- Реализация корпоративной социальной ответственности бизнеса
- Зачем бизнесу добровольно решать социальные задачи
- Что мотивирует стать социально ответственной компанией
- Личные мотивы
- Корпоративные мотивы
- Нормативные документы для социально-ответственного бизнеса
- Кто является социально-ответственной компанией
- Как бизнесу стать социально ответственным
- Готовы ли вы реализовывать КСО через НКО
- Корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса в России
- Как развивать КСО в компании
- Корпоративная социальная ответственность
- Зачем КСО бизнесу
- Выгоды и заинтересованные стороны КСО
- Принципы и формы КСО
- Уровни и виды КСО
- Как сформировать и внедрить КСО
- Заключение
Реализация корпоративной социальной ответственности бизнеса
Для чего нужны программы социальной ответственности? Какую пользу они приносят брендам? Как организовать помощь нуждающимся в своей компании?
Термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО) появился в начале 1970-х годов и воспринимался исключительно как этика и мораль в деловой среде.
Сейчас же компания отвечает перед:
- сотрудниками за условия и достойную оплату труда;
- потребителями за качество услуг или продукции;
- бизнес-партнерами за добросовестность партнерства;
- обществом за деятельность, в том числе рекламную;
- местным сообществом территории, где она работает.
Также следует разделять законодательно закреплённую и добровольную ответственность.
Зачем бизнесу добровольно решать социальные задачи
Недостаточно заявить, что ваша компания есть и хорошо выполняет свои обязанности. По исследованиям, 71% потребителей готовы отказаться от брендов, которые работают только ради денег.
Маркетинг становится социально-этичнее, а крупные компании вкладывают миллионы в реализацию КСО, пишет Forbes. И за это они получают:
- бонусы в виде налоговых льгот;
- лояльность собственных сотрудников;
- дополнительные конкурентные преимущества для продвижения товаров и привлечения покупателей;
- новый уровень отношений с государственными органами.
Что мотивирует стать социально ответственной компанией
Основная задача бизнеса — извлечение прибыли, а не решение социальных проблем. Но личные стремления руководителя или корпоративные цели становятся важным мотивом для выхода за эти рамки.
Личные мотивы
Руководитель компании — это личность со своими интересами, предпочтениями, стремлениями, страхами, стереотипами и жизненным опытом. У него могут быть разные ценности:
- внесение вклада в настоящее и будущее;
- помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- религиозные убеждения;
- развитие близкого по духу направления, хобби;
- участие в чем-то, ранее недостижимом.
Корпоративные мотивы
Если вы просто хотите помочь нуждающимся — это благотворительность.
Если вы желаете решить проблему в обществе, то есть вложить свои ресурсы и получить эффект, — это социальное инвестирование.Так ваша компания получает мотивированные кадры, новых инвесторов, повышенное внимание и лояльность аудитории к бренду и продукту.
Если ваш бизнес трудоустраивает людей с ограниченными возможностями — это социальное предпринимательство. То есть компания и извлекает прибыль, и дает работу людям с ОВЗ.
Нормативные документы для социально-ответственного бизнеса
Каждая компания разрабатывает собственную стратегию корпоративной социальной ответственности, но есть и общепринятые документы:
- глобальный договор ООН;
- национальный стандарт ИСО 26 000 «Руководство по социальной ответственности»;
- стандарты отчетности GRI и АА1000;
- другие международные документы в области устойчивого развития.
Кто является социально-ответственной компанией
Вы можете изучить список компаний на сайте.
Существует национальный реестр нефинансовых отчетов на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.
Как бизнесу стать социально ответственным
Вы поняли, что вашей компании необходимо стать социально ответственной. Как это сделать?
- Самостоятельно. В этом поможет отдел по благотворительности, маркетингу, PR, HR. Сотрудники начинают делать добрые дела в рамках основных обязанностей или сверх них.
Помочь с PR вашей компании могут специалисты компании Exiterra.com Digital Agency. Мы уже 20 лет на рынке и предоставляем самые разные услуги по продвижению.
Например, сеть гостиниц помогает семьям, потерявшим дом при пожаре или другом бедствии. Отдел по работе со СМИ договорился, что им будут регулярно сообщать о таких случаях. Гостиница выделила отдельный номер и размещает там погорельцев на первое время, а сотрудники помогают с восстановлением документов, приобретением одежды и предметов первой необходимости. Также гостиница обеспечивает питанием нуждающихся.
Пример: записать социальную рекламу, как компания ZEWA.
Готовы ли вы реализовывать КСО через НКО
Принимая такое решение, нужно взвесить все за и против:
ЗА | ПРОТИВ |
Компания не вовлекает сотрудников, они выполняют прямые обязанности и не отвлекаются от проектов. | Затраты, как правило, выше. При адресной помощи не вся сумма попадет нуждающимся, поскольку НКО тоже выплачивает налоги и зарплату сотрудникам. |
НКО знает проблему глубже, чем неспециалисты. | Возможно, в городе нет НКО, работающей с важной для вас проблемой, а другие не знают специфики данного благополучателя. |
НКО знает целевую аудиторию, а аудитория доверяет НКО больше. | НКО не всегда готова выполнять все требования бизнеса. |
НКО знает особенности благотворительной работы и делает это корректно и профессионально. | Охват и масштаб, как правило, меньше по сравнению с рекламными агентствами и СМИ. |
Корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса в России
По данным исследования сервиса Добро Mail.ru, примерно треть средних и малых компаний в России занимаются благотворительностью, а крупный бизнес рассматривает её как часть общей стратегии, элемент управленческого стандарта.
По результатам исследования «Лидеры корпоративной благотворительности — 2019», в 2018 году 32 крупные компании пожертвовали 57,4 млрд. руб. Три года назад 60 компаний вложили менее 20 млрд. Таким образом, бюджеты на КСО у бизнеса выросли почти в 3 раза.
В основном финансирование идет на проекты в сфере образования, экологии, здоровья, а также развитие местных сообществ.
Как развивать КСО в компании
Направление можно выбрать, исходя из:
- личных предпочтений или по совету сотрудников-волонтёров;
- выбрав из существующих целей устойчивого развития (ЦУР), разработанных Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех»,;
- познакомившись с местными НКО и выбрав ту, что нуждается в большей поддержке. Это можно сделать через ресурсный центр правительства или администрации вашего города, на выставке-ярмарке НКО или на благотворительных фестивалях.
Источник
Корпоративная социальная ответственность
В последние несколько лет возрос интерес к экологическим мероприятиям, которые проводят компании, например, уборки или лекции для сотрудников. Все чаще компании спрашивают, как нам помочь, или обращаются к нам за помощью в проведении мероприятий. Мы расспросили наших партнеров, почему возрос интерес и почему привлекают социально значимые мероприятия, как часть политики корпоративной социальной ответственности бизнеса. Партнеры поделились, что социально значимые мероприятия помогают выстроить коммуникацию между брендом и покупателями, а также вовлечь сотрудников в деятельность компании.
Зачем КСО бизнесу
Под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимают участие бизнеса на добровольной основе в развитии общества, социальной экологической и экономической сфере, как правило, не связанными с основной деятельностью организации. Социальная ответственность компании применяется в различных отраслях бизнеса, но степень участия различается:
- воздействием заинтересованных сторон;
- размером организации;
- основными приоритетами организации;
- социальной «историей» организации.
Выгоды и заинтересованные стороны КСО
Предметом ответственности бизнеса выступают обязательства организации по отношению к заинтересованным сторонам. К ним относятся:
- Сотрудники организации — ответственность компании проявляется в обустроенных и безопасных рабочих местах, конкурентной заработной плате, соблюдение прав сотрудников на выходные, отпуска, дополнительное обучение, профессиональный рост, программы социальных гарантий.
- Акционеры — соблюдение благоприятных условий для всех сфер бизнеса, повышение стабильности организации на рынке, формирование имиджа, вовлеченность и лояльность персонала, партнеров, клиентов, повышение уровня управления, капитализация бизнеса.
- Партнеры — улучшение репутации компании и доверия к ней, выстраивание отношений с партнерами на долгий срок.
- Потребители — производство товаров и услуг надлежащего качества, соблюдение прав потребителей, справедливое ценообразование.
- Государство — стабильность общества, соблюдение стандартов социального государства, соблюдение законов
- Общество — равновесие интересов общества и компании. Формирование концепции устойчивого экономического развития.
Проведение мер социальной ответственности для бизнеса может быть неочевидной, кажется преувеличенной, но выстраивание системы ответственности в перспективе дает ряд выгод, которые предоставляют организации устойчивое положение на рынке. Экономические выгоды могут быть выражены в следующем:
- Рост продаж и улучшение позиций на рынке.
- Увеличение производительности труда.
- Выстраивание имиджа компании.
- Формирование лояльности со стороны клиентов.
- Формирование вовлеченности сотрудников в рабочие процессы.
- Рост стоимости компании за счет повышения оценки ее репутации.
- Облегчение доступа к инвестициям.
- Ослабление контроля со стороны государственных органов.
Принципы и формы КСО
Основные принципы социальной ответственности:
- Открытость — социальная активность компаний осуществляется открыто. Все заинтересованные стороны могут свободно запрашивать объяснения и необходимую информацию.
- Системность — ответственность строится на основе решения вопросов всей системы.
- Достоверность — работа компании в области социальной ответственности предусматривается максимально открытой и не имеет цели фальсификации данных для повышения своих репутационных характеристик.
- Регулярность — мероприятия реализуются на основе постоянных значимых проектов в приоритетных направлениях.
Формы ответственности бизнеса позволяют обозначить пять подходов определения границ социальной ответственности бизнеса:
- Либеральный — социальная активность компании является моральным правом владельцев, руководства организации и определяется кодексами компаний и деловых ассоциаций.
- Традиционный — в рамках этого подхода активность бизнеса может быть сведена к благотворительности. Благотворительность расценивается как этически необходимый элемент бизнес-сферы
- Социально ориентированный — сторонники социального подхода предполагают, что социальная ответственность проявляется в осуществлении деятельности в обозначенных границах правил, обязательств и ограничений, в том числе установленных государством.
- Стратегический подход — увеличение ответственности, выходит за рамки решения краткосрочных, внутренних для организации производственных и социальных задач.
- Интегрированный подход — социальная активность бизнеса как необходимость, социальная политика организации становится неотъемлемой частью развития бизнеса.
Обобщая рассмотренные подходы, можно выделить основные направления реализации корпоративной социальной ответственности:
- Развитие персонала — предоставление условий для повышения квалификации труда, карьерного роста.
- Безопасные условия труда и охрана здоровья — организация безопасных рабочих мест, предоставление программ дополнительного медицинского страхования, возмещение занятий спортом для сотрудников или организация спортивных мероприятий.
- Ресурсосбережение и природоохранная деятельность — проведение корпоративных экологических мероприятий для сотрудников, организация экотимбилдингов, развитие корпоративного волонтерства в компании.
- Социально ответственная реструктуризация — формирование программ для работников, которые попали под сокращение, помощь бывшим сотрудникам в поиске новых рабочих мест.
- Добросовестная деловая практика — практика надежного партнерства, предоставления качественных услуг клиентам, организация послепродажного обслуживания.
Уровни и виды КСО
Поскольку число, состав и круг интересов заинтересованных лиц постоянно меняется, методы осуществления социальной ответственности и модели взаимодействия форматируются вместе с ними. Выделяется несколько уровней корпоративной социальной ответственности.
- Начальный уровень — выплата работникам заработной платы в срок, уплата налогов, соблюдение законодательства в сфере охраны природы, техники безопасности и здоровья работников.
- Уровень благотворительности — организация и партнерство в программах помощи и спонсорства.
- Ответственность перед персоналом — расширение услуг социальной помощи сотрудникам, формирование пенсионной системы, реализация дополнительных программ медицинского обеспечения, развитию спорта и помощь в решении жилищных нужд сотрудников.
- Социальные инвестиции — осуществление политики инвестиций на решение социально значимых задач.
Влияние мероприятий ответственности бизнеса также можно разделить на:
- Внутренние мероприятия, направленные на развитие и повышение благосостояния сотрудников.
- Внешние мероприятия, которые направлены на улучшение условий не относящихся людей к организации за счет благотворительных пожертвований, спонсорской помощи.
Как сформировать и внедрить КСО
Внедрение ответственности начинается с планирования:
- Выбор направлений реализации социальной ответственности.
- Выбор целей.
- Способы достижения выбранных целей.
- Определение показателей.
Для формирования и внедрения системы корпоративной ответственности компании применяется стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO-26000, опубликованный в 2010 году. Стандарт является добровольным в применении и призван показать возможности интеграции ответственного поведения бизнеса в работу компании. Кроме этого, стоит руководствоваться целями устойчивого развития и принципами ESG.
В частности стандарт, кроме определения теоретической части, также определяет основные аспекты внедрения социальной политики бизнеса:
- Внедрение и продвижение социально-ответственного поведения в организации.
- Определение и вовлечение заинтересованных сторон.
Заключение
Политика социально ответственного бизнеса позволяет достичь компании стабильного положения на рынке за счет реализации мероприятий, которые помогают выстроить доверительные отношения с клиентами и партнерами, а также сформировать лояльное отношение работников компании и повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы организации.
В свою очередь доверие клиентов и лояльность сотрудников позволяет привлекать дополнительные инвестиции и расширять бизнес.
Наша организация открыта к сотрудничеству: мы можем провести встречу, вебинар или квиз для сотрудников, сделать совметно с вами открытый фестиваль или праздник чистоты, разработать проект под ваши задачи.
Источник