newinspire
Понятие, задачи, субъекты, объекты, формы и способы реализации права
Ключевые слова: понятие, задачи, субъекты, объекты, формы, способы, реализации, права
Издание правовых норм не является самоцелью. Еще Петр I замечал: «Всуе законы писати, когда их не исполняти».
Реализация как таковая представляет собой процесс перевода явления в иное качество, процесс употребления его качеств, свойств с целью достижения определенного результата. Применительно к праву этот процесс означает его перевод в качество правомерного поведения, использование свойств права для достижения социально полезного результата.
Задача процесса правореализации — эффективно, без всяких отклонений (в режиме законности) переводить предписания правовых норм в правомерное поведение, максимально полно реализовывать возможности, предоставленные правом, и исчерпывающе выполнять его требования.
Таким образом, можно сказать, что правовая норма реализуется тогда, когда она воплощается в фактическом правомерном поведении субъектов.
Однако следует сразу же заметить, что этот тезис имеет прямое отношение лишь к предоставительно-обязывающим нормам, то есть к нормам, непосредственно регулирующим поведение, хотя они и составляют основной массив юридических норм.
Специальные же (или специализированные) нормы (декларативные, дефинитивные, оперативные и др.) непосредственно поведением не реализуются: они реализуют свое предназначение через системные связи с предоставительно-обязывающими нормами, помогая им в регулировании поведения.
Субъектами реализации права являются те лица, на которых право распространяет свое действие, то есть субъекты права.
Объектом реализации выступает система законодательства, наличный массив нормативно-правовых актов.
Проф. Л.С. Явич справедливо заметил, что «осуществление права не всегда представляло практическую и теоретическую проблему, ее не было, когда защищенные силой фактические отношения на заре цивилизации являлись правом, ее не бывает или почти не оказывается, когда господствует обычное право и судебный прецедент. Осуществление права приобретает исключительное значение при развитой юридической форме, в условиях обширного законодательства».
Если правовая норма указывает на необходимость достижения какого-либо социального результата (например, изготовление продукции определенного качества), то в реализацию такой нормы входит не только деятельность субъектов, но и факт достижения данного результата.
Правовую систему можно поделить на два блока — правотворческий и правореализующий. При этом, заметим, процессы правореализации идут и в правотворческом блоке, поскольку правотворческая деятельность тоже регламентируется правом.
В своей основной массе нормы права реализуются через конкретные правоотношения. Однако они могут реализоваться и вне конкретных правоотношений: в рамках общей правовой структуры, установленной нормами о правосубъектности, то есть постольку, поскольку данные лица являются субъектами права, и находятся в определенном правовом состоянии.
Такая реализация имеет место в тех случаях, когда субъекты в своем поведении «обходят» те юридические факты, которые могут вызвать нежелательные правовые последствия (возникновение конкретных правоотношений с нежелательными для данных субъектов юридическими обязанностями). Эта форма реализации характерна для запрещающих норм, но в ней могут реализовываться и обязывающие нормы права.
В качестве форм реализации права в литературе традиционно выделяют использование, исполнение и соблюдение (обычные или ординарные формы) и особую форму реализации — применение правовых норм.
Использование, исполнение и соблюдение разграничиваются по видам реализуемых норм и характеру правореализующих действий.
В форме использования реализуются управомочивающие нормы. Слово «использование» говорит само за себя. Оно означает, что управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, блага, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как активным поведением, так и пассивным.
В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие активного поведения (действий).
В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пассивного поведения (воздержания от действий).
Применение права представляет собой властную деятельность специально уполномоченных субъектов и рассматривается как особая форма.
Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права.
Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.
Отечественная юриспруденция советского периода традиционно отмечала два метода реализации права — метод убеждения и метод принуждения. Это идет от известного высказывания Ленина: «Прежде всего, мы должны убедить, а потом принудить».
Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения.
Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в побуждении (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со стороны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальными и общественными интересами субъектов.
История общества и права знает два классических способа побуждения субъектов к реализации государственных велений — обещание награды и угроза применения мер принуждения.
Проф. В.В. Лазарев отмечает, что правовые запреты реализуются преимущественно под угрозой наступления неблагоприятных последствий, а при осуществлении обязывающих норм, что требует затрат человеческих сил, государство обещает определенную компенсацию. . читать далее .
Источник
Порядок реализации прав граждан
Порядок реализации прав граждан
Правовой статус гражданина России есть установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами, права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов.
Правовой статус гражданина включает в себя:
— комплекс прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами;
— гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.
Права граждан подразделяют на виды по различным основаниям.
В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:
абсолютные (безусловные) права — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на обращение, трудоустройство и т. п.);
относительные права — права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности).
В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:
• общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
• специальные права — права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).
По содержанию выделяют следующие группы прав:
• право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);
• право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно- эпидемиологической, медицинской помощи и др.);
• право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).
Что такое реализация норм права и каковы ее формы? Реализация норм права — это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
К формам реализации права относятся: 1) соблюдение норм права; 2) исполнение норм права; 3) использование норм права; 4) применение норм права.
Стадии применения права: 1) Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела; 2) выбор правовых норм, подлежащих применению; 3) толкование норм; 4) применение решения; 5) контроль за реализацией принятого решения.
Правовая процедура есть законодательно установленные способы реализации нор права, обеспечивающие достижение целей правового регулирования в какой-либо сфере общественных отношений. Процедурно-процессуальные формы являются правовыми средствами перевода моделей, установленных юридическими предписаниями, с фактическою упорядоченностью общественных отношений и определяет оптимальный порядок достижения результатов “запрограммированных” в нормах материального права. Устанавливающие их правовые предписания (процедурно-процессуальные нормы) регламентируют способы реализации гражданами и организациями прав, свобод, обязанностей, осуществления государственными органами закрепленных за ними полномочий, рассмотрения юридических дел, исполнения принятых по ним решений и тем самым обеспечивают претворение в жизнь норм материального права.
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без механизма их реализации.
Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизни путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (организаций, должностных лиц, общественных органов и граждан).
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом — это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно — нарушает.
Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обуславливается рядом обстоятельств: 1) положением того или иного субъектов в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям. 2) формой внешнего проявления правомерного поведения.
В литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.
По субъектному составу выделяют индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права. Например, пассажир общественного транспорта, компостируя талон, выполняет юридическую обязанность — оплачивает проезд, следовательно, исполняет норму права.
Использование норм права — когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. В отличии от соблюдения и исполнения, связанных с реализацией запретов и юридических обязанностей, использование представляет собой совершение дозволяемых правом действий. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы).
Граждане не являющиеся субъектами применения права, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.
Следовательно, применить норму права — это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.
Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.
“Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. — такова задача субъектов правоприменения».
Субъект правоприменения — это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.
В-четвертых, правоприменительная осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формам. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
В-пятых, применение права — это не однократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
В-шестых применение права сопряжено всегда вынесением индивидуального правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.
Необходимость применения в определенных сферах общественных отношений диктуется природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и т.д.).
При этом, права и свободы граждан обеспечиваются социально-экономическими и политическими условиями в стране. В Российской Федерации существует определенная система экономических, политических, организационных и юридических гарантий прав и свобод граждан.
Экономические гарантии — материальные условия для фактической реализации прав гражданами, которые основываются на экономической системе, в основе которой лежат государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.
Политические гарантии — законодательно провозглашенная принадлежность государственной власти народу, соблюдение и защита прав и свобод человека государством, возможности для участия граждан в управлении государством.
Организационные гарантии заключаются в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, организационные гарантии состоят и в том, что в деятельности государственных органов и прежде всего правоохранительных, практически претворяются в жизнь права и свободы граждан.
Юридические гарантии — система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав граждан, а также средства их охраны и защиты. Одно из ведущих мест в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права: обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество; на возмещение государственного ущерба, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Правовая охрана прав граждан регламентируется нормами законодательства, которые регулируют порядок реализации права граждан на государственную службу, образование, пользование достижениями культуры и т.п. Они оберегают жизнь и здоровье, честь, достоинство, личную свободу граждан, устанавливая правила поведения в общественных местах, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения и др.
Наряду с наличием правовых норм, содержащих гарантии против любых нарушений прав и свобод граждан, важная роль в их охране принадлежит органам исполнительной власти и их должностным лицам. Вместе с тем законодательством предусматриваются специальные гарантии охраны прав и свобод граждан в государственном управлении. К ним можно отнести: право вышестоящих органов исполнительной власти осуществлять контроль за работой нижестоящих органов, в частности за право реализации гражданами своих прав и свобод, а также деятельность контрольно-надзорных органов (государственных инспекций, служб и др.).
Важная роль в защите и обеспечении соблюдения прав и свобод граждан принадлежит правоохранительным органам: суду, прокуратуре, органам юстиции, органам внутренних дел.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы, созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Суды, разрешая правовые споры между гражданами и органами исполнительной власти, контролируют законность действий органов и их должностных лиц в части соблюдения прав и свобод граждан, восстанавливают нарушенные права граждан. Суды рассматривают дела о восстановлении на работе, жалобы на постановления о наложении административных взысканий и др.
Деятельность прокуратуры направлена на укрепление законности и правопорядка и имеет задачей охрану социально-экономических, политических, личных прав граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией, федеральными и иными законами от всяких посягательств. Так, например, действуя в порядке надзора за законностью актов установления, прокуроры обязаны опротестовывать, отменять те акты, которые нарушают права и свободы граждан.
Помимо перечисленных, значительная роль в охране прав и свобод граждан принадлежит общественным объединениям: профессиональным и творческим союзам, обществам и другим общественным формированиям.
Реализация гражданами своих прав, как правило, осуществляется в рамках определенных процедурно-правовых форм. Эти формы устанавливаются законодательными актами, закрепляющими порядок реализации прав человека. Тогда, когда предусмотренная законом процедура совершенна и действует эффективно, можно ожидать от ее действия положительных результатов.
628309, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск,
2 мкр., 25 дом. pr_glava@admugansk.ru
Приемная главы города:
+7 (3463) 23-77-11
Городская общественная приемная:
+7 (3463) 22-96-72
Единая дежурно-диспетчерская служба:
+7 (3463) 31-01-18
Источник