- Методы антимонопольной политики в России
- Сущность антимонопольной политики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Методы антимонопольной политики в России
- 29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.
- 30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.
- Принципы и методы реализации антимонопольной политики
Методы антимонопольной политики в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность антимонопольной политики
Антимонопольная политика – это комплекс правовых мер, направленных на поддержание справедливой конкурентной борьбы и снижение негативного влияния монополий на рынок.
Рыночная структура такова, что ее участники неизбежно стремятся к монополизации. Каждый участник рынка хочет максимизировать выгоду, что возможно при условии монопольной власти. Однако, развитие экономики строится на справедливой конкуренции, где участники соперничают друг с другом, тем самым усиливая собственные сильные стороны. Монопольная власть ведет к асимметрии рынка, искажению информации, что делает одних производителей лидерами, а других – аутсайдерами, либо ведет к их банкротству.
Основная цель антимонопольной политики – регулирование конкурентной борьбы. Она направлена на установление равных условий для всех участников отношений.
Среди методов антимонопольной политики выделяют:
- Ограничение монополизации рынка.
- Запрет на установление цен рынка.
- Осуществление постоянного анализа рынка.
- Поддержание и сохранение справедливой конкуренции.
Антимонопольная политика строится на административных, правовых, косвенных, прямых мерах. Под административными понимаются лицензирование и квотирование, контроль за ценами и качеством, законодательные и нормативные акты, субсидии, дотации, пособия, налоговые льготы, кредитно-денежные, налогово-бюджетные и тарифные методы регулирования. Политика, направленная против монопольной власти, поддерживает равные права между участниками рынка, а также развивает конкуренцию. Это способствует росту производственного выпуска, расширению потребления, повышению качества жизни населения.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, антимонопольная политика является частью государственной экономической политики. Она выступает средством поддержания рыночного равновесия. Появление естественных монополий, как метод эффективной организации производства в определенных отраслях экономики, так же требует государственного вмешательства.
Методы антимонопольной политики в России
Направления антимонопольной политики опираются на набор форм и мер действий, позволяющих достичь определенного результата. Выделяют три базовых метода антимонопольной политики в России:
- Прямое влияние на уровень цен.
- Изменение ставок налогов и применение льгот.
- Регулирование деятельности естественных монополий.
Прямое регулирование цен выражается в установление из максимально допустимого уровня. Это влияет на изменение кривой спроса на рынке. Если цена устанавливается государством, то монополист постепенно оптимизирует объем выпуска под нее. В случае, если объем выпуска будет меньше, то спрос на продукцию будет эластичным. При объеме выпуска выше указанного излишки выпуска смогут быть проданными только по минимальной цене. Кривая спроса будет убывающей. Получается, что при желании стимулировать деятельность монополиста государство устанавливает цены на максимально низком уровне. Монополисту приходится расширять производство.
Введение потоварного налога обычно представлено акцизами. Они являются частью переменных издержек монополиста. В этом случае монополист наращивает дополнительные издержки, поэтому точка оптимального выпуска смещается. Совокупный доход снижается. Проблема данного метода заключается в том, что часть налоговой нагрузки ложится на покупателя. Паушальные налоги относятся к постоянным издержкам. Они не меняют оптимального соотношения цены и объема выпуска, но изменяется объем получаемого дохода. Данный вид налога не переносится на покупателя. Налог на прибыль похож на паушальный налог.
Российская антимонопольная политика сегодня сосредоточена на следующих направлениях:
- Формирование благоприятной конкурентной среды, ее развитие, предотвращение недобросовестных методов конкурентной борьбы.
- Регулирование выполнения условий честной конкурентной борьбы и законодательных актов в отношении конкуренции.
- Создание нормативно-правовой базы в отношении монополистических фирм и конкурентной борьбы.
- Борьба с нарушителями закона.
- Поддержка малого и среднего бизнеса.
Самыми действенными оказались методы административного воздействия. Они направлены на предотвращение создания барьеров входа на рынок и ограничений конкуренции, противодействие сделкам, ведущим к концентрации капитала, разработка и применение эффективной системы взысканий. Антимонопольное законодательство постоянно изменяется. Это необходимо для того, чтобы действия власти соответствовали текущим требованиям рынка. В России в структуру законов за последние 10 лет было внесено 4 пакета законов и более чем 200 актов федерального уровня.
Особое внимание уделяется антимонопольному регулированию на региональном уровне. Здесь проводятся мероприятия по демонополизации рынка. Эта деятельность обычно координируется соответствующим местным органом, который отвечает за внедрение стандарта конкуренции. Регионы заключают соглашения с Федеральной антимонопольной службой, что позволяет быстрее внедрять достижения центральных органов власти на местах. Главный орган страны активно участвует в оптимизации работы естественных монополий, так как от их деятельности зависит благополучие жизни граждан страны. Например, в 2018 году ФАС сыграла важную роль в снижении тарифов на электроэнергию.
Монополия является частью рыночной структуры, но препятствует нормальному развитию национальной экономики. Меры антимонопольной политики позволяют установить оптимальное соотношение между целями реального сектора и равновесием национального хозяйства. Государственное регулирование не должно нарушать работу естественных монополий, но при этом должно обеспечивать доступность их товаров и услуг для широкого круга потребителей. Проблема сохраняется в том, что большая часть российских предприятий представлена крупными объектами хозяйствования, практически единолично владеющими рынком.
Источник
29. Формы и методы реализации государственной антимонопольной политики.
Антимонопольное регулирование — это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции.
Основу антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; и, с другой — на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на моно-полизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: регулирование цен, объемов производства пред приятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдени ем ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйству ющих субъектов, административные и экономические санк ции, меры по демонополизации, содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.
Основные методы антимонопольного регулирования.
Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм — антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.
Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.
Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:
Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.
Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции — стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие приоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и информационное, консультативное содействие.
Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики. Эта мера на практике используется достаточно редко.
30. Товарные рынки, их хар-ка. Опред доминирующего положения на рынке.
Для реализации антимонопольного регулирования принципиально важна характеристика товарных рынков — их границ и объемов. Для установления параметров товарного рынка используются количественные и качественные показатели:
состав покупателей и продавцов (все группы покупателей, приобретающих конкретный товар, и все продавцы);
товарные границы рынка (определение изучаемого товара по показателям, ур новизны, условия реализации, удовлетворение спроса, т.е. группы товаров, рынки которых расцениваются как один товар);
географические границы рынка. Выделяют республ и местный товарные рынки);
емкость товарного рынка (возможный объем реализации товара при данном уровне и соотношении цен: V рынка = V произ-ва +V импорта –V экспорта);
доля хозяйствующего субъекта на рынке (определяется как отношение реализованной им продукции к объему рынка);
рыночная сила хозяйствующего субъекта
Для установления параметров товарных рынков используются различные информационные источники: гос-ая статистика, данные хозяйствующих субъектов, выборочных опросов покупателей, ведомственных и независимых информационных центров, товароведческой экспертизы.
Доминирующее положение — исключ-ое положение хоз субъекта на рынке, которое дает ему возможность самостоятельно, или действуя совместно с другими хоз субъектами, диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хоз субъектам или иным образом ограничивать конкуренцию.
Доминирующим признается положение хоз субъекта, доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую соотв-щими органами ГУ. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором и анализируется положение хоз субъекта.
В РБ доминирующее положение на рынке определяется в соответствии с рекомендациями по определению доминирующего положения хоз субъектов на товарных рынках РБ. При его установлении основываются на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:
отсутствие конкурента на рынке соответствующего товара;
способность хоз субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) данного товара, навязывать неприемлемые для покупателя или продавца условия при продаже или покупке товара;
способность ограничивать конкуренцию других хозяйствующих субъектов;
Достаточным же условием для признания доминирующего положения является установление факта, что доля хоз субъекта на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.
При определении доминирующего положения исп-ют показатели (объем произведенной продукции в нат и стоим-ом выражении; объем реализованной продукции; объем ввоза (включая импорт) данного товара на соотв-ий рынок (республиканский, местный); объем вывоза (вкл экспорт) данного товара за пределы соотв-его рынка; рентабельность прод-ии; кол-во хоз субъектов, поставл-их произведенную продукцию на данный тов рынок).
Источник
Принципы и методы реализации антимонопольной политики
Принципы | Методы |
1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации | 1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров). 2.Поддержка малого предпринимательства. 3.Проведение политики демонополизации производства и обращения. 4.Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них. 5.Совершенствование антимонопольного законодательства. 6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий |
2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции | 1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке. 2.Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции. 3.Пресечение недобросовестной конкуренции. 4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов |
3.Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции | 1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка. 2.Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка 3.Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления. 4.Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское. |
4.Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов | 1.Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства. 2.Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил |
Закон о защите конкуренции содержит целый ряд изъятий из нормативно установленных правил (запретов) как по сферам применения самого закона, так и по отдельным действиям хозяйствующих субъектов. Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции. При применении Закона о конкуренции следует принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, так же регулируются специальным законодательством и, прежде всего – Федеральным законом «О естественных монополиях».
Поэтому для практических целей необходимо определить соотношение Закона о конкуренции и Закона о естественных монополиях. В Законе о конкуренции нет указаний на то, что этот закон не распространяется на отношения с участием субъектов естественной монополии. В то же время экономическая природа естественной монополии такова, что её субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке, следовательно, запреты Закона о защите конкуренции и его санкции могут применяться и к субъектам естественной монополии, если последние нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации.
Реализация антимонопольного закона возлагается на специально создаваемые государственные органы, деятельность которых носит функциональный характер (ФАС России и его территориальные управления)
Многоотраслевая правовая специфика Закона о защите конкуренции предопределяет сложный субъектный состав правоотношений, то есть в круг субъектов, ответственных за нарушение антимонопольного законодательства, включаются как юридические лица, так и граждане, прежде всего имеющие статус коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
Антимонопольный закон России несёт в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда – наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства.
Рассмотренные черты российского Закона о защите конкуренции роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, но он имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это само по себе доказывает особые условия применения антимонопольного закона России, когда ещё имеют место рецидивы незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве.
С самого начала формирования правовой базы рыночных реформ в различных областях экономики России законодатель стремится следовать принципам поддержки конкуренции. Поэтому среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, принятые на основе Закона о защите конкуренции и включающие отдельные положения антимонопольной направленности. Подобные правовые нормы можно условно подразделить на:
— содержащие требования по осуществлению текущей хозяйственной и властной деятельности. (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. ««О недрах» ч. 5, 6, 7 ст.17; Закон РФ от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности» ст. 32; Законы РФ «О связи» от 16 февраля 1995 г. «О почтовой связи» от 9 августа 1995 г.; Закон «О рекламе» от 18 июля 1995 г.; Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. и другие.) содержащие требования организационного и процедурного характера
— Правовые нормы, связанные с требованиями организационного и процедурного характера, включают в себя: (ГК РФ п.2 ст. 57; Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ» от 3 июля 1991 г.; Закон РФ «ОБ акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.; Закон РФ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 г. и другие)
В перечисленных актах речь идёт об основных направлениях организационной деятельности государственных органов, призванных содействовать формированию конкурентной среды в различных отраслях отечественной экономики и предотвращению различных проявлений незаконного монополизма.
Таблица 10.
Структура антимонопольного законодательства Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 года.
Антимонопольное законодательство РФ
Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Антимонопольные органы также наделены Законом о защите конкуренции в ст. 2 исходит из широкой трактовки состава антимонопольного законодательства и включает в него не только законодательные, но и подзаконные акты в виде нормативных указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся принятые Указы Президента РФ от 17 февраля 1995 г. № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», от 6 марта 1995 г. № 161 «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ», Постановления Правительства РФ от 9 марта 1994 г. №191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ», «О плате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством» от 26 декабря 1995 г. № 1284.
Они, хотя и не входят в состав антимонопольного законодательства но, тем не менее, способствуют реализации его норм. Ведомственные акты антимонопольных органов издаются на основе законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ. К ним относятся, прежде всего «Правила рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства», утверждены приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53, Приказ ГКАП России от 26 октября 1993 г. № 112 «О методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков», и другие.
Немаловажное значение в регулятивной деятельности ФАС России занимает подготовка и утверждение различных методических рекомендаций. Они, хотя и не имеют общеобязательной юридической силы, но с успехом используются органами государственной власти при рассмотрении фактов нарушения антимонопольного законодательства России, а также при толковании и применении его сложных правовых понятий. Поэтому методические рекомендации, утверждаемые приказом ФАС России и содержащие совокупность способов, методов, приёмов для систематического, последовательного, наиболее целесообразного проведения в жизнь мер антимонопольного регулирования, служат «продолжением» норм антимонопольного законодательства, сопровождают их действие. В настоящее время подлежат применению Методические рекомендации по выявлению монопольных цен от 21 апреля 1994 г. №ВБ/2053, Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (утверждены приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. №67), Методические рекомендации по определению границ и объёмов товарных рынков (утверждены приказом ГКАП РФ от 26 октября 1993 г. №112) и другие.
Особое место среди актов ФАС России занимают и те, которые устанавливают конкретные размеры экономических величин, определённых в Законе о конкуренции. Таких оперативно регулируемых оценочных категорий две: а) предельная доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышение которой позволяло признать его положение доминирующим; б) предельная величина уставного капитала юридических лиц различных организационно-правовых форм, превышение которой давало основания для применения Закона о защите конкуренции. При применении антимонопольного законодательства России необходимо учитывать положения соответствующих международных договоров в связи с наличием в Конституции Российской Федерации п.4 ст.15. Он гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Другими словами, российское государство, принявшее на себя обязательство соблюдать международно-правовые акты, признаёт возможность прямого действия и применения норм международного права государственными органами. Согласно данной норме международно-правовые обязательства России автоматически и непосредственно становятся элементом правовой системы нашей страны. Они обладают приоритетом по отношению к противоречащим им нормам внутреннего законодательства.
Источник