Политическая власть, механизм ее реализации
Возьмем за основу дальнейшего анализа власти такое определение: «Власть есть способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли авторитета, права, насилия».
Основания, источники и ресурсы власти.
Власть, чтобы быть эффективной должна опираться на определенные ресурсы.
Основания, или источники, власти, многообразны. Основаниями власти называются средства, используемые для воздействия на объекты власти.
Ресурсы власти — это средства властного воздействия, которые, в принципе, могут быть использованы, но еще не используются или используются в недостаточной степени. Совокупность всех возможных оснований и ресурсов власти дает представление о потенциале власти.
Сопоставление оснований власти, имеющихся в распоряжении субъекта власти, и ресурсов сопротивления властной воле со стороны объекта позволяют определить силу власти.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.
Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).
В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на:
Экономические ресурсы —это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п.
Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. п.
Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы —это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т. п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек — демографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы.
Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти только в одном из своих многочисленных измерений: будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Каждый тип ресурсов имеет свою сферу реализации и предел эффективности, объекты воздействия и время. В развитом гражданском обществе, например, наиболее эффективно обращение к интересу; принуждение распространено в странах, где демократия слабо развита. В странах с развивающейся экономикой активно используются такие ресурсы, как материальный интерес и принуждение.
Однако важно помнить, что субъект власти в реализации своей воли всегда использует (или должен использовать) совокупность всех ресурсов власти, что и позволяет ему достичь поставленной цели.
Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает способность распределения материальных благ, то социальная — распределения позиций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Культурно-информационная власть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как при подготовке правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана:
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи — и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т. д.
Политическая власть, механизм ее реализации.
Политическая власть, как одно из важнейших проявлений власти, отличается реальной способностью данного индивида или группы, социальной общности проводить свою волю, выраженную в политике.
Политическая власть — понятие, обозначающее реальную способность определенного класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами.
Политологическая наука отмечает четыре структурных уровня власти, различающихся масштабом, объемом полномочий (то есть свободы принимать решения), средствами, характером и свойствами субъектов власти.
· Это: макроуровень (высший уровень) — центральные институты власти;
· мезоуровень (средний уровень) — органы и аппараты власти, подчиненные политические институты;
· микроуровень (низший уровень), связанный с малыми группами, взаимодействиями между ними;
· мегауровень— власть международного сообщества.
Каждый из названных уровней может подразделяться на две формы: легально-официальную, представленную в виде формализованных структур, и нелегальную (неформальную, неофициальную) — это власть влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам особ, лидеров, кланов и т. д.
Основными компонентами политической власти являются ее объект, субъект, основания, ресурсы власти и процесс, приводящий в движение все ее элементы, — процесс властвования.
Субъект и объект — непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях, или приказах. Большинство людей
не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т. д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т. е. служит средством достижения других целей.
Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени наделены всеми этими качествами.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей их. п., подразумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжение (приказ, команду), в котором предписывается поведение объекта власти, указываются или подразумеваются поощрение и наказание за выполнение или невыполнение команды. От характера содержащихся в приказе требований во многом зависит отношение к нему исполнителей, объекта — второго важнейшего элемента власти.
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она не возможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью, повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
Механизм реализации политической власти. Этим понятием обозначаются разнообразные способы и средства властвования.
Политическая власть обеспечивается путем принуждения в различных формах: прямого физического насилия, сотрудничества, согласования или, наоборот, конфронтационного общения, информационного воздействия — обучения, трансляции информации, посредством организаций и общественно-политических движений, идеологического и психологического воздействия.
Словом, политическая власть обеспечивается прямой грубой силой, угрозой ее применения, зависимостью, богатством, престижем, авторитетом, поощрением, контролем, примером, личным обаянием, харизмой, успехом. Она основывается на общепризнанной, узаконенной системе ценностей и на базе культурных традиций или просто произвольной веры в какие-то сверхъестественные способности личности.
Власть функционирует по закону и вопреки ему. Законность и незаконность — составляющие части одной институциональной структуры политических отношений, главным образом диктатуры.
В истории политической мысли отложились понятия: власть тираническая, аристократическая, демократическая, монархическая и т. д. Каждое из этих понятий характеризует соответственную систему отношений властвования. Различие их определяется центрами и непосредственными субъектами власти. Ими выступают монарх или олигархия, диктатор или представляющие народ институты. В каждой из этих систем механизмы властвования различны.
Существуют также и принципы осуществления власти. Это, например,
— ЦЕНТРАЛИЗМ как способ одностороннего субординационного воздействия ‘ субъекта власти на объект;
— ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, предполагающий сочетание регулирования сверху с самостоятельностью и обратным влиянием низших звеньев в процессе совместной выработки и реализации решений.
— И, наконец, ДЕЦЕНТРАЛИЗМ и САМОУПРАВЛЕНИЕ, при которых происходит саморегуляция общественным образованием своей жизнедеятельности, наблюдается совпадение субъекта и объекта властных
отношений в виде самоуправляемой системы;
В современных концепциях власти главным является вопрос об источниках или основаниях власти. Объективные основы возникновения и осуществления власти кроются в экономической организации общества. В любом обществе власть принадлежит исторической общности собственников основных средств производства, т.к. именно в их руках находится прибавочный продукт — источник жизни всего общества
Впадение средствами производства представляет собой не только элемент собственности, но и элемент власти, с вязанный с распоряжением средствами производства непосредственно, т.е.экономической власти, Те, кто обладает экономической властью, нуждаются в средствах принуждения, которые позволили бы им эффективно защищать свою собственность. Отсюда следует вывод методологического характера: анализ политики должен учитывать её экономический аспект, а именно то, каким образом отношения власти воздействуют на экономические отношения. Это позволяет представить явления политической жизни в их широком социально-экономическом контексте. СУБЪЕКТИВНЫЕ основы власти кроются ,в общественных интересах и их носителях. Иначе говоря ,исходным пунктом анализа власти стоит вопрос, чьим интересам эта власть служит.
В политологии принято выделять следующие важные общественные группы — носители интересов:
1- общественные классы и их интересы, вытекающие из их отношения к средствам производства и роли в распределении национального дохода;
2- нации, народности, национальные и этнические группы;
3 — демографические группы с интересами, вытекающими из разницы в возрасте и поле;
4 — социальные слои с различиями в доходах, в образе жизни,
образовании, характере труда и т.д.;
5 — региональные, религиозные, иные группы, имеющие определенные интересы в сфере общественной жизни, регулируемой политической властью.
Существование в политической жизни интересов классов и социальных групп, слоев говоит о том, что власть имеет ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, т.е. служит реализации таких целей, которые отвечают чьим-то групповым интересам, v
Важное значение при анализе власти имеет и то,_кто осуществляет власть, т.е. из кого складывается группа политических руководителей. В настоящее время в мире сложились следующие типы политического
· в развитых странах Запада в социальном составе управляющих преобладают люди, происходящие либо из имущих классов, либо из привилегированной интеллигенции. Это в ооновском люди с университетским образованием, профессиональные политики, либо юристы, либо экономисты;
· в странах третьего мира в социальном составе управляющих значительно влияние военных, Это связано со слабостью буржуазии, отсутствием квалифицированных кадров интеллигенции и с неразвитостью политических движений народных масс;
· в бывших и настоящих социалистических странах в руководстве велика доля людей, которые либо сами были рабочими и крестьянами, либо их детьми. С течением времени в политическом руководстве увеличивается доля людей с высшим образованием, профессионально работающих в органах государственного и политического управления.
Большой интерес вызывает МЕХАНИЗМ или СПОСОБ осуществления власти. Он составляет важнейшую черту любой политической системы, связан с другими её чертами, в том числе и с типом политического руководства.
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ включает в себя:
1 — процесс принятия политических решении;
2 — процесс проведения в жизнь уже принятых решений.
Принятие политических решений состоит в осуществлении определенного выбора целей и средств деятельности, связанных с борьбой за власть или с осуществлением политической власти. А когда решения уже приняты, качество осуществления власти зависит от того, как они реализуются.
Для правильного или, лучше сказать, эффективного и оптимального претворения в жизнь решений необходимы следующие условия:
1 — последовательная деятельность политического руководства, выражающаяся в том, что от принятого решения не отступают до тех пор, пока не реализованы поставленные цели;
2 — полное использование средств;
3 — нейтрализация действий, направленных против цели, которую желают достичь, при использовании наиболее походящих средств, вызывающих минимум отрицательных последствий;
4 — способность обеспечить для реализации решения поддержку тех групп
ОБЩЕСТВА, ПОЗИЦИЯ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ДЛЯ ЭТОГО наибоьшее значение.
Когда эти условия в основном выполняются — власть сильна и эффективна. Сильная власть не противопоставляет себя обществу, не навязывает своих взглядов, противоречащих взглядам общества. Власть знает, что она должна быть сильной не толыко в отношении управляемых, но также в отношении своего исполнительного аппарата?
в рамках государственного функционирования. Долгое время у нас теория разделения властей, впервые обоснованная Монтескье, отвергалась на том основании, что она не учитывает классовую природу государства, В противовес выдвигалась идея единства власти, при котором главная роль отведена представительным органам. Мировая практика показала исключительную эффективность разделения властей на представительную, исполнительную и судебную, которые дополняют друг друга, контролируют и взаимоуравновешивают друг друга так, что ни одна из них не может подавить другие и присвоить себе весь объем полномочий.
Источник