Реализация управленческих функций
Управленческая деятельность — системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации.
Организация (предприятие, фирма) — система сознательно координируемой деятельности двух и более людей, это именно система координируемых деятельностей, поскольку люди могут смениться, но институированная система ролей, организация сохранится.
Основные управленческие функции (Файоль) — циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации.
Психология управления изучает психологические закономерности реализации основных управленческих функций. Управленческий цикл включает основные управленческие функции: планирование, организация деятельности, регулирование, контроль.
Планирование — это начало и основа управленческой деятельности. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Стратегическое планирование — управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Конкретизация планов осуществляется в тактических, оперативных, текущих планах, рассчитанных на текущие месяцы, квартал, год.
Обобщенный бизнес-план фирмы включает финансовый план, план маркетинга, производственный план, инновационный план и т.д.
Эффективность деятельности руководителя и фирмы во многом зависит от того, насколько рационально он планирует свою работу, использует свое рабочее время. Организованность, умение планировать свою работу, составлять личный план — необходимы менеджеру.
Как только план составлен, необходимо подготовить, обеспечить его выполнение — в этом суть организации управления. Функция организации предполагает создание такой системы, в которую логично вписываются три компонента: работающий человек или группа людей; экономические отношения; технические средства. Хороший организатор — не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.
Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить:
1)делегирование полномочий;
2)создание организационной структуры предприятия — структуры подчинения и ответственности;
3)регламентирование прав, обязанностей, профессиональных функций работников (юридическое оформление прав и обязанностей в должностных инструкциях, трудовых контрактах);
4)нормирование трудозатрат и сроков выполнения определенных работ (установление научно обоснованных нормативов выполнения работ);
5)инструктаж работников;
6)принятие управленческих решений, выдача распоряжений, командование.
Делегирование полномочий — передача части управленческих функций более низкому уровню, передача полномочий вниз, но с сохранением ответственности. Полномочия — право принимать решения. Полномочия дает должность. Выделяют: 1)линейные полномочия — право решать все проблемы подразделения подчиненных; 2)штатные полномочия (право советовать, но не решать); 3)функциональные полномочия по решению определенной функции.
В структуре предприятия выделяют четыре подсистемы: технологическая система поведения; формальная организационная структура определяет структуру подчинения и зафиксирована в нормативных документах; внеформальная структура не зафиксирована в документах, но решает деловые задачи на основе человеческих связей; неформальная межличностная структура отношений в коллективе. Руководитель является субъектом всех четырех подсистем.
Формальные структуры бывают разных типов, имею свои достоинства и недостатки:
1)линейно-иерархическая структура;
2)функциональная структура предполагает структуру подчинения и ответственности в зависимости от выполняемой функции;
3)линейно-функциональные структуры,
4)штабные структуры выступают как консультативный орган,
5)матричные структуры управления по проектам.
Контроль — одна из основных управленческих функций. Если контроль плохой или отсутствует, то в целом снижаются результаты работы коллектива, предприятия, но с другой стороны, контроль — не панацея от безответственности и неспособности управлять. Выделяют три основные формы контроля:
1)текущий контроль по отклонениям;
2)упреждающий контроль;
3)результирующий контроль.
Для осуществления текущего контроля необходимы:
1)объективные и существенные показатели, которые контролируются;
2)наличие критериев отклонения;
3)наличие системы и процедуры контроля.
Принципы контроля
1)заблаговременность;
2)объективность;
3)контроль не должен быть тотальным, мелочным;
4)экономичность, разумность контроля, он должен «оправдывать себя»;
5)открытость контроля (подчиненные должны знать что и как контролируют);
6)контроль должен прилагаться к любому участку работы, а не только к любимому;
7)контроль не должен рассматриваться как средство личного карательного отношения руководителя;
8)индивидуальный подход к подчиненным при осуществлении контроля.
По содержанию контроль может быть:
1)производственно-технологический контроль протекания технологического процесса,
2)маркетинговый контроль;
3)контроль за выполнением планов;
4)контроль прибыльности;
5)стратегический контроль (контроль соответствия стратегических установок фирмы имеющимся рыночным возможностям).
Мотивация и регулирование (взаимодействие с людьми) — решающий фактор успеха в управлении предприятием. Всемирно признанные авторитеты в области менеджмента подчеркивают: «Хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать» (Якокка Л.). «Уважайте достоинство подчиненных, будьте к ним внимательны. Смотрите на них — а не на капиталовложения и не на автоматику — как на главный источник производительности» (Т. Питерс, Р. Уотермен). «Когда у вас уже есть штат, состоящий из подготовленных, умных и энергичных людей, в качестве следующего шага надо стимулировать их творческие способности» (А. Морита).
Как побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично, как повысить энергию подчиненных и направить ее на достижение целей организации, как повысить мотивацию. Эти вопросы всегда встают перед руководителем, и он должен иметь в виду две цели:
1)снизить уровень неудовлетворенности подчиненных, улучшив положение с регуляторами мотивации и 2)увеличить уровень удовлетворенности, усилив главные мотиваторы (которые реально увеличивают выделение энергии у подчиненных).
Выделяют следующие методы стимулирования результативности труда:
1)экономические методы
2)целевой метод (постановка перед подчиненными конкретных и новых трудовых целей повышает его эффективность);
3)метод расширения и обогащения работ («Расширить работу — это значит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка» работу, более разнообразную, значимую, самостоятельную и т.п.);
4)метод соучастия или привлечения работников (партисипативный стиль) (работники участвуют в совместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой).
Результативность работы подчиненных зависит также от психологического климата в трудовом коллективе и стиля управления, применяемого руководителем.
Источник
Методы реализации функций управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Функции управления
Предприятие является довольно непростой системой управления. Функции управления представляют собой определенный вид какой либо управленческой деятельности, которая появилась в ходе разделения управленческого труда.
Каждая функция управления создается в совокупности управленческих задач. Исполнение задач и функций заключается в том, что функции является повторяющимся видом деятельности организации, а ее задачи представляют собой деятельность, которая направлена на получение необходимых результатов в определенное время.
Каждой функции свойственно назначение, повторяемость, однотипность содержания, особенности необходимого для ее исполнения персонала. Функции управления имеют объективный характер. Это связано с нужностью самого процесса управления при условии совместного труда людей.
На сегодняшний день существует большое число различных квалификаций функций управления. Соединяя вместе существующие функции, необходимо помнить о том, что:
- В ходе выполнения какой либо функции обязательно происходит выполнение других;
- Если не исполнять какую либо функцию, может нарушиться процесс управления.
Наиболее простым является разделение функций управления на две основные группы:
К общим функциям управления относятся:
- Организационная функция. Она включает в себя исполнение программ и планов. Это происходит при помощи создания становления ее структуры, а также распределения работы среди подразделений и сотрудников организации.
- Мотивационная функция. Ее суть состоит в определении потребностей людей, а также в выборе наиболее оптимального способа их удовлетворения. Это необходимо для того, чтобы получить наибольшую заинтересованность работников в ходе достижения целей, которые стоят перед организацией.
- Контрольная функция. Она призвана заранее выявлять возможные опасности, а также находить ошибки, которые отклоняются от принятых стандартов.
- Специальные функции занимают особенное место в системе управления. Это функции по управлению какими-либо объектами.
Готовые работы на аналогичную тему
Традиционно в организации выделяют следующие компоненты управления:
- В первую очередь — производство;
- Далее идет материально-техническое снабжение;
- Затем — инновации, кадры и финансы.
Методы управления
В социальных и экономических системах управления используются присущие только им методы управления. Методы управления представляют собой определенные способы исполнения функций управления, либо способы влияния субъекта на объект управления.
Традиционно методы управления принято разделять на три большие группы:
- Административные и правовые методы;
- Экономические методы;
- Социальные и психологические методы.
В основе административных и правовых методов управления лежат отношениях властности. Сюда входит законодательные и другого уровня подзаконные акты, нормы и нормативы, которые официально действуют в пределах всего пространства управления. Типичными проявлениями данными методами управления являются приказы, распоряжения, нормы, правила и указания.
В основе экономических методов управления лежат возможности применения экономических отношений элементов социально-экономической системы для ее более эффективного становления и формирования.
Социальные, а также психологические методы управления берут в свое внимание социальные и соответственно психологические роли людей, которые определяют их занимаемое положение в структуре и деятельности управления.
Источник
Понятие функций управления, их виды и содержание. Способы реализации функций управления
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не простое единовременное действие, а целая серия последовательных и взаимосвязанных действий, причём такие дейтсвия, каждое из которых само по себе является процессом, являются очень важными для организации. Такие действия называются управленческими функциями.
Процесс управления – это 4 взаимосвязанных функции : планирование, мотивация, организация и контроль.
Планирование — предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что дожны делать сотрудники, чтобы достичь этих целей. Функция планирования отвечает на 3 основных вопроса : 1) где мы находимся в настоящее время?, при этом руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких направлениях как финансы, маркетинг, производство, трудовые ресурсы, НИОКР и т. д. 2) куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде ( конкуренты, потребители, законодательство, НТП, экономические условия и т. д.), руководство определяет цели и возможность воздействия на них вышеперечисленных факторов окружающей среды. 3) как мы собираемся это сделать? Руководство решает обобщённо, а затем более конкретно, что должны делать сотредники организации, чтобы достичь выполнения поставленных целей.
Процесс планирования должен осуществляться непрерывно по двум причинам : 1) хотя все организации теоретически должны прекратить свою деятельность после достижения целей, ради которых они изначально создавались, однако многие стремятся продлить свое существование как можно дольше. При этом они либо корректируют, либо заново определяют свои цели. 2) Существует постоянная неопределенность в будущем, которая заставляет руководство пересматривать первоначальные планы.
Функции организации. Организовать – значит создать определенную структуру. Существует большое количество элементов, которых необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своих целей. Одним из таких элементов является работа или конкретное задание организации. Вторым элементом функции организации является определение того, кто должен выполнять каждое конкретное задание, включая работу по управлению. В этом случае менеджер подбирает персонал для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или право использовать определенные ресурсы, т.е. подчиненные принимают на себя ответственность за успешное выполнение задания. В этом случае идет речь о делегировании – средстве, с помощью которого руководство осуществляет выполнение работы с помощью других людей.
Функции мотивации — задача заключается в том, чтобы все члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязянностями и планом. Для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы на самом деле потребности персонала и обеспечить способ для работников удовлетворить эти потребности посредством хорошей работы.
Функции контроля — контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. 3 аспекта управленческого контроля: 1) установление стандартов (точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени, основанный на планах организации), 2) измерение того, что действительно было достигнуто и сравнение с предполагаемыми результатами, 3) принятие определенных действий, которые корректируют первоначальные планы (при необходимости).
Функции менеджмента имеют следующие характеристики : 1) все они требуют принятия управленческих решений, 2) для них необходим обмен информацией.
Источник