Тема 6 Реализация норм конституционного права
Тема 6 Реализация норм конституционного права
1. Понятие и особенности реализации норм конституционного права.
2. Методы реализации норм конституционного права.
3. Коллизии в конституционном праве и механизме их разрешения.
4. Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права.
1.Понятие и особенности реализации норм конституционного права.
Процесс реализации — это переход какого-либо определенного явления в иное качественное состояние, а также использование свойств этого явления. Под реализацией права, на наш взгляд, следует понимать соблюдение его норм как государством и обществом в целом, так и государственными органами и должностными лицами, гражданами и их объединениями. Многие ученые дают иное определение. Например, полагает, что реализацию права можно определить как такое социальное поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм, как форму практической деятельности по осуществлению прав, выполнению обязанностей. Как отмечает , в исследование понятия реализации норм права ученые внесли плодотворный вклад в 60-е годы ХХ в., но тема является актуальной и остро дискуссионной до настоящего времени. При этом наблюдается различие в позициях авторов при ее разработке. Одни полагают, что это понятие должно использоваться во всех отраслях юридических наук без учета особенностей реализации политики и конституционных положений. Другие при трактовке реализации права не учитывают механизмов социального компонента. Третьи считают, что реализация права должна быть определена в рамках механизма правового регулирования, а не правоотношений.
Кроме общих положений, при реализации конституционных норм нельзя не учитывать, что реализация правовых установлений, которые «определяют весь уклад государственно-правовой и общественно-политической жизни общества, не может быть сведена лишь к правомерному (законопослушному) поведению, а требует более высокой его формы — социально-правовой активности». Заслуживает серьезного внимания позиция , которая считает, что «процесс реализации Основного закона отличается определенным своеобразием и имеет многоуровневый характер. На первом уровне реализация происходит в рамках конституционных отношений, затрагивающих такие глобальные проблемы, как организация власти, взаимоотношения гражданина и государства, определение государственного устройства. Второй уровень реализации затрагивает практически все правоотношения. На первом уровне органы государства либо непосредственно применяют нормы Конституции, либо на основе конституционных норм принимаются федеральные законы. На втором уровне конституционные нормы, как правило, действуют совместно с отраслевым законодательством».
2. Методы реализации норм конституционного права.
Имеются различные точки зрения ученых на разновидности и вариации реализации правовых норм. Представляется, что основными аспектами (элементами) реализации можно называть: «использование права», «исполнение обязанностей», «соблюдение запретов», «применение законодательства». и другие называют дозволение, обязывание и запрет способами правового регулирования. считал, «что соблюдение и исполнение, использование и применение Конституции — это способы (средства) ее реализации». При этом особо выделял их отличие от форм реализации, подчеркивая: «. что же касается форм ее (конституции) реализации, то они могут быть и связаны и не связаны с конкретными правоотношениями».
Специфика реализации конституционных норм содержится в их особенностях как норм права, устанавливающих фундаментальные положения Основного закона государства и общества. По мнению , «все конституционные нормы едины с точки зрения их основного назначения. Это единство обусловлено их ролью и местом в механизме правового регулирования». Для полного и всестороннего раскрытия проблем реализации конституционных норм следует более подробно остановиться на анализе особенностей норм Конституции.
В своей работе «Конституционные нормы» писал, что «конституционная норма — это тоже вид правовой нормы, поэтому она обладает всеми признаками правовой нормы вообще. Вместе с тем ей присущи особенности. Это прежде всего то ведущее место, которое занимает конституционная норма, как и конституция в целом, среди правовых норм». Тут имеют место особые политико-правовые субъекты конституционных норм. Специфика объектов конституционного регулирования в значительной степени предопределяет структуру, содержание и другие важнейшие характеристики Конституции.
Собственно юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым, на наш взгляд, относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения. Одни социальные связи и явления конституционные нормы призваны закреплять; для других они служат непосредственным основанием их возникновения и развития. Одновременно они охраняют общественные отношения, провозглашая цели общественного развития, выступают в качестве своеобразного нормативного ориентира.
Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства. Именно эту функцию преимущественно выполняют объединенные в отдельную группу нормы, закрепляющие основы конституционного строя (Разд.1 Конституции РБ). Вместе с тем учредительная функция не исчерпывается только фиксированием и переводом общественных отношений в правовую форму. В ряде случаев конституционные нормы выполняют роль фактического и правового учредителя. Принятием Конституции (либо на основе изменения ее отдельных положений) создаются, например, новые государственные органы. Учредительной функции соответствует особый способ конституционного воздействия — установление, существенно отличающееся от традиционных средств правового регулирования: дозволения, предписания и запрета. Не предусматривая точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов, они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений. Например: «Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. (ст.6 Конституции РБ).
Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Конституция, например, не ограничивается установлением системы и основных видов государственных органов, а определяет также их предметы ведения, основные права и обязанности, ведущие линии взаимоотношений. Речь прежде всего идет о нормах, которые наделяют участников конституционных правоотношений соответствующей компетенцией. Конституционные нормы, выполняющие данную функцию, являются обязывающими. Они воздействуют на поведение соответствующих субъектов посредством дозволений и предписаний. Реализуются же как в общих, так и в конкретных правоотношениях (в форме соблюдения), но преобладающей формой реализации указанных норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение.
Спецификой целей и средств воздействия отличается охранительная функция. Она характеризует Конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее «самообеспечения», «самозащиты». В широком смысле охранительная функция реализуется Конституцией в целом, а в узком — через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Данная функция осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (ст.2), народовластие (ст.3), суверенитет, целостность и неприкосновенность ее территории. Важную роль в осуществлении охранительной функции Конституции выполняют гарантирующие нормы, запреты и др.
На особенности реализации конституционных норм влияют волеизъявление субъектов конституционного права, деятельность государственных органов и волеизъявление третьих лиц. В частности, реализация ряда этих норм осуществляется в результате активных действий конкретных субъектов. Однако имеются конституционные нормы, реализация которых осуществляется в результате воздержания от совершения действий. Например, Конституция РБ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Есть специфические конституционные нормы, реализация которых зависит от желания либо нежелания субъекта конституционного права воспользоваться своим правом. Ряд конституционных норм возлагают конкретные обязанности и обязательства на субъектов конституционного права. К особой группе конституционных норм следует отнести нормы, реализация которых должна учитывать волеизъявление и права третьих лиц. В первую очередь это нормы, прямо направленные на воздержание от нарушения прав третьих лиц. Можно условно выделить специальную группу конституционных норм, реализация которых обеспечивается непосредственно и буквально исходя из текста Конституции. Совершенно верна позиция , что «:реализация конституционных норм имеет много общего с аналогичным процессом отраслевых норм, но ей присущи и свои специфические черты, определенная сложность, что обусловлено особым положением конституционного законодательства в: правовой системе, своеобразием содержания и формы его предписаний, комплексным характером конституционного воздействия на общественные отношения».
3. Коллизии в конституционном праве и механизм их разрешения.
Сколь совершенной ни была бы система права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимодействие ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемыми коллизиями в праве. Эти коллизии могут порождать конфликты и конституционные кризисы, что, конечно, крайне нежелательно для любой власти. Отсюда стремление законодателя установить правовой порядок для разрешения коллизий.
Коллизии порождаются разными причинами: несовершенством законов, судебными ошибками, произвольными толкованиями Конституции и других актов, выходом отдельных органов за пределы своих полномочий и т. д. Не следует забывать, что позитивное право творят представители политических сил с различным правосознанием, вследствие чего, например, нормы статутного права неизбежно приобретают компромиссный характер, входя в противоречие с отдельными действующими правовыми нормами. Неизбежны и пробелы в конституционном праве, что может порождать столкновение толкований правомерности тех или иных действий как отдельных лиц, так и государственных органов.
Для конституционного права особенно опасны коллизии между естественным и позитивным правом. Однако они сравнительно просты для разрешения: во всех случаях примат должен отдаваться естественному праву, хотя само это право в содержании своих отдельных норм тоже может порождать столкновение трактовок. Опасность коллизий подобного рода тем значительней, чем больше они угрожают реализации основной функции конституционного права: охраны прав и свобод человека и гражданина.
Другой разряд коллизий связан со спорами о компетенции. В условиях острой политической борьбы, неясности конституционных формулировок и неразвитости практики общественного согласия подобного рода споры быстро перерастают в конституционный кризис. Споры о компетенции – постоянный спутник государственной жизни большинства развитых стран, их разрешение требует создания сильных органов конституционного контроля, способности конфликтующих сил к политическому урегулированию. Эти споры подтверждают несовершенство принятой в том или ином государстве формы правления, ее конституционного закрепления; отсюда постоянная потребность в улучшении законодательной техники и поднятии общего уровня конституционно-правовой теории.
Наиболее частой коллизией является противоречие между законом и подзаконным актом. К сожалению, заложенный в самой Конституции инструмент преодоления этих коллизий – принцип приоритета закона – часто не срабатывает и победителем в споре выходит все та же извечно противостоящая закону целесообразность.
Коллизии и порядок их разрешения (коллизионное право) занимают все более значительное место в конституционном праве. Это во многом объясняется тем, что в Республике Беларусь складывается новое конституционное право и его система пока не обеспечивает в необходимой степени все внутрисистемные связи и взаимоотношения норм. Пытаться устранить все коллизии – это все равно, что остановить жизнь, но определить пути их мирного преодоления на перспективу – важная задача науки и практики конституционного права. Совокупностью вопросов предотвращения коллизий и их перерастания в конфликты с недавних пор стала заниматься новая отрасль юридической науки – юридическая конфликтология.
4. Гарантии реализации Конституции и норм конституционного права.
Реализация (от позднелат. realis — вещественный, действительный) — осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения. Реализация права — процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.
Реализация Конституции — процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.
Рассмотрим формы реализации конституции.
1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) — пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.
2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению — это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.
3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.
4. Применение права — властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.
Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.
Проблемы реализации. Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления белорусского законодательства остается некачественность принимаемых нормативно-правовых актов. Другая проблема состоит в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико-правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека. При этом не следует рассматривать конституционное правосознание в качестве условия эффективной реализации лишь норм конституционного права. Специфика конституционного правосознания как высшей формы правового сознания позволяет говорить о его значительной роли в механизме реализации права в целом. Человек не должен и не в силах знать весь объем правовых установлений, однако даже при отсутствии необходимых знаний о конкретных правовых нормах он совершает правомерные поступки или воздерживается от совершения неправомерных. Это связано с тем, что уровень правового сознания человека определяется не только знанием конкретных норм права, но и знанием его принципов, основополагающих исходных положений. Последние же в большей степени сконцентрированы в конституционном законодательстве и, в первую очередь, в Конституции РФ. Следовательно, от уровня конституционного правосознания, характеризующегося, в том числе и степенью информированности о конституционно-правовых ценностях, зависит поведение человека в юридически значимых ситуациях и эффективное действие механизма реализации права. Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных прав и свобод, их восстановления в случае нарушения определяющее значение имеет наличие рациональных компонентов в системе конституционного правосознания: знаний, представлений о конкретных юридических предписаниях, способах защиты прав и свобод.
Близкими формами реализации правовых норм, по характеру воздействия на них конституционного правосознания, являются их соблюдение и исполнение. Однако тесная связь исполнения и соблюдения правовых предписаний не означает их тождественности. Отграничить их можно, в частности, по особенностям форм и способов проявления конституционного правосознания, его отдельных структурных компонентов.
Особенностью многих конституционных норм является то, что их реализация возможна лишь в результате правоприменительной деятельности государственных органов и других уполномоченных на то субъектов. Им, так же как и многим другим правовым нормам, может быть свойственно альтернативное начало, то есть установление двух или более вариантов выполнения предписания и оставление выбора одного из них на усмотрение субъекта правореализации. В этих случаях идеологические и психологические компоненты конституционного правосознания в своем единстве позволяют субъектам правоприменения выработать оптимальные варианты правореализации в соответствии с требованиями конституционной законности.
1. Баглай право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998
2. Венгеров государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 1999. — С.431.
3. Маликов основы реализации права: Учебное пособие. Уфа: Башкирский университет, 1998. С.117-121;
4. Степанов и политика. М., 1984. С.65-124;
5. Стародубцева конституционного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации. Монография. Тип: Издательство: Изд-во Воронеж. ун-та – 2004 – 168 с.
6. Морозова регулирование в СССР. М., 1985. С.98-120.
7. , Краснов государства и права: Учебное пособие. М.: Юрист, 1999. — С.222.
8. Пряхина конституционности и реализация Основного закона // Реализация Конституции России. 1994.- С.65.
9. Явич развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. — С.140.
10. Лучин нормы и правоотношения. М., 1997. — С. 73.
11. Тихомиров нормы // Теоретические основы советской конституции. М.: Наука, 1981. — С.129.
12. К вопросу о роли текущего законодательства в обеспечении реализации Конституции//Теоретические вопросы реализации Советской конституции. — М.: 1982.
13. Белкин осуществления Советской Конституции//XXVII съезд КПСС и повышение эффективности конституционного регулирования. — Свердловск: 1988.
14. О применении конституционных норм судебными органами СССР//Сов. государство и право. — 1969. N 10.
15. Венгеров нормы в судебной практике//Судебная практика в советской правовой системе. — М.: 1975.
16. Гаджиев применение судами конституционных норм//Российская юстиция. — 1995. N 12.
17. Государственно-правовые проблемы реализации Советской конституции. — Свердловск: 1987.
18. Гревцов действие Конституции?//Журнал российского права. — 1998. N 6.
19. Еременко и правовые аспекты реализации Конституции СССР//Конституция система развитого социализма. — М.: 1980.
20. , Мазаев Основного Закона — условие функционирования конституционной законности//Теоретические вопросы реализации Советской конституции. — М.: 1982.
21. Жуйков судами Конституции Российской Федерации. Возмещение морального вреда//Комментарий российского законодательства. — М.: 1995.
22. Прямое применение Конституции РФ. От решения Пленума Верховного Суда РФ до постановления Конституционного Суда РФ//Российская юстиция. — 1998. N 9-10.
23. Зражевская конституционного законодательства. Проблемы теории и практики: Автореф. дис. докт. юрид. наук. — Саратов: 2000.
24. Кутафин и проблемы ее реализации. — Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). — М.: Ин-т государства и права РАН. 1999.
25. Лебедев действие Конституции Российской Федерации и роль судов//Государство и право. — 1996. N 7.
26. Лучин проблемы реализации Конституции//Теоретические вопросы реализации Советской конституции. — М.: 1982.
27. Лучин аспекты действия Конституции//Сов. государство и право. — 1983. N 11.
28. Лучин конституционных норм: общее и особенное//Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. — М.: 1990.
29. Лучин в механизме реализации Конституции//Право и жизнь. — 1992. N 1.
30. Мазаев конституционных норм: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Саратов: 1982.
31. Пряхина конституционности и реализация Основного Закона//Реализация Конституции России: Межвуз. науч. сб. — Саратов: 1994.
32. Реализация Конституции России: Межвуз. науч. сб. — Саратов: 1994.
Тема 6 Реализация норм конституционного права
Дать понятие реализации норм права. Охарактеризовать особенности реализации норм конституционного права. Охарактеризовать методы реализации норм конституционного права и привести конкретные примеры ссылаясь на текст Конституции Республики Беларусь. В чем сущность коллизий в конституционном праве Изучить гарантии реализации Конституции и норм конституционного права. Изучить ответственность за несоблюдение конституционно- правовых норм Исследовать сущность конституционной ответственности.
Методические рекомендации по подготовке, оформлению самостоятельной управляемой работы студентов (реферат, эссе)
Самостоятельная управляемая работа студентов (СУРС) выполняется
студентами с целью углубления и систематизации теоретических знаний, знаний учебного материала выработки умения самостоятельно работать над нормативными актами, научной и учебной литературой. В содержании СУРС студент должен представить теоретическую значимость темы, показать знание нормативного материала и умения его анализировать, способность логично излагать проблему, самостоятельно делать логические выводы и обобщения по вопросам, изложенным в плане-содержании работы.
СУРС выполняется студентом самостоятельно с использованием литературы, рекомендованной кафедрой для изучения данной дисциплины. Объем работы составляет 5-10 страниц машинописного текста, страницы нумеруются.
Структура СУРС предусматривает наличие плана (содержания), введения (1стр.), основной части (2-3 раздела), заключения (1 стр.) и списка использованных источников и литературы. Каждая часть работы должна быть озаглавлена. Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее значение и актуальность, устанавливается цель и задачи работы. В основной части раскрывается тема, определяется авторская позиция, в качестве аргумента и для иллюстраций выдвигаемых положений приводится фактический материал. СУРС завершается заключением. В этой части работы подводятся итоги и излагаются выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими, содержать четкие формулировки, органически вытекать из рассматриваемого конкретного материала, быть логически связанными с основным содержанием работы.
На титульном листе указывается наименование вуза, кафедры, номер учебной группы, курс и семестр обучения, название учебной дисциплины, тема работы, Ф. И.О. автора. Оформляется также список использованных источников. В конце работы ставится дата и подпись студента.
Источник