Способы реализации административно правовых норм являются

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.3. Формы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм — это практическое исполнение установленных правил поведения в интересов управления административных отношений.

Административное право использует два основных способа реализации своих норм.

1. Исполнение — точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2.Применение — издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения — прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3.Соблюдение — воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

4. Использование— добровольное совершение субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Источник

3.3. Способы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм – это практическое их использование в соответствии с целями административно-правового регулирования управленческих общественных отношений.

Различают два основных способа реализации административно-правовых норм – исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение заключается в совершении субъектами действий, предписанных административно-правовой нормой. Иначе говоря, исполнение административно-правовых норм заключается в точном следовании субъекта управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся.

Применение административно-правовых норм заключается в издании уполномоченными органами (должностными лицами) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Акты издаются в процессе решения конкретного дела.

Использование состоит в добровольном совершении субъектами административного права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Лекция 3.Способы осуществления реализации административно-правовых норм.

Практическое применение административного права субъектом , выраженных в нормах правил поведения для регулирования управленческих правоотношений называется реализацией административно-правовых норм.

Известны следующие способы реализации административно-правовых норм:

1.Соблюдение — добровольное подчинение субъекта требованиям административного правовой норм.

Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные нормо отношения.

2. Исполнение- действие субъекта по выполнению требований точное исследование юридических предписаний, запретов, дозволений , которое содержится в

Исполнение в отличие от соблюдения характеризуется активным правомерным поведением субъекта

3. Использование- добровольное действие связанное с осуществлением субъективных прав в сфере управления при этом субъект сам принимает решение воспользоваться или не воспользоваться предоставленной ему субъективных прав.

Использование осуществляется активным образом

4.Применение заключается в принятии на основе нормы органом исполнительной власти, органом местного самоуправления юридически властного решения

Применение осуществляется в виде издания в соответствии с нормами индивидуальных и юридических актов

Основные требования правильности применения норм административного права:

1.Законность возможность применения Административно правовой нормы только в пределах предоставленных полномочий и в точном соответствие с самой нормой

Законность также подразумевает строгое соблюдение процессуального порядка

применения нормы и обязанность уполномоченных органов применять ее во всех необходимых случаях

2.Обоснованность –возможность применения нормы только после анализа информации о событии , которое вызвало необходимость ее применения , а также только после всесторонней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

3. Целесообразность- означает оптимальным образом достижение цели ради которой применяется норма

Виды административно правовых норм:

I.По юридической силе:

1. Законодательные группы – содержатся в законах , а также в нормативных актах органов законодательной власти РФ, ее субъектов, в нормативных актах, представительных органов местного самоуправления

2. Подзаконные- в указах президента , правительства РФ, в нормативных правовых актах субъектов РФ, глав местных администраций

4. Локальные- внутри административных актов организаций

II. По целевому назначению

1. Регулятивные- регулируют правила поведения, определяют обстоятельства и порядок возникновения, изменения и прекращения данных отношений

2. Охранительные – обеспечивают защиту , урегулированных общественных отношений

III.По предмету регулирования

1. По предмету регулирования- материальные , которые юридически закрепляют обстоятельства, условия возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, обязанность и ответственность их участников

2. Процессуальные- регламентируют порядок организации административно-правовых отношений и реализации участниками отношений в отношении прав и обязанностей установленных административными нормами

IV. По предмету воздействия на поведение мубъектов правоотношений

V. по форме предписаний

1.императиные-подлежат безусловному (обязательному) исполнению

VI. по пределу действий

  1. Общеобязательные- адресованные широкому кругу лиц
  2. внутри аппаратные

VII. по территориальному действию

3. На территории субъекта

VIII. по объему регулирования

1. общие- относительно ко всем сферам управления

2. межотраслевые-между отраслями

IX. по сроку действия

1. Срочные-в норме указывается срок действия

Источники административно права Самостоятельно .

Действия административно правовых норм во времени:

В соответствии со статьей 5 конституции- все законы а так же нормативно-правовые акты затрагивающие права свободы и обязанности человека и гражданина должны быть опубликованы

1.Федеральный закон о порядке опубликования и вступления в силу

Федеральный закон актов , палат федерального собрания «Вступают в силу через 10 дней после его официального опубликования» 3 источника:

-Собрание законодательной палаты/ фактов

2. Указ Президента о порядку опубликования и вступления в силу актов президента Рф, правительства РФ, и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти — имеющих нормативный характер , вступают в силу по истечению 7 дней после дня их официального первоначального опубликования .

3.Поставление правительства РФ затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина – ступающие в силу не ранее дня его опубликования, а другие постановления со днях их подписания

4.Нормативные акты Федеральных органов затрагивающие права . свободы и обязанности, устанавливающие правовой статус организации , имеющие межведомственный характер

Подлежат регистрации в министерстве юстиции , после чего подлежат обязательной публикации

Акты вступают в силу по истечению после дня их опубликования , иные акты вступают в силу немедленно.

Понятие и особенности административно правовых отношений:

Административно-правовые отношения- это урегулированные административно правовой нормой , управленческое общественное отношения, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных этой нормой

Административно-правовые отношения являются властными, построенные по принципу «Власть — подчинение». В административно-правовых отношениях всегда имеется специфическое субъектное выражение, формулирующие соответствующие волеизъявления, адресующиеся другой стороной. Связаны с обеспечением управленческих целей и задач государства, поэтому в административно-правовых отношениях всегда одной из сторон является официальный и полномочный субъект исполнительной власти.

Административно-правовые отношения имеет свой объект- воля и сознание, поведение. Сознательные действия людей. Для возникновения . изменения и прекращения административно-правовых отношений необходимо наступления условий предусмотренных административно-правовыми нормами – юридические факты. ЮФ- обстоятельства при которых согласно требованиям соответствующих нормам между сторонами возникают конкретные правоотношения (обстоятельства- действия- результат активного волеизъявления субъекта, и события)

Действия – правомерными и неправомерными. Бездействие неправомерное действие.

Событие-явление не зависящее от воли людей.

Виды административно-правовых отношений:

  1. Основные(складываются между вышестоящими и нижестоящими- средними механизма реализации исполнительной власти) и неосновные (второстепенные- складываются за рамками непосредственно-управляющего воздействия на тот или иной объект).
  2. Внешние и внутри организационные
  3. Субординационные- властность, авторитарность; Координационные
  4. Вертикальные- между соподчиненными сторонами и горизонтальные- стороны фактической и юридических отношений, отсутствуют властные отношения

Лекция 4

Граждане как субъекты.

Административно-правовой статус человека и гражданина определяется их административной правосубъектностью , которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность – легально признаваемая возможность являться субъектом административного права, т. е. иметь права и обязанности административного характера. Некоторые права и обязанности присущи от рождения- это основные и неотчуждаемые права: свободы человека и гражданина установленные конституцией РФ.

Права и обязанности физических лиц с точки зрения момента их возникновения и прекращения условно разделяют на 2 вида:

1. Возникающие с момента рождения и прекращающиеся моментом смерти

2. Права и обязанности, приобретаемые в процессе жизни человека

Правоспособность является неотчуждаемой и присутствует на протяжении всей жизни человека , но невозможность полного отчуждения указанных прав и свобод не исключает возможности их легального ограничения ( ст.55 КРФ).

Во втором случае правоспособность физических лиц обусловлена наступлением каких-либо обстоятельств , свидетельствующих о приобретении физическим лицом того или иного правового статуса.

Помимо качественных характеристик личности- статусными могут быть и ситуационные факторы (статус временного переселенца).

Гражданство РФ- устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Основные правила регулирующие вопросы гражданства перечислены в Федеральном законе о гражданстве РФ.

К гражданам РФ закон относит:

1. Лиц, имеющих гражданство РФ на день вступления в силу закона

2. Лиц, которые приобрели гражданство РФ в соответствие с данным законом

Закон также регулирует вопрос двойного гражданства, наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не уменьшает у него прав и свобод , но и не освобождает от выполнения установленных прав и обязанностей. Лицо, состоящее в гражданстве РФ и другого государства не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства 2-х государств. Иное предусматривается только международным договором РФ с другими странами.

  1. по рождению
  2. в результате приема в гражданство РФ
  3. в результате восстановления в гражданстве российской федерации
  4. по иным основаниям предусмотренным законом или иным договором

Ребенок приобретает гражданство:

1.оба его родители или один родитель имеет гражданство РФ

2.Один из его родителей имеет гражданство РФ. А другой является лицом без гражданства или призван безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно

3.Один из его родителей имеет гражданство РФ. А другой является иностранным гражданином при условии , что ребенок родился на территории РФ.

4.Оба родители или единственный родитель проживают на территории РФ , при условии ,что ребенок родился на территории РФ, а государство гражданами которых является его родители не дает гражданство.

5. Если родители ребенка неизвестны и он находится на территории РФ, то он становится гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его обнаружения.

Прием гражданство: осуществляется в общем и обобщенном порядке

Гражданство РФ прекращается в следствие выхода из гражданство РФ или по иным основаниям предусмотренным данным законом или международным договором РФ.

Законом предусмотрены также случае не допускающие выход из Российского гражданства.

Полномочными органами ведающими делами о гражданстве РФ, президент РФ, федеральная миграционная служба. Министерство иностранных дел, дипломатических представительства и консульских учреждения РФ , находящиеся за ее пределами.

Специальные статусы временного переселенца имеют граждане РФ, правовое положение которых определенно законом о вынужденных переселенцах.

«закона о вынужденных переселенцах»

Правовое положение иностранного гражданина

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Иностранными гражданами признаются лица обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ. К лицам без гражданства относятся лица не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого государства. Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, зависит и от того постоянно или временно они прибывают на территории РФ. Согласно федеральному закону о правовом положении граждан в РФ иностранные граждане временно находящиеся на территории РФ, могут приобрести статус временно пребывающего либо статус временно проживающего в РФ.

Выдача разрешений иностранным гражданам на временное проживание относится к компетенции органов федеральной миграционной службы, оно выдается по заявлению иностранного гражданина. Консульское заявление В государстве проживания этого гражданина, в случае отказа он в праве его повторить но не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего заявления. В законе перечислены основания, при которых данное разрешение иностранному гражданину не выдается, временно проживающие иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В течение срока действия и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство – это документ подтверждающий его права на постоянное проживание в российской федерации, а так же права на свободный выезд и въезд в российскую федерацию до получения вида на жительства иностранный гражданин должен прожить в РФ не менее 1 года. На основании разрешения на временное проживание. Вид на жительства выдается на 5 лет.

Документами , удостоверяющими личность лица без гражданства признаются документ выданный иностранным государствам и признаваемый в соответствие с международным договором России в качестве документа удостоверяющего личность лица без гражданства. 2. Разрешение на временное проживание. 3.Вид на жительство 4. Иные документы

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения по РФ на основании документов , определяющих их статус и основания пребывания в РФ за исключением закрытых территорий. Временно проживающие в России иностранный гражданин не в праве по собственному желанию изменять место своего проживания, в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. Иностранный гражданин имеет право осуществлять свою трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу -этот порядок не распространяется на отдельные категории иностранных граждан. Пр. постоянно или временно проживающих в России являющихся сотрудниками дипломатических представительств. К числу статусных ограничений иностранных граждан и лиц без гражданства относится ряд запретов: не имеют право находится на государственной и муниципальной службе.

Особым статусом обладают иностранные граждане и лица без гражданства, признанные беженцами.

Порядок предоставления статуса беженца установлен федеральным законом о беженцах.

Иностранному лицу или лицу без гражданства, может быть предоставленное временное убежище на территории РФ в соответствие с постановление правительства РФ о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Источник

Читайте также:  Бледно розовый способ образования
Оцените статью
Разные способы