Способы развития воображения младший школьник

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

Оксана Храмова
Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети бы не услышали сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Старший и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего представлять сказочные образы, а затем творческого (благодаря которому создаётся принципиально новый образ). Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной фантазии.

Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребёнка:

— построение образа конечного результата его деятельности;

— создание программы поведения в ситуации неопределённости;

— создание образов, заменяющих деятельность;

— создание образов описываемых объектов.

Поэтому, задача родителей – всячески содействовать в развитии процесса воображения. Представленные ниже игры и упражнения позволят тренировать процесс воображения младших школьников.

Упражнение «Три краски»

Ребёнку предлагается взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему трудно это сделать, разрешите ему немного дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку (с объяснениями).

Игра «Отгадывание теней»

Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должен отгадать ребенок и рассказать, что ему увиделось.

Игра «Использование предметов»

Ребёнку предлагается придумать, как ещё можно использовать окружающие его предметы. Пофантазировать, найти новое, необычное применение.

Упражнение «Три слова»

Предложите ребёнку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связный рассказ.

Слова для работы: Дворец бабушка клоун; Разбойник зеркало щенок; Торт озеро кровать.

Чем больше фраз предложит ребёнок, тем в большей степени развито у него воображение.

Игра «Круги на воде»

Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребёнка и словарного запаса. Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть ребёнка на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы. Предложите ребёнку любое слово, например «лимон». Какие ассоциации оно вызывает? В какие сочетания вступает? Например, оно связано со словами на букву «л».

— Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на начальную букву

— Предложите подобрать за 1 минуту как можно больше слов на слог «ли».

— Расставьте буквы слова в столбик и предложите написать первые пришедшие в голову слова на соответствующие буквы: Л-лето; И – иней; М-молоко; О – облако; Н-няня и т. д. Предложите ребенку из всех наработанных слов придумать рассказ.

Игра «Укрась слово»

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность школьника. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Например: ЗАДАЧА — простая, сложная, трудная, непонятная; СТИХОТВОРЕНИЕ — красивое, любимое, большое, трудное и т. д.

Упражнение «Выведение следствий»

Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим условием для успешной учёбы. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдёт.. .». Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:

«Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?»

«Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?»

«Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?»

Чем более подробно и оригинально отвечает ребёнок, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения.

Читайте также:  Экстралингвистический способ невербального общения

Упражнение «Рифмоплёт»

Ребёнку предлагается такая игра: придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (например, мост — хвост). Взрослый может называть первое слово, а ребёнок рифмует его с другими словами.

Заданные рифмы: Сад — виноград. ; Рад – акробат; Лето – котлета; Шутка – жутко; Мишка – книжка; Врач – грач и т. д.

Упражнение «Дорисуй облака»

Ребенку необходимо определить, на что похожи рисунки-облака и дорисовать их. Бланк с рисунками — облаками предлагается в произвольном варианте.

Упражнение «Составление изображений из объектов»

Нарисуйте заданные объекты, пользуясь следующим набором фигур. Предлагаются наборы геометрических фигур (круг, треугольник, трапеция, и др.) Каждую фигуру можно использовать многократно. Ребёнку предлагается поразмышлять, пофантазировать, какие объекты из этих фигур могут получиться. Объекты для рисования: лицо, домик, кошка, радость, дождь, клоун.

Развитие творческого воображения — основа речевого развития ребёнка Развитие творческого воображения дошкольников актуальная проблема современного дошкольного образования в свете ФГОС, которая является мощным.

Апробирование нетрадиционных приемов рисования в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста На основании анализа результатов констатирующего эксперимента была выдвинута задача формирующей части исследования: подобрать и апробировать.

Буклет «Игры и упражнения по ТРИЗ на развитие творческого воображения» Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как, «Теория решения изобретательных задач». Автор ТРИЗ известный учёный -соотечественник Генрих Саулович.

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ младшего школьного возраста средствами театральной деятельности Перспективный план работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей младшего школьного возраста детей с ОВЗ, как средствами.

Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования. Игры Игры Юдиной Елены Николаевны Тема: «Развитие творческого воображения средствами сюжетного рисования» Дидактическая игра «Живые ложки».

Отчет по теме самообразования «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Старая Жуковка Базарно Карабулакского муниципального района.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность (Конспект выступления на РМО Рыбинского района) В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования,.

Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье описан опыт работы.

Источник

Особенности развития воображения младших школьников

Особенности развития воображения младших школьников

Воображение играет важную роль в психическом развитии младшего школьника. Оно дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями ребенка, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с эмоциями, чувствами, ощущениями, представлениями. Благодаря воображению осуществляется планирование и целеполагание, при котором будущий результат деятельности младшего школьника создается в воображении, существует в его сознании и направляет его активность на получение желаемого результата. Воображение обеспечивает антиципацию, моделирование и создание образа будущего (положительных или отрицательных последствий определенных действий, хода взаимодействия, содержания ситуации) посредством обобщения элементов прошлого опыта ребенка и установления причинно-следственных связей между его элементами. Если младший школьник лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда и совершает действия в своем воображении, осуществляя этим замещение реальной действительности воображаемой. Кроме того, воображение является важной основой для понимания младшими школьниками других людей и межличностной коммуникации, способствуя представлению переживаемых другими в данный момент времени эмоций и состояний. Таким образом, воображение занимает важное место в структуре психической деятельности ребенка, включаясь в ее когнитивный эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты; является неотъемлемой частью учебной и других видов деятельности, социального взаимодействия и познания младших школьников: участвует в произвольной регуляции познавательных процессов и психических состояний ребенка, влияет на характер протекания эмоциональных и волевых процессов, обеспечивает целенаправленное планирование и программирование различных видов деятельности.

В младшем школьном возрасте развиваются воссоздающее (репродуктивное) воображение, предполагающее создание образов по словесному описанию или условному изображению, и творческое (продуктивное) воображение, которое отличается значительной переработкой исходного материала и созданием новых образов. Основное направление в развитии воображения в младшем школьном возрасте заключается в постепенном переходе ко все более правильному и полному отражению действительности на основе накопленных знаний, от простого произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному их комбинированию.

Отличительной особенностью воображения младшего школьника является также его опора на конкретные предметы, без которых им сложно создавать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании младший школьник опирается на изображение, на конкретный образ. Без этого ученики затрудняются вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В начале младшего школьного возраста воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место начинает выступать слово.

Читайте также:  Как сварить мыло горячим способом дома

В процессе обучения при общем развитии способности саморегуляции и управления своей умственной деятельностью воображение становится также все более управляемым и контролируемым процессом, и образы его возникают в рамках учебных задач, связанных с определенным содержанием учебной деятельности. Учебная деятельность способствует интенсивному развитию воссоздающего воображения. В процессе учебной деятельности младшим школьникам сообщается много описательных сведений, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно осмыслить учебный материал и усвоить его, т. е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную учебную деятельность. Основой для воображения младшего школьника являются его представления. Поэтому развитие воображения во многом зависит от сформированной у ребенка системы тематических представлений о различных предметах и явлениях окружающего мира. Младший школьный возраст в целом можно считать наиболее благоприятным, сензитивным периодом для развития творческого воображения, фантазии. Игры, продуктивная деятельность, общение младших школьников отражают силу их воображения. В их рассказах, разговорах реальность и воображаемые образы часто смешиваются, и представляемые нереальные явления могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их бывает настолько интенсивным, что младшие школьники чувствуют необходимость рассказать об этом. Такие детские фантазии нередко воспринимаются окружающими людьми как проявления лживости и обмана. Однако если эти выдуманные ребенком рассказы не преследуют какую-либо выгоду, то они являются не ложью, а фантазированием, находящимся в разладе с реальной действительностью. По мере взросления ребенка такое фантазирование перестает быть простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в реальность. Младшие школьники начинают осознавать условность своего фантазирования, его несоответствие действительности.

В сознании младшего школьника сосуществуют реальные конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные образы воображения. С возрастом роль фантазии, оторванной от реальной действительности, снижается, а реализм детского воображения возрастает, что обусловлено расширением кругозора и общей осведомленности об окружающей действительности и развитием критичности мышления. Реализм воображения проявляется в создании образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся точным воспроизведением реальных событий. Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у младших школьников образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему видах деятельности: в играх, в изобразительной и конструктивной деятельности, при слушании сказок и пр. В игровой деятельности, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации. Хорошо известные события ребенок стремится изобразить реально, как бывает в жизни, а изменение реальной действительности часто вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить действительные события. Реализм воображения в младшем школьном возрасте особенно ярко проявляется при выборе атрибутов игровой деятельности. В отличие от дошкольников, младшие школьники производят строгий отбор игрового материала по принципу его максимальной близости к настоящим предметам. Вносимые в процессе игровой деятельности детьми младшего школьного возраста поправки к игровой ситуации, воображаемым образам придают игре воображаемые черты, все более соответствующие реальной действительности.

Основные направления развития воображения младшего школьника:

совершенствование планирования создания образов воображения;

увеличение точности и определенности образов воображения;

возрастание разнообразия и оригинальности продуктов воображения;

уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов;

увеличение реализма и контролируемости образов воображения;

усиление связи воображения с мышлением;

переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи.

1. Сначала образы воображения расплывчаты, неясны, постепенно они становятся более точными и определенными.

2. В образах воображения сначала отражается только несколько признаков, а к концу младшего школьного возраста гораздо больше, причем существенных.

3. Переработка образов, накопленных знаний и представлений в 1 классе незначительна, а к 3 классу у детей накапливается гораздо больше знаний и образы воображения становятся разнообразней, обобщенней и ярче.

4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет или его изображение, модель, а затем постепенно развивается опора на слово, которое позволяет младшим школьникам создать мысленно новый образ.

В младшем школьном возрасте в целом дети могут вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но у них отмечается большее доверие образам своего воображения и более слабый их контроль. Поэтому часто создается впечатление о том, что воображение детей развито больше, чем у взрослых. Однако знаний и представлений, составляющих материал, из которого строятся образы воображения, у младших школьников гораздо меньше, чем у взрослого человека. Характер используемых младшими школьниками способов синтезирования образов воображения, их комбинаций, качество и разнообразие также значительно уступают взрослым. Отсутствие развитого самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

Читайте также:  Способ исправления ошибок перспективный или ретроспективный

Воображение младшего школьника отличается наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения. Первоначально воображение младших школьников отличается незначительной переработкой имеющихся представлений. В игровой или продуктивной деятельности дети отображают увиденное и пережитое почти в той последовательности, в какой оно имело место в их личном опыте. По мере взросления количество элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше. В дальнейшем усиливается творческая переработка представлений и развитие творческого воображения.

Развитию творческого воображения способствуют следующие условия: включение учащихся в различные виды деятельности, использование нетрадиционных форм проведения уроков, создание проблемных ситуаций, экскурсии, применение ролевых игр, самостоятельное выполнение работы, планирование работы по выполнению изделий, использование различных материалов, использование различных типов заданий, в том числе и психологических заданий и упражнений. Активизироваться должны такие стороны учебно-познавательной деятельности, как содержательная, организационная, субъектная.

Условия развития творческого воображения младших школьников на основе межпредметных связей

1. Интерактивное обучение через сотрудничество

Методы и приемы: сотрудничество на этапе мотивации: беседа, дидактические игры, сотрудничество на этапе организации: формулировка проблемы учителем или учащимися, варианты решения проблемно-творческих задач при мозговой атаке, наглядные методы, методический рисунок, сотрудничество на этапе контроля: поощрение, одобрение новизны, необычайности замысла, выбор работ для портфолио

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: опора на знания содержательные и формальные, интерес, основанный на знаниях мифологии, использование наглядности не для копирования, а для комбинирования, создание ситуации успеха в изобразительном творчестве (наглядность, методический рисунок, поощрение, одобрение), творческая книжка (портфолио), индивидуальная и коллективная оценка

2. Организация проблемно-творческой деятельности

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, эвристический, проблемный и наглядный методы, использование наглядности (в том числе методический рисунок) не для копирования, а для комбинирования, сотрудничество и дипломатичность при решении проблем, доступные творческие задания открытого тина, мозговая атака, личная или социальная значимость заданий; творческая атмосфера; использование разнообразных изобразительных материалов и техник, создание ситуаций успеха, поощрение, одобрение новизны, необычайности замысла

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: использование противоречий между знанием истории, мифологии и применением этих знании в новых практических условиях, несоответствие между знаниями и новыми требованиями; противоречие между теоретическим и практическим осуществлением: познание методов и способов творческого воображения; усвоение способов создания художественного образа; усвоение приемов изобразительной деятельности разнообразными материалами, самореализация в творчестве, выполнение контрольных заданий

3. Использование интегрированного содержания образования

Методы и приемы: блочное изучение тем по четвертям (7—10 занятий), опора на межпредметные знания истории и изобразительного искусства, включение мифологии, беседа, наглядные методы, мозговая атака, дидактические игры, использование регионального компонента, сотрудничество, решение проблемно-творческих задач практически значимых, ЗУН владения изобразительной грамотой разнообразными материалами и технологиями

Формы обучения: коллективно-групповые и индивидуально-коллективные занятия, выставки, диалог культур

Средства обучения: вычленение общей основы содержания предметных программ «Изобразительное искусство» и «История», которая прослеживается в мифологических знаниях содержания каждого из перечисленных предметов, использование словесных, визуальных и аудиовизуальных средств (последние использовались и в первых двух условиях)

Автор считает, что поскольку в условиях общеобразовательной школы опыт младших школьников расширяется за счет знаний параллельно изучаемых предметов, то учебно-познавательная деятельность, направленная на развитие творческого воображения, должна быть основана на межпредметных связях, позволяющих преобразовывать элементы действительности, используя опыт предшествующих поколений.

Интенсивное развитие творческого воображения младших школьников в процессе обучения происходит на основе принципа творческого пробуждения (создания творческой атмосферы на уроках, побуждающей учащихся к креативной деятельности на основе новых, ярких, эмоциональных впечатлений и представлений), принципа диалогичности (творческого сотрудничества учителя и учеников), принципа творческого самовыражения (отражения собственных впечатлений в создаваемых образах), на основе тесной взаимосвязи «внешних» и «внутренних» психологических условий. К их числу относятся благоприятный психологический климат в классном коллективе, доверие между учителем и учащимися, «открытость» школьника опыту творческой деятельности, внутренний локус оценивания деятельности и т. д. Благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала учителя и учащихся создаются в рамках инновационного обучения. Уровень воссоздающего воображения, которого достиг ребенок к концу младшего школьного возраста, может быть оценен по таким показателям, как формальная адекватность, эмоциональность, своеобразие и целостность воссоздания образа. Для оценки уровня развития творческого воображения младших школьников можно использовать такие критерии, как количественная продуктивность деятельности, оригинальность воображения, гибкость использования идей.

Источник

Оцените статью
Разные способы