Способы развития воли у младших школьников

Развитие воли у младших школьников

Процесс развития и формирования воли происходит на протяжении всей жизни, в результате воспитания и обучения человека. Что подразумевается под словом воля? Воля — сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного.

Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

С приходом в школу у первоклассника изменяются мотивы поведения. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, перед своим классом. Специфика учебной деятельности обуславливает необходимость обязательного проявления воли. На уроках ученик должен проявлять умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, целенаправленности восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так, одновременно с общим психическим развитием младшего школьника, развивается и его воля.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Ученик подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

Источник

Формирование воли у детей младшего школьного возраста

В свете нового педа­го­ги­че­ского мыш­ле­ния при­зна­ется при­о­ри­тет­ность гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния чело­века перед раз­лич­ными видами его обу­че­ния. Важно выявить пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ские основы гар­мо­нич­ного вос­пи­та­ния детей, под­рост­ков и юно­шей в про­цессе осу­ществ­ле­ния ими тру­до­вой, игро­вой, учеб­ной, спор­тив­ной и др. видов дея­тель­но­сти, изу­чить содер­жа­ние, стро­е­ние, вза­и­мо­связь и раз­ви­тие этих видов дея­тель­но­сти, опре­де­лить пути и сред­ства целе­на­прав­лен­ного фор­ми­ро­ва­ния субъ­екта созна­тель­ной дея­тель­но­сти и твор­че­ской лич­но­сти школьников.

Вос­пи­та­ние должно при­об­щить лич­ность к языку чело­ве­че­ской куль­туры, должно помочь осо­знать дей­стви­тель­ность как вза­и­мо­дей­ствие людей, как про­цесс их дея­тель­но­сти, как сово­куп­ность ее резуль­та­тов. Оно должно при­учить ребенка видеть в фокусе сво­его выбора и своих поступ­ков отно­ше­ние к дру­гим людям и под­во­дить лич­ность к осо­зна­нию своей уни­каль­но­сти — спе­ци­фич­но­сти суще­ства, обла­да­ю­щего своей волей и ответ­ствен­но­стью. Пове­де­ние такой лич­но­сти сопро­вож­да­ется само­ана­ли­зом, само­оцен­кой, рефлек­сией. Вся­кое отно­ше­ние к чело­веку при­об­ре­тает дру­гую ипо­стась — отно­ше­ние к самому себе. Вос­пи­та­ние гото­вит чело­века к субъ­ект­ной дея­тель­но­сти, выра­ба­ты­вает ее пси­хо­ло­ги­че­ские предпосылки.

На пороге школы у ребенка воз­ни­кает новый уро­вень само­со­зна­ния и воле­вой регу­ля­ции пове­де­ния. Он харак­те­ри­зу­ется оформ­ле­нием его внут­рен­ней пози­ции — новое отно­ше­ние к себе, к своим обя­зан­но­стям. В его жизнь вхо­дит систе­ма­ти­че­ский труд. Этот труд тре­бует уси­лий, направ­лен на дости­же­ние резуль­тата. Оце­ни­ва­ется теперь резуль­тат дей­ствий, а не наме­ре­ния. У детей скла­ды­ва­ется спо­соб­ность оце­ни­вать себя, неудачи, лич­ност­ные каче­ства в уче­нии, в труде. Эти дости­же­ния сле­дует рас­смат­ри­вать как шаг на пути к обес­пе­че­нию нор­маль­ного обу­че­ния в школе в будущем.

В прак­тике школь­ной жизни часто при­хо­дится стал­ки­ваться с отри­ца­тель­ными эмо­ци­о­наль­ными реак­ци­ями детей на оценки, на труд­но­сти в учеб­ной работе. Эти реак­ции явля­ются пока­за­те­лем небла­го­по­лу­чия в вос­пи­та­нии ребенка, нес­фор­ми­ро­ван­но­стью у него тру­до­лю­бия. В вос­пи­та­нии ребенка мы посто­янно тре­буем, оце­ни­ваем, не научив спо­со­бам выпол­не­ния тре­бо­ва­ний. А ведь часто при­чи­ной неуспеш­но­сти школь­ни­ков явля­ются нераз­ви­тые воле­вые каче­ства: само­сто­я­тель­ность, невос­пи­тан­ное чув­ство ответ­ствен­но­сти, неуме­ние дово­дить дело до конца, то есть него­тов­ность млад­шего школь­ника к труду. По иссле­до­ва­нию А. А. Реаан, без­от­вет­ствен­ность (84%) среди соци­ально незре­лых под­рост­ков, нега­тив­ное отно­ше­ние к труду — одно из цен­траль­ных обра­зо­ва­ний кри­ми­наль­ной лич­но­сти. Именно эти дети попа­дают в группу риска. Они не заин­те­ре­со­ваны в уче­нии и в труде, у них отсут­ствуют необ­хо­ди­мые навыки пре­одо­ле­ния трудностей.

По нашим иссле­до­ва­ниям (выборка 100 чело­век детей стар­шего дошколь­ного воз­раста), 39% детей дошколь­ного воз­раста зани­мают пас­сив­ную пози­цию к труду. Это отно­ше­ние сопро­вож­да­ется отри­ца­тель­ными эмо­ци­ями и харак­те­ри­зу­ется сле­ду­ю­щими выска­зы­ва­ни­ями: «трудно», «не хочу», «заста­вили». Харак­терно нали­чие отри­ца­тель­ной моти­ва­ции. Воле­вой ком­по­нент «надо» имеет место только в 12 слу­чаях, из них 10 — с отри­ца­тель­ной эмо­ци­о­наль­ной окраской.

Читайте также:  Метод цепной подстановки это способ

Отме­ча­ется недо­ста­точ­ная сфор­ми­ро­ван­ность послу­ша­ния, сла­бая выра­жен­ность пози­ции «Я сам», начал воле­вых качеств: само­сто­я­тель­но­сти, ответ­ствен­но­сти, целе­устрем­лен­но­сти. В то же время, обсле­до­ва­ние детей из воцер­ко­в­лен­ных семей пока­зало, что в пяти слу­чаях из шести у них сфор­ми­ро­вано тру­до­лю­бие, послу­ша­ние на фоне высо­кого пока­за­теля активности.

Полу­чен­ные выводы поз­во­ляют гово­рить о том, что уже у ребенка дошколь­ного воз­раста необ­хо­димо созда­вать усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния тру­до­лю­бия, что послу­жит важ­ней­шей пред­по­сыл­кой успеш­ного обу­че­ния в дальнейшем.

Опи­ра­ясь на оте­че­ствен­ные тра­ди­ции вос­пи­та­ния, сле­дует отме­тить, что важ­ным усло­вием раз­ви­тия воли, а вме­сте с тем и пре­одо­ле­ния пас­сив­но­сти, фор­ми­ро­ва­ния готов­но­сти к труду счи­та­ется также фор­ми­ро­ва­ние послушания.

Послу­ша­ния про­яв­ля­ются в пове­де­нии (выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм, пра­вил) и в дея­тель­но­сти (выпол­не­ние пору­че­ний). Меха­низм послу­ша­ния — раз­ви­тие воле­вого уси­лия. Сле­дует отме­тить, что этот меха­низм не имеет ничего общего с без­услов­ным пови­но­ве­нием, когда ребенку не остав­ляют воз­мож­но­сти соб­ствен­ного убеж­де­ния в правоте дела.

Бытует мне­ние, что послуш­ный ребе­нок — это подав­лен­ный ребе­нок, что из него вырас­тет пас­сив­ный, зави­си­мый чело­век у кото­рого отсут­ствует воля.

Так ли это? Издавна, еще в древ­не­рус­ских сбор­ни­ках: Пчелы, Про­логи, Зла­то­усты, Изма­рагды и Домо­строй настой­чиво про­во­ди­лось, что любовь и доб­рые дела есть осно­ва­ние чело­ве­че­ской жизни. Послу­ша­ние в рус­ской хри­сти­ан­ской тра­ди­ции рас­смат­ри­ва­ется как доб­ро­воль­ное выпол­не­ние обя­зан­но­стей по отно­ше­нию к дру­гим людям и к себе. Это и быто­вые, и учеб­ные, и тру­до­вые послу­ша­ния. Их назна­че­ние — огра­ни­че­ние от само­воль­ства, ограж­де­ние от соблаз­нов и от матери всех поро­ков — празд­но­сти. Его назна­че­ние: огра­ни­че­ние само­воль­ства (что-хочу-дела­нье), ограж­де­ние от празд­ного времяпрепровождения.

Конечно, удо­вле­тво­ре­ние пер­вич­ных есте­ствен­ных потреб­но­стей ребенка (пить, есть, спать, играть) явля­ется одной из функ­ций роди­теля, но здесь очень важно отсле­дить грань, где начи­нает про­яв­ляться «что-хочу-дела­ние», чрез­мер­ное удо­вле­тво­ре­ние этих потреб­но­стей — свое­во­лие. Вот здесь и нужно начи­нать вос­пи­та­ние силь­ной воли ребенка — учить побеж­дать есте­ствен­ные чрез­мер­ные жела­ния (воле­ния) под­чи­не­нием мораль­ным нор­мам и пра­ви­лам пове­де­ния, кото­рые должны изна­чально при­сут­ство­вать в каж­дой семье. Если ребе­нок не смо­жет сопро­тив­ляться своим жела­ниям, у него воз­ник­нет зави­си­мость от есте­ствен­ных потреб­но­стей, он будет нахо­дить все­воз­мож­ные уловки, чтобы избе­гать пору­че­ний роди­те­лей и выпол­не­ния обя­зан­но­стей. Поиг­рать в ком­пью­тер, про­ле­жать в кро­вати, выпол­нить пору­че­ние кое-как, лишь бы отде­латься, и т. п. — ребе­нок ста­но­вится пас­сив­ным. Хочется еще раз напом­нить, что вос­пи­ты­вать послуш­ного ребенка нужно пра­вильно и осто­рожно: необ­хо­димо разъ­яс­нять смысл тех или иных поступ­ков, цен­но­стей чело­ве­че­ской жизни с тем, чтобы у ребенка сло­жи­лось убеж­де­ние в пра­виль­но­сти сде­лан­ного им выбора (выбор дол­жен быть сво­бод­ным), необ­хо­димо учить при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния, когда не будет воз­мож­но­сти с кем-либо посо­ве­то­ваться. Роль вос­пи­та­ния заклю­ча­ется в том, чтобы под­ве­сти дитя к внут­рен­ней жизни, к работе над собой, к овла­де­нию спо­соб­но­стью при­ни­мать или отвер­гать побуж­де­ния. Этот путь бес­ко­не­чен, вос­пи­та­ние лишь откры­вает путь и учит идти. И глав­ные путе­во­ди­тели на этом пути — мораль­ные чув­ства: стыд, любовь к дру­гим людям, работа сове­сти. Вос­пи­та­ние в этом отно­ше­нии заклю­ча­ется в раз­ви­тии воли, уме­ния сдер­жи­вать себя. Именно в это время жела­ния ребенка должны направ­ляться на добро, а не на зло.

Но реко­мен­ду­ется пра­виль­ное и осто­рож­ное при­ме­не­ние послу­ша­ния. Важно не лишить ребенка само­сто­я­тель­но­сти, но вме­сте с тем учить ребенка с кем-либо советоваться.

Пас­сив­ность ребенка, неса­мо­сто­я­тель­ность, без­от­вет­вен­ность, низ­кий уро­вень целе­устрем­лен­но­сти во мно­гом обу­слов­ли­вают недо­ста­точ­ную актив­ность буду­щей учеб­ной дея­тель­но­сти и сдер­жи­вают лич­ност­ное раз­ви­тие ребенка. Свое­вре­менно сфор­ми­ро­ван­ное поло­жи­тель­ное отно­ше­ние к труду, ста­нов­ле­ние воле­вой регу­ля­ции ребенка ста­нет усло­вием само­ак­ту­а­ли­за­ции взрос­лого чело­века. При этом важ­ней­шим усло­вием явля­ется кон­струк­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие в аль­янсе «Родитель—Ребенок», осно­ван­ное на любви и доверии.

1. Архи­епи­скоп Евсе­вий (Орлин­ский). Энцик­ло­пе­дия вос­пи­та­ния малень­кого хри­сти­а­нина. М., 2003.

2. Осниц­кий А. К. Само­ре­гу­ля­ция дея­тель­но­сти школь­ника и фор­ми­ро­ва­ние актив­ной лич­но­сти. М.: Зна­ние, 1986.

3. Побе­до­нос­цев К. П. Вос­пи­та­ние харак­тера в школе. СПб., 1996.

4. Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние детей. По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего пат­ри­ар­хата Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия вто­рого, 1993.

Источник

Способы формирования волевых качеств личности младшего школьника
статья на тему

Способы формирования волевых качеств личности младшего школьника

Скачать:

Вложение Размер
sposoby_formirovaniya_volevyh_kachestv_lichnosti_mladshih_shkolnikov.docx 21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Способы формирования волевых качеств личности младших школьников

Многие известнейшие психологи указывали на необходимость формирования воли, так как она является основой для жизненного благополучия не только ученика, но и играет наиважнейшую роль на протяжении всей человеческой жизни.

Сформированная воля — это умение управлять собой, подчинять свои физические и психические силы достижению намеченной цели. Решающим фактором развития воли у детей А.В. Веденов называет обучение и воспитание.

Многочисленные исследования позволили выделить методы и приемы формирования воли у детей младшего школьного возраста в соответствии с его особенностями. Рассмотрим некоторые из них.

Большое значение для формирования воли ребенка имеет правильная организация его жизни и деятельности в семье. Необходимо, чтобы у ребенка были обязанности, которые воспитывают у него умение заставить себя сделать необходимое дело вне зависимости от случайных настроений и желаний, умение преодолевать трудности, с которыми он встретится в своей жизни. В деятельности, связанной с выполнением своих обязанностей как члена семьи, формируется у младшего школьника сознательная мотивация поступков и поведения, развиваются волевые и нравственные качества личности.

Домашние обязанности обеспечивают ребенку опыт выполнения всех обязанностей и дают возможность проверить его подлинную готовность к школе. Если ребенок выполняет порученные ему дела хорошо, выполняет их точно и аккуратно, вне зависимости от собственных настроений и желаний, можно считать, что такой ребенок вполне подготовлен к тому, что и свои обязанности школьника он будет выполнять всегда точно и аккуратно — он готов к учению в школе.

С поступлением в школу основной деятельностью ребенка становится учение. Игры младших школьников и, тем более, выполнение отдельных поручений или постоянных обязанностей в семье — все это продолжает иметь значение для развития личности ребенка и воспитания его воли, в частности, но учение как наиболее сложная и ответственная из всех форм его деятельности, теперь получает решающее значение.

Еще в дошкольном возрасте ребенка должны научить уважать труд людей. Дошкольник везде видит, как люди трудятся, к тому же, взрослые должны показать ребенку важность этого процесса. Ребенку нужно рассказывать о том, чему он научится за время пребывания в школе, что узнает, какими овладеет навыками и умениями. Тогда он будет тянуться к школе сознательно, а не только потому, что его влечет к себе деятельность старших детей.

Ребенок, как правило, остро переживает поступление в школу и относится к этому чрезвычайно ответственно. С таким отношением он впервые приходит в школу. Для учителей, воспитателей, родителей и вообще старших, окружающих ребенка, очень важно укрепить это отношение к учению как к важнейшему и очень ответственному делу, требующему от него повседневного внимания, волевого усилия, ответственности к самостоятельности, которая у детей этого возраста развита еще мало. Для этого р ебенок должен повседневно чувствовать серьезное отношение к своей деятельности со стороны всех окружающих. Отсутствие этого дезорганизует ребенка, может разрушить его ответственное отношение к учебе.

Необходимо, чтобы взрослые помогали ребенку в организации учебной деятельности, так как он еще не умеет самостоятельно ее планировать. Родители должны выработать определенный режим дня для школьника, установить для него определенное время приема пищи, время подготовки уроков, выполнения домашних обязанностей и время для игр или свободного чтения дома. Режим дня имеет не только гигиеническое значение, он создает определенный ритм жизни, который помогает ребенку организовать себя в определенное время для той или иной работы, обеспечивает ему возможность выполнить все его обязанности, и у маленького школьника вырабатывается умение планировать свою деятельность.

В том случае, когда родители ломают режим дня без серьезных причин, ребенок быстро почувствует, что дома его учебная деятельность не уважается, что она не важна для жизни его семьи, а, следовательно, и в его жизни, имеет какое-то второстепенное значение. В таком случаи отношение ребенка к своей новой деятельности, станет формальным, а позже появляется безответственное отношение к учению.

Младшему школьнику необходимо также помочь в планировании порядка подготовки уроков. Какие уроки, когда готовить должны указывать учителя, а родители должны следить, за неуклонным выполнением их указаний. Но, прежде ребенка, поступившего в школу, необходимо научить готовить уроки. Учитель, когда дает новое задание, требующее нового характера выполнения, должен предварительно научить детей новым приемам. Прежде чем дать на дом задачу, должен удостоверится, что все дети научились решать задачу в классе. То же относится к заучиванию наизусть или пересказу.

Л. И. Божович пишет, что, если школьнику впервые дано задание выучить наизусть стихотворение, необходимо непосредственно участвовать в его работе — внимательно проследить, как он будет его учить, и помочь ему. В следующий раз он сможет учить уже самостоятельно. Умение пересказать своими словами содержание прочитанного — сложная и серьезная задача для младшего школьника. Здесь вырабатывается не только связность речи, но и самостоятельность мышления, умение выделить в содержании главное, умение спланировать изложение усвоенного материала. Умение пересказывать облегчает учение уроков, и имеет большое значение в воспитании воли. Пересказ заставляет ребенка перерабатывать материал, отделять главное от второстепенного, устанавливать связи между ними. Пересказывая урок последовательно и связано, ребенок научается преодолевать трудности в овладении его содержанием. То же самое относится к решению нового типа задач или примеров.[2]

В связи с тем, что родители хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, помощь родителей будет всегда эффективна. Учитель показывает общие для всех приемы приготовления уроков, а родители индивидуализируют их применительно к особенностям своего ребенка и учат его пользоваться ими.

Подготовка уроков для младшего школьника имеет огромное воспитательное значение. Он не только закрепляет полученные в школе знания, но и овладевает навыками самостоятельной работы, у него вырабатывается настойчивость, аккуратность, чувство ответственности.

Взрослые, давая детям задание, указывая правила поведения, должны требовать их выполнения и оценивать качество. Особенно это важно для ребенка младшего школьного возраста. Поэтому, в младших классах оценка должна даваться немедленно — это поддерживает ответственное отношение ребенка к своим обязанностям.

Чем моложе школьник, тем внимательнее должны родители следить за тем, выполнил ли он школьные задания и как хорошо. Ребенок должен чувствовать и понимать, что его работа над выполнением школьных заданий переживается его близкими людьми. Это также воспитывает у ребенка ответственное отношение к его обязанностям учащегося.

Так же для формирования воли немаловажную роль играет воспитание у ребенка привычек к дисциплинированному поведению. Он должен приучиться:

а) делать то, чего требуют взрослые, даже если это не очень интересно;

б) доводить начатое дело до конца;

в) в игре и при выполнении задания взрослых быть внимательным и аккуратным;

г) выражать свои желания спокойным тоном, в форме просьбы, а не требования.

Учебная деятельность воспитывает произвольные явлений жизни ребенка: произвольными становятся память, внимание, мышление, воображение, все чаще и решительнее школьник контролирует и сдерживает свои чувства. Источником этой внутренней перестройки психической деятельности является учебная деятельность как деятельность обязательная — как выполнение нравственного долга ребенка.

Уметь преодолеть свои непосредственные желания и чувства ради выполнения долга, уметь подчиняться дисциплине младшему школьнику особенно необходимо в связи с некоторыми особенностями его возраста — исключительной подвижностью, огромной двигательной активностью, которая не редко влечет импульсивное поведение ребенка, и сенсорной активностью.

Преодоление детской импульсивности начинается еще в дошкольном возрасте тогда, когда детям даются ответственные поручения и, особенно тогда, когда возлагаются на них обязанности.

Продолжается работа над преодолением импульсивности в школьный период, где решение данной проблемы достигается путем организации урока, такой, чтобы характер и содержание занятия делали невозможным какое-либо отвлечение ребенка. С помощью этого, учитель постепенно одолевает импульсивность, направляя всю деятельность детей на содержание учебных занятей, формирует умение управлять своим поведением и контролировать его.

Роль взрослых в преодолении импульсивности в поведении также велика. Необходимо отметить, что активный и впечатлительный школьник часто многое хотел бы рассказать о своих переживаниях и соображениях дома. Высказывания детей надо слушать внимательно и серьезно. Иначе ребенок замыкается, утрачивает искренность. Родители сами не замечают того, как они при этом теряют контакт со своими детьми.

Детская импульсивность не мешает коллективным играм с правилами, в том числе и подвижным, особенно в том случае, когда в этих играх участвуют дети различных возрастов.

Известно, что игры детей иногда сопровождаются большими спорами, а иногда даже и ссорами между детьми. Это, как правило, возникает на почве нарушения участниками правил игры. Большинство этих нарушений возникает в результате большой импульсивности детей: ребенку хочется добежать до финиша, и он выскакивает вперед, не дожидаясь команды, ему хочется попасть точно в цель и, невольно, вопреки правилам игры, он подбегает к ней слишком близко. Но ссоры и споры чаще всего сопровождают игры в том случае, когда играют дети примерно одного и того же возраста. Когда же в игре участвуют старшие дети, они силой своего авторитета и правильной организацией ликвидируют всякую возможность нарушения дисциплины. Таким образом, правила игры, ее организация и авторитет старших делают невозможным импульсивное поведение, контроль со стороны коллектива участников игры обеспечивает строгое выполнение правил.

Организм ребенка младшего школьного возраста требует большой подвижности, и с этим необходимо считаться. Но потребность в сенсорной и двигательной активности не должна удовлетворяться самым беспорядочным образом — в беготне, возне, криках. Подвижные игры с правилами — только одна из форм удовлетворения этой активности. Наряду с такими играми, огромное значение имеют различные формы физического труда. Беспорядочную возню и крики вполне возможно заменить организованной деятельностью в коллективе сверстников.

Только дав разрядку своей накопившейся физической энергии в процессе подвижной игры или труда, школьник сможет спокойно заниматься. Вот почему необходимо так организовывать режим дня школьника, чтобы он после того, как пришел из школы, имел возможность за 1,5 – 2 часа удовлетворить свою потребность в движении.

Таким образом, систематическая организация деятельности ребенка должна не подавлять, а направлять активность ребенка, школьник должен быть занят какой-то активной деятельностью. Если жизнь ребенка будет насыщена такой деятельностью, которую он сам будет расценивать как очень важную и необходимую, то на нее он и направит всю свою активность.

В формировании воли детей исключительно велика роль коллектива, жизнь которого не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами общественного поведения, если в ней отсутствует дисциплина, если каждый член коллектива не будет подчиняться требованиям, обычаем, которые введены учителем и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением. Такая организация коллектива класса практически ставит ребенка перед необходимостью усвоения норм и правил общественного поведения, общественной морали.

То есть, у ребенка в школьном коллективе формируются непосредственно моральные чувства и моральные убеждения, позволяющие ему ориентироваться и поступать правильно в сложных ситуациях. Это у них воспитываются чуткость к товарищам, организованность и дисциплинированность.

Правильная организация совместной деятельности учащихся на уроке, основанная на единстве требований, формирует отношение каждого ученика к своему делу как части общего дела класса, учит обдумывать свои действия, планировать их, предусматривать возможные последствия, совместно стремиться к цели, воспитывает взаимную поддержку в процессе выполнения учебной работы и в то же время требовательность друг к другу, приучает критически относиться к себе, оценивать свой личный успех или неудачу с позиций общей работы класса.

В итоге возникает у детей чувство долга и ответственности, чувство чести и товарищеской солидарности, а также испытывается и закрепляется такое ценное качество человека, как умение подчинять личные интересы общественным, умение считаться с потребностями и желаниями других людей.

Необходимо помнить, что особенно важным в формировании воли является пример родителей и всех взрослых, окружающих ребенка, в том числе и учителя. Так же необходимо использование рассказов и бесед, направленных на сознание ребенка с целью формирования у него убеждений о необходимости воли и всех волевых качеств в жизни человека любого возраста.

Большое значение в формировании и закаливании волевых свойств имеют физкультура и спорт. Спортивная деятельность как бы «в чистом виде» показывает каждому, что достижения личности прямым образом зависят от ее волевой активности. Упражняешься специально в том или ином виде спорта легче становится преодолевать утомляемость, страх, становится яснее ум, организованнее чувства, исчезают мучительные затруднения в переключении активности с одной деятельности на другую.

Таким образом, в психологии и педагогике накоплен огромный теоретический и практический опыт формирования волевых качеств младших школьников, знакомство с которым позволит практикующим учителям начальной школы совершенствовать процесс волевого развития учащихся.

Источник

Читайте также:  Как выполняется прыжок способом перешагивания
Оцените статью
Разные способы