Способы развития визуального мышления

Способы развития визуального мышления

Библиографическая ссылка на статью:
Батурин Д.С. Особенности визуального мышления // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/05/3154 (дата обращения: 05.10.2021).

Изучая психические процессы, такие как, память, мышление, восприятия, а следовательно, деталей протекания этих процессов определяют важность процесса рассмотрения визуализации в учебной деятельности, так как грамотно выстроенное визуализированное обучение поможет решит ряд образовательных задач, таких как, активизация познавательной и учебной деятельности, формирование визуального и критического мышления, образного представления учебных действий и знаний, представления образного, передачи знаний, создавать высокий уровень визуальной культуры и визуальной грамотности.

Стоит отметить, что зрительное восприятие информации является ведущим видом, что, несомненно, предполагает развитие как инновационных приемов, так и традиционных приемов и средств, которые позволяют активизировать деятельность зрения в процессе обучения школьника.

Известный факт, что современный человек до 90% всей информации получет через зрение, поэтому важно различать в современной науке наглядно-действенное, наглядно-образное и визуальное мышление.

Визуальное мышление (от лат. visualis) можно определить как средство творческого мышления, а так же, образное мышление, которое позволит решить проблемные задачи.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление выступает основной формой визуального мышления.

Что же представляют собой данные виды мышлений?

Рассмотрим наглядно-действенное мышление, которое представляет собой совокупность средств и, собственно, сам процесс решения задачи или проблемы путем зрительного наблюдения за выполнением шагов и действий, за происходящей ситуацией.

Следующий вид мышления, наглядно-образное, которое включает в себя совокупность процессов и способов решения задачи путем образов, которые подразумевают представление задания зрительно и работу с образами, а так же, с ее составляющими предметами без реальных действий с ними.

Данный вид мышления, дает возможность максимально полно и объективно представить все многообразие характеристик и свойств объекта.

И третий вид мышления – визуальное мышление. Визуальное мышление – это такая умственная деятельность, в фундаменте которой заложено оперирование, оперирование интеллектуальное не только фотографиями и картинками, а так же, пространственно – структурированными схемами и смысло – нагруженными графами, ментальными картами и когнитивными конструктами.

Как указывают исследователи данного мышления, показывают, что необходимо разграничивать такие понятия как «визуализация знаний» и «визуализация информации».

— под «визуализацией знаний» принято понимать цели передачи информации и данных, которые в свою очередь, стимулируют когнитивные процедуры.

— в понятие «визуализация информации» вкладывается понимание графических представлений данных, которые являются абстрактными.

Цели изображаемых связей между элементами должна объяснять визуализация знаний. Используя ассоциации, аналогии, интеллект, эти объяснения позволяют получателю знаний применить полученное знание и принять индивидуальное решение, не навязанное кем то.

Возможности применения полученных знаний и эффективность визуального мышления зависит от целого ряда факторов, среди которого, метод используемой визуализации (процессы, схемы, таблицы и тд.), интеллектуальные возможности получателя информации (индивидуальная способность мыслить логично и абстрактно), опыт личности в данной конкретной области, ну и, конечно же, желанием и умение учиться.

Что же дает нам визуализация? Она решает целый ряд проблем и задач, таких как:

— облегчает сам процесс обучения или интеграцию новых знаний в структуру имеющихся знаний;

— облегчает процесс восприятия знаний и позволяет углубиться и рассмотреть проблему или задачу с различных сторон;

— стимулирует ассоциативное и логическое мышление у учащихся.

В жизни существует более ста различных методов структурирования визуального, таких как, традиционные диаграммы и графы до лучевых схем-пауков, «стратегические» карты, интеллектуальные карты.

Рассмотрение процесса изучения нового материала можно представить следующим образом: обработка и восприятие новой информации путем ее соотнесения со способами и понятиями, которые уже известны обучающемуся, используя уже ранее освоенные интеллектуальные операции.

Читайте также:  Способ быстро выучить таблицу умножения с ребенком быстро

Согласно данным и исследованиям психологов новая информация запоминается и усваивается лучше в том случае, когда умения и знания «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти.

В заключении данной статьи, хотелось бы подвести итог.

Визуальное мышление и визуальное представление информации является наиболее эффективным средством и способом, а так же наиболее эффективным способом восприятия, передачи, а в следствии оперирования и обработки информации с помощью средств визуализации могут быть задействованы особые методы управления учебной деятельности.

Библиографический список

  1. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под. ред. И.В. Абакумовой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – 170 с.
  2. Бодров В.Н., Магалашвили В.В. Ориентированная на цели визуализация знаний // Международный журнал «образовательные технологии и общество». – 2008. – Т. 11, № 1. – C. 420-433.
  3. Блейк С., Пейп С., Чошанов М.А. Использование достижений нейропсихологии в педагогике США // Педагогика. – 2004. – № 5.
  4. Петров А.В. Развивающее обучение. Основные вопросы теории и практики вузовского обучения физике: Монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. – 198 с.
  5. Лозинская А.М. Фреймовый способ структурирования содержания модульной. программы обучения физике // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 3 (67). – 178 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».

Источник

Структурное визуальное мышление: как его развить?

Что такое структурное мышление? Прежде всего, это подход, который позволяет определить закономерность происходящих с индивидом, событий. В чем его преимущество? Развив структурное мышление, человек быстрее справляется с трудностями и лучше держит ситуацию под контролем. Это может пригодиться в профессиональной сфере, финансах, личной жизни и пр.

Овладев структурным мышлением, человек будет эффективнее решать проблемы. Следовательно, тратить на этот процесс гораздо меньше усилий. Само мышление человека становится более четким. Картина происходящих событий проясняется.

Если мы не будем развивать структурное мышление, от чего мы откажемся?

  • мы будем сложнее упорядочивать свои мысли.
  • упускать детали.
  • больше времени будем тратить на решение проблем.
  • не сможем организовывать людей.

Если мы будем развивать структурное мышление, то:

  • мы будем успешнее в карьере.
  • станем лучше управлять своим временем.
  • наведем порядок в доме и личной жизни.
  • станем более энергичными и позитивными.

Методы развития структурного мышления:

  1. Избавляйтесь от стереотипов.
  2. Расширяйте круг интересов.
  3. Чаще ставьте себя в непредвиденные ситуации.
  4. Занимайтесь тренировками мышления. Это могут быть хобби, иностранные языки или, например, специальные тренажеры.

Успех — это не просто удача, но и постоянная работа над собой. Наше мышление — сложная система чтобы она работала на всего 100%, необходимо для этого приложить усилия.

Источник

Визуальное мышление. Как научиться осознанно визуализировать

Как можно тренироваться в визуализации информации в текстах, импровизации на флипчартах и визуализировать в моменте

То, что визуализация сегодня в тренде, не вызывает сомнения. Тексты без иллюстраций пугают современного читателя. В соцсетях посты без картинок привлекают меньше внимания. Видеоконтент становится всё более популярным.

Но чтобы визуализация действительно передавала смыслы и помогала в понимании, нужно знать как работает визуальное восприятие человека и учиться осознанно визуализировать. Например, хорошая работающая иллюстрация — это не просто картинка, вставленная для разбавления текста. Иллюстрация должна помогать в понимании текста, участвовать в донесении его смысла.

Я уверен, что навык осознанной визуализации может прокачать в себе каждый. Далее в заметке поделюсь подходом по развитию визуального мышления, хорошо зарекомендовавшим себя на практике.

Модель мышления КМС

Визуальное мышление — это всего лишь одна из моделей мышления. Для объяснения подхода по тренировке такого мышления давайте рассмотрим одну из интерпретаций описания процесса мышления. Я назвал такую интерпретацию — модель мышления КМС (Кишмиш, Мысли, Структура).

Читайте также:  Самый хороший способ избавиться от кашля

То, что происходит у нас в голове, можно разделить на два основных процесса: бессознательное и сознательное. Что происходит в бессознательном,- не всегда понятно, но оно, безусловно, работает. Там блуждают обрывки знаний, образов и много чего ещё. Назовём в нашей модели эту часть мышления Кишмиш.

В сознательной части появляются уже осознанные мысли, поэтому вторая часть модели называется просто — Мысли. Так как мы привыкли мыслить словами, мысли могут появляться в виде мыслеслов. А также, в виде других различных мыслеформ. Например, художники и архитекторы могут мыслить образами, а у математиков мыслеформы появляются сразу в виде математических формул. Вот и получается, что у нас в голове происходит постоянное взаимодействие бессознательного и сознательного.

Но в каких бы мыслеформах не проявлялись наши мысли в сознательной части, всегда есть проблема — удержать их в голове, выстроить логику, связать в какую-нибудь структуру. Чтобы это сделать, нужно каким-то образом зафиксировать их вне головы. Здесь и появляется третья часть модели под названием — Структура. Работа со Структурой также запускает некоторые процессы в бессознательном. И получается некий замкнутый процесс мышления между тремя частями: Кишмиш — Мысли — Структура.

Структурой можно назвать любую форму удержания мыслей и выстраивания некоторой логики их изложения. Например, Структурой могут быть наша речь и письменный текст. Перевод мыслей в визуальные образы и сборка их в визуальную композицию — это тоже процесс структурирования.

Определение визуального мышления можно сформулировать в следующем виде.

Визуальное мышление — это работа с визуальными объектами (образами, знаками), замещающая работу с реальными объектами. Оперируя визуальными образами, можно структурировать и визуально интерпретировать свои мысли. Или визуально упаковывать смыслы для их передачи и объяснения.

В рамках модели КМС визуальное мышление формируется, когда происходит структурирование мыслей сразу в образы (отрезок МС). А сложность его прокачки состоит в том, что для нас этот процесс очень непривычен и неудобен. Т.е. для прямого перевода мыслей в образы нужно сильно напрягаться. А мозг напрягаться не очень любит 🙂

В практике Смыслотеки мы столкнулись с вопросом: Как прокачивать визуальное мышление у наших художников? И именно практика ответа на этот вопрос показала, что тренироваться проще, отталкиваясь от структуры текстов.

Визуализация через синхронизацию по смыслам

Процесс тренировки состоит в следующем. Чтобы визуализировать смысл текста, нам приходиться работать как бы не с самим текстом, а с полем смыслов этого текста. Ведь за одними и теми же словами у разных людей стоят разные понятия, контекст и смыслы. На своих тренингах по визуальному мышлению я много раз видел, как одни и те же тексты участники визуализировали по-разному.

“Подняв” поле смыслов над текстом, мы работаем с этим полем и превращаем смысловые объекты в визуальные образы. Из образов собирается структура — визуальная композиция.

С текстом нам работать привычнее, и процесс тренировки проходит легче. А если вернуться к модели КМС, то мы увидим, что через такой тренировочный процесс как раз и прокачивается нужный канал МС. Ведь работая с полем смыслов текста, мы активизируем мыслительную часть модели.

Таким образом, со временем отрезок — МС в модели КМС так прокачивается, что у вас не возникает сложностей с прямым переводом мыслей в образы.

Конечно остаётся вопрос: “Как при тренировке от поля смыслов переходить к образам и визуальной композиции?”

Для ответа на этот вопрос мы разработали и на практике опробовали методики, алгоритмы и приёмы генерации визуального словаря и сборки визуальной композиции. О них расскажу в следующих заметках. Для тех, кто захочет погрузиться в визуализацию, подготовлен дистанционный курс “Практика визуального мышления”.

Или можете подписаться на книгу Визуальная упаковка смыслов.

По ссылке ниже вы можете взять и применять простые приёмы по сборке визуального словаря

Читайте также:  Как найти норму амортизации при линейном способе

Источник

Развитие визуального мышления: ТОП-7 упражнений

Визуальное мышление – это метод творческого решения задач в плане экспрессивной имитации. Базисом является наглядно-действенное мышление. Такой вид мышления свойственен архитекторам и дизайнерам. Такие мысли напрямую связаны со зрением. Развивать этот тип мышления обозначает видеть больше, нежели предстает перед глазами.

Визуальное мышление: что это такое

Визуальное мышление – это умственное деяние, в основе которого лежит манипулирование примитивными графиками. Это метод креативного решения проблематичных задач в плане моделирования.

Само мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – это самый важный метод получения нужной информации. Ребенок может иметь отличное зрение, но не различать визуальные сигналы. Именно поэтому ребенку необходимо помочь научиться замечать таковые сигналы.

Этот вид мыслей – это применение образов. Визуализация улучшается тогда, когда родитель просит ребенка во что-то вглядываться и что-либо представлять. Совершенствование визуального мышления позволяет развивать творческие умения малыша.

Развитие визуального мышления

Многие профессии нуждаются в хорошо совершенствованном визуальном мышлении. К ним относят:

  • дизайн;
  • архитектура;
  • инженерия;
  • ботаника;
  • навигация и другие.

Такой вид мыслей необходим в том случае, если необходимо что-либо вообразить. Например, когда люди шьют, играют в шахматы, вяжут, собирают модель.

В процесс совершенствования данного типа мышления включают:

Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, когда ее используют. Начать его применять можно дома. Ребенок появляется на свет, смотрит вокруг и замечает разные проявления окружающей среды. Глаза ребенка и его мозг со временем начинают различать цвета, размер и формы, соотношение предметов между собой.

Задачей родителей в предоставлении малышу как можно больше подобных впечатлений. Необходимо над кроваткой повесить мобиль, купить яркие разноцветные игрушки, показывать цветные картинки. Ежедневно ребенку необходимо показывать что-то новое и интересное.

Для развития этого типа мыслей необходимо не только зрение, но и мелкая моторика рук. Например, малыш должен не просто смотреть на яркие картинки, но и пробовать самостоятельно их рисовать. Очень полезно пробовать собирать конструктор, прорисовывать узоры из мелких деталей.

Некоторым малышам крайне трудно общаться, поэтому они предпочитают рисовать рисунки. Другие малыши любят слушать, читать либо разговаривать и при этом ненавидят рисование. Вне зависимости от того, что именно предпочитают дети, необходимо предоставить им возможность развития визуального мышления.

Существует несколько методов развития:

  1. Интеллект-карты. Важно обогащение словесной базы. Интеллект-карта строится на основе ассоциативных связей, которые оформляются в виде в любых направлениях.
  2. Визуальное мышление. В основе данного метода лежит нахождение новых идей, их развитие и проверка. После этого важно преподнести свои идеи остальным так, чтобы они были понятны.
  3. Визуальные истории. По-другому данный способ называется метод создания убеждающих претензий. Необходимо изменить формат обычных претензий на визуальные истории.
  4. Мгновенное фото. Развить мысль можно прогуливаясь на улице. Для этого бросить короткий взгляд на мимо проходящего человека, затем закрыть свои глаза и попытаться восстановить картинку в течение 2-7 секунд. При закрытии глаз можно продолжать идти. Со временем появится возможность делать мгновенное фото и удерживать его в голове столько, сколько нужно. После тренировок с закрытыми глазами можно начать тренироваться с открытыми глазами.
  5. Живая фотография. Необходимо присесть где-то на лавочке, сделать мгновенное фото, но в воображении попытаться не останавливать ситуацию. Нужно попробовать с закрытыми глазами увидеть, что будет делать человек и куда будет двигаться. Спустя пару недель можно будет значительно уменьшить количество ошибок.

В развитии визуализации очень помогает вырезание картинок и составление их в коллаж. Удовольствие получат, как родители, так и дети. Составлять коллажи можно на отдельные тематики.

К традиционным методам развития относят:

  1. Обогащение запаса разных представлений через получение опыта. Это могут быть путешествия, чтение, общение с другими людьми.
  2. Развитие умения сосредотачиваться на каком-либо предмете.
  3. Регулярное выполнение упражнений, которые развивают не только образное, но и словесное мышление.

Важно! Развивая себя, можно начать наслаждаться полноценной, качественной и успешной жизнью. Главным правилом является систематическое выполнение всех упражнений.

Источник

Оцените статью
Разные способы