Способы реализации политического процесса

Политология: учебно-практическое пособие

Автора: Климова С.В. , Бобков А.Н. , Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |

  • Головна
  • Політологія
  • Политология: учебно-практическое пособие
  • Способы реализации политического процесса

Способы реализации политического процесса

В настоящее время в политологии выделяют обычно два способа реализации политического процесса: консервативно–рутинный и радикально–реформаторский. Первый способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов политической системы общества в целом (государства, партий, общественных организаций, административного аппарата, судебной системы, законодательной власти), а также форм правления (политического режима). Для этого способа характерно стремление к строгой регламентации во всех сферах жизнедеятельности, делегирование значительного количества властных полномочий наверх, отсутствие плюрализма и оппозиции. Политическая система плохо усваивает нововведения.

Радикально–реформаторский способ реализации политического процесса, напротив, открыт социально–политическим инновациям, жадно их усваивает. Ему присущи гибкие формы организации. Его целью является удовлетворение новых общественно–политических потребностей. Это влечёт за собой качественное обновление прежних задач, изменение средств и способов политической деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной жизни оба способа реализации политического процесса тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом, меняются во времени.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т. е. одно её состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся фрагментами политического процесса. Постоянно повторяющимися, устойчивыми являются при этом лишь фазы осуществления политического процесса.

Источник

Способы реализации политического процесса

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Отмечая различия этих двух способов политического процесса следует подчеркнуть, что в реальной жизни они переплетаются и взаимодополняют друг друга, что в различные периоды на первый план может выходить либо радикально-реформаторский, либо консервативно-рутинный.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т.е. одно ее состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся в свою очередь фрагментами политического процесса, его звеньями. На грани двух политических ситуаций разворачиваются политические события (съезд политической партии, выборы и др.). Возникновение того или иного события может быть концом старой или началом новой политической ситуации. Поэтому в самом общем виде политический процесс можно представить как переход от одного политического события к другому (от съезда к съезду партии, от выборов к выборам, от одной политической кампании к другой, от одного политического решения к другому). И это правильно. В то же время реформы и революция, восстание, бунт, мятеж, путч, политический кризис, прямое действие в политике (митинг, демонстрация, забастовка), конфликт и сотрудничество. Все это своего рода тоже политические события. Политический процесс это реальная политическая деятельность.

Политические процессы наиболее зримо раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью, каким образом эти люди пришли к власти и как они ее используют. В связи с эти при анализе того или иного политического процесса необходимо знать какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения, например, в ходе модернизации и конфликтов

Источник

Способы реализации политического процесса

В настоящее время в политологии выделяют обычно два способа реализации политического процесса: консервативно–рутинный и радикально–реформаторский. Первый способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов политической системы общества в целом (государства, партий, общественных организаций, административного аппарата, судебной системы, законодательной власти), а также форм правления (политического режима). Для этого способа характерно стремление к строгой регламентации во всех сферах жизнедеятельности, делегирование значительного количества властных полномочий наверх, отсутствие плюрализма и оппозиции. Политическая система плохо усваивает нововведения.

Радикально–реформаторский способ реализации политического процесса, напротив, открыт социально–политическим инновациям, жадно их усваивает. Ему присущи гибкие формы организации. Его целью является удовлетворение новых общественно–политических потребностей. Это влечёт за собой качественное обновление прежних задач, изменение средств и способов политической деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной жизни оба способа реализации политического процесса тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом, меняются во времени.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т. е. одно её состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся фрагментами политического процесса. Постоянно повторяющимися, устойчивыми являются при этом лишь фазы осуществления политического процесса.

Источник

Способы реализации политического процесса

Тема 12.

СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Важнейшие параметры политического процесса.

2. Политические изменения и политическое развитие: понятие, содержание и факторы.

Политическая модернизация: сущность и основные концепции.

I.

Понять сущность политических изменений, происходящих в современном мире, дают возможность понятия «политический процесс», «политическое развитие», «политическая трансформация», «политическая модернизация» и др.

Категория «процесс» (лат. prossesus — продолжение) применяется во всех общественных науках: в экономической теории, истории, философии, психологии, в правовых науках и т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности составляют форму существования и функционирования всего общества.

Читайте также:  21 способ стать успешным продавцом

Понятие же «политический процесс» охватывает разные формы, способы и направления политической деятельности субъектов политики.

ПРОЦЕСС – это вся сумма последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных явлений, событий, происходящих в жизни общества и приводящих к её изменению и преобразованию.

Он отличается относительной самостоятельностью, но все-таки детерминирован

характером социально-политических отношений в обществе.

Содержание и характер политических взаимодействий определяются уровнем общей и особенно политической культуры субъектов и носителей власти.

Политический процесс регулируется как нормами права (прежде всего, конституционного), так и неправовыми нормами (обычаями, традициями, этико-моральными нормами и пр.), а подчас и вообще ничем регулируется, протекает спонтанно.

В ходе политического процесса одни элементы политической системы воспроизводятся другие разрушаются, третьи развиваются. Т.о., политический процесс, есть динамическая характеристика политической жизни, отражающая различные аспекты воспроизводства и изменения политики и раскрывающая в целом движение, эволюцию политической системы, изменение её состояний во времени и пространстве.

Итак, в понятии «политический процесс» можно отметить два аспекта:

1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта;
2) совокупность последовательных действий для достижения определенного результата._

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССэто последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание и использование политической власти в обществе.

Или иначе политический процессразвертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий._

Временные параметрыпредставляют собой циклы политического процесса. В каждом новом цикле политическая система не копирует себя, а обогащается новыми свойствами (на изменения в избирательной системе, появление новых законов, политических блоков, партий т.д.), что приводит к политическим изменениям. Но главное в процессе все же — повторение на новый лад того, что существовало прежде — самовоспроизводство. Т.е. политическая система во всей полноте предстает лишь после совершения цикла своего самовоспроизводства.

♦ В демократических странах политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами в законодательные и исполнительные органы власти.
♦ В тоталитарных режимах такие циклы может задавать деятельность правящих партий (напр., съезды правящей партии.
♦ Для афро-азиатских и латиноамериканских стран — это военные перевороты, задававшие характер темп политических изменений.

Пространственные параметрыобусловлены географическими факторами и политической системой как средой протекания политического процесса, ее элементов, связей между элементами, характера этих связей. Точнее политический процесс развертывается в рамках политической системы общества – в данной стране, а также в региональных и глобальных масштабах протекает на государственном уровне, в административно-территориальных районах, внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, в тех или иных политических партиях и общественно-политических движениях.

Политический процесс выступает одновременно и как

воспроизводство целостной структуры и как

циклическое функционирование политической системы во взаимодействии с социальной и внесоциальной средой, включающее влияние на политическую жизнь эконмических, экологических, культурных и иных факторов.

В ходе политического процесса институциональная система приспосабливается в целом и в ее отдельных элементах, обеспечивая воспроизводство и сохранение ее системных качеств и составляющих компонентов.

Структуру политического процесса некоторые исследователи определяют как совокупность взаимодействий между акторами и их логическую последовательность. Другие к структуре относят следующие элементы:

Основными субъектами или акторами политического процесса выступают политические институты, основные из которых – государство и гражданское общество, а также политические партии, общественные организации, группы по интересам, отдельные граждане.

Из многочисленных акций (действий) и интеракций (взаимодействий) различных акторов складывается общий ход и результаты макропроцесса, который в свою очередь состоит из микропроцессов или субпроцессов.

Деятельность политических акторов характеризуется следующими показателями:

Ø видом действий,

Ø способами взаимодействий.

♦ Потенциал зависит от их состава (индивидуальные или групповые), степени организованности, мобилизованности субъекта, объема его ресурсов.
♦ Вид действий зависит от средств, форм и методов политической борьбы: парламентские формы, связанные с работой органов представительной власти, или митинг; насильственные или ненасильственные виды политической активности; официальные и неофициальные воздействия субъектов по поводу доступа к ресурсам и рычагам власти.
♦ Способы взаимодействий определяются типами отношений между акторами. Имеются различные варианты политических взаимодействий: • конфронтация, • нейтралитет, • компромисс, • союз, • консенсус. В основе данного деления лежит принцип соотношения социальных интересов и политических позиций вступающих в контакт субъектов.

Ø Конфронтация предполагает открытое противоборство политических субъектов. Ø Нейтралитет способствует временному выходу субъекта из поля активных взаимодействий. Ø Компромисс основан на взаимных уступках, целью которых является поддержание стабильного статус-кво в отношениях между субъектами. Ø Союз — более тесные, возможно дружественные формы политического взаимодействия, когда объективно существуют пересечение интересов и некоторое совпадение позиций. Ø Консенсус достигается за счет согласия по всем ключевым позициям при почти полном совпадении в понимании каждым своих интересов.

В качестве объекта политического процесса выступает, как правило, общество, состоящее из различных классов и социальных групп, а также индивидов.

К средствам можно отнести как ненасильственные, связанные с коммуникативными действиями, так и средства государственного давления.

Методом осуществления власти является политический режим, который определяет форму политического процесса (демократическую или авторитарную).

К ресурсам могут быть отнесены знание, наука, технические и финансовые средства, идеология, настроения масс, общественное мнение и т.д.

К параметрам политического процесса относят

субъекты, ♦ временные и пространственные единицы измерения, ♦ факторы, влияющие на политические изменения, ♦ нормы, регулирующие отношения между участниками.

Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних по отношению к нему, так и внешних.

♦ К внутренним факторам относятся характеристика субъектов, распределение властных ресурсов, логика политического процесса.
♦ Внешние факторы — это социально-экономические, социокультурные условия, которые образуют среду, а также ее воздействие, представляющее собой внешние для данного политического процесса обстоятельства (правила политической игры, внешние политические события и др.).

Несогласованность элементов политического процесса может привести к непредвиденным результатам.

В структуру политического процесса включаются также политические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, которые, а также политическое поведение, включающее политическую деятельность и политическое участие.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯэто взаимосвязи и взаимодействия социальных общностей и личностей в сфере политической власти, управления и регуляции интересов субъектов политического процесса

Можно выделить четыре группы политических отношений

Первая группа: отношения социального субъекта политического процесса к институциональному субъекту – политической системе общества и составляющим ее институтам, а также к политическим субъектам мирового сообщества.
Они проявляются:
Ø Как отношения к институту, который может быть плох или хорош сам по себе вне зависимости от того, как он действует в тот или иной момент
Ø Как отношения к функционированию этого института;
Ø Как отношения к конкретным лицам (главе государства, правительства, лидеру партии).
Вторая группа: отношения социального субъекта политического процесса к самому себе.
Эти отношения характеризуют:
Ø Общие принципы политических взаимоотношений в обществе;
Ø Наличие или отсутствие политической терпимости;
Ø Уровень политической свободы и политической культуры в обществе
Третья группа: отношения между институтами политической системы общества, а также отношения между политической системой и ее институтами, с одной стороны, и международным сообществом – с другой.
Эти отношения определяют:
Ø Наличие или отсутствие оппозиции;
Ø Способы урегулирования конфликтов и достижения компромиссов;
Ø Переход власти от одних политических группировок и сил к другим.
Четвертая группа: отношения институционального субъекта политического процесса к социальному объекту.
Они:
Ø Отражают «поведение» политической системы относительно тех или иных социальных групп, слоев, классов;
Ø Позволяют выявить традиционные способы воздействия противоборствующих партий на электорат в целом или на отдельные этнические, религиозные и тому подобные социальные группы.

С т.зр. структуры политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий, создающих и воссоздающих политические институты. Различают следующие СТАДИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (Режимы существования)

1. Стадия становления создание, конституирование новых политических явлений, институтов, отношений, норм — начальная стадия политического процесса. Эта стадия, как правило, совпадает с переломным моментом в развитии общества, утратой легитимности одних политических сил и перехода к господству других сил. Центральный момент этой стадии — полный пересмотр конституции страны.
2. Режим функционирования — политическая система не выводится за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти; — отражает способность власти к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством.
3. Режим развития — власть адекватно реагирует на изменения, соотношения сил внутри страны и на международной арене.
4. Режим упадка распад политической целостности;энтропия и центробежные силы преобладают над интеграцией; — решения утрачивают управленческую способность, сам режим — легитимность.

Начало нового цикла в политической процессе связано со сменой субъекта политической власти и политических институтов, полным распадом прежней политической системы.

Содержание политического процесса определяют:

Степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной властей.
Взаимодействие партийных и государственных структур, прямо (1) или косвенно (2) влияющих на процесс принятия политических решений.
Соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов государственной власти.
Уровень централизации (децентрализации) власти.
Способы нахождения и реализации политических решений.
Взаимосвязи внутри правящего слоя:
— отношения между правящей и оппозиционной элитами;
— связи политического руководства и технического аппарата управления;
— отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, административной, аграрной, хозяйственной и др.);
— уровень коррумпированности элитарных группировок (сращивание власти с криминальными элементами).

Формы проявления — формы проявления политического процесса многообразны и могут быть представлены:

♦ восстаниями и революциями;

♦ политическими кризисами, конфликтами и сотрудничеством;

♦ реформами и модернизацией;

♦ прямым политическим действием;

♦ избирательной и иной политической кампанией.

Характер и направленность —характер и направленность политического процесса зависит от многих факторов:

Ø типа политической системы и степени ее демократизации;
Ø политического режима;
Ø условий общественной жизнедеятельности (кризис, война);
Ø расстановки политических сил;
Ø уровня политической культуры обществаи других.

Движущая сила — любой политический процесс осуществляется через борьбу людей за реализацию своих интересов; поэтому именно политические интересы выполняют роль генератора политического процесса. Главный интерес связан с завоеванием, удержанием и использованием политической власти.

Способы реализации политического процесса

♦ Консервативный — направлен на сохранение существующей политической системы и функционирующего в ее рамках политического режима
♦ Реформаторский — ведет к качественному обновлению и изменению политической системы, изменению средств и способов деятельности политических субъектов, постановке новых задач
♦ Революционный — предполагает преобразование всего общественного порядка, построение новой политической системы, основанной на других принципах легитимности

Существуют различные подходы к определению характера и содержания политического процесса.

В качестве основных подходов следует выделить

теорию рационального выбора,

дискурсный и другие.

♦ Основное внимание представители институционального подхода уделяют изучению основного субъекта политического процесса — политических институтов.

Бихевиоралисты акцентируют свое внимание не на политических институтах, а на механизмах осуществления власти. Предметом их анализа является политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне. Инициаторами и последователями бихевиорального подхода к анализу политических процессов были, прежде всего, представители Чикагской школы амер. политологии – Б.Берельсон, П.Лазерсфельд, Г.Лассуэлл, Ч.Мерриам и другие.

♦ Сторонники структурно-функционального анализа, основателем которого является Т.Парсонс, представляют общество как систему, включающую в себя устойчивые элементы и способы связей между этими элементами, что в совокупности образует структуру системы. Каждый из элементов выполняет определенную функцию, которая является важной для поддержания системы в целостности. Главной задачей исследования является выявление элементов системы, их функций и способов связи между ними. Данный подход используется главным образом для изучения политических процессов на макроуровне.

Теория рационального выбора изучает человека как независимого, активного политического актора с учетом характера его установок, выбора оптимального поведения и других характеристик. Она исходит из вторичности политики по отношению к индивиду и из рационализации действий индивида в соответствии с максимальной выгодой. Целью анализа является поиск таких условий политической игры, при которых участники выбирают определенные стратегии поведения, которые являются выгодными как им самим, так и другим участникам. Данный подход используется для анализа парламентской деятельности и формирования коалиций, поведения избирателей, международных отношений, широко применяется при моделировании политических процессов. Основными представителями теории рационального выбора являются Д.Блэк, Э.Даунс, М.Олсон, В.Райкер, Г.Симон, Г.Таллок и другие.

Дискурсный подход исходит из возможности изучения политического процесса посредством коммуникации с использованием вербальной и невербальной составляющих через социальный диалог, происходящий посредством общественных институтов между индивидами, группами и социальными институтами. Для анализа политического дискурса в 1980-е гг. был создан центр семиотических исследований, сконцентрированный вокруг Т.Ван Дейка. Исследователи центра уделяют внимание не только содержательным аспектам, но и технике анализа дискурса, что позволяет говорить о становлении самостоятельного методологического подхода.

♦ Существуют и другие подходы в исследовании политических процессов. Так, Д.Истон использовал системный анализ, который делил процесс на четыре основные фазы: вход – воздействие среды на политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; конверсию – преобразование требований в решения; выход – реакцию политической системы в виде решений и действий; обратную связь – возврат к исходной точке равновесия. Эта модель циклического функционирования политического процесса была популярна во 2-й половине ХХ в.

Микроуровневые исследования связаны с именами В.Парето и А.Бентли.

В.Парето рассматривал в качестве субъекта и движущей силы политического процесса элиту, которой противодействуют контрэлиты, а также народ, исполняющий преимущественно пассивную роль.

А.Бентли принадлежит трактовка динамики политического процесса как борьбы и взаимного давления социальных групп в борьбе за государственную власть. При этом политический процесс рассматривается в двух основных формах: в неформальной, являющейся реальной из-за первичности группы, как субъекта политики, и в производной, официально-институциональной форме, представляющей собой проекцию групповых интересов.

Идеи А.Бентли развил Д.Трумэн, который считал, что политический процесс приобретает пространственно-временные характеристики, так как групповая динамика предстает как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия в форме либо старой, либо новой модели баланса между группами.

О.Н.Смолин предлагает использовать для исследования политического процесса метод политико-ситуационного анализа. Этот метод предполагает

♦ выявление характеристик и закономерностей исторических ситуаций;
♦ определение множеств таких характеристик и закономерностей, каждое из которых описывает определенный тип исторических ситуаций;
♦ использование одного из таких множеств в качестве критерия отнесения исследуемой исторической ситуации к определенному типу;
♦ прогнозирование на основе параметров и закономерностей данного типа исторической ситуации основных сценариев ее развития и наиболее вероятного из них.

Применение такого метода весьма продуктивно при изучении исторических ситуаций, а также переходных процессов, что является характерным для конца ХХ – начала XXI вв.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .

Источник

Читайте также:  Эффективные способы борьбы с коррозией
Оцените статью
Разные способы