Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Юрчук Екатерина Николаевна
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
(рекомендации психолога по развитию внимания дошкольников).
Внимание – один из главных психологических процессов, от развития которого зависит успешность осуществления любой деятельности. Уровень развития внимания определяет готовность ребенка к обучению, восприятию нового, к запоминанию. Развитие внимания способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса, определяет динамичность учебной деятельности и умение ее контролировать, и, в целом, пользоваться возможностью повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление — внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов, неотделимо от них и выступает как способность к их организации.
Выделяют произвольное и непроизвольное внимание. Преобладающим видом внимания дошкольниковявляется непроизвольное: сосредоточение ребенка на таких сторонах действительности, которые интересны ребенку.
Произвольное внимание — это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с умением сосредоточиться, осмыслить предложенный взрослым материал, с волевым усилием решать задачи, запоминать материал и преодолевать трудности для достижения цели.
В последнее время все чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребенка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени, выполнить до конца задание. Внимание следует развивать с раннего детства. Особенно необходимо настойчиво и последовательно развивать внимание у детей, которые легко отвлекаются, быстро утомляются при выполнении заданий учебного типа.
Иначе, к концу дошкольного детства, это может привести к трудностям не только в усвоении программы детского сада, но и к недостаточной готовности ребенка к школьному обучению.
Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания ребенка возрастным нормам, а так же заняться систематической тренировкой внимания.
Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Начинать лучше с небольших и простых заданий, постепенно усложняя и увеличивая время работы. Продолжительность занятий должна быть не дольше 10-15 минут в день для детей младшего и среднего дошкольного возраста и 20-25 минут для старших дошкольников.
Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другой. Поэтому у ребенка необходимо развивать интеллектуальную активность и такие свойства внимания, как устойчивость, распределение, переключаемость, стремиться к увеличению объема внимания, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.
Работа по развитию внимания с помощью игр и упражнений помогает научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, ориентироваться в нем, формировать умение быть наблюдательным, развивает умение умыслить последовательно, рассуждать, анализировать учебный материал. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
Занятия с ребенком по развитию свойств внимания будут более эффективными, если будут проходить в форме ненавязчивой дидактической игры. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными.
Старайтесь замечать каждый успех ребенка, хвалите и поощряйте его. И результаты не замедлят себя ждать.
Игры и упражнения по развитию свойств внимания. Рекомендации родителям.
Примерные задания,игровые упражнения:
Задания на выкладывание узора из мозаики, составление фигуры из палочек по образцу; выкладывание или рисование цветных дорожек, узоров, бусинок по образцу или словесной инструкции; продолжить ряд по словесному описанию или образцу.
Задания: «Цифры убежали»; «Пройди по дорожке».
Задание: «Раскрась бусинки в следующие цвета (по образцу)».
Развитие устойчивости внимания: «Найти на картинке и раскрасить только яблочки».
Развитие критичности мышления, свойств внимания. «Недостающие детали».
Нарисовать значки по образцу, «зашифровать» фигуры.
Задания на развитие устойчивости внимания: лабиринты, переплетенные линии.
Развитие мышления и внимания: Подобрать «заплатки» к коврику.
Зашумленные фигуры: задание «Прятки» (найти предмет и обвести по контуру).
«Предмет и его тень».Задание: найти тень каждого предмета.
Развитие восприятия, свойств внимания. Задание «Узнай предмет по деталям».
Задания на переключение внимания. «Корректурная проба».
Развитие наблюдательности и внимания: Нарисовать личики-эмоции по образцу.
Задания «Найди пару»; «Путаница»; «Какие предметы спрятались»; «Найти 2-х одинаковых рыбок».
«Найти 2 одинаковых предмета, соединить их линией».
Развитие логики и внимания: «Найди ошибки: «Вставь нужные буквы и напиши слова».
Развитие счетно-математических способностей и внимания:
Сосчитать, например, сколько грибов и яблок собрал ежик. Обвести карандашом все яблоки. Сосчитай сколько цветочков на платье у 1-й куклы и сколько бантиков – у 2-й.
Задание «Нарисовать точки точно так же, как в образце».
Задание «Срисовывание узора иди фигуры по клеточкам».
Развитие критичности мышления, устойчивости внимания. «Нелепицы».
Нахождение различий в двух похожих картинках. Задание «Сравни картинки».
Найти на картинке всех котят, всех щенят, всех мишек.
Развитие понятийного мышления.Задание: найти и назвать только игрушки; Какая одежда нужна мальчику, а какая – девочке.
1. Обухова Л. Ф. Возрастная психология/М., 2009. – 345с.
2. Осипова А. А. «Диагностика и коррекция внимания». Программа для детей 5-9 лет /М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 104с.
3. Максимова, А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей/Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 123с.
4. Широкова Г. А. Справочник педагога-психолога ДОУ/Ростов и/Д: Феникс, 2011.- 446с.
Юрчук Е. Н. педагог-психолог
Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.
Игры на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Игра «Фигуры» Цель: развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Необходимые приспособления: счетные палочки. Описание игры: Взрослый.
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста «Развитие внимания у дошкольников» Игра «Какой игрушки не хватает?» цель: развитие зрительной памяти, объема внимания. возраст: с 3 лет Поставьте перед ребенком на 1 минуту.
Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста» Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям.
Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта Коррекционная помощь по развитию зрительного восприятия и внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Учитель-дефектолог.
Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания, на каких — либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.
Беседа с родителями «Особенности внимания детей дошкольного возраста». Сухарева Ольга. Под вниманием в психологии понимают направленность психической деятельности человека, её сосредоточенность на объектах,.
Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр Актуальность исследования Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности.
Источник
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Татьяна В
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Тема: Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
Внимание, как известно, представляет собой способность регулировать собственную интеллектуальную активность, управлять своим сознанием и поведением.
Каковы же основные характеристики нормально развивающегося внимания ребёнка 6 – 7 лет?
Исследователи считают, что развитие устойчивости произвольного внимания детей надо изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре.
Исследования последних лет были направлены на изучение устойчивости внимания дошкольника в разных видах деятельности: учении, игре, и других занятиях. Оказалось, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом около 10 – 15 минут. Концентрация внимания развивается аналогично. Шестилетки довольно редко
(приблизительно в 4 раза реже, по сравнению с детьми 3 лет, отвлекаются на посторонние, т. е. е связанные напрямую с актуальным занятием, объекты.
Считается, что объём внимания дошкольника практически не отличается от объёма его восприятия, или объёма непосредственной кратковременной памяти, и составляет в среднем 2 – 3 объекта.
Понимание потребностей ребёнка и учёт его возрастных особенностей позволяют правильно предсказать то, на чём будет концентрироваться внимание.
Пути и способы развития внимания детей от 3 до 7 лет
Возрастание способности 7 – летнего ребёнка произвольно управлять сосредоточением сознания на предметах и явлениях окружающего мира предопределяется двумя обстоятельствами:
— созреванием мозга, приведшем к большему уравновешиванию процессов возбуждения и торможения;
— развитием познавательных способностей ребёнка: мышления, памяти, восприятия, представления и воображения.
Отсюда следует, что если у здорового ребёнка будут развиваться мыслительные операции:
Если ребёнок способен мысленно оперировать образами предметов или явлений:
Если ребёнок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме, цвету и т. д., то его внимание будет развиваться нормально.
Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, который можно использовать как рекомендацию педагогам и родителям.
Для того, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности, необходимо:
а) Развивать все его познавательные способности:
мышление: учить устанавливать причинно – следственные связи;
память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
восприятие: учить быстро и точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.);
представление: учить оперировать вторичными образами, т. е. образами без наглядной основы;
воображение: учить создавать новые образы на базе известных.
б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:
Быстро переключаться с одного предмета на другой;
Успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой;
Развивать устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности;
Совершенствовать объём внимания, т. е. увеличивать количество предметов, осознаваемых одновременно.
Отмечая объём внимания как характеристику психической активности, требующую совершенствования или развития, необходимо сделать одно замечание. Существует довольно распространённое мнение, что объём внимания – характеристика индивидуально фиксированная и, скорее всего, не поддаётся заметному регулированию с помощью тренировки. Однако мы будем рассчитывать на фантастическую пластичность высшей нервной деятельности человека и создавать соответствующие развивающие процедуры.
Избирательность внимания, скорее всего, не нуждается в каком – то особом развитии, ибо представляет собой проявление потребностей и интересов личности, её влечений и желаний и, следовательно, будет зависеть от изменений мотивационной сферы личности.
В возрасте 5 – 7 лет следует развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребёнка ещё очень низкая. К 6 – 7 годам она значительно увеличивается, но всё же остаётся ещё слаборазвитой. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной деятельности. Но в то же время у ребёнка нужно постепенно развивать способность прилагать волевые усилия и развивать устойчивость его внимания.
Устойчивость и концентрация внимания
Игра «цифры и порядок»
(развивает устойчивость и концентрацию внимания)
В игре используются цифры. Они располагаются в таблице в случайном порядке. Ребёнку необходимо отыскать и подчеркнуть цифры по порядку. Начинать нужно с лёгких таблиц, увеличивая сложность постепенно. Игру можно разнообразить – находить цифры в порядке убывания.
Для примера расположения цифр приведены таблицы 1,2.
Игра «Поставь точку в кружочке»
Ребёнку даётся таблица, состоящая из 5 видов фигурок (например, геометрических).
Данная таблица состоит из квадрата, звёздочки, ромба, круга и прямоугольника. Ребёнок должен просмотреть каждую строчку последовательно и, как можно быстрее, отметить карандашом разными способами две, а затем и три указанные вами фигурки.
Например, круг – крестиком в центре, квадрат – точкой в центре. На выполнение задания отводится не более 5 минут.
После выполнения задания вы подсчитываете, сколько фигурок было пропущено.
Можно использовать не только фигурки, но также цифры или буквы, отпечатанные на компьютере, или обыкновенную колонку с текстом из газеты, вычёркивая в ней три разные буквы в течение 5 минут.
Игра «Пантомима»
Вы показываете пантомимы, а ребёнок должен угадывать, что данное действие означает.
Для начала покажите простые действия: как вы умываетесь, кушаете, поливаете цветы. Затем покажите действие посложнее, например, как вы печёте пирог, убираете в квартире и т. д. Поменяйтесь ролями с ребёнком, пусть он загадывает, а вы отгадывайте.
Увеличение объёма произвольности внимания
Игра «Запретное слово»
Задание: скажите малышу, что вы будете задавать ему разные вопросы, а отвечать на них можно любыми словами, кроме слова «нет» (или «да», или «не совсем» и т. п.)
После этого вы задаёте вопросы:
— Вам нравится смотреть мультфильмы?
— Ты бывал на марсе?
— Ты кушаешь кубики?
Ошибкой считается, если названо запретное слово или ответ не дан.
Если у ребёнка не получается отвечать на вопросы или он часто ошибается, поменяйтесь с ним ролями, отвечайте на вопросы сами.
Выигрывает тот, кто ответил на большее число вопросов.
Игра «Счёт с запретом»
Задание: предложите ребёнку сосчитать до 20-и через 1 число, заменяя пропущенное словами «не собьюсь!»
Например: 1, «не собьюсь!», 3, «не собьюсь!», 5, «не собьюсь!», 7, «не собьюсь!» и т. д.
Можно предложить посчитать через 2 числа, заменяя каждое 3 число словами «не собьюсь!».
Например: 1, 2, «не собьюсь!», 4, 5, «не собьюсь!», 7, 8, «не собьюсь!», 10, 11, «не собьюсь!» и т. д.
Игры и задания, развивающие внимание ребёнка 6 – 7 лет
Витрина магазина
(на развитие объёма внимания и наблюдательности)
Задание 1. На витрине магазина выставлены только что поступившие конфеты «Белочка». Они были выложены в прозрачные коробки разной величины. Мама сказала своему сыночку Ванечке: «Можешь выбрать любую коробку». Мальчик захотел выбрать ту коробку, где больше конфет. Ты должен помочь мальчику Ване и выбрать коробку, где содержится наибольшее количество конфет.
Задание 2. Объясни свой выбор.
Задание 3. Какими способами можно проверить правильность выбора?
Например, конфеты можно сосчитать. Сосчитали?
Оказалось, что во всех коробках одинаковое количество конфет.
Задание 4. Посмотрите ещё раз на рисунок, подумай и скажи, почему же на первый взгляд кажется, что в коробках разное количество конфет.
(на развитие устойчивости внимания, наблюдательности)
Задание 1. Посмотри на картинку и скажи, по каким признакам можно судить, что здесь живёт медвежонок по имени Мина Муравейкин.
Задание 2. Как ты думаешь, где находится любимое место медвежонка зимой?
Задание 3. После обсуждения условий и образа жизни Миши Муравейника можно спросить ребёнка, заметил ли он какие-нибудь детали, ранее не обсуждавшиеся. Например, есть ли в берлоге обои? Каков их рисунок?
Кого испугался охотник?
(на развитие объёма, устойчивости внимания и наблюдательности)
Задание. Постарайся рассмотреть данный рисунок очень внимательно и скажи, кого мог испугаться охотник?
Упражнения на внимание
1. Задание: Быстро посмотри на строчки. Подчеркни такую же, но маленькую букву:
А Л я а о я а л а о л я а о я а л а о
У К х у ч ю у к ч у х к х у ч ю у к ч
О Ю р с о а с р о ю ю р с о а с р о ю
Э О с э е з с э а э з о с э е з с э а
2. Задание: Найди спрятанные буквы:
3. Задание: Подчеркни буквы в строчках:
Б В Р Д Б Е Ь б Ь В В Р Д К Р Д б
В Б Р О В Ф З В Я З В б Р О в Ф В
Г Г П Т П Н Г Т г Т Г П Т Н Г Т г
Д Г Л М Д Б Л Д б д л Г Л М Д б Д
Задание: Подчеркни буквы в ряду:
С Э Е О С Э С а е Э С Э е О С х Э С с
Ф Р В Ф Ю Ф В Ф Р Ю Р В ф Ю ф В Ф Р
Ш Ш Щ Ц е Ш З Щ Ы Ц ш щ Щ Ш И
Я Я Р Л Я Р Ю Р Я Л я л ю Я П А Я я
4. Задание: Продолжи ряд:
5. Задание: Соедини буквы по порядку:
ары. Пример: ГАВ – ГАВ – СОБАКА.
КО – КО – КО КОРОВА
КУ – КА – РЕ – КУ СОБАКА
ПИ – ПИ – ПИ КУКУШКА
7. Задание: Ёжик Кузя отправился в лес, только забыл зачем. Художник помог ему, написал подсказку, но не простую, а с переставленными буквами. Поменяй буквы местами и помоги ёжику вспомнить, зачем же он отправился в лес.
8. Задание: Найди одинаковые пары насекомых. Соедини их линиями. Сколько парных насекомых? Сколько непарных? Ответь по памяти, закрыв рисунок руками. Сколько всего насекомых?
9. Задание: Раскрась все:
10. Задание: Найди, какой кусочек, «вывалился» из банки с компотом:
11. Задание: Раскрась все листики в зелёный цвет, все яблоки – в красный, а морковки – в оранжевый.
12. Задание: Дорисуй солнышку лучики, тучке – дождик, стебельку с листиком – цветочек.
13. Задание: Рассмотри картинки. Перечисли все, что ты увидел, закрыв страничку листом бумаги или рукой.
14. Задание: Посмотри внимательно на цветы. Запомни их названия и как они выглядят.
Назови эти цветы:
15. Задание: посмотри внимательно на эти предметы. Запомни их.
Закрой страничку листом бумаги и посмотри следующую.
Что изменилось? Какие новые предметы появились?
Каких предметов не стало? Назови их.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.
Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст — это период.
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.
Игры на развитие зрительного внимания у детей младшего и среднего возраста 1. Игра «Угадай» Возьмите 3-4 разные игрушки. Выложите перед ребенком все игрушки, пусть он посмотрит внимательно и назовет все игрушки.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Проект «Развитие внимания у детей с ОВЗ в старшей группе «Учимся быть внимательными» «Внимание, есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка» К. Д. Ушинский Проект.
Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.
Источник