Способы развития высших чувств

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ

Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.

В период дошкольного детства у ребенка формируются многие высшие чувства. Особыми переживаниями окрашено отношение детей к своим родителям: мать и отец кажутся им самыми чудесными людьми на свете. Они делают множество комплиментов своим родителям, хотят во всем на них походить. Главный повод для радости — это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Малышей радуют общие лыжные прогулки, походы в лес, за ягодами, за грибами, на рыбалку. Дети охотно рассказывают о том, как в семье прошел праздник.

Главная причина огорчений дошкольников — разлад в семье. Дети отвечают: больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся. Детей расстраивают ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним. Кроме того, в этот возрастной период дети переживают много и таких огорчений, которые очень быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился» (Белкина В. Н., 1998).

В то же время у дошкольника может возникнуть и чувство ревности:ему показалось, что брат или сестра (а в детском саду — другой ребенок) пользуется большим вниманием со стороны взрослых. Дети пытаются подавлять в себе чувство ревности, но оно все равно проявляется (Венгер -Л. А., Мухина В. С, 1973). Вот, например, появление в семье еще одного малыша очень часто вызывает терзания и ревность старшего ребенка. Это чувство может выражаться и очень острыми симптомами: разрушительными действиями, демонстративной потерей уже сформированных навыков самообслуживания (ребенок перестает одеваться сам, мочится в кровать), кашлем и кожными реакциями.

В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения.Эти чувства к семи годам приобретают характер индивидуальных устойчивых проявлений личности ребенка. У одних детей чувства гордости, самоуважения развиты сильно, они не допускают унижения ни со стороны взрослого, ни, тем более, со стороны сверстника. Другие постоянно находятся в чьем-либо подчинении, неспособны и не стремятся дать отпор обидчику. Чувства гордости и самоуважения являются одним из эмоцио-

ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА ■ 201

Эстетические чувства — чувства, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности. Интеллектуальные чувства — переживания, связанные с процессом познания: чувство удивления и любознательности, радость открытия истины и т. п. Праксические чувства — чувства, вызываемые деятельностью, ее изменениями в ходе работы, успешностью или неуспешностью, трудностями осуществления или завершения деятельности: желание добиться успеха в работе, чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы.

нальных компонентов самооценки ребенка, во многом мотивируют его поведение.

Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себялюбие, эгоизм,то есть стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.

Важное место в развитии личности ребенка занимают эстетические чувства:чувства прекрасного и безобразного, чувство гармонии, чувство ритма, чувство комического. В дошкольном возрасте подобные художественные впечатления значительно обогащаются.

Формирование эстетических чувств неразрывно связано с нравственным развитием ребенка. Это объясняется тем, что эстетические чувства могут возникать у малыша и в процессе его повседневного общения с окружающим миром.

Наиболее яркие из интеллектуальных чувств— чувства удивления и любознательности. Эти чувства возникают уже на пороге дошкольного детства и отражают отношение ребенка к новым фактам реальной действительности, которые каждодневно открываются перед ним. Чувство удивления, возникающее как естественная реакция на новизну, благодаря поддержке взрослого является началом любознательности ребенка (Суббот-скийЕ. В., 1991).

Благоприятные условия для возникновения разнообразных эмоций и развития чувств создает деятельность ребенка.

Особую группу эмоциональных переживаний, непосредственно связанных с деятельностью ребенка, составляют так называемые праксические чувства(чувства, вызванные деятельностью, ее успехом и неуспехом, трудностями в осуществлении и завершении).

Наблюдения А. Д. Кошелевой по
казали такую закономерность: ус
пех в деятельности вызывает у
ребенка яркие положительные пе
реживания, но они могут не прояв
ляться бурно, а неуспех у этого же а Л _ , ,
, r ‘ J J «»«* ‘ vv, «Я умею ездить на велосипеде!».

малыша вызывает, наоборот, рез- Праксические чувства

202 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)

кое проявление неудовлетворенности. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребенка достаточно долго, тогда он начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться нового задания. У некоторых под влиянием неудач возникает устойчивое отрицательное отношение к деятельности с элементами агрессивных реакций, адресующихся трудному действию, предметам (Кошелева А.Д., 1985).

Источник

Формирование и проявления высших чувств

Высшие чувства – это целая прорва эмоциональных процессов, которые были сформированы мировоззрением и описывают отношению каждого конкретного взятого индивидуума к окружающему миру, а также отражает его моральную позицию и нравственные устои.

Читайте также:  Способы обобщения педагогического опыта это

Именно в период дошкольного развития у ребенка происходит процесс формирования и проявления высших чувств, ведь многие высшие чувства формируются именно в этот период.

Примечание: в особенности ребенок наиболее активен к проявлению высших чувств по отношению к своим родителям, а также их окружению. Благодаря формированию некоторых социальных норм, а также в виду некоторых психических особенностей ребенок считает своих родителей самыми замечательными индивидуумами на земле, и наибольшую радость, как и другие высшие проявления чувств, приходятся на их долю.

Так, то, что вызывает равнодушное отношение ребенка по отношению к другим людям, может вызвать неконтролируемый импульсивный всплеск эмоций, которые в дальнейшем реконфигурируются в высшие чувства. При этом дети охотно делятся своими впечатлениями с другими элементами общества. Примером этого может служить бурный рассказ ребенка о проведенных праздниках.

Огорчения также являются высшими проявлениями чувств. Так при этом причины огорчения ребенка могут быть различными, однако наиболее релевантной будет разлад в семье. Если спросить у ребенка, что его беспокоит в данный момент, то он скажет что он беспокоится о том, чтобы мама с папой не ссорились. Однако при этом огорчение может вызвать и ссора с лучшим другом, или же неуспеваемость в детском саду.

В процессе интеграции в социум (начало которой приходит как раз на период между четырьмя и шестью годами, ведь ребенка отдают в детский сад, где помимо него, также находятся десятки социальных элементов его возраста) у дошкольника часто возникает чувство ревности. В первую очередь это проявляется в том, что ему кажется, что другой индивид получает больше внимания среди взрослых и сверстников.

Несмотря на появление чувства ревности у детей, они осознано пытаются его подавить, что является признаком эмоционального взросления. Однако в виду психофизических особенностей, у детей не всегда, получается, подавлять такие чувства и эмоции.

При этом проявление чувства ревности зачастую проявляется неадекватными с виду поступками, например активной разрушительной деятельностью, или же специальной потерей многих жизнеобеспечивающих факторов (так например ребенок может демонстративно мочиться в кровать, или же разучится развязывать шнурки).

Также подавление ревности может привести к сложным физическим осложнениям (кашель, рвота, различные сыпи) носящим психосоматический характер (подробнее об этом в статье психосоматические заболевание).

Однако при этом стоит отметить и то, что ревность не единственное высшее чувство, которое формируется у дошкольника. Так чувство гордости и самоуважения переходят з состояния простых эмоций в проявления высших чувств. Каждый из которых, в дальнейшем имеет свое влияние на общую судьбу ребенка. При этом даже в своем изначальном проявлении чувство справедливости у ребенка гипертрофировано, он не потерпит унижения ни по отношению к себе, ни по отношению к другому индивиду, как в проявлении взрослого социального элемента, так и в проявлении сверстника.

Однако если чувства справедливости начинают заслонять от ребенка другого человека, то это может стать основной причиной проявления таких эгоцентрических чувств как эгоизм и себялюбие. Так, эти чувства являются стремлением сохранить за собой право быть уважаемым элементом сложившегося социума, при этом, не имея соответствующей ответственности и ни прилагая к этом никаких усилий.

Эстетические чувства – чувства связанные с лирическим началом ребенка, жажда красоты, а также не восприятие безобразного.

Интеллектуальные чувства – чувства, возникающие благодаря любознательности ребенка: познание, удивление, радость открытия.

Практические чувства – чувства, возникающие благодаря влиянию труда на характер ребенка, зачастую связаны с процессом обучения, а также вызываемыми в ходе этого процесса различными трудностями. Увлеченность, захваченность работой; приятная усталость от работы также дополняют список этих чувств.

Однако не менее важную роль в процессе психофизического развития эмоциональной сферы ребенка возрастом от четырех до шести лет, играют чувства прекрасного и безобразного – а именно эстетические чувства. Так эти чувства формируют некоторые особенности поведения ребенка, а также его общий эмоциональный фон.

На пороге шести лет, у ребенка наибольшим образом проявляются интеллектуальные чувства, в особенности любознательность и удивления. Однако зачастую при этом интеллектуальные чувства дополняются рядом практических чувств, которые дают некоторый негативный оттенок всего происходящего. Именно по этому все дети большие почемучки, но при этом не любят учиться считать, читать и писать в этом возрасте.

Источник

8.5. Формирование высших чувств

Формирование высших чувств — моральных, эс­тетических, интеллектуальных — всегда социально по своему происхождению. Высшие чувства связаны с культурными традициями, обычаями, морально-этичес­кими нормами и опосредуются разными «психологи­ческими орудиями» — знаковыми системами, симво­лами, словами, разного вида искусством.

Основные характеристики высших чувств — опосредованность, осознанность, произвольность. Именно они являются главным объектом воспитания, посколь­ку в них отражена связь индивидуальных и всеобщих интересов, связь с личностью, с общественной жизнью человека.

Читайте также:  Способы автономного отопления дома

Моральные чувства

«Моральные чувства характеризуют субъективную моральную позицию личности и по своему социально­му содержанию представляют собой субъективное отношение человека к различным сторонам обществен­ного бытия — к людям, к самому себе, отдельным яв­лениям общественной жизни и обществу в целом».

Мораль общества или определенного класса, нрав­ственная идея, этические понятия усваиваются, превра­щаются в индивидуальные черты личности, формируют нравственный идеал. При совершении определенных действий в сознании человека возникают сравнения этих действий и их последствий с морально-этическим идеалом, выступающим в виде долга. При соблюдении моральных норм человек испытывает ярко окрашенные чувства — гордость, признательность, патриотизм, при отступлении — «угрызения совести», вины, раскаяния, сожаления. Моральные чувства — регуляторы поведения. Совесть —это внутренний самоконтроль, регули­рующий поведение.

Интеллектуальные чувства — это острый эмоцио­нальный отклик на процесс познания и творчества. Все высшие познавательные акты — виденье с новой сто­роны объектов и явлений реальности, рождение идеи и замысла, открытие закономерностей, ясность мысли, чувство свободы и вдохновения в процессе ее вопло­щения одновременно — являются переживаниями, ко­торые со времен Вундта называют интеллектуальными чувствами.

Познавательные чувства являются своеобразными стимуляторами начала творческого процесса, аккуму­лятором творческой энергии в ходе его протекания, регулятором исполнительной деятельности.

Эстетические чувства

Эстетическое чувство — это переживание удоволь­ствия, радости, восторга при восприятии красоты при­роды, человека и его творений. Оно базируется на коренной потребности человека в совершенствовании окружающего мира, выборе наиболее благоприятных условий для существования, переживании возможно­стей человека к соревнованию с природой по возмож­ностям создания нового и более совершенного. Отсю­да все неблагоприятное для существования человека в природе, в физических и психических конструкциях человека, в социальном плане, не может вызвать эсте­тического чувства. Природная среда, физическое и психическое уродство, мешающие нормальному про­теканию жизни, воспринимаются как антиэстетичес­кое явление, вызывают негативные переживания.

Эстетическое чувство всегда базируется на соче­таемости признаков, качеств предметов. Можно сравнить эстетический вкус со вкусом к пище, которая вызывает чувство удовольствия — неудовольствия в за­висимости от сочетаемости продуктов и их пропорций. Суп из одних и тех же продуктов, но посоленный в меру или пересоленый — будет вызывать разные чувства при потреблении.

То же относится и к сочетанию признаков, вызы­вающих эстетическое чувство, которое держится на принципе «чуть-чуть». Известен вопрос, который ста­вили перед собой историки и философы. «Как бы раз­вивалась история, если бы нос Клеопатры был чуть-чуть короче или длиннее?»

Гармония линий, цветовых сочетаний, композици­онное расположение объектов также базируются на сочетаемости.

Четвертый фактор — направленное воспитание и самовоспитание чувств.

Воспитанию чувств уделяется в истории человече­ства большое внимание. Как свидетельствуют данные исследования начального становления человека (30 — 40 тысяч лет назад), воспитание нравственных чувств, готовности отдать свою жизнь в интересах рода при­сутствовало уже тогда. Основным принципом воспи­тания всегда являлось поощрение и наказание в ре­альной или загробной жизни (ад — рай), т.е. эмоции воспитываются через эмоции.

В работе Е.Л. Яковлевой, направленной на раскры­тие, стимуляцию и поощрение индивидуальной непов­торимости чувств как основы творчества, даны приемы их воспитания. Объектом такого воспитания являются следующие блоки:

1) «Я-Я» (Я в общении с самим собой);

2) «Я — другой» (Я в общении с другими);

3) «Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами);

4) «Я — мир» (как Я исследую этот мир).

В разработанных ею тренингах, проводимых сре­ди школьников I-XI классов по специально разработан­ной программе и в специально отведенное время, ос­новной акцент делается на способы пробуждения индивидуальных реакций. Каждый, кто прочтет ее кни­гу, может почерпнуть для себя много полезной инфор­мации и как педагог, и как художник.

В задачу каждого художника входит формирование профессионально-значимых чувств, без которых невоз­можно художественное творчество.

Для воспитания чувств необходимо знать, ЧТО мож­но и нужно воспитывать каждому художник, в чем зак­лючается «культура чувств», необходимая для успешно­го осуществления профессиональной деятельности.

Каждая фаза творческого процесса требует разви­тия определенных чувств и отношений к миру, к лю­дям, к самому себе.

В первой фазе, подготовительной, как уже говори­лось выше, ведущим является контакт со средой. От­сюда в формировании чувств ведущим становится от­ношение к миру, в центре которого для художника стоит человек, который имеет прошлое, существует в насто­ящем и должен перешагнуть в будущее. Именно по отношению к человеку должны формироваться чувства художника.

Прежде всего необходимо развивать оптимизм, который базируется на вере в силу и возможности человеческого разума. Для этого достаточно обратиться к истории, к тому, что достигнуто к настоящему времени разумом человека, когда сказочные образы, например «ковра-самолета», на глазах превращаются в быль, превосходящую сказочные мечты, и ракеты доставляют людей на Луну. Разум человека настолько всесилен, что он вмешивается в творчество самой природы, создает новые формы материи, покоряет пространство и время, обустраивает и эстетизирует среду. Без этой веры не­возможно вести человека в будущее, менять его отно­шение к жизни, помогать ему видеть красоту и радость бытия и то, что мешает этому. Без веры в то, что люди поймут, что «так нельзя», не писали бы художники свои полотна, обличающие правду жизни. Тем более, что в настоящее время «на повестку дня» встала необходи­мость совершенствования самого человека, а не только окружающих условий и технических «слуг», облегчаю­щих жизнь человека. Эта задача является прямой фун­кцией искусства.

Читайте также:  Способы обналичивания мат капитала 2021

Второй объект — развитие эмпатического чувства, которое базируется на особом «понимающем» воспри­ятии человека, умении входить в его состояние. Для этого необходимо научиться фиксировать свое внима­ние не только на отрицательных, но и на положитель­ных тенденциях в развитии человека вообще, а также на структуре качеств каждого.

Талант художника заключается в том, что ему уда­ется отыскать связь между «временным» и «вневре­менным» фундаментом человеческой психики, увидеть Диалектически, а не односторонне, фиксировать временные и отрицательные характеристики. Тенденция к одностороннему виденью человека появляется в наи­более сложные периоды перестройки, когда отрица­тельные качества превалируют над положительными, поскольку каждый человек стремится адаптироваться сам к среде, чтобы выжить, забывая об интересах ос­тальных.

Такая тенденция проявилась, например, и у студен­тов ХГФ, будущих художников-педагогов, когда им было дано задание изобразить так называемого нового рус­ского. Большинство студентов, следуя сложившемуся стереотипу в анекдотах, стремились передать их нега­тивные стороны, изображая их в виде мешка с деньга­ми, с тупыми и наглыми лицами и атрибутами своего достатка. На фоне этого выделялись другие: один сту­дент нарисовал нового русского в виде «мишени для стрельбы», копающего и как бы перестраивающим зем­лю, а все атрибуты благополучия — машины и сотовые телефоны — изобразил как второстепенные детали, не­важные для преобразователя жизни и среды, стоящими под грудой вскопанной им земли. Сюда же относились изображения нового русского в виде младенца в коляс­ке, окруженного техническими новшествами, показыва­ющие тем самым, что они являются для него стандар­тными игрушками.

Такое умение видеть положительные стороны в людях, включенных в сложный процесс социальных преобразований, наряду с отрицательными их прояв­лениями, является залогом диалектического мышления и оптимизма, заставляет зрителя по-новому взглянуть на происходящее, вспомнить историю.

В Японии развитие диалектического мышления и творческого видения начинают со школьного возрас­та. Им дается задание наблюдать в повседневной жиз­ни и фиксировать в дневниках все положительные и новые тенденции в обществе, которые надо поддержи­вать и развивать, наряду с отрицательными явления­ми, которые следует уничтожать или изменять.

Такое виденье способствует формированию «чув­ства эпохи», ее духа и всех противоречий, а также чувство долга, заключающегося в поддержании всего прогрессивного, слабо просматривающегося в груде негативных явлений и проявлений.

Первым чувством, которое складывается у худож­ника невольно, это чувство эпохи. Об этом очень хоро­шо пишет В.И.Рождественская: «он (художник) не мо­жет быть наемным работником, откликающимся только на «Социальный заказ», на нужды сегодняшнего дня. Чуткий к правде, живет тем, чем и окружающие его люди, только видит немного дальше и чувствует немно­го острее. Если художник переживает исторический и духовный опыт своего народа как свой собственный, он принадлежит и всему человечеству». Та же мысль прослеживается в многочисленных высказываниях и самих художников, и исследователей творчества (А. Блока, И. Тена и др.)

Для творчества необходима направленность на будущее. Однако это будущее не требует изменения или преобразования существующего человека как продук­та эволюционного развития подобно созданию новых, более совершенных технических средств. В человеке заложены самой природой огромные потенциальные возможности уже в настоящем. Гете считал, что к лю­дям надо подходить как к идеальным, и тогда их можно поднять на ту высоту, на которой вы хотите их видеть.

Задача искусства — пробудить эти потенциальные возможности человека, «сеять разумное, доброе, веч­ное» в настоящем, «сегодня и сейчас». Чтобы вслед за А.С. Пушкиным можно было сказать: «и долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуж­дал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал».

Такая направленность творчества художника фор­мируется через «чувство зрителя», базирующееся на желании внести свой вклад в совершенствование че­ловека, помочь человеку разобраться в сложностях и противоречиях мира, дать ему «духовное лекарство». Тренируется это качество при постановке цели пробу­дить у зрителя то или иное чувство. Эта же цель по­буждает и творчество.

Вспомним задание студентам изобразить «печаль­ное дерево». Это задание спровоцировало на стандар­тное решение всех студентов — они изобразили почти одинаково дерево с опущенными ветвями по типу «пла­кучей ивы». Задание же нарисовать дерево, которое вызвало бы жалость к нему со стороны зрителя, выз­вало «взрыв» творчества (см. рис. 15).

Рис. 15.а. Печальное дерево и дерево, которое жалко

Рис. 15.б. Печальное дерево и дерево, которое жалко Изображение печального дерева в виде плачущего дерева

Источник

Оцените статью
Разные способы