- Условия и приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников. статья (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА статья (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Условия и приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников.
статья (старшая группа)
Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах JI. С. Выготского. В опытах Л.С. Выготского в одну из банок прятался орех и ребенок должен был достать его. К банке, в которую был спрятан орех, для ориентировки прикреплялась маленькая серая бумажка. Обычно ребенок 3 — 4 лет не обращал внимания на нее и не выделял избирательно необходимую банку. Однако, после того, как орех клался в банку на его глазах, ему указывали пальцем на серую бумажку, она приобретала характер знака, говорящего о скрытой цели и направляла внимание ребенка. Здесь указательный жест является знаком, заменяющим слово. У детей более старшего возраста указательный жест заменяется словом, ребенок начинает самостоятельно пользоваться указательным знаком, опираясь на который, он может организовать свое внимание. Л.С. Выготский, а затем А.Н. Леонтьев, показали, что на различных ступенях развития можно наблюдать формирование произвольного внимания путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия и приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников
Исследования, посвященные произвольному вниманию, восходят к работам JI. С. Выготского. Здесь условно можно выделить две линии: первая из них направлена на роль слова, вторая — на роль стимулов-средств в регуляции произвольного внимания.
В раннем возрасте границы направляющей внимание речевой инструкции очень узки. Но с возрастом речевая инструкция взрослого, дополненная участием собственной речи ребенка, становится фактором, устойчиво направляющим его внимание. Этот факт показан многими отечественными психологами.
Развитие произвольного внимания в детском возрасте было прослежено еще в ранних опытах JI. С. Выготского. В опытах Л.С. Выготского в одну из банок прятался орех и ребенок должен был достать его. К банке, в которую был спрятан орех, для ориентировки прикреплялась маленькая серая бумажка. Обычно ребенок 3 — 4 лет не обращал внимания на нее и не выделял избирательно необходимую банку. Однако, после того, как орех клался в банку на его глазах, ему указывали пальцем на серую бумажку, она приобретала характер знака, говорящего о скрытой цели и направляла внимание ребенка. Здесь указательный жест является знаком, заменяющим слово. У детей более старшего возраста указательный жест заменяется словом, ребенок начинает самостоятельно пользоваться указательным знаком, опираясь на который, он может организовать свое внимание. Л.С. Выготский, а затем А.Н. Леонтьев, показали, что на различных ступенях развития можно наблюдать формирование произвольного внимания путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания.
Д.Б. Годовикова исследовала воздействие словесных инструкций на переключение внимания. Дети от 3 до 7 лет должны были нажимать на один ключ при зажигании красной лампочки и на другой при зажигании желтой. При изменении ситуации (закрывалось определенное окошечко) дети должны были действовать противоположным образом. Исследование показало, что детей всех возрастов дошкольного детства посредством предварительной словесной инструкции можно подготовить к преднамеренному, произвольному переключению с одного типа действий на другой в соответствии с изменениями элементов ситуации. Но переключение действия на основе словесной инструкции у детей от 3 до 5 лет требовало не только многократного повторения словесной инструкции, но и некоторое количество повторений переключения действия при смене сигнала (дети упражнялись в переключении действий). Половина детей от 5 до 6 лет и все дети от 6 до 7 лет переключают действие на основе инструкции. Было установлено, что старшие дошкольники активно усваивали инструкцию и этим обеспечивали формирование установочной реакции. Значение словесной самоинструкции для организации внимания хорошо видно из следующего примера.
Детям дошкольникам предлагали из десяти карточек с изображениями животных отобрать те, на которых было хотя бы одно из указанных изображений (например, курицы или лошади), но ни в коем случае не брать карточки, на которых было запрещенное изображение (например, медведя). Ребенок отбирал карточки несколько раз подряд. Первоначально ему не давали никаких указаний относительно способа действия. В этих условиях дети с трудом выполняли задание, часто ошибались. Однако выполнение задания сразу же изменялось, когда ребенку предлагали повторить вслух инструкцию (после внимательного рассматривания изображений на карточках вспомнить, какие карточки можно брать, а какие — нельзя). Начиная со старшего дошкольного возраста дети после этого давали правильные решения, даже если в последующие задания вводили новых животных. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.
В эксперименте Т.В. Петуховой также были показаны возрастные различия в становлении произвольного внимания при использовании речевых инструкций. Дети получали инструкцию, где предлагалось отобрать из 10 карточек те, на которых было хотя бы одно из двух названных животных (например, лошадки и курочки) и не брать карточки, на которых был, например, медведь. Инструкция давалась перед каждым выбором. Названные изображения два раза менялись. Начиная со второго отбора, детям предлагалось повторить инструкцию. Младшие дошкольники с большим трудом выполняли задание; старшие, активно используя речь, выполняли задание намного успешнее. Повторение инструкции вслух у первых встречалось 10 раз, у вторых — 107. Повторение запрещенного изображения при выполнении действия у младших детей наблюдалось 12 раз, у старших — 147. Эксперименты Т.В. Петуховой показали, что степень развития внимания зависит от используемых приемов: проговаривания вслух инструкции или плана, предварительного планирования действий.
И.И. Баскакова указывает, что точность следования инструкции взрослого может служить важным показателем уровня психического развития ребенка. Итак, психологические исследования показывают, что развитие произвольного внимания связано с увеличением роли речи в регуляции деятельности и поведения детей. Это могут быть словесные указания взрослого или собственные высказывания детей, организующие его внимание. Например, словесное обозначение самими детьми тех элементов ситуации, на которые нужно обратить внимание.
Выбор процессов внимания был обусловлен неясностью его психологических механизмов и общепризнанной разнородностью охватываемых им явлений. А также тем, что одним из распространенных подходов к проблеме произвольного внимания в отечественной психологии является рассмотрение его как деятельности, осуществляемой с помощью внешних и внутренних средств. Это очевидно предполагает выполнение с этими средствами определенных внутренних действий.
В сфере произвольного внимания предметом логико- психологического анализа могут стать действия контроля. Это в первую очередь действия, связанные с критериями контроля и процессом сопоставления с ними.
Контрольная функция произвольного внимания включает использование критериев, одной из характеристик которых является их количество. Данная характеристика определяет такое свойство внимания как его распределение, предполагающее, как известно, учет более чем одного критерия.
В исследованиях произвольного внимания дошкольников отмечается, что одновременный поиск двух и более объектов, требующий распределения внимания, существенно снижает его эффективность. Эти факты позволяют предположить, что устойчивость и распределение внимания опираются на разные механизмы и одним из таких «механизмов» может быть содержание и состав реализуемых при этом внутренних действий.
Согласно данным И. И. Баскаковой необходимость ориентации всего на два и притом однотипных критерия, которые по отдельности не представляют никаких сложностей, порождает у старших дошкольников многочисленные ошибки. Автор объясняет это трудностью распределения и переключения внимания во внутреннем плане, то есть в неявной форме высказывает мысль, что снижение произвольного внимания при увеличении критериев возникает за счет усложнения выполняемых при этом внутренних действий.
Таким образом, формирование произвольного внимания зависит от роли слова и роли стимулов средств в регуляции произвольного внимания, от опоры на развернутые внешние вспомогательные средства. Внимание старших дошкольников — это сложный процесс, который, несмотря на многочисленные исследования окончательно не изучен.
1.Внимание — это сложное многоуровневое явление, порождающее множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.
2.Внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер.
3.Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).
4.По стадиям развития внимание может быть первичное и вторичное — произвольное, активное.
5.Внимание зависит от индивидуально-психологических свойств личности: устойчивость внимания коррелирует с наличием интеллектуальной активности, с пониманием значимости деятельности, а также от возраста зависит избирательность внимания.
6.Устойчивость внимания определяется ресурсными возможностями организма, характером деятельности, уровнем познавательной активности, развитием речи.
7.В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, изменяется его устойчивость.
8.Произвольное внимание формируется путем опоры на развернутые внешние вспомогательные средства с их последующим сокращением и постепенным переходом к высшим формам свернутой внутренней организации внимания.
1. Баскакова, И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баскакова.- М.: Институт практической психологии, 1995. — С.34
2. Годовикова, Д. Б. Роль предварительного зрительного ознакомления с условиями задачи в формировании двигательного навыка у детей дошкольного возраста: хрестоматия по вниманию [Текст] / Д. Б. Годовикова.- М.: Наука, 1999. — С.301-331
3. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе: психологический журнал [Текст] / Н.В. Дубровинская.- 1982. — Т.З. — №5. — С. 54-65.
4.Петровский, А.В. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 347 с.
5.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / Рубинштейн С. Л.- СПб.: Питер, 2004. — 720 с.
6.Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студ. пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. сада / Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. ; под pед. Г. А. Уpунтаевой. — М. : Просвещение; ВЛАДОС, 2009. — 292 с.
7.Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов [Текст] / И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.Внимание – очень важный психический процесс, к.
В последние годы число детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, так как ЗПР это одно из наиболее .
В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников.
Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений .
Пояснительная запискаВажнейшей задачей дошкольного образования являетсяразвитие произвольного внимания детей. Это связано с тем, что если ребенок эффективно воспринимает информацию, то он лучше усваив.
Консультация для родителей «Приемы развития произвольного внимания у старших дошкольников".
Обобщение педагогического опыта по теме «Конструктивная деятельность в развитии произвольного внимания у старших дошкольников.".
Источник
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая группа) по теме
Динамика развития свойств внимания детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения. В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Рассмотрим динамику развития свойств внимания у детей дошкольного возраста.
А.Н. Леонтьев доказывает, что в старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания: дошкольник уже может действовать с 2-5 предметами. У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действии ребёнка. Но у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности [3, с.31].
Исследования С.Л. Рубинштейна на устойчивость внимания дошкольников показали, что её рост особенно интенсивен от трёх до семи лет. Основной особенностью детей старшего дошкольного возраста является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Но по сравнению с младшим дошкольным возрастом, устойчивость внимания в период старшего дошкольного возраста увеличивается в два раза — у 6-7 летнего ребёнка продолжительность игры может достигать часа и дольше, продолжительность образовательной деятельности – 30 минут. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов [5, с.31].
Б.С. Волков считал, что развитие внимания старших дошкольников связано с тем, что изменяется организация их жизни, они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). Внимание ребёнка в период дошкольного детства отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. К 5-7 годам проявление внимания носит произвольный характер. Следует отметить, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем произвольное внимание становится непременным условием успешной организованной учебной деятельности [1, с.224].
Л.С. Выготский утверждал, что развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности. Общий психологический склад личности в значительной степени зависит от состояния процессов возбуждения и торможения. Если в раннем детстве возбудительные процессы нередко преобладают над процессом торможения, то у детей старшего дошкольного возраста возбуждение и торможение в коре головного мозга сменяются довольно быстро. В этом возрасте обуславливается наличие у ребёнка довольно сильного рефлекса на всё новое [2, с. 61].
Как отмечает В. С. Мухина, если в младшем дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителя (сила, яркость и т. д.), то у старших дошкольников всё больше значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту [4, с.198].
Следует согласиться с А.Н. Леонтьевым, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью, которая приобретает планирующую функцию. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания [3, с.31].
Л. С. Выготский отметил, что «с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своим яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов – указаний, направляющих непроизвольное внимание». Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на себя. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания» [2, с. 95].
По мнению В.С. Мухиной универсальное средство организации внимания – речь взрослого. Первоначально взрослый организует внимание ребёнка при помощи словесных указаний, позднее, ребёнок сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание. Первоначально процесс произвольного внимания, направляемого речью взрослого, является для ребёнка скорее процессом внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребёнок переходит к саморегуляции поведения, т. е. произвольному вниманию. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с развитием речи [4, с.231].
Таким образом, внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению, так и для организации оптимальных условий обучения и воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С.Волков, Н.В. Волков. – М.: А.П.О., 2004. – 410 с.
- Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский.-М.: Просвещение, 2007. — 234 с.
- Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по психологии /А.Н. Леонтьев.-М.: Просвещение, 2002.- 502 с.
- Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. — М.: 2006.-346 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- М.: Просвещение, 2004 .-334 с.
Источник