует работу по функциональным областям и пяти процессам управления, которые структурированы и методологически проработаны в стандартах. Эта логика позволяет PM качественно организовать выполнение работ, упорядочить взаимодействие, своевременно принимать решения и достигнуть запланированного результата. Специфика проектных инвестиционных задач требует от менеджера правильного вхождения в проект и грамотного выхода из него. Беспроблемная реализация входа и выхода обеспечивается процессами инициации, планирования и завершения.
Ключевое значение имеют два параллельных процесса организации и контроля выполнения ИП. Сюда же входят процедуры мониторинга, сбора и анализа отчетности. Когда PM имеет план проекта, бюджет мероприятия, он спокойно может договариваться с исполнителями из числа участников команды и сторонних подрядчиков. Такие договоренности возникают или на уровне юридически оформленных соглашений, или на уровне подлежащих к постановке задач.
Менеджер обращается к потенциальным ответственным ресурсам с простым вопросом: «Возьметесь или не возьметесь?». Возникают микроконтракты, и начинается фаза их исполнения. Работа с исполнителями задач отнимает у PM основной бюджет времени. Кроме того, менеджеру необходимо позаботиться о поддержании финансирования в соответствии с платежным календарем, обеспечении командообразования и развитии команды. Руководитель проекта формирует резервы под риски, организует проведение мероприятий по повышению качества, координирует действия приданных сотрудников и хода работ. Практически синхронно с этим выполняются контрольные мероприятия. Мониторингу и контролю подвергаются:
- промежуточные и итоговые результаты работ;
- сроки и соблюдение исполнения плановых мероприятий;
- бюджеты;
- рисковые события;
- качество;
- собственно продукт проекта.
Помимо этого производится администрирование договоров и обеспечение проектной отчетности. Отлаженность механизмов отчетов по проекту имеет большое значение для результативности и эффективности реализации всего мероприятия. Отчет должен регулярно поступать заинтересованным сторонам. Различают отчет по форме план-фактного анализа выполнения работ и отчет по соблюдению бюджетной дисциплины проектного финансирования.
Для успешности процессно-функциональной парадигмы управления проектом в практике применяется ряд типовых методов, в большей или меньшей степени используемых на различных стадиях его реализации. Методы реализации проекта различаются по направленности. Мы будем выделять методы:
- администрирования;
- планирования;
- бюджетного управления;
- диагностики;
- маркетинга и продвижения;
- рекрутинга;
- управления от задач;
- оценки персонала;
- мотивации;
- лидерства;
- отбора и развития персонала;
- оценки эффективности и инвестиционного анализа;
- эффективных коммуникаций;
- контроля и мониторинга;
- управления риском;
- управления конфликтами;
- прокьюримента;
- управления изменениями;
- управления безопасностью;
- управления интеграцией.
В настоящей статье мы рассмотрели вопрос о том, что представляет собой реализация современных инвестиционных проектов с позиции международных стандартов, обозначили основные черты методологии выполнения проектного мероприятия. По существу, процессы и функции управления изучаемой предметной области, методы, применяемые в проектной практике, – и есть цель многочисленных исследований, представленных на страницах нашего сайта. Эта информация служит цели динамичного наращивания компетентности PM. Многие механизмы уже раскрыты в наших материалах, и процесс углубления в обозначенные темы будет продолжен.
Источник