Способы реализации корпоративной социальной ответственности

Реализация корпоративной социальной ответственности бизнеса

Для чего нужны программы социальной ответственности? Какую пользу они приносят брендам? Как организовать помощь нуждающимся в своей компании?

Термин «корпоративная социальная ответственность» (КСО) появился в начале 1970-х годов и воспринимался исключительно как этика и мораль в деловой среде.

Сейчас же компания отвечает перед:

  • сотрудниками за условия и достойную оплату труда;
  • потребителями за качество услуг или продукции;
  • бизнес-партнерами за добросовестность партнерства;
  • обществом за деятельность, в том числе рекламную;
  • местным сообществом территории, где она работает.

Также следует разделять законодательно закреплённую и добровольную ответственность.

Зачем бизнесу добровольно решать социальные задачи

Недостаточно заявить, что ваша компания есть и хорошо выполняет свои обязанности. По исследованиям, 71% потребителей готовы отказаться от брендов, которые работают только ради денег.

Маркетинг становится социально-этичнее, а крупные компании вкладывают миллионы в реализацию КСО, пишет Forbes. И за это они получают:

  • бонусы в виде налоговых льгот;
  • лояльность собственных сотрудников;
  • дополнительные конкурентные преимущества для продвижения товаров и привлечения покупателей;
  • новый уровень отношений с государственными органами.

Что мотивирует стать социально ответственной компанией

Основная задача бизнеса — извлечение прибыли, а не решение социальных проблем. Но личные стремления руководителя или корпоративные цели становятся важным мотивом для выхода за эти рамки.

Личные мотивы

Руководитель компании — это личность со своими интересами, предпочтениями, стремлениями, страхами, стереотипами и жизненным опытом. У него могут быть разные ценности:

  • внесение вклада в настоящее и будущее;
  • помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • религиозные убеждения;
  • развитие близкого по духу направления, хобби;
  • участие в чем-то, ранее недостижимом.

Корпоративные мотивы

Если вы просто хотите помочь нуждающимся — это благотворительность.

Если вы желаете решить проблему в обществе, то есть вложить свои ресурсы и получить эффект, — это социальное инвестирование.Так ваша компания получает мотивированные кадры, новых инвесторов, повышенное внимание и лояльность аудитории к бренду и продукту.

Если ваш бизнес трудоустраивает людей с ограниченными возможностями — это социальное предпринимательство. То есть компания и извлекает прибыль, и дает работу людям с ОВЗ.

Нормативные документы для социально-ответственного бизнеса

Каждая компания разрабатывает собственную стратегию корпоративной социальной ответственности, но есть и общепринятые документы:

  • глобальный договор ООН;
  • национальный стандарт ИСО 26 000 «Руководство по социальной ответственности»;
  • стандарты отчетности GRI и АА1000;
  • другие международные документы в области устойчивого развития.

Кто является социально-ответственной компанией

Вы можете изучить список компаний на сайте.

Существует национальный реестр нефинансовых отчетов на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей.

Как бизнесу стать социально ответственным

Вы поняли, что вашей компании необходимо стать социально ответственной. Как это сделать?

Читайте также:  Наггетсы вязанка с индейкой способ приготовления

    Самостоятельно. В этом поможет отдел по благотворительности, маркетингу, PR, HR. Сотрудники начинают делать добрые дела в рамках основных обязанностей или сверх них.

Помочь с PR вашей компании могут специалисты компании Exiterra.com Digital Agency. Мы уже 20 лет на рынке и предоставляем самые разные услуги по продвижению.

Например, сеть гостиниц помогает семьям, потерявшим дом при пожаре или другом бедствии. Отдел по работе со СМИ договорился, что им будут регулярно сообщать о таких случаях. Гостиница выделила отдельный номер и размещает там погорельцев на первое время, а сотрудники помогают с восстановлением документов, приобретением одежды и предметов первой необходимости. Также гостиница обеспечивает питанием нуждающихся.

Пример: записать социальную рекламу, как компания ZEWA.

  • Через корпоративный фонд. Менеджмент берут на себя специально нанятые сотрудники. Такой вариант подойдёт, когда компания организовывала всё самостоятельно и поняла, что хочет помогать лучше. Такие фонды становятся популярнее, и они уже работают в компаниях «Русал», «РЖД» и других.
  • Через краудфандинговую платформу. Для каждого сотрудника создается отдельный корпоративный вход, где он сам выбирает НКО и делает персональные пожертвования, за что компания поощряет дополнительно.
  • Через некоммерческую организацию (НКО). Это удобно, когда компания желает стать социально-ориентированной, но у неё нет соответствующих кадров. Организация перечисляет финансы на реализацию программы НКО.
  • Напрямую благополучателям по рекомендации НКО. В таком случае НКО только предоставляет контакты, а компания помогает сама.
  • Готовы ли вы реализовывать КСО через НКО

    Принимая такое решение, нужно взвесить все за и против:

    ЗА ПРОТИВ
    Компания не вовлекает сотрудников, они выполняют прямые обязанности и не отвлекаются от проектов. Затраты, как правило, выше. При адресной помощи не вся сумма попадет нуждающимся, поскольку НКО тоже выплачивает налоги и зарплату сотрудникам.
    НКО знает проблему глубже, чем неспециалисты. Возможно, в городе нет НКО, работающей с важной для вас проблемой, а другие не знают специфики данного благополучателя.
    НКО знает целевую аудиторию, а аудитория доверяет НКО больше. НКО не всегда готова выполнять все требования бизнеса.
    НКО знает особенности благотворительной работы и делает это корректно и профессионально. Охват и масштаб, как правило, меньше по сравнению с рекламными агентствами и СМИ.

    Корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса в России

    По данным исследования сервиса Добро Mail.ru, примерно треть средних и малых компаний в России занимаются благотворительностью, а крупный бизнес рассматривает её как часть общей стратегии, элемент управленческого стандарта.

    По результатам исследования «Лидеры корпоративной благотворительности — 2019», в 2018 году 32 крупные компании пожертвовали 57,4 млрд. руб. Три года назад 60 компаний вложили менее 20 млрд. Таким образом, бюджеты на КСО у бизнеса выросли почти в 3 раза.

    В основном финансирование идет на проекты в сфере образования, экологии, здоровья, а также развитие местных сообществ.

    Как развивать КСО в компании

    Направление можно выбрать, исходя из:

    • личных предпочтений или по совету сотрудников-волонтёров;
    • выбрав из существующих целей устойчивого развития (ЦУР), разработанных Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех»,;
    • познакомившись с местными НКО и выбрав ту, что нуждается в большей поддержке. Это можно сделать через ресурсный центр правительства или администрации вашего города, на выставке-ярмарке НКО или на благотворительных фестивалях.
    Читайте также:  Способ поиска работы тест

    Источник

    Корпоративная социальная ответственность

    В последние несколько лет возрос интерес к экологическим мероприятиям, которые проводят компании, например, уборки или лекции для сотрудников. Все чаще компании спрашивают, как нам помочь, или обращаются к нам за помощью в проведении мероприятий. Мы расспросили наших партнеров, почему возрос интерес и почему привлекают социально значимые мероприятия, как часть политики корпоративной социальной ответственности бизнеса. Партнеры поделились, что социально значимые мероприятия помогают выстроить коммуникацию между брендом и покупателями, а также вовлечь сотрудников в деятельность компании.

    Зачем КСО бизнесу

    Под корпоративной социальной ответственностью (КСО) понимают участие бизнеса на добровольной основе в развитии общества, социальной экологической и экономической сфере, как правило, не связанными с основной деятельностью организации. Социальная ответственность компании применяется в различных отраслях бизнеса, но степень участия различается:

    • воздействием заинтересованных сторон;
    • размером организации;
    • основными приоритетами организации;
    • социальной «историей» организации.

    Выгоды и заинтересованные стороны КСО

    Предметом ответственности бизнеса выступают обязательства организации по отношению к заинтересованным сторонам. К ним относятся:

    • Сотрудники организации — ответственность компании проявляется в обустроенных и безопасных рабочих местах, конкурентной заработной плате, соблюдение прав сотрудников на выходные, отпуска, дополнительное обучение, профессиональный рост, программы социальных гарантий.
    • Акционеры — соблюдение благоприятных условий для всех сфер бизнеса, повышение стабильности организации на рынке, формирование имиджа, вовлеченность и лояльность персонала, партнеров, клиентов, повышение уровня управления, капитализация бизнеса.
    • Партнеры — улучшение репутации компании и доверия к ней, выстраивание отношений с партнерами на долгий срок.
    • Потребители — производство товаров и услуг надлежащего качества, соблюдение прав потребителей, справедливое ценообразование.
    • Государство — стабильность общества, соблюдение стандартов социального государства, соблюдение законов
    • Общество — равновесие интересов общества и компании. Формирование концепции устойчивого экономического развития.

    Проведение мер социальной ответственности для бизнеса может быть неочевидной, кажется преувеличенной, но выстраивание системы ответственности в перспективе дает ряд выгод, которые предоставляют организации устойчивое положение на рынке. Экономические выгоды могут быть выражены в следующем:

    • Рост продаж и улучшение позиций на рынке.
    • Увеличение производительности труда.
    • Выстраивание имиджа компании.
    • Формирование лояльности со стороны клиентов.
    • Формирование вовлеченности сотрудников в рабочие процессы.
    • Рост стоимости компании за счет повышения оценки ее репутации.
    • Облегчение доступа к инвестициям.
    • Ослабление контроля со стороны государственных органов.

    Принципы и формы КСО

    Основные принципы социальной ответственности:

    • Открытость — социальная активность компаний осуществляется открыто. Все заинтересованные стороны могут свободно запрашивать объяснения и необходимую информацию.
    • Системность — ответственность строится на основе решения вопросов всей системы.
    • Достоверность — работа компании в области социальной ответственности предусматривается максимально открытой и не имеет цели фальсификации данных для повышения своих репутационных характеристик.
    • Регулярность — мероприятия реализуются на основе постоянных значимых проектов в приоритетных направлениях.

    Формы ответственности бизнеса позволяют обозначить пять подходов определения границ социальной ответственности бизнеса:

    1. Либеральный — социальная активность компании является моральным правом владельцев, руководства организации и определяется кодексами компаний и деловых ассоциаций.
    2. Традиционный — в рамках этого подхода активность бизнеса может быть сведена к благотворительности. Благотворительность расценивается как этически необходимый элемент бизнес-сферы
    3. Социально ориентированный — сторонники социального подхода предполагают, что социальная ответственность проявляется в осуществлении деятельности в обозначенных границах правил, обязательств и ограничений, в том числе установленных государством.
    4. Стратегический подход — увеличение ответственности, выходит за рамки решения краткосрочных, внутренних для организации производственных и социальных задач.
    5. Интегрированный подход — социальная активность бизнеса как необходимость, социальная политика организации становится неотъемлемой частью развития бизнеса.
    Читайте также:  Способы упаковки стерилизуемого материала

    Обобщая рассмотренные подходы, можно выделить основные направления реализации корпоративной социальной ответственности:

    • Развитие персонала — предоставление условий для повышения квалификации труда, карьерного роста.
    • Безопасные условия труда и охрана здоровья — организация безопасных рабочих мест, предоставление программ дополнительного медицинского страхования, возмещение занятий спортом для сотрудников или организация спортивных мероприятий.
    • Ресурсосбережение и природоохранная деятельность — проведение корпоративных экологических мероприятий для сотрудников, организация экотимбилдингов, развитие корпоративного волонтерства в компании.
    • Социально ответственная реструктуризация — формирование программ для работников, которые попали под сокращение, помощь бывшим сотрудникам в поиске новых рабочих мест.
    • Добросовестная деловая практика — практика надежного партнерства, предоставления качественных услуг клиентам, организация послепродажного обслуживания.

    Уровни и виды КСО

    Поскольку число, состав и круг интересов заинтересованных лиц постоянно меняется, методы осуществления социальной ответственности и модели взаимодействия форматируются вместе с ними. Выделяется несколько уровней корпоративной социальной ответственности.

    1. Начальный уровень — выплата работникам заработной платы в срок, уплата налогов, соблюдение законодательства в сфере охраны природы, техники безопасности и здоровья работников.
    2. Уровень благотворительности — организация и партнерство в программах помощи и спонсорства.
    3. Ответственность перед персоналом — расширение услуг социальной помощи сотрудникам, формирование пенсионной системы, реализация дополнительных программ медицинского обеспечения, развитию спорта и помощь в решении жилищных нужд сотрудников.
    4. Социальные инвестиции — осуществление политики инвестиций на решение социально значимых задач.

    Влияние мероприятий ответственности бизнеса также можно разделить на:

    • Внутренние мероприятия, направленные на развитие и повышение благосостояния сотрудников.
    • Внешние мероприятия, которые направлены на улучшение условий не относящихся людей к организации за счет благотворительных пожертвований, спонсорской помощи.

    Как сформировать и внедрить КСО

    Внедрение ответственности начинается с планирования:

    • Выбор направлений реализации социальной ответственности.
    • Выбор целей.
    • Способы достижения выбранных целей.
    • Определение показателей.

    Для формирования и внедрения системы корпоративной ответственности компании применяется стандарт «Руководство по социальной ответственности» ISO-26000, опубликованный в 2010 году. Стандарт является добровольным в применении и призван показать возможности интеграции ответственного поведения бизнеса в работу компании. Кроме этого, стоит руководствоваться целями устойчивого развития и принципами ESG.

    В частности стандарт, кроме определения теоретической части, также определяет основные аспекты внедрения социальной политики бизнеса:

    • Внедрение и продвижение социально-ответственного поведения в организации.
    • Определение и вовлечение заинтересованных сторон.

    Заключение

    Политика социально ответственного бизнеса позволяет достичь компании стабильного положения на рынке за счет реализации мероприятий, которые помогают выстроить доверительные отношения с клиентами и партнерами, а также сформировать лояльное отношение работников компании и повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы организации.

    В свою очередь доверие клиентов и лояльность сотрудников позволяет привлекать дополнительные инвестиции и расширять бизнес.

    Наша организация открыта к сотрудничеству: мы можем провести встречу, вебинар или квиз для сотрудников, сделать совметно с вами открытый фестиваль или праздник чистоты, разработать проект под ваши задачи.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы