- Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях
- Библиографическое описание:
- Развитие личности людей с ограниченными возможностями
- Мысли материальны
- Развитие личности детей с ограниченными возможностями
- Ограниченные возможности – не конец жизни
- Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха
- Социализация – ведущий фактор развития личности
- Понравилась статья, расскажи друзьям
Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях
Дата публикации: 26.07.2017 2017-07-26
Статья просмотрена: 2346 раз
Библиографическое описание:
Цой, Л. П. Самореализация лиц с ограниченными возможностями в современных социокультурных условиях / Л. П. Цой. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42015/ (дата обращения: 20.11.2021).
Термин «самореализация» впервые был приведен в «словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году [1]. Было дано множество определений по данному понятию, отсюда и возникший особый интерес в последнее время к проблеме самореализации личности. Общеизвестно, что отказ человека от реализации возможностей своего потенциала может привести к различному роду заболеваниям, в том числе сопровождающиеся психическими и физическими расстройствами, проявлением деградации, стресса, попытки к суициду. Особенно остро это касается инвалидов, для которых стало приемлемым понятие «люди с ограниченными возможностями». Эта категория людей, в силу своих физических недостатков, не всегда может найти в себе силы или желание для самореализации.
Самореализация представляет собой определенные действия, которые ставит перед собой индивид для осуществления своей цели, поэтому каждый акт самореализации завершается специфической эмоциональной реакцией, как положительной (при удаче и успехе), так и отрицательной (в случае неудачи или поражения). Что касается самореализации лиц с ограниченными возможностями, то необходимо заметить, что развитие личностного потенциала таких людей помогает интегрировать их социализации. А социализация людей с ограниченными возможностями означает возможность полноценного существования в окружающей обыденной жизни при соблюдении нравственных норм [2].
Надо отметить, что самыми распространенными метолами самореализации людей с ограниченными возможностями являются творческая деятельность, спорт, получение образования, карьера, наука, общественная деятельность, культурный досуг и другие.
Большое значение в самореализации лиц с ограниченными возможностями имеет также спорт, так как в спортивной деятельности заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека. Занятия спортом предполагают здоровый образ жизни и правильное питание, вырабатывают дисциплину, соблюдение режима дня, что, в конечном итоге, позволяет инвалиду поддерживать физическое состояние здоровья. Самое ценное заключается в том, что спорт способствует вливанию инвалида в общество.
С другой стороны, участие в спортивных соревнованиях дает возможность таким людям испытать радость победы над своим соперником, над самим собой, над своими слабостями и недостатками. К тому же, это радость самоутверждения, самореализации и самосовершенствования, ощущение себя полноценным человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Однако и здесь имеются проблемы, состоящие в поиске и подборе таких форм спортивной работы, в которых такие люди могли бы полноценно участвовать.
Следующей продуктивной формой самореализации личности с ограниченными возможностями является участие в различных общественных объединениях. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций [3, 144].
Чтобы личность могла успешно реализовать себя в обществе, раскрыть свой потенциал, участвовать в социальной жизни, а в случае с инвалидами – интегрировать в социум, необходимы определенные условия, факторы, способствующие этому, например, такие, как образование, воспитание, психологическая обстановка в семье и другие. Не менее важной составляющей является позитивное отношение социума к инвалидам. Большую роль в самореализации имеет доступность и комфортность городской среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Степень интеграции этих лиц в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации и от участия семьи в этом процессе.
Восприятие обществом инвалидов, их роль и место в современном обществе, отношение к их проблемам в различных слоях здоровой части населения имеет большое значение в желании и возможности инвалидов реализовать себя. Как правило, в сознании индивидов физические недостатки сопряжены с возможными психологическими проблемами индивида, его моральными и физическими страданиями и возможными психическими отклонениями и т.д. Вследствие этого вырисовывается картина ограниченности возможностей людей с инвалидностью, их потребность в посторонней помощи. Подобное отношение далеко не способствует интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, тем самым мешая их самореализации. Следовательно, общество должно быть толерантным, понимая, что физические недостатки не означают ущербность личности, несамостоятельность, ненадежность, бесполезность и т.д.
Надо отметить, что содержание образа самореализации у инвалида может варьироваться в зависимости от личного опыта, возрастных, половых и профессиональных факторов. В связи с вышеизложенным и был предпринят социологический анализ среди отдыхающих в санатории «Машук» ВОС.
При этом была использована технология анкетирования, определение лиц с ограниченными возможностями здоровья проводилось двумя способами – визуальным отбором потенциальных респондентов, с одной стороны, и самоопределением респондентов – с другой.
Опрос производился непосредственно с отдыхающими и в виде письменного анкетирования. Количество анкетируемых составило 33 человека. На вопрос: «Имеете ли Вы инвалидность?» 58% респондентов ответили утвердительно, 38% ответили, что имеют существенные проблемы со здоровьем, но не стали оформлять инвалидность, 9 человек (4%) ответивших не имеют инвалидности. Причины инвалидности, указанные респондентами, оказались следующие: заболевания центральной нервной системы (21%), хроническое заболевание, временная нетрудоспособность (23%), нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе с использованием кресла-коляски (23%), нарушения слуха, зрения (33% ответивших).
Большая часть респондентов (85%) ответила, что у них есть увлечения, благодаря которым они реализуют себя в жизни. Наиболее востребованными увлечениями среди лиц с ограниченными возможностями относятся: пение (51% ответивших), чтение книг (26%), работа с компьютером (20%), спорт (17%). Кроме того, 13% увлекается вязанием, шитьем, вышиванием; 10% – танцами, музыкой, 10% – рыбалкой, охотой; 4% питают страсть к кулинарии, 13% участвуют охотно в общественной деятельности и 4% реализуют себя в качестве писателя.
Следует отметить, что участники анкетирования не ведут активный, социальный образ жизни. Так, на вопрос: «Как Вы относитесь к активному образу жизни, к занятиям спортом, к участию в соревнованиях?» 23 % ответили, что им безразлично, 40 % относятся нормально, но в качестве стороннего наблюдателя, а 31% отметил, что придерживаются активного образа жизни.
Каждый третий участник опроса считает, что для самореализации инвалидов в стране ничего не делается. Ещё 30 % респондентов не смогли сформулировать окончательное мнение по этому вопросу, а 37 % респондентов из поддержки государством самореализации лиц с ограниченными возможностями выделяют льготы для инвалидов, работу общественных организаций, существование различных кружков, секций и курсов.
Анкетирование показало, что большинство респондентов-инвалидов, имеющих проблемы со здоровьем, больше всего испытывают затруднения с материальными средствами, испытывают недостаток общения. Так, нуждаются в поддержке и помощи 20% опрошенных, в друзьях – 22% и 12% респондентов ответили, что ни в чём не нуждаются. Как видно из полученных данных, инвалидам необходимо общение, в первую очередь с друзьями. недостаток денег, в том числе на лекарства и вспомогательные средства отметили 70%, в интересной работе (40%). Работа и осознание собственной нужности обществу способствуют самореализации.
На вопрос: «Как, по Вашему мнению, в обществе относятся к инвалидам?» 26% респондентов ответило: «Равнодушно», 20% считают, что благожелательно, еще 20 отметили – «С презрением», 16 % опрашиваемых ответили, что относятся с жалостью, 4 % – «С пониманием» и 10 % считают, что сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам можно ценить как амбивалентное (двойственное): с одной стороны, они воспринимаются положительно, как «стойкие духом», а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность со стороны лиц с ограниченными возможностями.
На вопрос о социально-профессиональном положении ответы были таковыми. «Рабочий, продавец, водитель городского транспорта, охранник, экспедитор и т.п.» – 15 % респондентов; предприниматели, имеющие свое дело – 5 %; «специалист, занятый на производстве» –16 %; «служащий муниципальных и государственных учреждений, предприятий» – 20 % опрошенных; 14 % – домохозяйки; 10% – студенты; 20 % – пенсионеры. Эти результаты свидетельствуют о том, что люди с ограниченными возможностями могут найти себе работу и они востребованы в нашем обществе. Как видно из полученных результатов, большинство людей с ограниченными возможностями активно вовлечены во все сферы деятельности общества.
Интересно отметить, что среди респондентов 46 % имеют высшее или незаконченное высшее образование, еще 46 % среднее специальное, и только 8 % от общего числа опрошенных имеют среднее общее образование.
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о важном факторе самореализации, имеющем возможности полного интегрирования в социальную среду.
Следовательно, самореализация является востребованной темой для лиц с ограниченными возможностями, при этом наиболее оптимальными формами являются культурно-творческая деятельность, спорт, общественная деятельность.
По мнению ученых (М. А. Ариарский, А. П. Марков, С. С. Сукало, Б. А. Титов), одним из важных аспектов личностного становления и социально-культурной интеграции инвалидов является культурно-досуговая деятельность, обладающая способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре) и самореализации личности [5, 328]. Функции культурно-досуговой деятельности сводятся, преимущественно, к рекреации инвалидов, а ее содержание составляют развлекательные мероприятия. Но даже эти усеченные возможности культурно-досуговой деятельности реализуются не всегда – в силу специфичных барьеров, вызванных различными типами дефектов и мешающих инвалидам принимать участие в обычных развлечениях. Проблема заключается также в недоступности культурно-досуговых учреждений, в несоответствии содержания их деятельности возможностям, запросам и интересам, в отсутствии развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых, арт-терапевтических и т.д.), специально предназначенных для решения проблем, обусловленных дефектом и способных компенсировать его.
В рамках нашего исследования необходимо помнить, что санаторий «Машук» ВОС изначально позиционировал как санаторно-курортное учреждение для незрячих или слабовидящих людей. Хотя в настоящее время санаторий значительно расширил рамки своей деятельности и принимает большое количество условно здоровых людей, однако забывать о такой важной категории отдыхающих как слабовидящие или незрячие не следует.
Таким образом, социокультурная реабилитация является важнейшей составной частью комплексной реабилитации и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на возвращение и создание психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Социокультурная реабилитация достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с медицинским направлением в реабилитации, поскольку часто, как показывает практика, реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер преобладает над медикаментозным и лечебным.
Источник
Развитие личности людей с ограниченными возможностями
Время чтения 6 минут
Люди с ограниченными возможностями, которые самореализовываются – подвиг не только для них. Это подвиг для психологически и физически здоровых людей. Именно абсолютно здоровый человек может продуктивно повлиять на результат, помочь реализовать желаемое. Человек с ограниченными возможностями – не белая ворона в стае. Он равный всем остальным, он может развиваться и достигать успеха, творить искусство, разрабатывать новшества или просто научиться тому, что казалось далеким и невозможным. Эта статья посвящена тому, как важно быть человеком, даже если ты не такой как все.
Мысли материальны
Уже давно многие ученые в области эзотерики освещали факт материализации наших мыслей. Позитивно мыслишь – позитив заполнит твою жизнь. Негативные мысли всегда будут притягивать только негатив. Чем чаще мы думаем о своих успехах, тем больше шансов, что Вселенная услышит.
Часто можно услышать такие фразы, как «сила разума», «сила духа». Эти понятия не просто популярные изречения. Они – ключевое звено для людей с ограниченными возможностями в развитии личности. Сила духа – возможности человека не только с психологической стороны, но и возможность побороть физически все препятствия, перешагнуть через тот барьер, который человек сам себе поставил.
«Жить – значит непрерывно двигаться вперед»
С. Джонсон
Развитие личности людей с ограниченными возможностями во многом зависит от желания их самих. Чем больше внутри желания, позитивных мыслей, настроенных на отличный результат, тем быстрее такой человек сможет стать частью большого мира.
Развитие личности детей с ограниченными возможностями
В процессе воспитания ребенка встречаются два широко употребляемых понятия – «психика», «личность». Вместе они едины, но имеют совершенно разное содержание.
Психика – способность мозга ориентироваться в мире , управлять поведением. Психикой наделенные все живые организмы (существа). Но человек в процессе развития (эволюции) научился оперировать понятиями и словами. А наличие сознания дало возможность регулировать поведение и деятельность, что стало основой в формировании и развитии личности людей с ограниченными возможностями и людей здоровых.
Личность – качество индивида (человека), приобретаемое в процессе развития. Как и психика, личность субъекта имеет разные степени интенсивности развития. Формирование личности ребенка начинается с первых дней жизни. Уже к трем годам маленький человечек имеет свое мнение, может целенаправленно совершать определенные действия. Например, игра. Он сам может принять решение как поступить, сделать или отказаться от помощи, предлагаемой сос стороны. Появляется четкое выражение «Я сам (а)».
Процесс развития личности ребенка – взаимодействие реальных и идеальных форм. Он не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. © Л. С. Выготский
Важный этап развития личности людей с ограниченными возможностями занимает юношеский период (подростковый возраст). В этот момент ребенок начинает задумываться о пропорциях своего тела, обращать внимание на форму носа, лица в целом, тело. Подросток будет чувствовать себя уверенным ощущая личную идентичность. Понятие «не такой как все» в этот период формирования личности играет огромную роль.
Аномальные дети (с ограниченными возможностями) часто переоценивают собственные силы или недооценивают. Таким образом, легко поддаются под влияние со стороны. Их ограниченность жизненной среды, гиперопека могут сыграть негативную роль в развитии личности.
Важным этапом саморазвития людей с отклонениями и детей есть развитие стойкости к ситуации, несущей травмирующее влияние. Нужно активно воспитывать психологический иммунитет к негативному поведению окружающих.
Современная наука говорит, что организм детей, здоровье, личностные характеристики – единое образование. Поэтому развитие личности людей, детей с ограниченными возможностями нужно формировать комплексно, применяя адекватные воздействия.
Ограниченные возможности – не конец жизни
В нашем мире существует сегодня масса программ и возможностей для развития человека с ограниченными возможностями. Это различные тренинги, волонтерские организации, курсы, видеоуроки и множество литературы. Единственный минус такого положения – практически отсутствует финансирование от государства.
Чтобы начать саморазвитие людей с отклонениями создано множество литературы, призванной помогать, учить советовать. А благодаря внешней помощи родных, близких, друзей опытных специалистов человек имеющий ограничения может всесторонне развиваться, используя все возможности жизни.
Развитие личности людей с ограниченными возможностями предусматривает несколько простых рекомендаций, помогающих набраться сил преодолеть неуверенность, проблемы:
- читайте литературу, слушайте музыку.
- занимайтесь искусством: это может быть все, что вам нравиться или то, что вы хотели давно попробовать;
- изучайте новые направления: наука, танцы, рисование, физические упражнения;
- занимайтесь саморазвитием.
Саморазвитие людей с отклонениями – путь к свободе личности. Развитие личности людей с ограниченными возможностями во многом зависит от жизненной среды и тех рамок, в которых они оказались. В таком положении переосмысливаются все ценности и приоритеты. Начинается путь неизведанных дорог: в психологическом направлении (ломание стереотипов, формирование своей психологической атмосферы, становление человека, как индивида), физическом (открытие новых возможностей, постоянное движение, изучение новых направлении в познании мира), моральном.
Кем бы ты ни был – будь лучше! © Авраам Линкольн
Люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха
Посмотрите только на всемирно известного Стивена Хокинга. Этот человек не остановился на стадии – «я инвалид и этим все сказано». У него неизлечимая болезнь, не позволяющая нормально двигаться, говорить. Но он смог стать великим ученым, который развивался каждый день, изучал интересные ему области науки, ставил эксперименты и делал прогнозы для нашей планеты. Страшная болезнь не остановила его, а наоборот дала ему силы двигаться вперед и доказать, что великими гениями могут быть не только абсолютно здоровые люди.
Алексей Маресьев смог доказать, что обстоятельства не проблема, их можно преодолеть. Будучи молодым, он пережил ампутацию. Но даже это не остановило молодого человека: А. Маресьев летал на самолете (был пилотом), вел активный образ жизни, много путешествовал и занимался личным развитием.
Ник Вуйчич – удивительной силы воли, духа и огромным желанием к жизни. После множественных попыток он смог обрести смысл жизни, научился жить с тем, что ему дала природа. Этот человек потерял все конечности, но все же нашел силы идти дальше. Сегодня он прекрасный муж и отец, известный во всем мире спикер мотивации. Его пример должен послужить прекрасным толчком к тому, что жизнь не заканчивается и нужно всегда идти вперед, развиваться, искать себя.
Успехи людей с ограниченными возможностями известны сейчас во всем мире. Некоторые стали узнаваемыми, некоторые сделали подвиг для себя лично и уже вышли на первый пьедестал. Хокинг, Рузвельт, Писториус, Вуйчич – живой пример того, что нужно двигаться вперед, только тогда будет прогресс. Это люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха и не останавливаются на достигнутом.
Социализация – ведущий фактор развития личности
Социализация – применение социального опыта во время общения, деятельности. Социальный опыт – то, что помогает воспринимать мир, познавать его: чувства, знания, умения. Развитие личности людей с ограниченными возможностями в процессе социализации, накопление социального опыта зависят от нескольких факторов: внешних и внутренних.
Внешние:
- Условия макросоциального типа: мораль, географическая среда обитания, общество, массовая информация, религиозная принадлежность, традиции семейные и народные, литература.
- Условия микросоциального типа: семейная среда, круг общения, учреждения образования и воспитания.Внутренние факторы, влияющие на развитие личности людей с ограниченными возможностями:
- Физиологические. Любое затруднения для овладения конкретным навыком может повлиять на восприимчивость окружающего мира. Часто люди сдаются, теряют силу воли и не хотят двигаться вперед. В таком случае, важно максимально комфортно устроить процесс обучения, воспитания, чтобы любое дело, деятельность приносила удовольствие человеку.
- Социально-психологическое восприятие окружающей сред. Это индивидуальные ощущения, изобретательность, ассоциативная и условная значимость в ходе восприятия материала.
- Особенности социально-психологического мышления: творческий потенциал, стереотип мышления, мастерство обобщать.
- Социальная установка, степень совершенствования потребностно-мотивационной сферы.
- Личная активность индивида при усвоении общественного опыта.
Время социализации индивида – усвоение социального опыта, преобразующего в собственные установки, ценности, стереотипы, которые есть нормальными в обществе или группе, где аномальный человек взаимодействует. В процессе социализации развитие личности людей с ограниченными возможностями основывается на личном опыте, воспитании.
Ограниченные возможности в жизнедеятельности – не приговор. Каждый человек – индивид. У каждого свой вектор развития, восприятия и реализации задуманного. Чтобы человек был всесторонне развитым нужно прикладывать много усилий, ума, терпения. Важным есть саморазвитие людей с отклонением. Так как их спектр жизнедеятельности имеет физические, психические рамки, то для каждого аномального человека нужны индивидуальные программы, подход.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Источник