- Технология проблемного обучения
- Польза и эффективность использования проблемного метода обучения. Приводим примеры внедрения.
- Что такое проблемное обучение
- Правила и условия для проведения проблемного обучения
- Применение проблемного обучения в области технологий
- Пример применения проблемного обучения в области гуманитарных наук
- Применение проблемного обучения в области изучения иностранного языка
- Заключение
- Формы, методы и приемы проблемного обучения учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения — это такая система обучения, в которой преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают. Методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.
Мы расскажем о видах, приемах создания проблемных ситуаций, а также о преимуществах и недостатках такого подхода к обучению.
Цель проблемного обучения — чтобы студент не только усвоил новые знания, но и прошел весь путь их получения в ходе активного самостоятельного поиска. Такой подход помогает формированию познавательной самостоятельности, умения выдвигать и разрешать нестандартные проблемы.
Виды проблемного обучения
Различают три основных вида проблемного обучения.
Преподаватель предлагает учащимся задачу или вопрос, на который они не знают ответа, но у них есть базовые знания или способности для самостоятельного поиска. Такие проблемные ситуации должны быть понятны возрасту обучающихся, должны откликаться их опыту и основаны на реальном материале.
Учащиеся решают теоретическую учебную проблему и тем самым приходят к открытию нового для них правила, закона, теоремы. Можно сказать, что они проходят путь первооткрывателей, первых исследователей, которые таким же опытным путем пришли к решению той или иной задачи.
Поиск практического решения
Студенты ищут способ применения известного знания в новой ситуации. Обычно это происходит в формате решения практических заданий на лабораторных занятиях.
Приемы создания
Преподаватель моделирует проблемную ситуацию под образовательные цели занятия. Существует множество приемов, как это сделать. Перечислим наиболее распространенные.
- Преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим разрешить проблему.
- Учащимся предлагается сравнить, обобщить выводы из ситуации, сопоставить факты.
- Преподаватель задает конкретные вопросы и предлагает разные точки зрения на одну и ту же проблему или противоположные позиции.
- Проблемная задача содержит неопределенность в постановке, противоречивые данные или заведомо допущенные ошибки. Как вариант — задачу требуется решить за ограниченное время.
- Учащиеся получают задание найти аналогию изучаемому событию, явлению, процессу, личности.
- Преподаватель сообщает факты так, чтобы подчеркнуть в них объективные противоречия и тем самым вызвать познавательный интерес, желание их разрешить.
- Учащиеся получают проблемный вопрос и задание — предположить, как могли бы доказать свою правоту сторонники той или иной точки зрения на эту проблему.
- Обсуждение проблемного вопроса можно построить в форме беседы, в ходе которой студенты смогут использовать в своих ответах уже имеющиеся у них знания и умения. Это наиболее динамичный метод, который можно применять на любом этапе занятия.
- Группе надо выбрать из нескольких известных решений одно — наиболее рациональное.
Какой бы прием не использовал педагог при отработке проблемной ситуации, суть его состоит в том, чтобы научить самостоятельно совершать открытия. Преподавателю важно мотивировать поисковую деятельность учащихся, подводить их к разгадке.
Требования к проблемным ситуациям
Учащиеся разбираются в проблемной ситуации и выходят на ее решение, когда она изначально правильно сформулирована. Для этого важно заложить в ситуацию следующие условия:
— учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, их прежних знаний недостаточно для объяснения нового факта;
— студентам придется использовать ранее полученные знания в новых практических условиях;
— между теоретически возможным решением задачи и практической неосуществимостью выбранного способа есть явное противоречие.
К выдвигаемой проблеме есть несколько требований. Если одно из них не будет выполнено, не возникнет и проблемная ситуация.
- Проблема должна быть понятной студентам. То есть сформулирована так, чтобы большинство представляли себе о чем идет речь.
- Проблема должна быть посильной для большинства. В противном случае преподавателю придется либо потратить много времени на пояснения, либо решать задачу самому.
- Проблема должна быть сформулирована интересно. Развлекательный формат может способствовать успешному решению больше, чем серьезный пример.
Преимущества
Технология проблемного обучения используется сто лет, и за это время завоевала доверие педагогов благодаря своим преимуществам:
- метод мотивирует задумываться, искать выход из проблемной ситуации, действовать самостоятельно при поиске нестандартного решения;
- при самостоятельном решении проблем знания и умения усваиваются и упрочняются лучше, чем при традиционном обучении;
- проблемное обучение развивает навыки наблюдения, обобщения, исследовательской работы;
- студенты быстрее осмысливают изучаемые явления и обосновывают ответы, сами выдвигают и доказывают гипотезы.
Недостатки
Проблемное обучение как метод имеет ряд недостатков:
- не по каждой теме занятия легко сформулировать проблему;
- не для любого учебного материала можно смоделировать проблему;
- подготовка такого занятия требует много времени преподавателя.
Тем не менее проблемное обучение как образовательная технология зарекомендовало себя в качестве рабочего инструмента на занятиях.
Рекомендуем материал о еще одном виде обучения — перевернутом уроке: «Всё наоборот: что такое «перевернутое обучение».
Источник
Польза и эффективность использования проблемного метода обучения. Приводим примеры внедрения.
Что такое проблемное обучение
Как мы уже писали в этой статье, проблемное обучение — одна из методик преподавания в вузах, в ходе которой студенты учатся решать конкретные задачи под присмотром преподавателя. В процессе решения задачи студенты максимально проявляют самостоятельность. Преподаватель в этот момент выступает в нестандартной для него роли: он только руководит процессом, направляя мысли студентов по верному руслу.
Считается, что основы технологии проблемного обучения на рубеже XVIII–XIX веков заложил Джон Дьюи — американский философ и педагог. Со второй половины 1950-х годов методики проблемного обучения стали актуальными и в отечественной педагогике.
Проблемное обучение позволяет студентам самореализоваться путем самостоятельного разрешения конкретных задач, а также сформировать активную жизненную позицию.
Правила и условия для проведения проблемного обучения
Правила для реализации проблемного обучения можно разделить на три группы.
Формирование проблемной ситуации: задание должно соответствовать уровню подготовки студентов и основываться на недавно пройденном материале. Вопросы и практические задания должны мотивировать студентов прибегать к нестандартным решениям — выводить, так сказать, из «зоны комфорта».
Управление процессом проблемной ситуации: преподаватель учитывает уровень подготовки группы и при необходимости приходит на помощь: поправляет или помогает сформулировать выводы. В случае возникновения существенных трудностей преподаватель может разбить задачу на подзадачи, которые облегчат процесс понимания и решения проблемы.
Создание последовательности проблемных ситуаций: преподаватель формирует систему вопросов и практических заданий таким образом, что они служат усвоению и пониманию материала, а также последовательному раскрытию проблемного задания.
На практике способы создания проблемных ситуаций зависят от уровня подготовки студентов, уровню готовности к интерактивной форме обучения, а также от содержания учебного материала.
Формат проведения может включать следующие варианты:
- выбор ответа из нескольких вариантов и обоснование сделанного выбора;
- выявление несоответствий, противоречий, сравнение и объяснение фактов;
- переход от анализа единичных фактов к обобщению;
- установление соответствия понятий и связи между ними (например, хронологии событий) и их последующее объяснение.
Применение проблемного обучения в области технологий
Допустим, преподаватель демонстрирует студентам некий неизвестный механизм и его основные комплектующие: пневмодвигатель, диски из древесного пластика и другие. Затем преподаватель предлагает студентам выяснить: для каких операций используется данная техника? Как этот аппарат облегчит или вовсе заменит ручную работу?
Студенты, самостоятельно решив эту задачу, высказывают верное предположение. После этого преподаватель объясняет, что перед студентами штукатурно-затирочная машина, и предлагает более детально разобраться в вопросе, каковы преимущества и недостатки этого аппарата.
Студенты предлагают свои варианты и замечания: аппарат компактный и позволяет быстро выполнять работу, однако он довольно тяжелый. На что преподаватель задает следующие вопросы: почему машина тяжелая? Можно ли каким-то образом изменить ее конструкцию, чтобы устранить этот недостаток?
Таким образом, с помощью проблемного обучения и последовательного решения задач преподаватель предоставляет возможность студентам самостоятельно использовать усвоенные ранее знания в новых и незнакомых условиях.
Пример применения проблемного обучения в области гуманитарных наук
К примеру, при изучении творчества Ф. М. Достоевского группа делится на три подгруппы: защитники Раскольникова, обвинители и «присяжные заседатели». Цель защитников и обвинителей — убедить преподавателя и «судебных заседателей» в своей правоте, используя в качестве аргументов текст романа и исторические справки. После того как противоборствующие стороны поочередно высказывают свое мнение, третья группа принимает решение, подробно поясняя сильные или слабые позиции сторон. Преподаватель в это время только направляет обсуждение в нужное русло и помогает сформулировать точку зрения.
Также можно провести лекцию, предварительно озаглавив ее ключевым проблемным вопросом. В ходе занятия учащиеся делают необходимые заметки, а в конце занятия излагают свои выводы, закрепленные материалами из лекции.
Ценность данного формата заключается в том, что мнение преподавателя не навязывается, а студенты совместно обсуждают поставленные задачи и принимают решение.
Применение проблемного обучения в области изучения иностранного языка
Как правило, на практике применяется несколько видов ситуаций.
Демонстрация: приводится в пример личный опыт преподавателя или демонстрируются работы других студентов, которые добились больших успехов при изучении языка. Вокруг этого строится постановка проблемы.
Оценка: студентам предлагается описание конкретной актуальной ситуации — частной или глобальной. Предлагается оценить значение ситуации и правильность действий, в ходе чего студенты проводят самостоятельный анализ и делают собственные выводы. Таким образом, студенты приобщают иностранный язык к современным реалиям, что существенно упрощает усвоение нового материала.
Упражнение: между сокурсниками предлагается провести исследование: сколько каждый тратит время на учебу, на дополнительные занятия, на досуг. После этого студенты составляют таблицу, анализируют данные и дают соответствующие комментарии. Разумеется, все это проводится на иностранном языке.
Таким образом, проблемное обучение позволяет изменить характер взаимоотношений, а преподавателю — по-новому взглянуть на образовательный процесс и улучшить результаты обучения.
Заключение
Таким образом, ключевыми преимуществами проблемного обучения являются:
- максимальные возможности для развития у студентов внимания, наблюдательности, активного мышления и творческих возможностей;
- развитие самостоятельности, ответственности, инициативности, нестандартного мышления и решительности.
Как правило, проблемное обучение связано с исследованиями. В связи с этим предполагается, что оно будет продолжительным и состоять из нескольких этапов, на каждом из которых студенты проявляют различные качества, навыки и знания. Студенты выступают в роли активных деятелей, решающих конкретную задачу.
Проблемное обучение требует значительных ресурсов как от студентов, так и от преподавателя. Студентам требуется больше времени для обсуждения новой информации, а преподавателю необходимо более детально проработать процесс занятия и зачастую, подготавливать для каждой группы индивидуальные мероприятия.
Однако, несмотря на трудности, возникающие в процессе подготовки и проведения занятий подобного формата, техника проблемного обучения по-прежнему остается востребованной, качественной и актуальной.
Источник
Формы, методы и приемы проблемного обучения
учебно-методический материал
Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metody_i_priemy_problemnogo_obucheniya.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, направленные на решение задач обучения.
Прием — это составная часть или отдельная сторона метода.
Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучение умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом дети активно включаются в ход занятия. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение занятия работает на мотивацию к обучению.
Формы организации проблемного обучения в ДОУ.
- Проблемный вопрос
- Проблемная задача
- Проблемная ситуация
Что такое проблемный вопрос?
— это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Вопросы: «Когда идет снег?», «Когда впадает в спячку медведь?» (это -просто вопросы) и они предполагают конкретные ответы на основе знаний детей.
А вопросы «Почему зимой идет снег?», «Почему медведь спит зимой?»
— являются проблемными вопросами т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений .
Проблемные вопросы — это вопросы «почему?», «зачем»? как если? для чего?
Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.
Что такое проблемная задача?
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Что такое проблемная ситуация?
- Неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;
- Познавательная деятельность;
- Творческие возможности и достигнутый уровень знаний.
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.
Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие : Назовите его? — шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.
Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими), и включить их в активную поисковую деятельность.
Проблемное обучение реализуется особой группой методов, при осуществлении которых создание проблемной ситуации воспитателем и разрешение проблем детьми стали главным условием развития их мышления. В этой теории различают общие и бинарные методы обучения.
Первые из них обобщают определенное множество систем последовательных действий воспитателя и детей во взаимодействии преподавания и учения. Общие методы всегда содержат указания на используемые в процессе обучения средства.
В основе бинарных методов обучения положены два общих признака:
1) методы преподавания;
2) методы учения.
Общая структура методов проблемного обучения:
Методы проблемного обучения
Анализ общих методов проблемного обучения позволил структурировать формы, а также функции воспитателя в образовательном процессе, направленном на разрешение проблемных ситуаций.
Основные характеристики общих методов проблемного обучения:
Метод монологического изложения
Объясняет сущность новых понятий, фактов, дает детям готовые выводы науки, но реализует эти действия в условиях проблемной ситуации
Методы рассуждающего изложения
Первый вариант – анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения, создавая проблемную ситуацию.
Второй вариант – излагая новую тему, пытается действовать путем поиска и открытия ученого, т.е. он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса
Метод диалогического изложения
Поисковая беседа, рассказ
Воспитатель создает проблемную ситуацию, ставит проблему и решает её помощью детей.
Учащиеся активны в выдвижении предположений и доказательстве гипотез
Метод эвристических заданий
Сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий
Продумывает систему проблемных вопросов, которые вызывают интеллектуальные затруднения и целенаправленный Мыслительный поиск, т.е. открытие закона, правила и других нововведений совершается самими детьми под руководством и с помощью воспитателя
Метод исследовательских заданий
Эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы конструирование и моделирование
Ставит перед учащимися теоретические и практические исследовательские задания, имеющие высокий уровень проблемности, организуя детей к совершению логических операций, направленных на раскрытие сущности нового понятия или закона
Метод программированных заданий
Самостоятельная исследовательская деятельность
Готовит особым образом составленные дидактические средства, ориентирующие детей на приобретение новых знаний
Бинарные методы обучения :
Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих сообщение воспитателя фактов или выводов без достаточного их объяснения, обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов, характеризующих образовательную деятельность дошкольника в основном по образцу, используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание рассказа воспитателя, заучивание изложенных воспитателем фактов и выводов без критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения воспитателем фактов данной науки, их описание и объяснения.
Репродуктивный метод учения — система таких приёмов, как слушание и осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания образовательного материала.
Инструктивный метод преподавания. Воспитатель инструктирует детей, что надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации практической деятельности детей.
Практический метод учения предполагает практические и физические умения детей как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или их обработки с целью совершенствования, видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание приемов объяснения и побуждения ребенка к самостоятельным действиям поискового характера. Образовательный материал частично объясняется воспитателем, а частично дается детям в виде
проблемных задач, вопросов, заданий для самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений воспитателя ребенком с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом преподавания называется деятельность воспитателя, которая побуждает активную умственную деятельность ребенка.
Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения пути ее решения.
В каждом конкретном случае воспитатель сам решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально . Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему.
А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить.
Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.
Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению . Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Источник