Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, а их гарантом является Президент Российской Федерации как глава государства.
Основными институциональными механизмами в конституционной системе защиты прав и свобод человека и гражданина являются все ветви государственной власти. Это законодательные и исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, судебные, а также административные органы, которые посредством присущих их специфике методов, процедур и средств — плодотворно содействуют государству в исполнении возложенной на него конституционной обязанности в сфере прав человека.
Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К компонентам комплексной системы защиты прав человека в Российской Федерации относятся другие учреждаемые государством органы, не принадлежащие ни к законодательной, ни к исполнительной власти (Уполномоченный по правам человека Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации и др.), институты гражданского общества, в частности общественные объединения. Деятельность этих не относящихся ни к законодательной, ни к исполнительной власти органов оказывает значительное влияние на укрепление в России демократического правового государства, в котором права человека должны обеспечиваться и защищаться согласно общепризнанным стандартам.
Объединение усилий как государственных, так и независимых от власти институтов нацелено на максимально полную реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение их защиты на всей территории Российской Федерации.
Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина.
Чрезвычайно важным принципом, определяющим функционирование законодательных органов в развернутой системе защиты прав человека и гражданина, является введение прямого запрета закона, нарушающего права человека: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55).
Законодательные органы путем определенных в Конституции Российской Федерации процедур осуществляют юридическое оформление участия Российской Федерации в международных соглашениях по правам человека и в рамках своей компетенции контролируют исполнение вытекающих из них международных обязательств.
Исполнительные органы власти, органы местного управления, а также административные органы должны заботиться о создании для каждого, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, правовых, организационных и материальных условий для осуществления конституционных прав и свобод. Правительство Российской Федерации, в частности, в соответствии со статьей 114 Конституции Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан.
Наряду с механизмом правового регулирования и закрепления обязанностей органов исполнительной власти по обеспечению конституционных прав и свобод, конституционная правозащитная система включает институт ответственности государственных органов в этой сфере.
На основании статьи 52 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, а также обязывает государство обеспечить доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Должностные лица несут ответственность за их нарушение, в частности за неисполнение судебных решений, указывающих на конкретные нарушения индивидуальных или коллективных конституционных прав и свобод.
Особая роль в правозащитной системе Российской Федерации отводится, согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, судебной власти, которая, согласно статьи 118 Конституции Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органы судебной власти являются основным звеном конституционной системы защиты прав человека, осуществляют деятельность, направленную на противодействие и предупреждение нарушений и ограничений прав человека и его основных свобод, их незаконных ограничений.
Дополнительной юридической гарантией защиты прав и свобод не только российских граждан, но и всех, кто находится под юрисдикцией России, является деятельность, осуществляемая Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно Федеральному конституционному закону от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (статья 3) защита основных прав и свобод гражданина представляет собой его ключевую функцию.
Деятельность конституционного правосудия нацелена на обеспечение единства законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы выступают как основополагающий критерий оценки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия законов и других нормативных актов, в том числе субъектов Российской Федерации, Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Осуществляя эти функции, Конституционный Суд Российской Федерации оказывает большое влияние на совершенствование российского законодательства, на приведение его в соответствие с международными стандартами защиты прав человека.
Следует отметить также, что одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека в Российской Федерации является прокуратура Российской Федерации, которая обеспечивает защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина посредством особого вида государственной деятельности — надзора от имени государства за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов.
В деятельности прокуратуры Российской Федерации уделяется большое внимание защите конституционных прав граждан от противоправных действий или бездействия должностных лиц органов государственной власти. В последнее время правозащитная функция прокуратуры становится все более системообразующей, поскольку защита прав и свобод человека является главной задачей любой отрасли прокурорского надзора.
Гарантированная в Российской Федерации государственная защита прав человека и гражданина не исключает возможности человека предпринимать самостоятельные действия по защите своих прав. В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Закрепление в Конституции РФ права человека самостоятельно защищать свои права, которое в отечественной юридической науке определяется как право на самозащиту, стимулировало появление дополнительных способов законной правозащитной деятельности.
Характерно, что, реализуя свое конституционное право на самозащиту, граждане Российской Федерации при обращении в российские суды все чаще ссылаются на международные нормы, а также обращаются в межгосударственные органы, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Международно-правовой механизм индивидуальной защиты прав и свобод человека признается Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждый, кто находится под юрисдикцией Российской Федерации, имеет право обращаться по поводу защиты своих прав в соответствующие межгосударственные органы.
Такими органами являются Комитет по правам человека, учрежденный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.; Комитет по расовой дискриминации, учрежденный в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и т.д..
Россия является участницей целого ряда таких соглашений (пактов, конвенций, протоколов) и, соответственно, признает компетенцию утвержденных ими конвенционных органов принимать и рассматривать индивидуальные жалобы.
Это означает, что каждый, кто считает свои права нарушенными российским государством, при соблюдении необходимых условий может прибегнуть к соответствующим международным процедурам.
Перечень таких процедур после присоединения России к Совету Европы и Конвенции о защите прав человека и основных свобод пополнился обращением в Европейский суд по правам человека. Россия признала как юрисдикцию Суда, так и право каждого на индивидуальные обращения в этот международный орган. Это означает, что каждый, находящийся на территории Российской Федерации, может без предварительного разрешения государства обращаться в Европейский суд, если посчитает, что его права, закрепленные в Конвенции, не защищены должным образом внутригосударственными механизмами.
Международные стандарты защиты прав человека предполагают также создание таких национальных (внутригосударственных) правозащитных органов, которые, как правило, учреждаются национальным правом (конституцией или законом) для осуществления конкретных функций в области прав человека. Во внутригосударственной системе защиты прав человека эти органы, которые не являются ни судебными, ни законодательными, выполняют функцию механизма, дополняющего деятельность государственных органов. Национальные правозащитные органы не правомочны выносить постановления, являющиеся обязательными с правовой точки зрения. Однако это не означает, что рекомендуемые ими меры государство и общественность могут игнорировать.
Согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим Российским законодательным правовым актам к таким учреждениям относятся Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также Общественная палата Российской Федерации.
Совет при Президенте Российской Федерации ведет свою историю с 1 ноября 1993 года, когда Указом первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина, в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Нормативную правовую основу деятельности Совета составляет Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека». Согласно этому нормативному правовому акту Совет образован в целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества, подготовки предложений главе государства по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
В целях укрепления гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в 1993 г. в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, который, согласно Конституции Российской Федерации, назначается и освобождается от должности Государственной Думой Российской Федерации.
Согласно Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный призван способствовать восстановлению нарушенных прав; совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина, приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитию международного сотрудничества в области прав человека; правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека.
Институт Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и государственным лицам. Он не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности закреплены в Законе Республики Алтай от 24.11.2006 № 94-РЗ «Об уполномоченном по правам человека в Республике Алтай».
Частью 2 статьи 2 названного выше республиканского закона установлено, что при осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека в Республике Алтай взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также с уполномоченными по правам человека в иных субъектах Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» создан еще один орган, в компетенцию которого входит взаимодействие общественных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам защиты прав человека. Общественная палата Российской Федерации призвана обеспечить активное участие в механизмах защиты прав человека правозащитных неправительственных организаций, роль которых постоянно усиливается.
Общественная палата Российской Федерации проводит общественную экспертизу социально значимых проектов федеральных законов, проектов законов субъектов Российской Федерации, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.
Таким образом, Президент Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, судебные, административные органы, другие, учреждаемые государством органы и организации, а также институты гражданского общества совместно обеспечивают конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Источник
Способы и гарантии реализации Конституции
Правовая охрана Конституции, конституционный надзор.
Охрана К-ции п.в. выраж-ся в соблюдении всеми ее норм (п. 2 ст. 15) – конституц.законность – режим строг., неуклонного соблюдения и исполнения норм К-ции всеми без исключения участниками общ.отношений.
Конституц.зак-ть/охрана К-ции обеспеч-ся:
— соблюдением и исполнением норм К-ции всеми субъектами права;
— восстановлением нарушенных конституц.прав в админ.или суд.порядке.
Охрана Конституции – обяз-ть вся система публич. (гос-х и муниц-х) гос.органов, осущ-е такую защиту в разл.формах (ос-ти защиты связаны со статусом соответ.гос.органов):
а) ч.2 ст. 80: Президент РФ. – гарант К-ции: обязуется соблюдать и защищать ее; в целях ее защиты м. исп-ть широкий круг полномочий:
— при попытках насильств.изменения конституц.строя РФ согласно ст. 88 и ФЗ «О чрезвыч.положении» от 2001 г. м.ввести чрезвыч.положение на всей тер. Р. или в ее отдельных регионах;
— согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации закон.(представ.) и исполнит.органов гос.вл. субъектов РФ» — вправе распустить зак.орган субъекта, если соответ.судом установлено, что данным зак.органом приняты к-ция или устав, закон субъекта РФ или иной НПА, противоречащий К-ции РФ, ФКЗ или ФЗ – при этом роспуск возможен только, если после вынесения предварит.предупреждения данное нарушение не б.устранено;
— иные полномочия по воздействию на федер.и регион.органы гос.вл. с целью охраны К-ции (роспуск Пр-ва?);
б) особ.форма охраны К-ции – деятельность КС РФ:
— функции КС по охране К-ции – в том, чтобы сод-е принимаемых в РФ законов, заключаемых международ.и внутригос-х дог-ров соответ-ло К-ции: по итогам проверки и оценки конституц-ти НПА в случае признания их неконституц-ми они утрачивают свою юр.силу, а несоответ-щий К-ции международ.дог-р, строной кот-го явл-ся Р., не подлежит введению в действие = контроль за конституц-тью нормотворческой деятельности – приоритет.задача КС (обеспеч-т соблюдение «духа и буквы» закона);
— обеспеч-т верховенство и прям.действие К-ции, конституционно-прав.кач-ва законов и иных НПА, конституц-но очерченный баланс властей по горизонтали и вертикали, ограничение гос.вл., защиту прав и свобод ч. и гражданина, т.е. осущ-т прав.защиту К-ции.
в) аналогично ?-ми обеспеч-я конституц-ти НПА – конституц.суды субъектов РФ;
г) сущ.роль в охране К-ции, со-но ее положений, связанных с регулированием прав и свобод граждан, — судам общ.юрисдикции и прокуратуре: нарушающие К-цию действия или бездействия, решения гос.органов, органов МСУ, общ.объединений и должн.лиц м.б. обжалованы в суд; согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» она осущ-т надзор за соблюдением К-ции РФ;
д) гос.органы субъектов РФ:
— зак.орган – контроль за соблюдением К-ции высшим должн.лицом субъекта РФ, при этом в случае нарушения последним К-ции его полномочия м.б. досрочно прекращены зак.органом субъекта РФ (издание противоречащих К-ции НПА – при установлении так.противоречия соответ.судом и неустранении должн.лицом этих противоречий в теч.месяца со дня вступления в силу суд.решения);
— согласно ФЗ «Об общ.п-пах организации МСУ в РФ» 2003 г. в случае, если соответ.судом установлено, что представит.органом МО принят противоречащий К-ции РФ НПА, а данный орган в теч. 3 месяцев со дня вступления в силу суд.решения не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил данный акт, выс.должн.лицо субъекта РФ в теч.1 месяца после вступления в силу суд.решения, установившего факт неисполнения предыдущего решения, вносит в зак.орган субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представит.органа МО; при аналогич.обстоятельствах выс.должн.лицо субъекта РФ вправе издать НПА об отрешении от должности главы МО или главы мест.администрации.
Перечисленные гос.органы и долж.лица осущ-т конституц.надзор.
Способы и гарантии реализации Конституции:
Реализация К-ции – процесс претворения в жизнь КПН субъектами КП.
В зависимости от х-ра КПН – формы реализацииК-ции:
— использование КПН: реализация конституц.норм-дозволений (реализация гражданами своих прав и свобод; осущ-е гос.органами своих полномочий, допускающих вариативность решения ? – ч. 4, ст. 105 К-ции РФ);
— исполнение КПН: при реализации обязывающих норм (обяз-ти граждан и гос.органов по осущ-ю своей компетенции); м. касаться выполнения обяз-тей общ.х-ра — обращенных ко всем субъектам КП (ч. 2 ст. 15 К-ции РФ: всеобщность закона), так и обяз-тей, относящихся к опред.субъектам (п. «а» ч. 1 ст. 114 К-ции РФ: Пр-во разрабатывает и представляет ГД федер.бюджет и обеспеч-т его исполнение, предоставляя в нее соответ.отчет);
— соблюдение КПН: реализация норм-запретов и наиболее общ.п-пов К-ции; данная форма универсальна, т.к. х-т правомерную деятельность всех субъектов КП (ст. 19 – п-п равенства всех перед законом и судом, запрет на люб.формы ограничения прав и свобод граждан по признакам соц., рас., нац., язык., религ.принадлежности);
— применение КПН: принятие на основе КПН уполномоч.органами или должн.лицами решений (законодат.дейтельность, правосудие, осущ-е Президентом своих полномочий).
При этом реализацию К-ции отличают от ее действия – х-ки рабочих параметров К-ции: в пространстве (тер-рия РФ), во времени (с 25 дек. 1993 г.), по кругу лиц (в отношении всех, наход-ся под юрисдикцией РФ).
Действенность К-ции тесно связана с конституц.правосознанием – система взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, влияющих на полит.и прав.поведение (конституц-е) субъектов (связано с проблемой легитимации К-ции).
Гарантии реализации Конституции:
— соц.-экономические: действенность многих положений К-ции, относящ-ся к соц.и эконом.правам граждан, гарантиям федерализма и МСУ напрямую зависит от матер.-финан.ресурсов, на кот.м. опираться гос.или муниц.вл. (при огранич.ресурасх соц.-экономич.права – декларатив.х-р);
— юридические – основополаг.х-р → 2 уровня реализации КПН
1) К-ция регулирует общ.отношения непосред-но;
2) -//- путем воздействия на текущее зак-во.
(1) непосредственная реализация К-ции:
— согласно ч. 1 ст. 15 К-ции РФ она имеет прям.действие и применяется на всей тер.РФ: п-п прям.действия = все субъекты КП д.непосред-но рук-ся нормами К-ции, а она подлежит реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее НПА (при этом учитывается различие самих КПН – предполагает ли норма К-ции, чтобы ее сод-е б.конкретизировано ФЗ-м): так, ч. 1 ст. 96 К-ции: ГД избирается на 4 года (прямая реализация положения нормы, кас-ся срока), а порядок выборов опред-т согласно К-ции ФЗ от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ»:
а) в случаях, когда в К-ции установлены конкрет.полномочия органа или долж.лица, либо однозначно опред-ся право гражданина, прямое действие КПН означает четкое следование правилам, установленным в данных КПН (п. «г» ст. 84: при внесении в ГД законопроекта Президент непосред-но рук-ся К-цией);
б) случаи, предполагающие конкретизацию норм К-ции: ч.1 ст.51 К-ции: никто не обязан свидет-ть против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг кот-х поред-ся ФЗ – УПК;
в) в ряде случаев нормы К-ции, устанав-щие полномочия гос.органов, прямо предполагают необходимость доп.регламентации процедуры реализации этих норм: п. «в» ст. 84 К-ции: Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном ФКЗ (прям.действие данной нормы К-ции обеспеч-ся только при наличии совет.ФКЗ);
г) реализация ряда конституц.прав и свобод граждан также предполагает принятие ФЗ, однако отсутствие последних не м. согласно К-ции явл-ся непреодолимым препятствием для реализации этих прав и защиты их в суде, иных органах вл.; что вытекает из ст. 18 К-ции: права и свободы человека и гражданина явл-ся непосредственно действующими (на практике – препятствия для непосред.реализации прав граждан: в отсутствие ФЗ «Об альтернатив.граждан.службе» (принят в 2002 г.) гражданам чинились препятствия в соущ-и права на замену воен.службы альтернатив.гражданской, что означало невыполнение ч. 3 ст. 59 К-ции).
Обеспеч-е прям.действия К-ции – обяз-ть зак., исп. и суд.органов вл., органов МСУ;
При этом глав.роль – судам, обеспещим верховенство К-ции ее непосред.применение при разрешении конкрет.дел – важ.роль — Постановление Пленума ВС РФ от 31 окт. 1995 г. № 8 «О некот.? применения судами К-ции РФ при осущ-ии правосудия»: судам при рассм-и дел следует оценивать сод-е НПА, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всехнеобод.случаях применять К-цию РФ в кач.прям.действия:
— когда закрепленные нормой К-ции положения, исходя из ее смысла, не треб-т доп.регламентации и не сод-т указания на воз-ть ее применения при условии принятия ФЗ;
— когда суд придет к выводу, что ФЗ, действовавший на тер.РФ до вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;
— когда суд придет к убеждению, что что ФЗ, принятый после вступления в силу К-ции РФ, противоречит ей;
— когда НПА, принятый субъектом РФ по предметам совмест.ведения РФ и ее субъекта, противоречит К-ции РФ, а ФЗ, кот.д.регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
КС как орган конституц.контроля рук-ся непосред-но К-цией РФ, обеспечивая ее прям.дейтсвие путем проверки конституц-ти НПА.
(2) Реализация К-ции путем воздействия на текущее зак-во:
Помимо прям.регулятив.действия КПН, они также реализ-ся опосредованно, через нормы тек.зак-ва – п.в. нормы ФКЗ и ФЗ:
предусмотренные ч. 2 ст. 32 К-ции РФ избират.права граждан получили развитие в ФЗ «Об основ.гарантиях избират.прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (стандарты и гарантии прав при федер., регион.и локальных референдумах);
в целом на нормах К-ции построены все отрасли рос.права – кодексы:УК, УПК, ГК, ГПК, Трудовой, Жилищный, семейный и т.д.
Источник