Способы реализации экономической политики

Способы реализации экономической политики

I. Экономическая политика

Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на обеспечение устойчивости экономического развития и рост инвестиций в человеческий капитал. В связи с этим к числу основных приоритетов государственной политики в сфере экономического развития Стороны относят:

обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России, создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий, расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных секторах экономики;

превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития России, основанной на инновациях;

модернизацию традиционных секторов экономики;

обеспечение структурной диверсификации экономики;

создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, обеспечение защиты прав собственности;

совместную работу по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны;

снижение избыточных административных барьеров в экономике, содействие снижению уровня коррупции, создание эффективной институциональной среды;

формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников и уровня жизни населения, устранения причин бедности;

развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, поддержку инициатив по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации.

Для достижения указанных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1.1. Содействовать модернизации экономики, диверсификации ее структуры, переходу к инновационной модели развития, созданию условий для устойчивого экономического роста путем совершенствования государственной экономической политики, включая:

создание системы стратегического управления на основе государственных программ Российской Федерации и долгосрочного прогнозирования, рассмотрение хода реализации стратегических документов развития, включая государственные программы Российской Федерации, в том числе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1535-р, и «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. N 1414-р, и подготовки при необходимости предложений по их корректировке;

повышение эффективности государственного управления и бюджетных расходов;

повышение конкурентоспособности отечественной экономики, сбалансированное развитие промышленности и сектора услуг, в том числе высокотехнологичных, внедрение эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций, сокращение зависимости российской экономики от импорта потребительских и инвестиционных товаров, расширение мер государственной поддержки определенных в стратегических документах приоритетных секторов экономики, а также малого и среднего предпринимательства как фактора экономического роста и развития конкуренции, в том числе стимулирование условий закупки товаров, работ, услуг естественными монополиями и государственными корпорациями у субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение доступности недвижимого имущества для малого и среднего бизнеса;

создание высокопроизводительных и модернизацию существующих рабочих мест;

содействие реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в части увеличения к 2018 году производительности труда в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;

улучшение инвестиционного и делового климата, совершенствование важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышение эффективности функционирования институтов развития;

учет интересов Сторон в рамках интеграционных процессов на пространстве Содружества Независимых Государств, связанных с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также с формированием Евразийского экономического союза;

адаптацию экономики к принятым условиям присоединения к Всемирной торговой организации, расширение инструментов поддержки отечественного бизнеса на зарубежных рынках и технологического обмена, мониторинг реализации мер по поддержке уязвимых секторов экономики и их корректировка в случае необходимости;

развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, и повышение эффективности агропромышленного комплекса;

обеспечение опережающего развития инфраструктуры;

защиту и развитие конкуренции, проведение эффективного антимонопольного регулирования;

повышение эффективности ценовой и тарифной политики в сфере естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, внедрение лучших практик развития конкуренции в субъектах Российской Федерации;

стимулирование энергосбережения, модернизацию системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности.

1.2. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:

анализ возможности реализации дополнительных мер, в том числе налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, развитие человеческого капитала;

проведение оперативного мониторинга доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентности российских товаров и снижение импортозависимости;

проведение анализа практики применения нормативной правовой базы, регулирующей осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, с точки зрения повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также обеспечения сроков и качества при производстве товаров, выполнении работ и оказании услуг, являющихся предметом контракта;

проведение мониторинга финансового состояния стратегических организаций для предотвращения их возможного банкротства, включая при необходимости социальную поддержку работников указанных организаций.

1.3. В рамках дальнейшего совершенствования системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны Стороны принимают на себя следующие обязательства:

участвовать в системе государственного стратегического планирования и контроля;

рассматривать основные параметры среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны в увязке с документами государственного стратегического планирования;

анализировать результаты реализации решений в сфере государственного стратегического планирования;

анализировать ход и промежуточные результаты реализации стратегических документов социально-экономического развития страны, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отраслевые стратегии развития, планы деятельности министерств и ведомств на 2013 — 2018 годы, подготавливать предложения, в случае необходимости, по уточнению стратегических документов;

обеспечивать в соответствии со стандартным порядком участие объединений работодателей (предпринимателей) и объединений профсоюзов в проведении всех видов экспертизы, в том числе экспертизы в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых органами исполнительной власти.

1.4. Стороны в рамках обеспечения развития конкурентной среды, повышения уровня защиты конкуренции и прав собственности, эффективности антимонопольной политики и ликвидации избыточных административных барьеров обязуются:

осуществлять мониторинг выполнения плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2579-р, и оценку влияния мероприятий на рынок труда, разрабатывать предложения по повышению эффективности государственной политики в сфере развития конкуренции;

осуществлять мониторинг регулирования основных социально значимых рынков и рынков, имеющих инфраструктурное значение для экономики страны;

проводить консультации о возможности создания системы критериев локализации производства по видам деятельности на размещаемых в Российской Федерации организациях зарубежных фирм;

обеспечивать оптимизацию функций контроля и надзора в отношении субъектов предпринимательства, сокращение избыточных временных затрат и других издержек, связанных с получением разрешительных документов, повышение прозрачности деятельности органов публичной власти;

проводить анализ практики применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере экономических преступлений в целях минимизации негативных последствий правонарушений со стороны руководителей или отдельных сотрудников для организации и ее работников, ограничения возможности использовать механизм возбуждения уголовных дел при рейдерских захватах активов.

Читайте также:  От чего зависит скелет парных конечностей млекопитающего от среды обитания от способа передвижения

1.5. Стороны исходят из необходимости проведения эффективной и сбалансированной бюджетной политики, направленной на развитие и повышение качества человеческого потенциала, модернизацию и формирование новой структуры экономики, создание потенциала будущего роста. В связи с этим стороны принимают на себя следующие обязательства:

проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам консолидированного бюджета Российской Федерации, по основным параметрам проекта федерального бюджета в рамках формирования и реализации государственных программ Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в соответствии с перечнем показателей согласно приложению N 1), в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;

осуществлять анализ эффективности выполнения государственных программ Российской Федерации — главного механизма достижения целей и приоритетов государственной политики в сфере социально-экономического развития;

учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;

осуществлять анализ реализации бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

1.6. Отмечая, что тарифная и ценовая политика должны быть согласованы с динамикой денежных доходов населения и способствовать снижению темпов инфляции, Стороны принимают на себя обязательства:

проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики, по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства;

рассматривать вопросы о государственном контроле соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

участвовать в общественной экспертизе инвестиционных программ естественных монополий;

рассматривать вопросы о выполнении норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами соглашений в сфере социального партнерства с учетом занятости населения в целом в Российской Федерации и обеспечения экономического роста при установлении на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и определении объемов бюджетного финансирования работ, услуг в рамках выполнения государственных заданий, осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, по итогам рассмотрения вышеуказанных вопросов в случае необходимости проводить обсуждение направлений совершенствования законодательства;

рассматривать вопросы формирования новых и совершенствования существующих механизмов привлечения в развитие транспортной, энергетической, коммунальной и иной инфраструктуры внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных ресурсов.

1.7. Стороны считают, что эффективная налоговая политика должна основываться на принципе социальной справедливости и стимулировать инвестиции в развитие экономики и создание рабочих мест. Стороны принимают на себя обязательства:

рассмотреть возможность введения необлагаемого уровня доходов физических лиц в размере прожиточного минимума с учетом необходимости компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;

рассмотреть вопрос о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц;

содействовать снижению налоговой нагрузки на предпринимателей, инвестирующих в модернизацию экономики и создающих новые рабочие места, реализующих социально значимые проекты;

провести анализ существующих стимулов и механизмов поддержки инвестиционной активности организаций;

обеспечить дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования;

рассмотреть вопрос о возможности расширения использования заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость без банковской гарантии;

подготовить предложения по решению проблем уклонения от уплаты налогов, включая практику размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли.

Стороны обязуются рассматривать в Комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты, регулирующие вопросы налогообложения и затрагивающие социально-трудовые отношения.

Источник

Экономическая политика как способ реализации экономических целей

Экономическая политика государства: понятие, виды и рычаги. Особенности политики «среднего пути» и «конкурентного порядка». Обеспечение конкурентных преимуществ на мировом рынке национальной экономики. Характеристика экономической политики России.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.11.2011
Размер файла 26,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Кафедра общей экономической теории

Реферат по экономической теории на тему:

Экономическая политика как способ реализации экономических целей

Студент М108 группы

Чункин Александр Сергеевич

к.э.н., доц. Бородина Татьяна Сергеевна

1. Понятие экономической политики

1.1 Виды и рычаги экономической политики

2. Типология экономической политики государства

3. Экономические цели

4. Цели и задачи экономической политики

4.1 Характеристика экономической политики России

Список использованной литературы

Чтобы рассматривать тему данного реферата — «Экономическая политика как способ реализации экономических целей» следует начать с определения понятия «экономическая политика» в целом. Хочется заметить, что это очень емкий термин, включающий в себя следующие понятия:

· управление распределением ресурсов;

· участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;

· сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти

В широком смысле политика включает различные аспекты деятельности (социальную поддержку, оборону, экологию), однако экономическая политика, на мой взгляд, занимает среди них ключевое положение.

Сегодня практически все реально действующие экономические системы обуславливают тесное переплетение рыночных отношений с элементами государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а многочисленные исследования в области науки подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Для осуществления этой роли оно использует различные рычаги воздействия на экономику.

В данном реферате, я рассмотрю основные понятия, связанные с экономической политикой государства, её цели, инструменты, виды и перспективы. Также мною будут рассмотрены основные пункты экономической политики Российской Федерации.

1. Понятие экономической политики

По определению, экономической политикой следует называть проводимую государством или правительством страны генеральную линию экономических отношений, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Реализуемый правительством страны курс находит свое непосредственное выражение в экономической политике государства.

Экономическая политика, по своей сути, должна создавать и выражать задачи, цели и интересы государство, страны и общества в целом. Также в государственной экономической политике находят свое отражение интересы, позиции и взгляды самого правительства и тех, от кого оно находится в зависимости, с которыми непосредственно связано, происходит это потому, что толкователем или интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство.

Читайте также:  Способы ремонта чугунных трубопроводов

Можно смело утверждать, что экономика стран мира имеет циклическое развитие: в ней происходят как различные колебательные процессы, так и разнообразные движения. Период в несколько лет, может вызвать смену фазы экономического роста и подъема на фазу снижения (возникновение экономического спада; угасание предпринимательской активности; уменьшение спроса и предложения). Из-за этого принято различать следующие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла: экономический рост (подъем); экономический бум (высокая экономическая конъюнктура); экономический спад (рецессия; стагнация; дефляция; экономический кризис); депрессия (низкая экономическая конъюнктура).

Тип экономической политики правительства или государства формируется в зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика государства. Очень часто, такие понятия, как величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, а также цен занятости и безработицы, являются индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики.

Внутренняя и внешняя государственная политика, государственная идеология, военная политика тесно связаны с экономической политикой государства. Эта политика, на мой взгляд, воплощает в себе не только политические взгляды правительства, но и политическую доктрину самого государства. Также, экономическая политика должна способствовать созданию разнообразных экономических предпосылок и базиса проведения государственной политики.

Правительство, принимая экономические решения, создавая бюджет и выделяя некоторые ассигнования, выражает аспект проявления социальной экономической политики, причем стоит заметить, что правительству также следует учитывать социальную реакцию разных слоев населения, а в особенности ведущих её групп.

Проявление намеченной экономической политики государство выражается в следующих структурах: план и расчет государственного бюджета; целевые государственные программы; поддержка и социальная защита нуждающихся; ставки государственного налогообложения и льготы; величина внутреннего и внешнего государственного долга.

1.1 Виды и рычаги экономической политики

Экономическую политику принято разделять на долгосрочную и краткосрочную. Разделение это зависит от временного диапазона действий или же продолжительности того периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия в области экономики.

При относительно устойчивых условиях экономической жизни либо при гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и придерживаться её — характерна долгосрочная экономическая политика.

Постоянная неустойчивость различных процессов экономики, а также непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности государства ведет к краткосрочной экономической политике, которая характеризуется приданием направленности том или иным экономическим действиям на некоторый период, рассчитанный примерно на год или даже несколько месяцев.

Проводимая государством экономическая политика, осуществляется за счет использования какого-либо инструментария, совокупности рычагов какого-либо воздействия на экономические процессы, а также агентов хозяйственной и экономической деятельности, находящихся у государства. Реализация политики происходит по средствам законов, указов президента, постановлений правительства и других нормативно-правовых актов.

Трансферты, налоги, государственные расходы можно отнести к инструментам государственной политики. Обобщив их, можно сказать, что это фискальные рычаги воздействия государства на экономическую политику.

Вместе с фискальными, значительную роль также играют и кредитно-денежные инструменты экономической политики. К ним следует относить такие понятия, как кредит, ставки ссудного процента, общая масса и доступность денежных средств.

Использование таких рычагов, как установление уровней цен на некоторые виды товаров, величин объемов производства, а также получаемых предпринимательских доходов, и доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности, также подвластно государству в целях успешного проведения своей экономической политики.

Таможенные пошлины, тарифы экспорта и импорта, квоты на вывоз и ввоз товара — также являются очень широко используемыми инструментами в проведении экономической политики.

Различные виды экономической политики различают в зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов или инструментов осуществления экономической политики правительства. Стоит заметить, что не существует единой и общепризнанной классификации видов экономической политики. Разные ученые по разному называют её отдельные виды, и по разному формируют общий перечень частей, составляющих экономическую политику. Но все же, в широком плане, следует выделять монетарную (кредитно-денежную), фискальную (финансово-бюджетную политику) и внешнеэкономическую политику. Также, принято разделять экономическую политику на несколько составляющих: внешнеэкономическая, антимонопольная, аграрная, налоговая, региональная, банковская, социальная, ценовая политика.

2. Типология экономической политики государства

Безусловно, не приходится сомневаться в том, что существуют разные типологии экономической политики государства. Рассмотрим некоторые из них:

· Политика «среднего пути». Такая политика предполагает не только разную степень вмешательства государства в рыночную экономику, но и нахождение компромисса между плановым хозяйством и рынком. К такой политике следует относить государственные вмешательства, связанные с распределительными целями.

· Политика «конкурентного порядка». Такая политика предполагает некоторые рамочные условия, которые издаются государством и способствуют наиболее максимальному развитию конкуренции. Недопущение или ограничение тенденций к концентрации экономической власти, то есть процессов монополии, форм рынка, ведущих к нанесению экологического ущерба и разработка путей его компенсации — есть главная задача такой экономической политики государства

· Точечная (пунктирная) экономическая политика. Такая политика включает некоторые политико-правовые действия, которые ориентированы на решение каких-либо отдельных проблем, а также на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение целостности или комплексности экономического подхода. Следовательно, политика, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, способна вызвать не только некоторые перекосы, изменения в платежноспособном спросе, но и значительные денежный расстройства.

3. Экономические цели

экономическая политика конкурентный порядок рычаг

Поскольку экономических целей много и они различаются по степени важности, а нередко противоречат друг другу, постольку возникает необходимость выбора наиболее крупных, значимых целей, реализация которых позволяет решить широкий круг экономических и социальных проблем. К минимуму должны быть сведены и возможные отрицательные последствия осуществления целей. Прежде чем приступить к формированию основных экономических целей экономики, следует остановиться на рассмотрении общепризнанных экономических суждений. Так, например, приводят следующую классификацию экономических целей. Экономический рост как обеспечение производства большого количества и лучшего качества товаров и услуг. Полная занятость как обеспечение подходящим занятием всех, кто желает и способен работать. Экономическая эффективность как получение максимальной отдачи при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. Стабильный уровень цен, т.е. отсутствие инфляции и дефляции. Экономическая свобода как высокая степень свободы управляющими предприятий, рабочими и потребителями. Справедливое распределение доходов как положение, при котором ни одна группа граждан не пребывает в крайней нищете, в то время как другие пребывают в крайней роскоши. Экономическая обеспеченность как наличие общественной помощи хроническим больным, нетрудоспособным, престарелым и другим иждивенцам. Торговый баланс как поддержание разумной сбалансированности в области международной торговли и международных финансовых сделках.

Рассматривая такое явление, как ограниченность производственных ресурсов, можно определить, что экономический рост в своем «классическом» трактовании имеет определенные пределы, причем не в каком-то далеком будущем, а в довольно близком периоде времени. В принципе есть только один вид ресурсов, а именно человек с его духовными и физическими способностями, возможности которого исчерпаются еще не скоро. В инновационной экономике экономический ростреализуется не через увеличение каких-то количественных показателей, а через все большую индивидуализацию процесса производства и потребления.

Читайте также:  Типы грибов по способу питания

Полная занятость в классическом понимании выступает явлением, стоящим над и вне самого человека, ради которого она реализуется. В современных условиях все чаще сам человек должен в максимальной степени стремиться к достижению собственной оптимальной занятости, применяя принципы инновационной деятельности. Правительство, как менее динамичная система, просто не в состоянии обеспечить полную занятость всему трудоспособному населению страны. «При попытках описать изменения макроэкономического масштаба анализ равновесия оказывается абсолютно несостоятельным. Поэтому вполне справедливо отмечается, что в «Общей теории занятости, процента и капитала» Кейнсу удалось показать, что абсолютная занятость — это особый случай». Точно также, на наш взгляд, равновесие выступает только частным случаем, а не всеобщим экономическим явлением в современных экономических системах.

Достижение максимума отдачи при минимуме издержек имеет свои пределы, т.е. показатель экономической эффективности в данном понимании не может расти до бесконечности. Данное противоречие можно разрешить только в результате инновационной деятельности. Стабильный уровень цен в принципе недостижим, и подобная стабильность является фикцией и отрицательным явлением. В инновационной экономике, в основе которой лежат принципы динамического равновесия, цены совершают постоянные колебания, причем, не всегда имея при этом повышательную тенденцию.

4. Цели и задачи экономической политики

Сегодня, главной и, пожалуй, основной задачей государственной экономической политики является обеспечение конкурентных преимуществ на мировом рынке национальной экономики. Достигается такое положение как путем создания и реализации наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства и конкурентной рыночной среды, так и путем поддержания некоторой конкурентносособности, в тех сферах, где такие преимущества не могут быть реализованы только по средствам механизма свободного рынка. Чтобы успешно выполнить такую задачу, используется некоторый комплекс мер экономической политики, а именно кредитно-денежной, научно-технической, антимонопольной, инновационной и др.

К целям всякой экономической политики государства, безусловно, предъявляются какие-то определенные требования. Самыми главными из них являются, требования, утверждающие, что государством должны ставятся только те цели, которые не могут быть реализованы с помощью рынка, а также что цель должна иметь свое количественное измерение, потому что это даст возможность правильно проконтролировать её реализацию. В процессе выполнения основных целей, общество обязано решать огромное количество различных задач, образующих иерархическую соподчиненность — «пирамиду целей».

4.1 Характеристика экономической политики России

Сегодня, экономическая политика России, как и политика других стран с развитой рыночной экономикой, содержит в себе следующие направления:

— политика роста экономики;

Очевидно, что все эти направления пересекаются каким-то образом, а подчас даже противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает свои приоритеты.

Особое внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе направлено на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, которые направлены на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В связи с этим следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые осуществляют предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ и содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Экономическая политика в современной России обусловлена необходимостью преодоления “трансформационного спада” и его социально-экономических последствий.

Главная задача состоит в необходимости создания условий для экономического роста, одним из которых является изменение структуры народного хозяйства. Препятствия к формированию прочного, единого пространства, низкое качество менеджмента, технологическая отсталость; низкий уровень инвестиций, высокая затратность экономики; низкий уровень конкурентоспособности; высокая долговая нагрузка на экономику; возрастающая доля теневого сектора. Можно считать, что ликвидация этих угроз и будет определять особенности экономической политики на современном этапе.

На макроэкономическом уровне политика нацелена на: 1) совершенствование налоговой системы; 2) изменение структуры расходов федерального бюджета; 3) защиту и обеспечение устойчивости рубля; 4) рациональные заимствования на международных финансовых рынках; 5) укрепление платежного баланса за счет роста экспорта.

В целом экономическая политика Правительства характеризуется разрывом целей и их исполнением, противоречивостью и инерционностью принятия решений, довольно частой сменой исполнителей (например, в ключевом министерстве — Министерстве финансов), невысоким по мировым требованиям менеджмента уровнем проработки ресурсного обеспечения.

В данном реферате были раскрыты самые важные определения, тезисы и утверждения, связанные с понятием экономическая политика. В частности, мною были рассмотрены, и определены основные методы, инструменты и цели экономической политики государства.

В связи с этим, зародилось четкое и ясное определение главной темы данного реферата.

Экономическая политика — это система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, которая реализует тот или иной тип экономической стратегии.

Также мы пришли к выводу о том, что на современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. А достигается это, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства и путем поддержания конкурентоспособности там, где эти преимущества не могут быть реализованы по средствам только механизма свободного рынка.

Для выполнения такой задачи используется комплекс мер экономической политики. Его составляют бюджетно-финансовая, кредитно-денежная, антимонопольная, техническая и др.

Реализация экономической политики России сегодня, предполагает проведения политики, направленной на модернизацию экономики.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория. Е.Ф Борисов. Проспект, 2008

2. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. В.Леонтьев. М.:Политиздат,1991

3. Новая экономическая энциклопедия. Е.Е Румянцева. М.:Инфра-М,2005

Размещено на Allbest

Подобные документы

Экономическая политика государства как совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов для достижения социально значимых целей. Общая характеристика основных направлений развития государственной экономической политики России.

курсовая работа [943,9 K], добавлен 21.03.2014

Экономическая политика государства: принципы, цели, инструменты. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика. Понятие и виды фискальной политики. Структура государственного бюджета. Сущность кредитно-денежной системы и кредитно-денежной политики.

контрольная работа [1,1 M], добавлен 17.10.2010

Понятие, сущность и модели конкурентоспособности, факторы, влияющие на нее. Рейтинг конкурентных преимуществ экономики России на мировом рынке. Этапы проведения экономической политики, направленной на защиту интересов национальных производителей.

курсовая работа [74,6 K], добавлен 24.11.2014

Предмет, основные направления и составные части современной экономической теории. Изучение классификации экономических систем. Понятие и сущность смешанной экономики. Исследование характера и особенностей стабилизационной и структурной политики России.

курсовая работа [69,0 K], добавлен 22.06.2014

Изучение понятия экономической безопасности государства. Обобщение основных факторов, определяющих ее уровень. Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления.

реферат [36,9 K], добавлен 08.12.2010

Экономическая политика как основа развития государства. Использование экономической теории для определения рисков кризисных явлений. Метод анализа и направления развития экономической теории на сегодняшний день. Анализ экономической политики России.

реферат [646,8 K], добавлен 16.12.2015

Суть и формы экономической политики государства — комплекса управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы. Основные направления воздействия.

реферат [45,2 K], добавлен 22.04.2011

Источник

Оцените статью
Разные способы