- Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте
- Инструкция по прохождению теста
- Тестовый материал
- 1 пара:
- 2 пара:
- 3 пара:
- 4 пара:
- 5 пара:
- 6 пара:
- 7 пара:
- 8 пара:
- 9 пара:
- 10 пара:
- 11 пара:
- 12 пара:
- 13 пара:
- 14 пара:
- 15 пара:
- 16 пара:
- 17 пара:
- 18 пара:
- 19 пара:
- 20 пара:
- 21 пара:
- 22 пара:
- 23 пара:
- 24 пара:
- 25 пара:
- 26 пара:
- 27 пара:
- 28 пара:
- 29 пара:
- 30 пара:
- Ключ к тесу
- Интерпретация результатов теста
- Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]
- Читайте также
- Семейная расстановка в детской психиатрии: обогащение терапевтической работы. Томас фон Штош
- Убеждения в конфликте
- КП, или Поведение в семейном конфликте
- Правила поведения в конфликте
- Оценка реагирования
- Томас Вольф
- ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ
- Самый короткий путь к известности Лоуэлл Томас
- Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте
- Как вести себя в конфликте
Тест-опросник Томаса на поведение в конфликте
Тест-опросник «Стиль поведения в конфликте» был разработан американским психологом Кеннетом Томасом. Он создан с целью исследования индивидуальной предрасположенности человека к конфликтному взаимодействию и определения стилей разрешения конфликтных ситуаций. Представленный метод может применяться в качестве ориентировки в изучении особенностей человека в плане адаптации и коммуникации, а также стиля его общения.
В методике Кеннета Томаса основное внимание уделено следующим вопросам:
- Исследуются формы поведения людей в конфликтах
- Определяются самые конструктивные и деструктивные формы поведения в конфликтах
- Определяются методы стимулирования конструктивного поведения в конфликтах
Чтобы описать поведенческие типы, Кеннетом используется двухмерная модель конфликтного регулирования, в которой базовыми измерениями являются:
- Кооперация, взаимосвязанная со вниманием индивида к интересам других участников конфликта
- Напористость, характеризующаяся стремлением защитить собственные интересы
Исходя из этих двух измерений, учёным определяются такие способы регулирования конфликтных ситуаций, как:
- Конкуренция в качестве стремления удовлетворить свои интересы в ущерб другому
- Приспособление как пренебрежение своими интересами в пользу другого
- Компромисс
- Избегание, отличающееся отсутствием стремления как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей
- Сотрудничество, в котором конфликтующие стороны находят альтернативу, удовлетворяющую интересы всех
По мнению Кеннета Томаса, во время избегания конфликта ни один участник не может достичь успеха. Если участники руководствуются принципами компромисса, приспособления или конкуренции, остаться в плюсе может только одна сторона. И лишь в процессе сотрудничества выигрывают все стороны конфликта.
В тесте-опроснике «Стиль поведения в конфликте» Томас представляет каждую из рассмотренных форм поведения посредством двенадцати суждений о том, как человек ведёт себя в конфликте. Они сгруппированы в тридцать пар в разных сочетаниях. Испытуемый должен выбрать из каждой пары суждение, наиболее соответствующее его обычному поведению.
В России тест-опросник был адаптирован российским психологом Натальей Владимировной Гришиной. Мы же представляем вашему вниманию переработанную нами версию теста-опросника.
Инструкция по прохождению теста
Ниже вам будет дано 30 пар суждений. Вам необходимо выбрать именно то, которое, на ваш взгляд, в наибольшей степени соответствует вашему обычному поведению. Над ответами не нужно подолгу задумываться. В тесте нет правильных или неправильных ответов, и, чем честнее вы будете с самими собой, тем достовернее будут полученные результаты. На прохождение теста отводится от 15 до 30 минут. После того, как тест будет пройден, вы сможете ознакомиться с ключом к тесту и интерпретацией ответов.
Тестовый материал
Итак, из каждой предложенной пары суждений выберите одно, наиболее характеризующее ваше поведение
1 пара:
А) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса
Б) Я стремлюсь обращать внимание на точки соприкосновения, а не на расхождения во взглядах
2 пара:
А) Я всегда стремлюсь найти компромисс
Б) Я всегда стараюсь решить проблему так, чтобы были учтены и интересы и мои и другого
3 пара:
А) Практически всегда я непреклонен в достижении своей цели
Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
4 пара:
А) Я всегда стремлюсь к компромиссу
Б) В некоторых случаях я могу поступиться своими интересами, чтобы в выигрыше остался другой человек
5 пара:
А) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
6 пара:
А) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы у меня не было неприятностей
Б) Я всегда стремлюсь достичь своей цели
7 пара:
А) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже
Б) Нередко я могу пойти на уступки, чтобы добиться другой цели
8 пара:
А) Как правило, я всегда настаиваю на своём
Б) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
9 пара:
А) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда
Б) Я делаю всё, чтобы было так, как хочу я
10 пара:
А) Я решительно пытаюсь достичь своей цели
Б) Чаще всего я стремлюсь к поиску компромиссного решения
11 пара:
А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
Б) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
12 пара:
А) Чаще всего, я стараюсь избежать позиции, способной вызвать разногласия
Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки
13 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Чаще я продолжаю настаивать на своём
14 пара:
А) Я всегда объясняю другому свою позицию и интересуюсь, как думает он
Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
15 пара:
А) Практически всегда я пытаюсь сохранить хорошие взаимоотношения
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
16 пара:
А) Я всегда учитываю чувства другого и стараюсь не задеть их
Б) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
17 пара:
А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели
Б) Я всегда стремлюсь сделать так, чтобы напряжённости не возникло
18 пара:
А) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив
Б) Я могу легко пойти другому навстречу, если и он тоже готов пойти на уступки
19 пара:
А) В первую очередь, я всегда хочу понять, в чём суть всех затрагиваемых вопросов и интересов
Б) Часто я стремлюсь отложить принятие решения по спорному вопросу, чтобы сделать это позже
20 пара:
А) Я всегда стремлюсь к немедленному преодолению разногласий
Б) Я всегда настроен на лучшее сочетание потерь и выгод для каждого
21 пара:
А) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны
Б) Мне больше нравится, когда проблема обсуждается прямо
22 пара:
А) Я стремлюсь занять такую позицию, которая будет посредине между моей личной и противоположной
Б) Я всегда стремлюсь отстоять свои желания
23 пара:
А) Меня всегда волнует вопрос, удовлетворены ли желания другой стороны
Б) В некоторых случаях я могу предоставить другому человеку возможность быть ответственным за решение неоднозначного вопроса
24 пара:
А) Если для другого человека очень важна его позиция, я пойду ему навстречу
Б) Я стремлюсь склонить другого к компромиссному решению
25 пара:
А) Я всегда доказываю другому логичность своих суждений и плюсы своей позиции
Б) В процессе переговоров я всегда учитываю желания другой стороны
26 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Практически всегда я стремлюсь сделать так, чтобы были удовлетворены желания всех сторон
27 пара:
А) Я стараюсь не занимать потенциально спорной позиции
Б) Я могу позволить человеку настаивать на своём, если знаю, что он будет счастлив
28 пара:
А) Как правило, я настойчив в достижении своей цели
Б) В процессе разрешения конфликта, я стремлюсь найти поддержку у соперника
29 пара:
А) Чаще я предлагаю найти среднее решение
Б) Мне кажется, что переживать по поводу разногласий следует далеко не всегда
30 пара:
А) Я всегда стараюсь сделать так, чтобы чувства другого не были задеты
Б) Чаще всего я придерживаюсь такой позиции в спорной ситуации, чтобы и я и другой человек достигли успеха
Теперь можете ознакомиться с ключом к тесту.
Ключ к тесу
Просмотрите нижеследующую таблицу и проставьте себе 1 балл за каждый ответ, который совпадает с ключами.
А теперь вы можете интерпретировать полученные результаты.
Интерпретация результатов теста
То количество баллов, которое вы набрали по каждой из шкал, показывает, насколько выражена у вас тенденция к тому или иному поведению в процессе конфликтного взаимодействия (характеристики указаны в начале). Чтобы узнать, какой тип поведения у вас доминирует, нужно просто сопоставить баллы по каждой из форм, и выбрать ту, по которой набрано наибольшее количество баллов.
Как уже упоминалось, Кеннет Томас полагал, что самой конструктивной и продуктивной является стратегия сотрудничества, т.к. только посредством неё в выигрыше могут остаться все стороны конфликта. Однако некоторые специалисты утверждают, что наиболее оптимально применять все пять стратегий, а лучшими показателями считаются такие, когда по каждому типу поведения набрано от 5 до 7 баллов.
ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Если у вас есть желание пройти ещё несколько тестов на диагностику своего поведения в конфликтах, но уже в автоматизированной форме, то предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию. Но заметим, что в нём вы найдёте не только раздел и тесты, посвящённые конфликтологии, но и множество других разделов и тестов, которые раскроют вам другие особенности вашей личности, покажут ваши преимущества и укажут на то, над чем стоит поработать. Курс вы найдёте вот по этой ссылке.
Желаем вам успехов и старайтесь обходиться без конфликтных ситуаций!
Источник
Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]
Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]
Методика определяет типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько педагог склонен к соперничеству и сотрудничеству в коллективе, в школьном классе, стремится к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности.
Текст опросника
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить конфликт с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение. б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя. б) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со време-нем решить его окончательно. б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять
б) Я даю другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь склонить другого на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Обработка результатов
По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с «ключом».
Ключ опросника
Соперничество — 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а. Сотрудничество — 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б. Компромисс — 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а. Избежание — 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б. Приспособление — 1б, 3б, 4б, 6а, 11б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Выводы
Полученные количественные оценки сравниваются между собой для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Семейная расстановка в детской психиатрии: обогащение терапевтической работы. Томас фон Штош
Семейная расстановка в детской психиатрии: обогащение терапевтической работы. Томас фон Штош В дневной стационар психиатрического отделения для детей и подростков принимаются дети в возрасте от трех до семи лет. Как правило, их проблемы связаны с разнообразными
Убеждения в конфликте
Убеждения в конфликте Нам предстоит заняться тем, каким образом привести в гармонию две подобные конфликтующие идентичности или системы убеждений. Конфликты в системе убеждений возникают, когда два и большее число убеждений ведут к конфликтному поведению. Подобного
КП, или Поведение в семейном конфликте
КП, или Поведение в семейном конфликте Все жены — смертны. Детский сказочник Е.Шварц (наверное, после семейной ссоры) КП — это Конфликтный Посыл или Конфликтное Поведение, когда один задевает другого, делает ему неприятно (а мог бы не задевать, не делать…). Кто-то из
Правила поведения в конфликте
Правила поведения в конфликте В нашем обществе человеку приходится сталкиваться с конфликтами довольно регулярно. Поэтому всем полезно освоить приемы, которые могут способствовать снятию напряжения у конфликтующих.Таблица 11.1 Стоит обратить внимание на то, что все
Оценка реагирования
Оценка реагирования Контроль состояния — одна из двух больших трудностей исследования младенцев. Вторая из них — выявление реакций, по которым можно было бы судить о возможностях малыша.Рассмотрим самый трудный случай: исследование новорожденных. Новорожденный не
Томас Вольф
Томас Вольф Томас Вольф, известный писатель из Эшвилл, был подвержен страшному влиянию подсознания на свою писательскую деятельность и за свою короткую жизнь написал несколько миллионов слов, которых никто никогда не напечатал. Однажды он сообщил, что написал большую
ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ
ВИДЫ СТРЕССОВ ПРИ КОНФЛИКТЕ Состояние стресса может возникнуть как следствие конфликтной ситуации, а может быть причиной или поводом для начала конфликта.Стресс характеризуется психофизиологическими параметрами и проявляется индивидуально. У каждого человека
Самый короткий путь к известности Лоуэлл Томас
Самый короткий путь к известности Лоуэлл Томас Эта биографическая справка о Дейле Карнеги написана как введение к оригинальной редакции книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Она помещена в данном издании, чтобы предоставить вниманию читателей
Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте
Схема 7.1.5 Медиаторы в конфликте Официальные: ? государственные правовые институты; ? правительственные и др. государственные комиссии; ? руководители предприятия, учреждения; ? общественные организации; ? профессиональные
Как вести себя в конфликте
Как вести себя в конфликте Зная все это, вы можете принять решение о том, как вам участвовать в назревающем конфликте. Вариантов может быть много.Вы можете увернуться от конфликта — промолчать, уйти куда-нибудь, отделаться шутками. В этом случае вампир не получит своей
Источник