Способы развития внимания сообщение

Содержание
  1. Способы развития внимания сообщение
  2. Особенности развития внимания и памяти
  3. Три вида внимания
  4. Свойства внимания
  5. Особенности видов внимания
  6. Развитие внимания у детей и дошкольников
  7. Развитие внимания у взрослых
  8. Тренажеры для развития внимания онлайн
  9. Упражнения на развитие внимания
  10. Рекомендации для развития внимания
  11. Развитие внимания: особенности и полезные советы
  12. Общие правила развития внимания
  13. Распределение и переключение внимания
  14. Упражнения на распределение внимания
  15. Упражнение «Тепло-прямо»
  16. Упражнение «Разгибание пальцев»
  17. Игра «Индейцы»
  18. Игра «Спектр вкусов»
  19. Упражнение «Глаз-рука»
  20. Медитация
  21. Упражнения не переключение внимание
  22. Упражнение «Создание и освоение маршрута восприятия»
  23. Упражнение «Выделение первостепенных и второстепенных объектов восприятия»
  24. Упражнение «Тренировка скорости переключения внимания»

Способы развития внимания сообщение

Психический процесс познания, при котором реализуется сосредоточенность человека на объекте, называют вниманием. При этом фокусировка обладает избирательностью и обеспечивает формирование собственного отношения к предмету. Без подобной функции невозможно полное и качественное восприятие. Развитие внимания необходимо, тренировка навыков формирует мышление с детских лет. Рассмотрим подробно все аспекты процесса.

Особенности развития внимания и памяти

Объекты внимания — одушевленные, неодушевленные предметы, природные явления, наука, искусство, присутствующие в поле зрения. Все это представляет собой достаточный интерес или предопределяется необходимостью исследования. Для развития внимания важны возрастные факторы людей, наличие целеустремленности. Помимо заинтересованности предметом или явлением требуется систематическое выполнение упражнений. Перечисляя особенности развития функции, рассмотрим свойства и характеристики, от которых зависит процесс.

Три вида внимания

  1. Непроизвольное, в котором отсутствует сознательный выбор со стороны субъекта. Оно появляется при воздействии раздражителя, заставляющего отвлекаться на другой объект. Данная разновидность плохо поддается управлению, будучи связанной с внутренней организацией человека.
  2. Произвольная форма — это сознательное сосредоточение на объекте. Процесс возникает при наличии мотивации и понимания. Его характеристика — устойчивость. Развитие произвольного внимания связано с формированием усидчивости, силы воли при активизации психики. При интенсивном умственном труде нужно делать перерывы. Активизируется мозг, деятельность получает мотивацию. Развитие произвольного внимания сопряжено с наличием значительного интереса.
  3. Послепроизвольный вид проявляется в такой форме, когда субъект выполняет задачу без напряжения. Целеустремленность здесь весьма значительна, а внутренняя мотивация преобладает по сравнению с внешней.

Свойства внимания

  1. Концентрация или удержание внимания на предмете хорошо реализуется при наличии мотивации. При этом сознание управляет параметром интенсивности в процессе. Подсчитано, что человек может непрерывно фокусироваться от получаса до 40 минут, после чего необходим перерыв.
  2. Объем внимания — свойство, характеризующееся числом объектов, которые могут одновременно удерживаться в сознании.
  3. Способность долго уделять внимание одному объекту без переключения на другой называют устойчивостью. Данное свойство позволяет обнаруживать новое в обыденных вещах.
  4. Переключаемость — свойство, характеризующееся осмысленным изменением фокусировки внимания, что обусловлено внешними обстоятельствами. Разновидность — простая отвлекаемость.
  5. Распределение — это способность сосредотачиваться сразу на нескольких предметах. Переходы с одного объекта на другой зависят от соотношения между ними. Процесс может привести к усталости.

Особенности видов внимания

От чего может зависеть развитие внимания человека, включая особенности данной функции? Процесс связан с умением сосредотачиваться на одном или нескольких предметах какое-то время без отвлечения. Для этого нужна заинтересованность. Развитие произвольного внимания требует целенаправленности, усилия воли. А также владения чувствами, от чего зависит концентрация без неуместного отвлечения. Непроизвольная разновидность предусматривает наличие интересного взгляду предмета. Послепроизвольная форма особенно продуктивна. Ведь дополнительных усилий по преодолению не требуется. Таковы особенности, которыми наделяется развитие внимания человека.

Развитие внимания у детей и дошкольников

Рекомендации по развитию внимания у детей предполагают проведение еженедельных тренингов. Ведь умственные функции у них находятся в стадии формирования. Коррекционное занятие или тренировка применяются по отношению к самым разным свойствам и видам внимания. Научиться сосредотачиваться и переключаться помогут следующие приемы.

  • Информацию лучше подавать в игровой форме, стараясь заинтересовать ребенка.
  • Приемы развития внимания ставят целью доводить дела до конца, для чего нужно мотивировать детей на такое выполнение работы.
  • Логическое мышление тренируется посредством интересных заданий, вопросов.
  • Действия, направленные на развитие внимания, должны сопровождаться объяснением важности процесса. Следует объяснять, что при наличии сосредоточенности письмо (буквы и цифры) приобретает аккуратность. Любое действие получается лучше, если не отвлекаться.
  • Нужно просить ребенка прослушивать истории, после чего он будет рассказывать то, что запомнил.

Такие рекомендации по развитию внимания учат аккуратности и вырабатывают способность правильно сосредотачиваться. Для детей до 6 лет придуманы различные таблицы, задания. К примеру, требуется дорисовать недостающее на картинке или соединить предметы. Приемы развития внимания отражены в пособиях для детей Елены Бортниковой. Даются задания дополнить ряд геометрических фигур, поняв закономерности. Или воспроизвести целое из половины — дорисовать недостающую часть картинки, найти отличия в двух изображениях.

Некоторые способы развития внимания не нуждаются в предварительной подготовке. Тренироваться можно на прогулке. Бросая ребенку мяч, произносим съедобные и несъедобные предметы. В первом случае малыш ловит его, во втором — отбрасывает. Развитие зрительного внимания происходит, если попросить рассказать увиденное на незнакомом маршруте прогулки. Ежедневно занимаясь, можно достичь значительных успехов.

Развитие внимания у взрослых

Разработаны самые разнообразные приемы и способы, дающие результаты в тренировке концентрации, управления сознанием. Упражнения, направленные на развитие внимания, касаются всех его видов и свойств.

  • Для навыков сосредоточения нужно выбрать объект и постараться удержать на нем психическую энергию некоторое время. Положив перед собой книгу, стараемся представить персонажей и содержание. Следующее упражнение проделывается с двумя предметами, что обеспечивает развитие произвольного внимания и способности переключаться.
  • Чтобы повысить уровень своих способностей, нужно научиться управлять ими. Подобный навык поможет преодолевать возникающие трудности. Некоторые люди постоянно испытывают одну и ту же проблему: сложности в восприятии деталей или целого предмета. В этом случае рекомендуется ежедневно менять объекты тренировок.
  • Развитие зрительного внимания должно расширить возможности сосредоточения. Нужно выделять максимальное число деталей в рассматриваемом предмете. В самом начале пятиминутной концентрации возникнет представление общего характера о цвете, форме, размере. А затем появятся мелочи и подробности, которые следует обязательно усмотреть.
  • Упражнения на развитие слухового внимания совершенствуют данный его вид. К примеру, концентрируются на каком-либо голосе 10 минут. Это может быть речь, пение птиц, песня или мелодия для релаксации. Важно различить скорость говорящего, эмоциональность, выявить пользу из информации. Упражнения на развитие слухового внимания включают также прослушивание текстов либо песен и их воспроизведение.
Читайте также:  Лабораторная работа определение массы тела разными способами

Тренажеры для развития внимания онлайн

В интернет есть немало ресурсов, помогающих развить способности. Тренажер для концентрации, скорости мысли — «Анаграммы». В игровой форме проводятся раунды, на протяжении которых нужно выполнять задания в условиях временных ограничений. От этого зависит количество очков. Другой тренажер для эффективного развития внимания — таблица Шульте. Активизацию получит мозг и способность к визуальному поиску. Улучшаются возможности скорочтения. Таблицы составлены из случайно размещенных в них букв и цифр, относительно которых даются задания на поиски символов, счет. В процессе также стимулируется развитие зрительного внимания.

Есть множество игр. К примеру, «Пятнашки» дают хорошую разминку мозгу, формируют логику. Полезны тренажеры, развивающие боковое зрение, скорочтение.

Упражнения на развитие внимания

Ряд способов, формирующих способности, учитывает факторы, влияющие на сферы сознания. Так упражнения на развитие внимания включают формирование дикции. Применяются тренинги по усовершенствованию речи, содержащие задачи для мышления. Обучающийся сосредотачивается на том, как он произносит буквы и звуки. Также способы развития внимания направлены на улучшение логики. Тест IQ состоит из множества заданий, показывающих способность замечать детали.

Разобравшись с факторами, переходим к тренировке отдельных функций. Можно рекомендовать следующие занятия и упражнения, направленные на эффективное развитие внимания.

  • Концентрация тренируется психологическими методами. Следует выбрать предмет (дерево или животное) и понаблюдать за ним 5 минут. После этого ситуацию усложняют, включив музыку или телевизионную передачу. Человек приходит к выводу, что функция лучше формируется в отсутствие отвлекающих факторов.
  • Развитие зрительного внимания производится по картинке, на которую нужно смотреть 5 минут, после чего описывать все, что удалось запомнить. Число воспроизведенных деталей определяет степень успешности.
  • Упражнения на развитие слухового внимания могут тренировать сразу две функции. К примеру, глаза и уши улучшаются по части способностей, если прислушаться к разговору в автобусе. Также полезно сосредотачиваться на звуках природы. Упражнения на развитие слухового внимания при этом тем эффективнее, чем тише обстановка.

Коррекционные упражнения на развитие тренируют способность переключать внимание, фокусировку. Например, ребенку произносят слова, а он должен поднять руку, если услышит слово, относящееся к животному миру. Составляют серии заданий на улучшение быстроты и оперативности восприятия, познавательность. Коррекционное занятие может проводиться с группой детей или взрослых.

Рекомендации для развития внимания

Методы развития внимания в ходе своей реализации не могут восприниматься, лишь как часть деятельности. Данные функции нужны и в повседневном обиходе. Человек должен уметь сосредотачиваться, замечать важные мелочи. Коррекционные упражнения на развитие способностей предназначены для детей и взрослых.

У каждого свой уровень внимания. Но проводить соответствующие занятия следует всем обязательно, так как это поможет стать успешнее. В результате, к примеру, можно навсегда избавиться от рассеянности. Развитие зрительного внимания, слухового, а также концентрации включает порой простые упражнения. Но освоив их, человек приобретает навык по сосредоточению на жизненных целях и задачах.

Источник

Развитие внимания: особенности и полезные советы

Вниманием называется избирательная направленность восприятия человека на какой-либо объект или явление. Именно благодаря ему каждый из нас может успешно и эффективно ориентироваться в окружающем мире и обеспечивать полное и ясное отражение объекта или явления в своей психике. Несмотря на то, что внимание не является самостоятельным психическим процессом и не может проявляться вне других процессов, оно очень важно для жизнедеятельности, ведь только посредством него мы способны адекватно слушать, смотреть, думать, принимать решения, работать, учиться и выполнять любые другие действия. Поэтому его развитием нужно заниматься не только тем, у кого есть проблемы внимания, но и всем людям, желающим жить полноценной жизнью и достигать высоких результатов.

Ниже мы познакомим вас с несколькими общими правилами развития внимания и полезными упражнениями по его тренировке. Важно также и то, что посредством этих упражнений улучшается не только внимательность, но и логика, и память, и восприятие в целом, а также развивается мышление, причем как у взрослых, так и у детей.

Общие правила развития внимания

Итак, у развития внимания есть свои особенности, и чтобы все они были учтены, вам нужно следовать следующим правилам:

Необходимо создать для себя дополнительную мотивацию. Это значит, что перед началом любой работы, где требуется переключать или распределять внимание, нужно прийти к пониманию того, что в данный момент ничто не важно для вас так, как именно это дело. Чтобы мотивация была сильной и стабильной, лучше всего подумать о выгодах, которые вы получите после того как поставленная цель будет достигнута. Также неплохо придумать для себя какую-то награду, которую вы сами себе вручите, когда выполните важную работу успешно.

Чтобы улучшались внимание и память, восприятие и функционирование мозга, нужно пить больше воды. Например, несколько лет назад в английском журнале Nutrition были опубликованы результаты экспериментов, доказавших, что из-за недостатка воды в организме возникают мелкие расстройства и дефицит внимания. Для обеспечения организма нужным количеством живительной влаги ученые советуют мужчинам каждый день выпивать 12,5 чашек воды, а женщинам – 9 чашек.

Читайте также:  Эстетика как гуманитарная наука предполагает особый способ постижения своего предмета через что

Чтобы непроизвольное и произвольное внимание всегда были активны, нужно научиться грамотно управлять всеми второстепенными задачами (это может быть проверка электронной почты, звонок другу, составление плана на завтра и т.д.). Делается это очень просто: во-первых, нужно установить точное время, которое вы будете уделять таким делам, а во-вторых, приступая к одному делу, фокусироваться только на нем.

Еще один момент, способствующий развитию внимания – это понимание помех, которые вы сами себе создаете. Например, американские психологи из университета штата Каролина выяснили, что почти 50% ненужных отвлечений и перерывов работники организаций провоцируют сами. Это значит, что даже тогда, когда людям никто не мешает и ничто их не отвлекает, они сами становятся причиной своего отвлечения от важных дел. Причиной же этому служит неустойчивость внимания.

Также ученые выяснили особенности таких отвлечений. Среди них выделяются усталость, стрессы, недосыпание, привычка курить, чувство голода и жажды и другие. Однако понять собственные причины вы можете только сами, а потому советуем вам выделить время и составить список своих внутренних провокаций нарушения внимания. И как только список будет готов, вам нужно понять, в какие именно моменты они появляются, и придумать методы их профилактики.

Нередко проблемы внимания у взрослых и у детей появляются, как ни странно, от проявления чрезмерного внимания. Поэтому нужно учиться в некоторых случаях не обращать внимания на происходящее. Бывает так, что нечто само по себе бросается в глаза, причем это может представлять потенциальную опасность, например, когда человек находится за рулем, сдает экзамен и т.п. Осознанное восприятие поступающей информации позволит вам включать в поле своего внимания только то, что имеет прямое отношение к выполняемой вами задаче, исключая удивление, растерянность, непроизвольный интерес, любопытство и т.д. Если вы научитесь намеренно не обращать внимания на ненужные отвлекающие факторы, то будете лучше концентрироваться и станете более продуктивны в принципе. Кстати, заметим, что тренировать память и внимание, логику, креативность и другие важные способности отлично помогает развитие мышления.

Каждый из нас в процессе своей повседневной активности делает перерывы, но в то время как большинство людей не придают этому значения, специалисты рекомендуют осваивать так называемую культуру перерывов. Дело в том, что паузы оказывают на психику особый «освежающий» эффект. Так, когда вы постоянно заняты одним и тем же делом, из внимания начинают ускользать как бы несущественные детали, но после грамотного перерыва у вас всегда будет возможность посмотреть на все с обновленного ракурса. Особенности эффективных перерывов состоят в том, что, во-первых, делать их нужно в середине процесса решения любой задачи, а во-вторых, сопровождать их дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз, легкими физическими упражнениями и, по возможности, прогулками на свежем воздухе.

Заключительное правило можно назвать одним из самых главных. Заключается оно в том, что вы ни в коем случае не должны быть внимательными лишь частично или наполовину. Чтобы следовать этому правилу, вам нужно отказаться от привычки делать что-либо, отвлекаясь на нечто стороннее. Если вы слушаете кого-то, то концентрируйтесь на том, что вам говорят, если смотрите познавательную передачу, сосредоточьтесь на поступающей информации и видеоряде, если выполняете работу, фокусируйтесь на том, что делаете. Все, чем вы заняты, должно полностью стать объектом вашего внимания. А в случаях, когда вы понимаете, что не в силах управлять своим вниманием, например, вы устали, плохо себя чувствуете или предмет внимания вам просто неинтересен, лучше всего отложить это дело.

Теперь, после того как мы разобрали некоторые особенности и правила развития внимания, самое время перейти к упражнениям на его развитие. Упражнения, о которых мы расскажем (среди них есть и игры на внимание), разделены на два блока:

  • Первый блок – это упражнения на распределение внимания
  • Второй блок – это упражнения на переключение внимания

Но здесь следует сделать небольшую ремарку, и сказать несколько слов о различии между распределением и переключением внимания. Это полезно знать, чтобы лучше понимать, над чем и когда стоит работать.

Распределение и переключение внимания

Говоря о том, как развивать внимательность, с точки зрения психологии мы можем рассмотреть этот вопрос с двух сторон:

  1. Распределение внимания – способность удерживать в сознании несколько важных для нас процессов или объектов одновременно. Обладать этим навыком полезно людям, чья деятельность связана с многозадачностью, например, водителям, пилотам, диспетчерам, ораторам и т.д.
  2. Переключение внимания – способность в любой момент выбросить из области своего внимания какой-то один объект или задачу и мгновенно переключиться на другой без зацикливания на предыдущем. Этот навык пригодится тем, кому требуется часто менять один вид деятельности на другой, к примеру, менеджерам, продавцам, операторам станков и т.д.

Зная о том, как распределять и переключать внимание, любой человек будет в состоянии не только выполнять работу с минимальными усилиями и добиваться более существенных результатов, но и гораздо меньше уставать и улучшать качество своей жизни. Поэтому если у вас есть желание тренировать память и внимание, разрешить проблемы внимания и сделать более эффективным свое восприятие вообще, вам просто необходимо работать над умением переключать и распределять внимание (в качестве дополнения мы можем посоветовать вам также пройти курс по развитию мышления). Что же касается непосредственно упражнений, то в плане обучения грамотному использованию внимания они показали превосходные результаты, как в группах детей, так и у взрослых, что тоже немаловажно.

Читайте также:  Отвечать с любым способом

Упражнения на распределение внимания

В этом блоке представлено шесть упражнений и игр на внимание:

Упражнение «Тепло-прямо»

Для выполнения упражнения налейте в стакан теплой воды и возьмите его в руку. Ощутите, как нагрелся стакан, а затем вытяните руку с ним перед собой. Старайтесь удерживать внимание между вытянутой прямо рукой и теплом от стакана. Изначально выполнять упражнение можно в течение минуты, но затем следует довести время до пяти минут.

Упражнение «Разгибание пальцев»

Сядьте за стол и положите на него перед собой обе руки, сжав их в кулаки. После этого как можно медленнее, словно от этого зависит ваша жизнь, начинайте по одному разгибать пальцы. Сначала разогните большой палец и удерживайте его во внимании, чтобы он был прямым. Затем разогните указательный, после чего держите во внимании уже два пальца. Теперь разожмите средний, и так до тех пор, пока все пальцы обеих рук не будут разогнуты. Смысл этого задания состоит в том, чтобы последовательно увеличивать нагрузку на распределение своего внимания. Имейте в виду, что если вы хотя бы раз потеряете концентрацию на пальцах, упражнение нужно будет начинать заново.

Игра «Индейцы»

В некоторых племенах индейцев наблюдательность и внимательность развивали так: два охотника изначально детально рассматривали находящуюся перед ними картину или панораму в течение 1-2 минут, а затем по очереди описывали увиденное вождю. Чтобы выполнить это упражнение, вам нужен лишь напарник, которому вы будете описывать то, что видели. А в качестве картины подойдет все, что угодно, начиная от заставки на рабочем столе компьютера и заканчивая видом из окна или природным пейзажем. Ваша задача – описать увиденную картину во всех деталях.

Игра «Спектр вкусов»

Играть в эту игру очень просто – всего-навсего нужно сосредоточиться на всех вкусовых ощущениях во время трапезы. Удивительно, на мы почти никогда по-настоящему не наслаждаемся вкусом того, что едим, и тем более не сосредотачиваемся на том, как мы кушаем. Поэтому такая игра станет прекрасной тренировкой распределения внимания. А если хотите пример, то вспомните о французских гурманах, которые, поглощая предлагаемые им яства, разбирают вкусовые ощущения на оттенки, и выделяют вкус, аромат и текстуру пищи, а также обращают внимание на эффект, создаваемый сочетанием нескольких компонентов блюда.

Упражнение «Глаз-рука»

Задание в этом упражнении такое: примите удобное положение и вытяните в сторону правую руку. Удерживая в поле своего зрения пальцы правой руки, следите, чтобы сама рука не теряла горизонтального положения. Здесь внимание распределяется на пальцы и положение конечности. Начинать выполнение упражнения можно с одной минуты, постепенно доводя время до пяти минут.

Медитация

В представленном случае нет каких-либо хитростей и заданий. Нужно просто начать медитировать, начиная хотя бы с десяти минут утром и вечером, постепенно увеличивая время до получаса. Хороший материал по медитации вы найдете здесь, а мы лишь скажем, что в процессе медитации вам нужно распределять внимание на ощущения, дыхание и возникающие в голове мысли. Кстати, исследователи из Массачусетского технологического института выяснили, что 10-20 минут ежедневной медитации улучшают внимание уже на четвертый день. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале Brain Research Bulletin.

И, конечно же, если вы совместите выполнение этих упражнений с прохождением курса по развитию мышления, результаты превзойдут ваши самые смелые ожидания.

Упражнения не переключение внимание

В данном блоке всего три упражнения, но все они направлены на работу в разных направлениях:

Упражнение «Создание и освоение маршрута восприятия»

В первом упражнении вы будете использовать специальные опорные сигналы, необходимые в случаях, когда задачи выполняются в заданной последовательности. Целью упражнения является помощь сознанию в следовании привычным маршрутом действий. Выполняется задание очень просто – создайте для себя специальную мнемоническую схему, основанную на выполняемой вами задаче. Например, если вы учитесь водить автомобиль, вы можете использовать вот такую:

«Товарищ! Это не проформа‑с!

Запомни, отправляясь вдаль:

Сцепленье. Передача. Тормоз.

Знак поворота. Газ. Педаль»

Согласитесь, довольно занятно? Так и вы должны определить для себя схему действий, где внимание переключается в определенном порядке. А для лучшего запоминания (так, кстати, тренируется внимание и память) последовательность действий нужно зарифмовывать.

Упражнение «Выделение первостепенных и второстепенных объектов восприятия»

Второе упражнение помогает научиться определять важное и второстепенное, а также менять их местами, чтобы уметь быстро отыскивать нужные паттерны жизненных ситуаций.

Чтобы выполнить упражнение, лягте на спину и сконцентрируйтесь на своих телесных ощущениях. Сначала фокусируйтесь на голове, затем на плечах, руках, животе, спине и т.д. Изучая свое тело, «включайте» ощущения в разных его областях. Затем изменяйте схему, давая себе команду по чувствованию конкретной части своего тела.

Упражнение «Тренировка скорости переключения внимания»

Целью третьего упражнения является сокращение времени, требуемого на переключение на занятие новым видом деятельности и полной концентрации на нем.

Для выполнения задания найдите тикающие часы и поставьте их рядом с собой. Начните читать что-нибудь не очень сложное. Переключайте внимание на тиканье часов и чтение поочередно. Вполне вероятно, вскоре вы застопоритесь на каком-то одном процессе. Но ваша задача – добиться переключаемости без помех посредством увеличения времени упражнения и количества самих переключений.

Выполняйте рассмотренные нами упражнения каждый день, и уже через неделю вы заметите, как ваше внимание стало более податливым и гибким. И не забывайте также уделять время физическим нагрузкам и развитию мышления – например, пройдите этот интересный курс.

Источник

Оцените статью
Разные способы