Принципы обучения и правила их реализации
Принцип воспитывающего обучения — создание максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленным опытом, заключенном в содержании обучения, освоения избранной профессии, для всестороннего развития личности и проявления творческой индивидуальности.
Правила реализации
· уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявлять разумную требовательность к нему; требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности, непослушанию обучаемых;
· не унижать, а возвышать личность ученика, проявляя чуткость и внимательность к нему, тактично поправлять ошибки, стимулировать на преодоление трудностей.
Принцип личностного подхода требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.
Правила реализации
· Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащегося;
· следует проявлять индивидуальный подход: учебная работа должна проводиться по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым;
· необходим дифференцированный подход, разделять учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работать с ними по разным программам.
Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией, а также освоение научных методов познания природных и общественных явлений. Важно, чтобы за понятиями, определениями, законами, формулировками, символами обучаемые понимали явления природы и общественного прогресса, реальное существование объективного мира, за формой – содержание, за явлениями – сущность, за внешними признаками– внутреннее состояние материального мира и его закономерности. У обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.
Правила реализации
· Для усвоения обучаемым следует предлагать подлинные, прочно установленные наукой знания;
· необходимо использовать методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки;
· способствовать овладению методологией исследовательского поиска и научным языком;
· помогать усвоению основных понятий и теорий в максимальном приближении к уровню современного понимания данных вопросов наукой.
Принцип наглядности – утверждает зависимость эффективности обучения от степени привлечения к восприятию органов чувств человека; чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем прочнее он усваивается.
Правила реализации
· Необходимо использовать средства наглядности как отражение сущности изучаемых предметов и явлений, как яркий и образный показ того, что необходимо усвоить;
· по мере взросления обучающихся необходимо применять наглядность более в символическом виде, чем в предметном;
· различные виды наглядности следует применять в меру, так как чрезмерное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;
· рекомендуется использовать эстетические характеристики наглядных средств обучения для эстетического воспитания.
Принцип доступности направлен на то, чтобы уровень сложности и объем учебного материала, методы его изучения соответствовали возможностям учащихся, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развития. При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. При упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития работоспособности
Правила реализации
· В обучении следует идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому;
· необходимо объяснять учебный материал языком, понятным и доступным обучающимся;
· важно применять индивидуальный и дифференцированный подходы к обучающимся, учитывать их возможности, способности и т.д.
· следует осуществлять обратную связь, систематический контроль усвоения обучающимися содержания обучения и своевременно корректировать уровень его доступности.
Принцип сознательности и активности означает необходимость осознанного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практической деятельности. Сознательность в обучении предполагает позитивное отношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Активность в обучении – это интенсивная умственная и практическая деятельность обучаемых, выступающая как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
· добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;
· логически увязывать неизвестное с известным;
· учить обучающихся находить причинно-следственные связи;
· использовать активные методы обучения;
· стимулировать рефлексию и самоконтроль в обучении.
Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, поскольку только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.
Правила реализации
· Формировать систему знаний на основе понимания их взаимосвязи;
· использовать схемы, планы, таблицы, опорные конспекты, модули и иные формы логического представления учебного материала;
· осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи;
· важна координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований и обеспечения преемственности в их деятельности.
Принцип прочности усвоения предполагает стойкое закрепление знаний в памяти учащихся.
Правила реализации
· Стимулировать положительное отношение обучаемых к конкретным знаниям и к обучению в целом;
· активизировать мысль обучающихся, ставить вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, установление причинно-следственных и ассоциативных связей;
· структурировать содержание учебного материала, излагать его логично, последовательно и доступно;
· систематически применять разные виды и формы контроля, побуждать к самоконтролю;
· при повторении изученного материала использовать разнообразные технологии, формы, методы, средства обучения, поскольку однообразие гасит интерес к учению.
Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. Практика – критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания связаны с жизнью, применяются на практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.
Правила реализации
· Опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся;
· показ области применения теоретических знаний;
· изучение современных технологий, прогрессивных методов труда, новых производственных отношений;
· решение задач и упражнений на основе производственных достижений.
Источник
Способы реализации основных принципов обучения
ХIII. Принципы и методы обучения
При всей свободе творчества даже самый опытный педагог не имеет права игнорировать важнейшие требования педагогики, каковыми являются принципы и методы обучения.
1. Принципы обучения и их реализация
Принципы обучения – это руководящие идеи и положения, включающие в себя требования к содержанию и методике педагогического процесса. Функции принципов обучения:
— во-первых, они отражают основные закономерности процесса обучения;
— во-вторых, они отражают совместные действия обучающих и обучаемых;
— в-третьих, они содержат основные требования к подготовке обучаемых;
— в-четвертых, они выступают фундаментом успешной профессиональной деятельности педагогов.
Н. Г. Чернышевский отмечал: «У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только сумбур в голове, но и в делах чепуха». [6, с. 116].
Принципы, выработанные многовековой педагогической практикой и закрепленные современной наукой, составляют такую систему:
— принцип научности (идейности) преподавания;
— принцип практической направленности учебного процесса;
— принцип сознательного и активного усвоения знаний;
— принцип систематичности и последовательности изложения учебного материала;
— принцип доступности обучения;
— принцип наглядности обучения;
— принцип коллективизма и индивидуального подхода в обучении;
— принцип единства обучения и воспитания.
Однако одного знания системы принципов совершенно недостаточно – важнее их реализовывать в повседневной педагогической практике. Рассмотрим основные пути реализации принципов обучения.
Путями реализации принципа научности (идейности) являются:
— четкое определение личных позиций педагога и неукоснительное следование им;
— убедительное изложение идейного смысла и практического предназначения учебной дисциплины, темы, занятия;
— постоянное внимание к мировоззренческой и интеллектуальной сторонам обучения;
— научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов;
— смелый, но аргументированный отказ от устаревших концепций;
— научная организация обучения.
Принцип практической направленности обучения предполагает:
— раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития тех или иных процессов в современных условиях;
— показ роли и места данной профессии в жизни общества;
— использование последних практических наработок в содержании данного учебного курса;
— постоянное внесение в теоретический материал элементов будущей профессиональной деятельности.
Для реализации принципа сознательности и активности обучения необходимо:
— акцентировать внимание как на общественной значимости обучения, так и учебы по данной специальности;
— разъяснять теоретическую и практическую значимость каждого учебного занятия;
— постоянно поощрять инициативу и активность обучаемых на всем протяжении обучения.
Принцип систематичности, последовательности изложения материала требует от педагога:
— глубоко знать свой курс;
— постоянно ставить перед собой конкретные учебно-воспитательные цели на каждое занятие;
— новый материал давать в опоре на прежние знания;
— изложением текущего материала подготавливать обучаемых к восприятию последующего;
— сокращать паузы между разделами, темами, занятиями.
Характеризуя особую важность этого принципа, К. Д. Ушинский отмечал: «Голова, заполненная отрывочными, бессвязными знаниями похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет». [42, 5, с. 355].
Принцип доступности (посильности) обучения обязывает педагога еще до проведения занятия тщательно разобраться с уровнем общей и специальной грамотности обучаемых, учитывать это в ходе занятия, не подходить к оценке знаний обучаемых по своему уровню. Вместе с тем педагог должен помнить: облегченные требования к обучению — расхолаживают обучаемых, чрезмерные требования – отбивают интерес и желание учиться.
Доступность материала для обучаемых обеспечивается оптимальностью глубины, объема и интенсивности учебного процесса.
Реализация принципа наглядности предполагает использование всего арсенала наглядных средств для воздействия на различные ощущения и органы чувств обучаемых.
Несмотря на кажущуюся противоречивость реализация принципа коллективизма и индивидуального подхода в обучении осуществляется комплексно. Для этого необходимо:
— учитывать индивидуальные особенности обучаемых, но не подстраиваться под них;
— изучая всех, не забывать и о лидерах, и об отстающих;
— быть одинаково доступным и понятным для всех обучаемых.
Наконец, говоря о реализации принципа сочетания воспитания и обучения следует иметь в виду, что педагогический процесс не только обогащает обучаемых знаниями, но и активно формирует их мировоззрение, что является отражением продуманной, глубокой, но деликатной работы педагога-воспитателя.
Вместе с тем воспитательный аспект обучения решает и сугубо специфические задачи:
— воспитание бережного и уважительного отношения к собственности;
— формирование добросовестного, творческого отношения к труду;
— выработка правильного сочетания личных и общественных интересов в жизни и деятельности;
— формирование культуры потребностей.
Естественно, настоящий творческий успех в работе придет лишь к тому педагогу, кто неформально, актуально и адекватно будет применять в труде всю систему принципов обсуждения.
Источник
Реализация принципов обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение и его принципы
Обучение – это многокомпонентный комплексный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения координации образовательного процесса были созданы основные принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Принципы обучения всегда соответствуют основным компонентам учебного процесса – задачам, содержанию, методам, формам, условиям и результатам обучения. Все принципы направлены на исполнение задач обучения.
Задачи определяют содержание обучения, а методы — выбор форм организации обучения.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Особенности реализации основных принципов обучения
Как же принципы обучения реализуются на практике?
В первую очередь нужно четко понимать, что образование – это взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Этот принцип «триединства» означает, что преподаватель всегда должен помнить о том, что во время взаимодействия с обучающимися он параллельно решает все три эти задачи, ни одна из которых не должна быть оставлена в стороне – иначе образование будет неполным, отрывочным.
Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.
Данный принцип также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип научности призван развивать у обучающихся навыков и умений научного поиска. Поэтому в образовательный процесс внедряются различные исследовательские и лабораторные работы, которые обучают умению наблюдать и анализировать, а также вести научную дискуссию, аргументировать свою позицию с опорой на проверенные источники.
Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
Согласно принципу доступности, обучение должно соответствовать учебным возможностей обучающихся, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, физических или моральных перегрузок. Доказано, что подобные перегрузки оказывают отрицательное влияние на ментальное и физическое здоровье детей. Если содержание учебной программы чрезмерно усложнено, у учеников, как правило, наблюдается резкий спад мотивации и работоспособности.
Однако важно понимать, что принцип доступности не призывает делать содержание обучения упрощенным. Научные исследования показывают, что при сниженном уровне сложности обучения у детей наблюдается снижение интереса к учёбе. Оптимальный уровень сложности – такой, который заставляет обучающихся преодолевать препятствия, для преодоления которых не нужно перенапрягаться. Такая «интеллектуальная борьба» позволяет раскрыть духовные силы ученика.
Принцип наглядности предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.
Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.
Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.
Согласно принципу прочности и осознанности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Данный принцип требует, чтобы прочно закреплялся не только учебный, но и воспитательный, и развивающий материал.
Источник