Рекомендации по внедрению программ повышения финансовой грамотности в образовательную практику общеобразовательной организации с использованием УМК и других образовательных ресурсов, созданных в рамках Проекта Минфина России
Базовым ресурсом для обучения финансовой грамотности учащихся 2-11 классов является линейка учебно-методических комплектов (далее — УМК) по финансовой грамотности. УМК созданы, апробированы и доработаны в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Всего создано 17 УМК, включающие 83 пособия 1 .
Базовые УМК, которые представлены как на бумажном, так и на электронном носителях:
- УМК для 2-4 классов.
- УМК для 5-7 классов.
- УМК для 8-9 классов.
- УМК для 10-11 классов.
Эти УМК имеют общую логику, связанны тематически и методически. Что создает возможность их использования как со 2-ого по 11 класс, так и с любого года обучения.
При создании УМК учтены возрастные особенности обучающихся и их потребность в финансовой социализации.УМК прошли апробацию, доработаны в соответствии с рекомендациями по апробации.Электронные версии УМК и электронные УМК (не напечатанные на бумаге) размещены на сайт: школа.вашифинансы.рф.
Структура УМК:•
- Материалы для учащихся (учебное пособие для учащихся для использования на занятиях и выполнения различных заданий самостоятельно и совместно с родителями)
- Рабочая тетрадь (одноразовая тетрадь для выполнения заданий)
- Учебная программа
- Методические рекомендации для учителя
- Материалы для родителей (учебное пособие для совместного изучения финансовой грамотности родителей и детей, а также для просвещения самих родителей).
Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации
1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса
В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы.
Рекомендации по включению программ курсов «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность с использованием УМК:
• 2-3 классы: 16 ч. по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года во 2-м или 3-м классах;Б) по 1 часу в течение учебного года во 2-м или 3-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 4 класс: 16 часов по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года;Б) по 1 часу в течение учебного года в 4-м классе, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 5-6 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м классах;
В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 7 класс: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 1 часу в неделю в течение учебного года;
В) по 2 часа в неделю в течение учебного года, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 8-9 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК 2 .
Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах (или 1 час в две недели);Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно);
• 10-11 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК.
Данную программу можно использовать:
А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м классах (или 1 час в две недели);
Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах;
В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно).
2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)
Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.
Таблица 1 Включение тематики финансовой грамотности в обязательные предметы
Предмет | Нач. общее образование | Основное общее образование | Среднее общее образование |
Окружающий мир | Деньги, семейные ресурсы, покупки в магазинах | — | — |
Математика | Простые расчеты покупок, решения бытовых задач | Расчеты простых и сложных процентов (вклады, кредиты;размер заработной платы, налогов и др.) | Сложные финансовые расчеты (кредиты, вклады), решение бытовых финансовых задач |
ОБЖ | — | Элементарная финансовая безопасность при совершении покупок, в том числе через интернет | Финансовая безопасность во всех сферах жизни человека. Защита персональной финансовой информации |
Обществознание | — | Основные понятия финансовой грамотности, финансовое планирование, семейный бюджет. Способы разумного взаимодействия семьи с финансовыми институтами, права потребителя финансовых услуг, способы их защищать. Ведение семейного бюджета | Финансовая грамотность. Основы управления личными (семейными) финансами, формирование личных сбережений, пенс. накоплений. Финансовое планирование; финансовые риски, уплата налогов, инвестирование. Роль, функции и задачи Центрального банка Российской Федерации |
Литература | — | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Мертвые души»,«Дачники» и др. | Изучение финансового поведения на примере литературных героев:«Анна Каренина»,«Преступление и наказание»,«Вишневый сад» |
География | — | Анализ социально-экономического положения населения России, характеристика уровня доходов, качества жизни | Изучение влияния типа хозяйства, характера государства на уровень благополучия населения разных стран, в том числе через определение уровня фин. грамотности |
Информатика | — | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет | Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета, осуществления различных расчетов, в том числе через интернет |
Экономика | — | — | Отдельный модуль, посвященный финансовой грамотности, включающий все основные темы |
Право | — | — | Гражданское право в части регулирования правоотношений в сфере оказания услуг финансовыми организациями. Защита прав потребителей финансовых услуг |
Индивидуальный проект | — | — | А) индивидуальный проект по тематике финансовой грамотности Б) финансовое обеспечение расчетов нефинансовых проектов. |
Рекомендуется учителю-предметнику изучить УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса и использовать в своей работе по обучению конкретному предмету материалы, изложенные в Материалах для учащегося; возможно также использование Рабочей тетради.
Кроме того, рекомендуется использовать Модули по финансовой грамотности, специально разработанные для ряда обязательных предметов (математика, обществознание (плюс экономика и право), ОБЖ, география, английский язык). Скачать данные материалы можно с сайта издательства «Росучебник» 3 .
Для уроков истории 4 и информатики 5 разработаны электронные УММ (учебно-методические материалы).
Подготовлены также материалы для уроков литературы «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» 6 .
Для предмета «Индивидуальный проект» разработан и апробирован УМК 7 .
3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации
А) В рамках классных мероприятий классного руководителя. Также могут быть использованы УМК по финансовой грамотности. Классному руководителю необходимо выделить из программы конкретного УМК наиболее интересные темы и проводить классные занятия, в том числе экскурсии в финансовые организации и государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка, на биржу , в страховые компании, региональное отделение Банка России (в музей денег), налоговую инспекцию и др.).
Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).
Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).
4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации
В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».
В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. УМК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.
В образовательной организации также может быть организована кружковая работа в форме чемпионата по финансовой грамотности .
Источник
Реализация курса финансовой грамотности
«Реализация курса финансовой грамотности»
Байбакова Н.А. МОУ «СОШ №4 г. Ртищево Саратовской области»
«Финансовая грамотность определяет качество жизни человека. По крайней мере, не в меньшей степени, чем знание родного языка, арифметики и умения завязывать шнурки». С.А. Швецов, Первый заместитель Председателя Банка России.
Финансовая грамотность — необходимое условие успешной социализации в современном обществе. Финансовая грамотность — это достаточный уровень знаний и навыков, который позволяет принимать осознанные и эффективные решения в различных областях управления личными финансами, таких как сбережения, инвестиции, недвижимость, страхование, налоговое и пенсионное планирование.
В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников. Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.
Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школе обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Реализация проекта в процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школе в первую очередь было обращено внимание на два основных вопроса: ▪Предоставление необходимой информации — обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий учеников.
▪ Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.
На сегодняшний день эти проблемы успешно решены.
Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули:
Модуль 1 «Личное финансовое планирование»
Модуль 2 «Депозит»
Модуль 3 «Кредит»
Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции»
Модуль 5 «Страхование»
Модуль 6 «Инвестиции»
Модуль 7 «Пенсии»
Модуль 8 «Налоги»
Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество»
По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы должны быть откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.
Для решения второго вопроса потребовалось немного больше усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителя обществоведческого цикла знакомы с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как: – инвестиции; – ценные бумаги; – банковские операции; – мошенничества; – кредитные системы; – финансовые пирамиды; – кредиты и т. д. Но следовало бы отметить потребность прохождения дополнительной подготовки педагогов по финансовой грамотности в специально созданных федеральных и региональных методических центрах
Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем финансовой грамотности. Это требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса «Основы финансовой грамотности» и способам ее реализации. Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны. Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями.
Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:
• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
• в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, правом, ОБЖ;
• в рамках программы дополнительного образования.
При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу.
Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практикоориентированный подход к реализации программы в полном объеме. Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016. В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.
Структура и содержание рабочей программы курса «Основы финансовой грамотности».
Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного и/или среднего общего образования.
Программа предусматривает следующую структуру:
1 Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
2 Содержание курса «Основы финансовой грамотности».
3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
При составлении рабочей программы следует обратить внимание на возможность реализации каждой темы в качестве отдельного модуля в разных возрастных группах обучающихся.
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.
Исследовательская деятельность дает возможность учащимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения этих проблем.
Финансовая грамотность — это то, что отличает богатого человека от бедного. Статистика утверждает, если у финансово грамотного человека нет денег — они у него скоро появятся. И наоборот, если у финансово неграмотного человека есть деньги — он вскоре обязательно их лишится! Удачи и финансового благополучия в новом учебном году.
Источник