Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Постановка проблемы.
Самый важный раздел проекта. Он определяет актуальность данного проекта, его необходимость и значимость.
В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ.
При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения.
Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации).
В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Организация должна показать знание их проблем и наличие специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.
Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Цель и задачи проекта.
Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта.
Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации.
Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи, которые предполагается решить для достижения поставленных целей.
Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.
С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме.
Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах.
Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
§ Являются логическим следствием проблемы;
§ Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);
§ Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
§ Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Планируемые результаты
Планируемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
- Соответствие результатов цели, задачам проекта;
- Измеряемость (количественные и качественные показатели);
- Реалистичность;
- Выполнимость / достижимость.
Планируемые результаты реализации проекта
Можно разделить на две смысловые части:
1) те изменения в социуме, условиях среды, окружающей жизни (социальной, школьной), которые произойдут в результате реализации данного проекта;
Это может быть конкретный материализованный продукт, создание и существование которого обеспечивает более благоприятные условия для формирования ЗОЖ, реализации здоровьесберегающих технологий и т.п.
2) те изменения в системе ценностных отношений, взаимоотношений, опыте различных видов деятельности участников, их личностных характеристиках и качествах, знаниях, умениях, компетенциях и т.п., которые произойдут в участниках данного проекта в результате их включения в проектную творческую деятельность.
Планируемые результаты могут формулироваться следующим образом[1].
В результате реализации проекта будет создано: …. для …
(качественное и количественное описание получаемого продукта или тех изменений окружающей среды, на обеспечение которых направлена реализация социального проекта)
В результате реализации проекта будут созданы условия для
— включения его участников в личностно значимые виды деятельности:…
— самореализации участников в области ….
… для развития у его участников:
В результате реализации проекта его участники
— будут иметь представление о …
… у участников проекта
— сформируется (повысится) компетентность…
— сформируется …. отношение … к …
Пути, способы, методы, формы реализации проекта.
Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта.
Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект.
В данном разделе описываются стратегия и методы достижения поставленных целей, а также механизм реализации проекта.
Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы. Самое главное – чтобы у эксперта не возникло никаких вопросов.
При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
§ Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
§ Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
§ Соответствие деятельности заявленным результатам;
§ Реалистичность мероприятий, учитывая временные рамки и бюджет;
§ Инновационность / возможный риск;
§ Определены ли различные функции и как они распределяются среди сотрудников и исполнителей проекта;
§ Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
§ Этапы реализации проекта.
§ Этапы реализации проекта отражают основные организационные вехи, необходимые при подготовке, реализации проектной деятельности, оценивании ее результатов.
§ Этапы реализации проекта логически связаны с его задачами и являются основными шагами на пути к достижению поставленной цели и решению проблемы.
§ Реализация каждого из этапов привязана к определенным срокам в рамках общего времени проектной деятельности и предполагает достижение определенных промежуточных результатов с указанием ответственных лиц.
§ Примерная схема представления этапов может быть следующей:
№ | Наименование этапа | Решаемые(-ая) задачи(-а) | Содержание работы: | Результат: | Сроки: | Ответственный (-е) |
1. | Проблемно-поисковый | Выявление запроса педагогов на организацию динамических физкультминуток для младших школьников | Разработка анкеты Опрос целевой аудитории Обработка данных Уточнение и конкретизация запроса | Сформулирован запрос на организацию подвижных народных игр с младшими школьниками на переменах | До 5.09.18 | Классный руководитель 10 Б |
2. | Информационно-поисковый | Сбор информационных материалов, направленных на удовлетворение запроса | Выявление и систематизация подвижных народных игр для младших школьников. Выявление правил и техники безопасности при проведении игр | Сборник народных подвижных игр для младших школьников, для их проведения на переменах. Рекомендации по их безопасной организации на переменах | До 15.09.18 | 10 Б класс (творческая группа: Иванова, Петров, Сидоров) |
3. | Разработка модели организации работы | Разработать модель организации динамических физкультминуток | Определение направлений работы и ответственных старшеклассников Определение показателей качества реализации проекта | График участия старшеклассников в организации игр с младшими школьниками. Показатели качества: количество участников, позитивный настрой, отсутствие конфликтов и травм, инициатива детей в проведении игр, интерес к ним, систематичность работы | До 20.09.18 | |
4. | Подготовительный | Подготовка старшеклассников к организации игр с младшими школьниками. Подготовка игрового оборудования | Овладение старшеклассниками содержанием игр, правилами их проведения, правилами техники безопасности, правилами игрового взаимодействия с младшими школьниками. Подбор или создание необходимого игрового оборудования | Знание старшеклассников о — содержании и правилах игр, — рекомендаций по игровому взаимодействию с младшими школьниками — техники безопасности при проведении подвижных игр. Создан уголок с игровым оборудованием | До 5.10.18 | Классный руководитель 10 Б, учитель ФК |
Практической реализации | Проведение динамических физкультминуток Коррекция деятельности по результатам оценивания ее эффективности | Организация подвижных игр на переменах для младших школьников Отслеживание показателей качества реализации проекта | Вовлечение младших школьников в подвижные игры на переменах, поддержка их хорошего настроения, формирование у них интереса к народным подвижным играм и желания в них участвовать самостоятельно | С 6.10.18 по 25.05.19 | Рабочая группа по реализации проекта. Творческие группы старшеклассников по графику | |
6. | Контрольно-оценочный | Контроль качества реализации проекта | Заполнение контрольно-оценочных таблиц по показателям качества реализации проекта | Получение динамической информации о количестве участников и их отношении к данной деятельности. Коррекция содержания работы по результатам обнаружения недостатков. | ||
7. | … |
Этапы могут иметь другие названия в зависимости от содержания и логики проектной деятельности в каждом конкретном случае.
Календарный план.
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
§ Наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы, см. выше);
§ Реалистичность, выполнимость плана;
§ Наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
§ Возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Источник
Формы и методы реализации проекта
Оксана Бляндур
Формы и методы реализации проекта
Формы и методы реализации проекта,направленные на:
Система НОД (по тематике проекта).
Интегрированные творческие занятия (синтез театральных технологий с арттерапией, танцем, музыкой, игрой, куклами и др.).
Презентации разных видов театра.
Детское экспериментирование (при изготовлении атрибутов).
Словесные методы: метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путём специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.
Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию).
Методымоделирования ситуации: создание вместе с детьми сюжетов моделей, ситуаций моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности, разрешение проблемных ситуаций
Практические методы: посещение театрализованных постановок с последующим анализом, рисование люстраций к художественным произведениям, изображения героев в разных видах изобразительной деятельности, изготовление атрибутов к спектаклям, просмотр на видеозаписях своих постановок с последующим обсуждением, участие в ролевых играх, творческих заданиях и упражнениях, разнообразные конкурсы, иллюстраций, придумывание сказок, подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям.
Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, сюжетно-ролевые, театральные, ситуативные и т. д.)
Работа с родителями:
активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей;
заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формывзаимодействия работы с родителями:
Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
Посещение театральных постановок.
Выставки и фотовыставки.
День открытых дверей, дружеские встречи.
Помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа с воспитателями.
Активное вовлечение воспитателей в творческий процесс развития театрализованной деятельности в детском саду.
Повысить компетентность педагогов в нормативных требованиях и подходах к построению предметно-развивающей среды.
Привлечь воспитателей к совместной деятельности по развитию театрализованной деятельности в детском саду, сделать их своими союзниками в своей работе.
Формывзаимодействия работы с воспитателями:
Создание банка данных инновационных методов и способов творчества дошкольников.
Помощь в организации предметно-развивающей среды.
Работа с учебными наглядными пособиями.
Праздники и развлечения.
Проект предполагает проведение театрализованной деятельности как одной из форм образовательной деятельности. Также 1 раз в неделю в первую или вторую половину дня. Элементы театрализации могут быть включены во все режимные моменты в течение дня.
Этапы реализации проектаи содержание деятельности:
1) Подготовительный этап сентябрь –октябрь:
Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.
Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
Создание творческой группы.
Подбор и изучение литературы по теме проекта.
Постановка цели и задач, составление плана работы.
Совместная деятельность педагога с детьми.
2) Основной этап реализации октябрь — апрель.
Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
Обогащение развивающей среды.
Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.
Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и педагогов методического объединения города.
Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм.
Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.
Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
Контроль качества работы.
3)Заключительный этап май: обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций на информационных стендах для родителей
Дидактическая игра «Какая машина» Цель: Формирование у детей предматематических представлений, умение сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака.
Занятие по рисованию в средней группе «Веселый ежик» Занятие по ИЗО (рисование) проведенное в средней группе. «Веселый ежик» Задачи: Закрепить умение рисовать ежа. Учить передавать настроение.
Источник