Способы развития воли у ребенка

Как «подружить» ребенка с силой воли

Какой он, безвольный ребенок? Идет по жизни «без руля и ветрил», без особых дум и даже планов на ближайшие часы. Он знает только слово «хочу», но не понимает, как именно достичь желаемого, а потому вял и нерешителен. Он отступает назад, столкнувшись с малейшим затруднением. Все это многие родители списывают на особенности возраста и характера малыша, упуская один из самых важных этапов его развития, — формирование силы воли и мотивации. Как же воспитать волевого ребенка?

Почему так важно развивать силу воли у детей

Сила воли — черта характера человека, в зависимости от уровня которой он может управлять своей психикой и поступками. [1] Это мощная, неисчерпаемая энергия, направленная на достижение определенного результата.

Воспитание воли в ребенке — это часть гармоничного развития личности. Он учится управлять своими эмоциями, действиями и поведением, становится более уверенным в себе, решительным и усидчивым. Эти качества пригодятся малышу уже в первом классе школы. А во взрослой жизни целеустремленность и выдержка помогут достигать поставленных целей. [2]

Развитие и воспитание воли у детей: когда начинать?

Сила воли — не врожденная, а приобретенная черта характера. Когда начинать развитие волевых качеств у ребенка? Не стоит надеяться, что малыш по щелчку пальцев станет целеустремленным. Потребуется время.

С раннего возраста нужно обеспечить ребенку максимально благоприятные условия для воспитания силы воли. Это не означает, что родители должны с пеленок «закалять» малыша в попытке научить его быть дисциплинированным и исполнительным. Но планомерное развитие положительных качеств даст свои плоды уже к 7-8 годам, когда ребенок пойдет в школу.

Научим ребенка быть волевым

В возрасте 3-х лет у детей проявляется важное качество, имеющее прямое отношение к силе воли, — самообладание. Они учатся сдерживать свои эмоции — не устраивать истерики, если родители отказываются купить очередную игрушку, или спокойно стоять в очереди у кабинета врача. Малыши пока не понимают необходимости прилежного поведения — скорее, они стараются держать свои эмоции под контролем, поскольку боятся неодобрения родителей. Но это уже неплохое начало длинного пути.

В возрасте 4-7 лет дети уже умеют контролировать свое поведение и понимают, что такое «можно» и «нельзя». У ребенка развиваются полезные волевые привычки и индивидуальные черты характера — ответственность, настойчивость, дисциплинированность. Считается, что именно младший школьный возраст — основной этап формирования силы воли. Дальше это качество характера активно развивается. [3]

Рекомендации психологов о том, как воспитать силу воли у ребенка

«Наверное, я что-то упустила в воспитании своей дочери, у меня опускаются руки. Ей 8 лет (2-ой класс гимназии), но она уже сейчас во всей красе показывает свой характер. Дочь совсем не хочет учиться и ничем, кроме соцсетей в интернете, не интересуется. Уроки делает только со мной. А когда у меня дела, может спокойно пойти на следующий день в школу, не выполнив ни одного задания. Говорит, что ничего не понимает, и вообще «эти задачки по математике — скука». Наняли репетитора, чтобы улучшить успеваемость и исправить оценки, но даже он не помог. Раньше дочь любила рисовать, но сейчас альбом с красками пылится где-то в шкафу. Учителя дают большой список внеклассного чтения. Но дочь видя, что в книге много страниц, откладывает ее подальше. Пробовали ходить в танцевальную студию, но уже после второго занятия, дочка сказала, что ей не нравится и «там все сложно». Не знаю, как развить в своем ребенке целеустремленность и силу воли. Неужели до старших классов придется сидеть с дочерью за партой и все контролировать, чтобы из школы не выгнали?»

— Анастасия, мама 8-летней Вики

Развитие силы воли — не попытка вырастить ребенка-супергероя со «стальными» нервами, запрещая ему плакать и как-то показывать свою слабость, разрешая «идти по головам» в достижении собственных целей. Развитая воля и целеустремленность — это желание и умение преодолевать трудности, уверенность в себе, позитивный взгляд на окружающее. Что делать, если ребенок растет безвольным?

Психологи дают родителям следующие рекомендации по воспитанию силы воли у детей:

Дисциплина

Главное оружие против безволия — дисциплина. Многим детям дошкольного и младшего школьного возраста четкий режим дня помогает быть более ответственными, организованными и сосредоточенными на важных делах. Наглядная временная сетка с расписанием приемов пищи, уроков и секций воспитывает волю в «автоматическом режиме».

Составить вместе с ребенком грамотный распорядок дня — только половина дела. Родители должны отслеживать расписание не от случая к случаю, а систематически. Важно гибко и ненавязчиво контролировать деятельность малыша, хваля и давая полезные советы.

Умение завершать начатое

Одно из негативных качеств безвольного ребенка — нежелание завершать начатое. Непонимание задачи, сложности в достижении цели, лень — может быть масса причин, которые побуждают малышей бросать дела незавершенными. Недостроенный кукольный домик из конструктора — не самое худшее, что может быть. Гораздо серьезнее, когда ребенок отказывается самостоятельно делать уроки, ссылаясь на их сложность.

Родителям стоит приучать ребенка к тому, что любое начатое дело должно быть закончено. В процессе обучения в школе ему это пригодится. Маме и папе придется активно помогать. Но раз за разом ребенок, пусть не по своей воле, а побуждаемый родителями, привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится.

Читайте также:  Канско ачинский угольного бассейн способы добычи

Ответственность

Безвольные дети часто «страдают» разгильдяйством. Они рассеяны, непунктуальны, несобраны, неусидчивы. Это негативно сказывается на успеваемости школьника.

Уже в младших классах ребенок должен понимать, что учеба — это его обязанность. Только он, а не мама с папой, в ответе за полученные оценки. Это развивает дисциплину и высокий уровень ответственности. Да, родители должны контролировать выполнение ребенком домашних заданий и его внеурочное расписание, при необходимости помогая ему. Но нельзя допускать, чтобы ребенок отстранялся от своих прямых обязанностей, перекладывая на маму и папу выполнение уроков.

Мотивация

«Из-под палки» заставлять ребенка что-либо делать — это не воспитание волевых качеств у ребенка, а подавление его личности. Вместо этого родителям лучше организовать жизнь малыша таким образом, чтобы у него была мотивация к достижению поставленных задач. В идеале ребенок сам должен хотеть преодолевать преграды и достигать целей.

Родителям важно научиться правильно мотивировать ребенка. И это не карманные деньги за выполненную по дому работу. Необходимо объяснить малышу, какую пользу он получит по завершению дела: выученные уроки делают умнее; занятия в спортивной секции прибавляют физическую силу; порядок в комнате настраивает на продуктивные занятия; опрятный внешний вид повышает шансы завести новых друзей.

Уверенность в себе

Человек, который не верит в свои силы или не догадывается о своих достоинствах, не может проявлять силу воли. Задача родителей — воспитать в ребенке уверенность в себе. Это качество характера очень пригодится ему во взрослой жизни.

Малыш растет уверенным в себе, если в семье доверительные отношения. Он не должен бояться гнева родителей. Когда мама и папа выказывают одобрение и всячески поощряют любые начинания, ребенку проще идти к поставленной цели. А если та или иная задача решена, важно похвалить малыша за успехи. Он должен знать, что славно поработал и это принесло пользу.

Постоянная критика «во благо», нравоучения, строгие запреты и наказания — не самые подходящие методики для формирования уверенности в себе и силы воли.

Свобода действий

Порой сами родители культивируют в ребенке безответственность и отсутствие стремления к выполнению поставленных задач. У всех мам и пап стоит цель сделать так, чтобы их любимое чадо ни в чем не нуждалось. Но ситуация порой выходит из-под контроля. Видя, что у ребенка что-то не получается, мама сразу спешит ему на помощь. Она наперед знает, что для ее малыша лучше, не давая ему самовыражаться и справляться самостоятельно. Дети привыкают к этому. Они начинают думать, что родители «сами все сделают». Отсюда и полное отсутствие воли вкупе с комплексом неполноценности.

Чтобы ребенок рос уверенным в себе, хотел и умел достигать поставленных целей, ему нужно давать свободу действий. Нельзя делать за ребенка то, что он вполне может сделать сам, — завязывать шнурки на ботинках, выполнять домашние задания, собирать портфель в школу и др.

Терпение

Терпение — одна из составляющих силы воли. Это важное качество личности, которое закаляет характер. И его лучше развивать в ребенке одним из первых. Малыш должен понимать, что иногда нужно терпеливо подождать, прежде чем решительно действовать дальше. Терпеливые дети более усидчивы и сосредоточены на деле.

Терпеть трудно. Бесполезно объяснять ребенку, что подождать пару часов до предстоящей прогулки с друзьями — сущий пустяк. Даже взрослые не всегда бывают терпеливы, нервно реагируя на длинные очереди в магазинах и пробки на дорогах.

Для тренировки у детей младшего и среднего возраста понятия «подожди и получишь результат» прекрасно подойдут домашние опыты. Например, можно попробовать вырастить кристаллы из соли или прорастить семена любого растения.

Польза неудач

В развитии силы воли и упорства даже неудачи бывают полезны. Важно объяснить ребенку, что «промах» — это не повод отступать от цели, а отличная мотивация проделать работу над ошибками и стать лучше. Отрицательный опыт — тоже опыт. Он учит ребенка не бояться сложностей.

Если ребенка постигла неудача (неважно — плохая оценка в школе или третье место на математической олимпиаде), родителям важно поддержать его и показать позитивный настрой. Малыш должен понимать, что трудности преодолимы.

Родители могут упустить важный момент, когда легче всего развить волю у ребенка, думая, что «малыш еще успеет столкнуться с трудностями, пусть отдыхает». А сами дети быстро привыкают к тому, что родители не требуют от них дисциплины и достижений, становясь безвольными. Это напрямую отражается на успеваемости в школе — ребенок неусидчив, ведом, не признает авторитетов в лице учителей, ни к чему не стремится, не может самостоятельно делать уроки. В трудном подростковом возрасте все только усугубляется. Развить силу воли у ребенка, если на это изначально не делался акцент в воспитании, родителям будет сложно. Поэтому не стоит откладывать эту задачу на потом.

Одна из эффективных методик воспитания силы воли у детей — курс 7Spsy, который научит вашего ребёнка быть самостоятельным и остаивать своё мнение. Программа основана на научных теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др. Курс поможет ребенку изменить патологическую модель поведения, которая мешает ему быть более усердным в учебе и решительным в достижении целей. У него сформируются позитивные установки, развивающие силу воли. Школьник научится воспринимать мелкие неудачи как призыв к более активным действиям, а не как повод для капитуляции.

Читайте также:  Способ применения дронтал плюс для собак

Научим ребенка быть волевым

Курс рассчитан на 2-6 недель. Ребенок проходит тренинг самостоятельно в дистанционном режиме, психолог поддерживает его по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. Участие в программе конфиденциально — учителя и друзья ребенка не узнают, что он проходит программу модификации поведения.

Помогая своему ребенку развить силу воли, вы дарите ему успешное будущее, в котором он сам будет создавать свою судьбу.

«Детская психология», 2006 г., Е. О. Смирнова

«Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы», 2005 г., Н. И. Вьюнова

«Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968 г., Л. И. Божович

Источник

Воспитание воли как стремление преодолевать

Как воспитать в ребенке волю и не перепутать ее со своеволием?

Как воспитать в ребенке волю? Как не перепутать ее со своеволием? Какие трудности необходимо преодолеть родителям, чтобы вырастить из своего малыша человека, способного самостоятельно преодолевать уже свои трудности?

Возможно ли, например, у маленького ребенка воспитывать волю? Оказывается, возможно и нужно, потому что если с самого раннего детства не приучать малыша к выполнению каких-либо несложных задач, не приучать его сдерживать некоторые неразумные порывы, то в дальнейшем будет труднее такого ребенка приучить к систематическому труду и учению.

Первым волевым актом в жизни можно считать усилие, которое малышу приходится приложить, чтобы выбраться на белый свет. Это еще инстинктивное действие «включает» полевое поведение ребенка.

Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

С грудничками не придется предпринимать чего-то специального. Просто помните о некоторых особенностях развития детей, В основе любого волевого усилия лежит желание. Без него человек не способен преодолеть себя, а ведь именно умение сделать что-то вопреки собственной лени, страху мы подразумеваем, когда говорим о воле. Чтобы у ребенка возникли желания, ему необходимы впечатления. Согласитесь, трудно захотеть чего-нибудь, когда мир, окружающий тебя, однообразен и безрадостен. Музыка, разнообразные на ощупь предметы и игрушки, тепло родительских рук — все это способствует пробуждению желаний малыша. Особенно в этом нуждаются дети с пониженным тонусом, чересчур спокойные, те, которые обычно не беспокоят родителей, много спят и не требуют повышенного внимания.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, возникнет проблема запрета и контроля за действиями крохи. Не переусердствуйте, запрещая, дайте ребенку почувствовать силу собственных желаний.

У двухлетней Иры сохранилась вредная привычка — сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить девочку спать, стала завязывать ей этот палец. Каждый раз малышка хныкала: «Не завязывай, я не буду!» Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: «Так и быть, не завяжу, но если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать». Ночью девочка разбудила мать:

— Что сейчас было,— сказала она таинственно,— пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!

Девочке пришлось совершить волевое усилие, чтобы устоять перед соблазном. Она выдержала испытание и заслужила похвалу.

В процессе воспитания детям иногда надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать свою волю, ибо волевые качества воспитываются только постоянной тренировкой.

— Какие-то! — обиженно кричит Таня и сердито разрушает нехитрое сооружение из кубиков. До чего непослушные эти кубики: никак не хотят подчиниться, падают и все. Мама потихоньку наблюдает за ней.

— А ты построй еще одну башню. Только строй аккуратно. Вот так, ровно клади кубики. Правильно. А этот еще подравняй.

— Получилось! — радуется девочка.

Нередко приходится наблюдать такое явление. Малыш пытается сам одеться. Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается. Вмешивается мама.

— Я сам! — протестует ребенок.

— Сиди спокойно, а то гулять не возьму.

Почему некоторые родители так боятся, что малышу будет немножко тяжело? Пусть покряхтит, повозится. Пусть на десять минут позже оденется. Зато «сам». Ведь волевое усилие развивается не только в преодолении физических трудностей, но и путем борьбы с трудностями внутренними, психологическими.

Ни в коем случае не пропустите момента, когда ребенок сказал «я сам». Это очень важный момент. Помогите малышу, подскажите, как лучше и легче сделать что-то самому. Не подавляйте инициативу, похвалите его. Это доставит ребенку большую радость.

С «я сам» начинается самостоятельность. Качество очень важное, тесно связанное с настойчивостью, упорством и трудолюбием.

Полуторагодовалому малышу не так уж трудно сложить в ящик игрушки. Предложите ему это сделать, помогите. Сложить на стул одежду перед сном тоже нетрудно. Ребенок с удовольствием это сделает сам. Пусть сначала плохо, неумело. Ничего страшного, постепенно научится и привыкнет. Привычка имеет очень большое значение в воспитании самостоятельности. Привыкнув каждый раз убирать свои игрушки, складывать одежду перед сном и т.д., ребенок перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности. Он будет выполнять их сам и без принуждения.

Приучить ребенка к самостоятельности можно очень рано. Я знаю одну семью, где полуторагодовалый мальчик самостоятельно ест, ни мама, ни бабушка совершенно не вмешиваются в эту процедуру. Они только подставляют и убирают тарелки. Маленький Саша крепко держит в руке ложку, движения его уверенные и точные.

Читайте также:  Какие способы решения экологических проблем существуют

— Все! — объявляет он после обеда и добавляет «си», что на его языке означает «спасибо!», требует, чтобы его сняли с высокого стула, вплотную придвинутого к столу. Он очень самостоятельный человек, этот Саша. Если, бывает, заигравшись, он иногда оконфузится и напустит лужу, то с деловым видом бежит на кухню за тряпкой.

Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей.

— Сидишь с ним, уговариваешь. Пока пообедает — все сказки по два раза расскажешь.

— А предоставьте ему самостоятельность, пусть сам ест.

— Да что вы! — с негодованием отмахивается мать.— Уж всеми правдами-неправдами кое-что все-таки заставишь съесть, а сам он и не прикоснется к еде.

А выглядит это приблизительно так. Замученная мама усталым голосом тянет:

— . Была у них курочка-ряба. Да сиди ты спокойно! Не трогай ложку! Оставь тарелку в покое! Снесла курочка яичко. Кому говорю, убери руки. Не простое яичко, а золотое. Не трогай ложку!

А малыш не слушает сказку. Его совершенно не волнует судьба курочки-рябы. Он тянется к ложке. Ему хочется самому попробовать есть. И не еда его интересует — процесс еды. А маме и невдомек, что если дать маленькому ложку и предоставить свободу действий, толка будет больше. Пусть даже на первых порах не все калории, предназначенные на сегодня, попадут по назначению (не все сразу). Зато постепенно, раз за разом, он научится самостоятельно орудовать ложкой и, уверяю вас, будет есть гораздо лучше.

Моего знакомого Сашу сажают на высокий стульчик за общий стол вместе со всем семейством. Все едят, и Саша старается.

— Да! — кивает мальчишка.

И кто это придумал, что ребят нужно непременно кормить отдельно и вперемежку со сказками и песнями, а из еды делать какой-то священный ритуал! Это и скучно и вредно. Малыши с удовольствием будут есть за общим столом. Они любят и умеют подражать, очень наблюдательны, стараются повторить действия, приемы окружающих. Ничего удивительного нет в том, что в яслях, так сказать, в компании, дети едят лучше, чем дома.

Физическая ловкость для дошкольника — важный шаг в воспитании волевых качеств. Ребенок, умеющий управлять своим телом, легче научится управлять эмоциями и желаниями. Дайте возможность ребенку стать ловким, определите его в спортивную секцию.

Да, воля ребенка лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. Организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, мы постепенно приучаем ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: «У Даши получается лучше», «Ты не сможешь сделать это, как Петя», «Ты никогда ничего не доводишь до конца». Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку. А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.

Источник

Оцените статью
Разные способы