Методика развития восприятия
Карина Иванова
Методика развития восприятия
ВОСПРИЯТИЕ
Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятие — это
основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,
ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.
Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого
человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в
обществе. На основе восприятия человека человеком строятся отношения меж-
В структуре восприятиявыделяют две основные подструктуры: виды
восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия: простые, сложные, а также специальные. К специальным
видам относятся восприятие пространства, времени, движения. К более
простым видам относятся восприятие величины, формы предметов, их цвета.
Свойства восприятия: объем, целостность, структурность, осмысленность.
Развитие познавательных способностей дошкольников
ВОСПРИЯТИЕ
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его
лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа
Последовательность данного процесса можно представить следующим,
а) выделение из потока информации какой-то определенной группы сигналов и
вывод, что эти сигналы относятся к одному предмету;
б) поиск в памяти близкого по составу ощущений комплекса признаков, затем
сравнение с ним воспринятого предмета;
в) последующий поиск дополнительных признаков предмета, который позволит
подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение.
Особенности восприятия детей дошкольного возраста
Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер.
Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анали-
зировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные
признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне
других предметов: окраску, величину, форму.
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально
исследован Л. А. Венгером. В возрастной период от 3 до 7 лет у ребенка
формируется способность мысленно
расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.
Ребенок дошкольного возраста учится, помимо контура, выделять структуру
предметов, их пространственные особенности и соотношения частей.
Лучшие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста
получаются только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны,
воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Именно с такими
материальными эталонами ребенок должен учиться сравнивать
воспринимаемый объект в процессе работы с ним. Такими сенсорными эта-
лонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при
восприятии цвета — спектральная гамма цветов и др. Работа с эталонами —
первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами
предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений
рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к
перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития
этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное.
Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать
свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие
между ними связи и отношения.
Предлагаемые нами задания, упражнения, игры позволят развивать восприятие
ребенка, сделают его более точным, предметным, структурным, целостным. А
это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно творческих способностей каждого ребенка. Игры и упражнения для развития восприятия у детей дошкольного возраста
Игра «УЗНАЙ ПРЕДМЕТ»
Предлагаемая игра учит сравнивать предметы между собой, предназначена для
развития восприятия у детей 4—6-летнего возраста.
Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные
мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик,
шарик, конфету, ручку, ластик и др.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: Определи на ощупь, что это за вещи. Если в игре уча-
ствуют несколько детей, то надо попросить одного ребенка описывать каждый
предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных)
угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.
Игра «СОБЕРИ ПИРАМИДКУ» Для развития восприятия ребенка 3—5-летнего
возраста. Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка
предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
ЗАДАНИЕ 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху
пирамиду по готовому эталону.
ЗАДАНИЕ 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть
собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.
Игра «СДЕЛАЙ ТАК»
Для развития восприятия детей 4—6 лет можно предложить и следующие
а)по образцу построить из кубиков такое же строение:
б)по образцу нарисовать узоры:
Повторять упражнения можно с более усложненными фигурами из кубиков, с
более сложными Узорами.
в)по образцу построить такое же строение:
г)по образцу нарисовать такие же узоры:
Игра «НАЙДИ ИГРУШКУ»
Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4—5-летнего
Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не
бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав
какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать,
какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать
вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, игрушку, сам становится ведущим.
Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.
Игра «СОСТАВЬ КАРТИНКУ»
Направлена на развитие восприятия у детей 3— 5-летнего возраста. Возьмите
пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна
картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.
В приложении (с. 99—101) даны как целые карточки, так и те карточки,
которые надо разрезать.
ЗАДАНИЕ РЕБЕНКУ: по образцу собрать разрезанную картинку.
Для детей 5—6 лет можно предложить следующее задание:
а) собрать более сложные картинки;
б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а
другую разрезать на 4—5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;
в) для ребенка 5—6 лет можно усложнить задание, попросив складывать
картинку по памяти, без эталона.
Игра «БЕЛЫЙ лист»
Направлена на развитие восприятия формы предметов у детей 3—5-летнего
возраста, а также развитие мелкой моторики рук.
На листе бумаги (приложение, с. 95—97) нарисованы фигуры, часть закрашена
зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема
задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.
ЗАДАНИЕ: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть
ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо
жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.
Для детей 5 лет задание можно несколько усложнить, поместив наклеенные на
листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на
ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую
Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»
Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4—6 лет.
Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста
Методика «Чего не хватает?» (Немое Р. С.)
Ребенку дошкольного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых
не хватает чего-то очень важного.
ИНСТРУКЦИЯ: на каждой из картинок не хватает какой-то важной детали,
посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки
часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.
10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 се-
8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30
6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35
4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 се-
2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 сек. кунд;
О—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше чем 45сек.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немое Р. С.)
Ребенку представляется несколько рисунков, ;
которых как бы спрятаны предметы, которые хорони
Время выполнения задания ограничено 1 минутой Последовательно
представляется 3 картинки. Каждая следующая картинка дается ребенку только
после того, как он нашел все предметы на предыдущей
10 баллов — названы 14 предметов, время —
8—9 баллов — названы все предметы за 21—
6—7 баллов — названы все предметы за 31—
4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска за
2—3 балла — ребенок справился с задачей за 51—|
О—1 балл — за время большее 60 сек. ребенок не смог решить задачу по
поиску и названию всех 14 предметов.
10 баллов — очень высокий уровень;
д_9 баллов — высокий;
4—7 баллов — средний;
2—3 балла — низкий;
О—1 балл — очень низкий.
Методика для диагностики уровня развития наблюдательности у детей
Надо приготовить две картинки, несложные по сюжету и количеству деталей.
Картинки эти должны быть одинаковы, кроме заранее предусмотренных 5—10
деталей-различий (для ребенка дошкольного возраста 5—7 различий в
зависимости от возраста).
Ребенок рассматривает 1—2 минуты обе картинки, затем он должен рассказать о найденных им отличиях.ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Подсчитывается количество правильно отмеченных Различий, из них
вычитаются указанные ошибочно. Разность делится на число фактически
имеющихся Различий. Чем ближе результат к 1, тем выше Уровень наблюдательность ребенка.
Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей ТЕМА: Методика физического развития дошкольников с учетом индивидуальных физических особенностей. Воспитатель: ШЕВЧЕНКО АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.
Методика использования игрушки-забавы в процессе сенсорного восприятия окружающего мира детей от 1,5 до 2-х лет 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Гогонова М. Р., воспитатель группы раннего возраста МБДОУ «Д\ с № 2», представляю вашему вниманию тему.
Методика развития речи 1. Методика ознакомления с книгой. 1. Формы работы с книгой в детском саду. 2. Подготовка воспитателя и детей к занятию по чтению и рассказыванию.
Методика развития словаря детей дошкольного возраста 2 слайд: Методика включает в себя методы и приёмы. И делится на две группы методов: -методы накопления содержания детской речи; — методы,.
Консультация «Методика развития речи детей» Развитие речи детей дошкольного возраста была и остается одной из наиболее актуальных и важных проблем. Важность и значимость данной проблемы.
Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Развитие связной речи у Дошкольников» Подготовила воспитатель: Мартынова Елена Николаевна Балашиха 2018.
Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Теоретическое обоснование методики развития фонематического восприятия Слушают все, слышат пока немногие. Чтобы просто слушать, нужно.
Упражнения для развития фонематического восприятия Упражнения для развития фонематического восприятия. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой.
Упражнения для развития восприятия «Игрушки» Детям выдаются конверты, в которых лежит разрезанная на 4 части картинка игрушки, Задача детей — собрать картинку и сказать что это? Педагог.
Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика» Введение элементов математики в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой.
Источник
Способы развития восприятия.
Критерии | Младший и средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Ведущая деятельность | Игра, конструирование, изодеятельность | Игра, конструирование, изодеятельность, элементы учебной деятельности |
Сенсорные эталоны | В процессе рисования, конструирования, выполнения аппликаций, выкладывания мозайки. Многократное использование материалов ведет к запоминанию и формированию сенсорных эталонов. Без систематического обучения у детей формируются лишь 3-4 сенсорных эталона цвета, формы, а при целенаправленном сенсорном воспитании – например, до 28 у японских детей. Трудности с усвоением величины обозначение величины предметов через отношение к величине другого предмета | Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов – за счет систематизации представлений. Цвет: последовательность расположения цветов в спектре, деление на теплые и холодные оттенки Форма: деление на круглые и прямолинейные, представления об отличии форм друг от друга, их связи, преобразование 1 формы в другую (если прямоугольник разделить пополам, получится 2 квадрата). Величина: умение сопоставлять между собой большое количество предметов |
Способы восприятия | При помощи внешних проб, переходящим к внутренним пробам, сравнению на глаз свойств предметов с усвоенными эталонами. Приемы прикладывания образца к предмету, обведения контура образца и предмета пальцем. При определении цвета на первых этапах дети – цветной карандаш. Сравнивая предметы по величине, дети прикладывают их друг к другу, подравнивая по одной линии. К 5 годам дошкольники овладевают внутренними способами восприятия. | Дети не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.д. Используют зрительное сравнение, которое становится более точным. Дети полностью переходят от использования внешних образцов к использованию усвоенных представлений |
Обследование предметов | Дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей Дети не могут выбрать из готовой постройки нужную деталь, не умеют последовательно рассматривать картины. Главная роль принадлежит взрослому, направляющего процесс обследования предметов | Большое значение играет уровень развития речи детей, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Систематическое обучение |
Слуховое восприятие | Речевой слух развивается в процессе речевого общения, музыкальный – при слушании музыки и выполнении движений под музыку. В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков – движения рук и тела. | Совершенствование слухового восприятия речи и музыки происходит в ходе специальной работы по развитию речи, обучению грамоте и музыке. Опора на развивающиеся мыслительные действия ребенка, умение анализировать звуковой состав слова, ритм и мелодию музыкальных произведений |
Особенности предметного восприятия человека.
Предметное восприятие окружающей действительности — это непосредственное отражение в сознании человека окружающих объектов в их ограниченной контурами конкретной материальной форме. При предметном восприятии объекта видится цвет, объем, цена, функциональное назначение объекта, вес, рост, возраст, принадлежность объекта кому-либо или чему-либо, название, расположение и мера затребования этого объекта в обыденной жизни человека.
Целостность и константность — это качества психических образов конкретных предметов. Целостность и константность обеспечивают целостное и устойчивое отражение предметов в сознании, делают восприятие независимым от условий, в которых оно протекает. Эти качества развиваются в онтогенезе. Ошибки в опознании знакомых предметов, предъявляемых в непривычных для восприятия условиях, говорят о недостаточном развитии целостности и константности возникающих в сознании образов.
Особенности осязательного восприятия.
Осязательное восприятие
Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как
элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода,
тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и
давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются
«луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются
свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы,
периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные
нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини,
также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные
аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая
чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо
расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем
более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе
говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности
различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения
периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной
площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда
приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую
функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его
проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной
чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная
чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким
участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья
ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением
острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам
относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком
положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то
положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов
чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных
отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют
разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно
прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из
полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное
прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если
оба прикосновения даются одновременно.
При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной
пораженному полушарию. Исследование «двумерно-пространственного чувства»
производится следующим образом: исследующий рисует острием иглы фигуру на
коже предплечья и предлагает определить, какая фигура была нарисована.
Невозможность выполнить эту задачу указывает на поражение вторичных отделов
теменной коры противоположного полушария (N8 с.55-56).
Однако существуют и более сложные формы осязательного восприятия, при котором
человек на ощупь может определить формы предмета, а иногда и узнать сам
предмет. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному
восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилось в движении, то
есть пассивное осязательное восприятие заменилось активным ощупыванием
предмета. Наиболее интересным в осязательном восприятии предмета является
факт постепенного превращения последовательно (сукцессивно) поступающей
информации об отдельных признаках предмета в его целостный (симультанный)
Например, при ощупывании ключа сначала мы получаем впечатление о том, что мы
имеем дело с чем-то холодным, гладким и длинным. На этой фазе возникает
предположение, что мы ощупываем металлический стержень или трубку; или
металлический карандаш. Затем наша рука ощупывает кольцо ключа; первая группа
предположений сразу отбрасывается. Ощупывание продолжается, и ощупывающий
палец перемещается к бородке ключа с характерной для нее изрезанностью. Тут
происходит выделение наиболее информационных точек, объединение всех
последовательно воспринимавшихся признаков, и возникает гипотеза «это ключ!»
( N8 с.74). Видно, что процесс узнавания образа предмета, который в зрении
происходит сразу, в осязании носит развернутый характер, и происходит путем
последовательной цепи проб, с выделением отдельных признаков, созданием ряда
альтернатив и формированием окончательной гипотезы. Процесс осязательного
восприятия был подробно изучен советскими психологами Б.Г. Ананьевым, Б.Ф.
Ломовым, Л.М. Веккером. Исследования этих авторов показали ряд факторов. Рука
испытуемого должна активно ощупывать предмет. Пассивное проведение предметом
по руке или руки по предмету, не приводит к нужному результату. Активное
ощупывание предмета производится, как правило, при участии обеих рук. По мере
упражнения процесс ощупывания может постепенно сокращаться, и если на первых
его этапах для узнавания было необходимо слияние многих выделенных признаков,
то при повторном ощупывании число признаков, необходимых для опознания
предмета, сокращается, так что под конец одного наиболее информативного
признаке достаточно, чтобы предмет мог быть опознан.
Источник