- Административное право: Шпаргалка.
- 19. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
- ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Административное право: Шпаргалка
- НАСТРОЙКИ.
- СОДЕРЖАНИЕ.
- СОДЕРЖАНИЕ
- Методы реализации норм административного права
- Общие и специальная формы реализации норм административного права
- Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права
- Правоприменительная форма реализации норм административного права
Административное право: Шпаргалка.
19. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ.
Формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.
Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.
Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.
Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.
Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.
Требования к применению норм административного права:
1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.
2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.
3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.
4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена: а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм; б) рациональным разделением труда между субъектами отношений; в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений; г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий; д) использованием передового опыта.
5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.
6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Административное право: Шпаргалка
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Административное право: Шпаргалка
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ
Изучая основные понятия, положения и институты административного права как одной из основных отраслей публичного права, следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», т. е. имеющий государственный, властный характер.
По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями. Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности. Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.
Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.
Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.
Признаки системы управления
Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права). Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е. системы иерархичны (соподчинены).
Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми. Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.
Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.
2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ
Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.
Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).
Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
Признаки социального (государственного и общественного) управления:
• сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;
• целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;
• наличие в системе управления элементов управления:
1) субъект управления – руководитель;
2) объекты управления – подчиненные;
3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);
4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);
• правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.
3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ
Классификация целей управления:
• по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно- технические);
• по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).
Все цели находятся в соподчинении друг с другом иерархия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с другими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «деревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от влияния факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, т. е. сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.
Классификация функций органов управления:
1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;
2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.
К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.
По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.
Источник
Методы реализации норм административного права
Важную практическую роль играет проблема осуществления норм административного права. Административно правовые нормы выполняются тогда, когда предусмотренные ими общие обязательные правила случаются в фактическом поведении участников общественных правоотношений, когда достигнут заключенный в них правовой результат. Настоящая реализация данных норм говорит о том, что государственная администрация организуется и функционирует в полном согласии с волеизъявлением законодателя, поставленными им общественными целями и интересами. А все другие субъекты, которые находятся под её юрисдикцией, непреклонно следуют нормам административного права.
Административно правовое регулирование и административное управление выполняется и развивается должным образом, как это угодно обществу и государству. Одновременно с этим все стороны, участвующие в административно-правовых отношениях, удовлетворяют собственные потребности и интересы в полном соответствии с нормами.
Общие и специальная формы реализации норм административного права
Существуют 2 формы реализации правовых норм:
- общие (универсальные) – в них воплощают правовые веления абсолютно все субъекты.
- специальная.
Общие формы реализации норм подразделяются на 3 вида:
Все из перечисленных общих форм «привязаны» к соответствующим способам административно правового регулирования (обязывание, дозволение, запрет) и соответственно обязывающим, управомочивающим и запрещающим нормам.
Особенности исполнения, использования и соблюдения норм административного права
Исполнение представляет собой одну из общих форм реализации, при которой субъекты соблюдают обязывающие административно правовые нормы, а также возложенные на них обязательства к активному поведению, совершая тем самым активные действия.
53 статья Градостроительного кодекса России содержит обязывающую административно правовую норму, в соответствии с которой люди, осуществляющие строительство, обязаны оповещать органы госстройнадзора о любых случаях аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.
Указанную обязывающую норму могут реализовывать все субъекты, осуществляющие строительство, только путём выполнения возложенных на них обязательств по предоставлению необходимой информации, в случае если на подведомственных им объектах происходили аварийные ситуации. С этой целью им надо совершить личные активные действия в качестве обязанной стороны соответствующего административно правового отношения.
Использование является другой общей формой реализации норм административного права. Она тоже выражена активным поведением субъектов, но в отличие от первой формы базируется не на исполнении обязательств, а на следовании правилам, прописанным в управомочивающих нормах.
Тут применяются права на свое активное поведение. Причём у субъектов есть правовая возможность в определённых пределах воспользоваться предоставленными им правами путём выполнения своих активных действий либо воздержаться от них.
В Таможенном кодексе Таможенного союза (статья 135) содержится управомочивающая административно правовая норма, предоставляющая проверяемому лицу в процессе проведения таможенной проверки право запрашивать у таможенных органов и получать от них сведения о законодательных положениях государств (являющихся членами Таможенного союза) касательно порядка проведения проверки. Осуществление нормы будет проводиться в форме использования в момент, когда проверяемый обратится к сотрудникам таможенного органа за предоставлением ему указанной информации и получит её.
Соблюдение представляет собой третью из общих форм реализации норм административного права. Она применима при реализации запрещающих норм и ее суть заключается в том, что субъекты должны следовать установленным в этих нормах запретам, а поэтому не осуществляют никаких действий.
При этой форме реализации они исполняют возложенные на них обязательства путём бездействия или же пассивного поведения.
Путём соблюдения осуществляются административно правовые нормы, которые запрещают совершение административных правовых нарушений и служебных проступков. В соответствии с ТК ТС товары, которые запрещено вывозить с таможенной территории Таможенного союза, фактически не разрешается вывозить с таможенной территории Таможенного союза, если другое не предусмотрено в международных договорах государств-членов Таможенного союза (статья 152). Для выполнения приводимой административно правовой нормы достаточно не вывозить указанные товары с таможенной территории Таможенного союза, соблюдая таким образом установленный запрет.
Правоприменительная форма реализации норм административного права
Реализация норм в специальной форме выполняется только органами государственной административной власти, а также их должностными лицами. Если сравнивать с общими нормами, то реализация в специальной форме является возможной при наличии властных полномочий, правоприменительной компетенции. Субъекты, наделённые данной компетенцией, в процессе реализации административно-правовых норм разрешают индивидуальные дела принятием индивидуальных правовых актов, которые именуются правоприменительными. Такие дела связаны, к примеру, с назначением на госдолжность гражданина, вынесением решения лицензирующим органом по поводу предоставления лицензии для юридического лица или индивидуального предпринимателя либо путем издания постановления о наложении на правонарушителя админ наказания.
Специальную форму реализации права называют правоприменением (правоприменительная деятельность). Она базируется тоже на общих формах реализации права – использовании и исполнении. Для административно правового регулирования эта форма играет важную роль и по содержанию, и по объёму. Многие конкретные административно правовые дела решаются лишь благодаря правоприменительным актам госадминистрации, включая принятым её должностным лицам. Граждане и организации, помимо их органов и должностных лиц, не наделены правоприменительной компетенцией.
Проблема реализации права и законодательства представляет острейшую для госадминистрации проблему, так как неисполнительность – это её пока что неискоренимый и серьёзный недостаток. Значит, усовершенствование правореализационной функции должно стать главным направлением формирования в РФ по-настоящему правового государства, единообразного правового пространства с развитым гражданским обществом.
Источник