- Статья на тему: «Развитие научно-познавательного интереса статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Доклад на тему «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся»
- Формирование исследовательских навыков учащихся.
- 1. Обучающая игра «Главная мысль»- тезирование.
- 2. Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.
- 3. «Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.
- 4. Упражнение «Придумай новое предложение»
Статья на тему: «Развитие научно-познавательного интереса
статья по теме
Статья на тему: «Развитие научно-познавательного интереса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ
студентка 4 курса ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Научный руководитель преподаватель О. А. Федорова
Школа после уроков-это мир, где абсолютно каждый ребёнок
может творить, проявлять свои интересы,
увлечения, свое «Я».
Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной в том числе научно-познавательной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Развитие научно-познавательной деятельности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации научно-познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную. Следовательно, необходимо подробно изучить использование наиболее эффективных форм и методов организации научно-познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе.
Научно-познавательная деятельность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Работая над формированием научно-познавательных навыков учащихся, необходимо изучить и проанализировать условия, способствующие их развитию и активизации у младшего школьника.
На наш взгляд, важными условиями развития и активизации научно-познавательной деятельности младших школьников, которые определяет Д. В. Григорьев, являются: обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т.е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться; комбинирование различных форм организации научно-познавательной работы, определение их места на каждом этапе занятия; на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (для осознания значимости достигнутого результата деятельности); организация дополнительного задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками [1].
Работа над этой проблемой побуждает к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения новых знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.
Научно-познавательная деятельность младших школьников предусматривает организацию различных форм работы:
- парная и групповая работа;
- игры;
- проектная деятельность.
Калаева С. С. в своей статье отмечает, что парная и групповая формы работы наиболее эффективно позволяют решать образовательные и воспитательные задачи при организации научно-познавательной деятельности во внеурочной работе. Так при отборе учебного материала для групповой работы необходимо помнить, что задание должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Групповая работа позволяет совместно выполнять те или иные задачи, поставленные на занятии, происходит развитие коммуникативных навыков младших школьников. Ценность парной работы в том, что каждый ученик может почувствовать себя в роли учителя, наставника. Это позволяет добиться желаемых результатов в организации научно-познавательной деятельности младших школьников.
Игра – это почти всегда соревнование, дух которого в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся. Коллективная форма работы — одно из основных преимуществ игры. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях, что немаловажно в научно-познавательной активности детей [2].
При такой форме организации, как проектная деятельность происходит самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени в направлении научно-познавательной деятельности. Во внеурочной работе эта форма работы может быть использована для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения.
При организации научно-познавательной деятельности младших школьников можно использовать следующие методы образовательной деятельности: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, исследовательский, метод проекта. Рассмотрим их.
Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что учитель передает обучающимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а дети воспринимают, осознают, осмысливают и закрепляют в памяти данную информацию. Роль педагога состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности. Этот метод должен быть включен во внеурочную деятельность, особенно которая направлена на развитие научно-познавательной деятельности.
Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков обучающихся, способствует точному воспроизведению полученных знаний во внеурочной деятельности, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность преподавателя.
Исследовательский метод – это умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками. Основными функциями исследовательского метода являются воспитание научно-познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; овладение методами научного познания; развитие познавательной активности и самостоятельности.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки во внеурочной деятельности, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников.
Считаем, что применение научно-познавательных форм, методов и приемов обучения необходимо в системе внеурочной работы, так как наблюдается снижение интереса школьников к процессу познания. Педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
1) Формировать положительную мотивацию учения.
2) Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка.
3) Развивать личностный потенциал учащихся.
4) Формировать умение самостоятельно добывать знания.
5) Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.
Отрадная Е. М. обращает внимание на то, что немаловажную роль в организации научно-познавательной деятельности играет создание проблемной ситуации на внеурочных занятиях. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения [3].
В процессе прохождения педагогической практики по внеурочной воспитательной работе мы определили, что интерес к научно-познавательной деятельности успешно активизируют такие формы работы, как: экскурсии, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели, конкурсы, задания исследовательского характера, проекты и другие формы внеурочной работы. В качестве примера можно привести следующее: проект «В стране звуков и цветов», опыт «Лимон надувает воздушный шар», игра «Пиктографическое письмо», экскурсия «В гости к лесным обитателям», предметная неделя «Сокровища ума», конкурс «Наколдуй себе сказку!».
Хотим отметить, что главное значение различных видов внеурочной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеурочная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую. Кружки необходимо организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением.
Учителя начальных классов нашего города отмечают, что развитие научно-познавательной деятельности будет происходить эффективно в том случае, если будут систематически использоваться задания исследовательского характера. Многие учителя выделяют, что на результативность процесса развития научно-познавательной деятельности оказывают влияния межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность научно-познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что используя разнообразные формы и методы работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности, можно не только увлечь детей, но и развить научно-познавательную активность, воспитать стремление к знаниям, развить личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Мы выяснили, что научно-познавательная деятельность как педагогическое явление является двусторонним взаимосвязанным процессом и характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. При организации научно-познавательной деятельности младшими школьниками осуществляется активный поиск и открытие знаний. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, личностное развитие ребенка.
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
2. Калаева, С. С. Активизация научно-познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность [Текст] / С. С. Калаева // Начальная школа. – 2016. – №14. – С. 12-16
Источник
Доклад на тему «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся»
«Формирование исследовательских навыков учащихся»
на городском методическом объединении г.Рыбница и Рыбницкого района учителей иностранного языка
учитель английского языка
МОУ «РРСОШ №10 с г/кл»
Формирование исследовательских навыков учащихся.
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Для развития у учащихся исследовательских умений, учителю необходимо создание таких условий, которые бы отвечали поставленной цели. В методике начального обучения выделяют следующие:
1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
2. Мотивированность. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
3. Учёт возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
4. Психологический комфорт. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
5. Личность учителя. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
6. Творческая среда. Учитель способствует созданию творческой, рабочей атмосферы.
Обучение учащихся исследовательской работе рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
— возможность освоения методов исследования и их использование при изучении тем любых предметов школьного курса;
— возможность развития интересов к определённым школьным дисциплинам и процессу познания окружающего мира и действительности в целом;
— возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных замыслов и интересов.
Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.
постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса),
изучение теории, связанной с выбранной проблемой, степени ее изученности;
выдвижение гипотезы исследования,
подбор методик и практическое овладение ими,
сбор собственного материала,
его анализ и обобщение,
представление (презентация) выполненного исследования в выбранной (требуемой, стандартной) форме.
Такая «цепочка» – неотъемлемая принадлежность исследовательской деятельности, норма ее проведения. Это не чьё-то искусственное требование, в этапах исследования воплотилась система мышления человека, последовательность мыслительных действий по «поиску истины», созданию нового знания как интеллектуального продукта. «Выпадение» отдельных этапов исследования нарушает его логику и целостность. Чрезмерное, непропорциональное, неоправданное увеличение одного из компонентов так же не повышает качества исследовательской работы.
При организации учебной деятельности, учитель должен работать над формированием следующих умений:
1. Умение организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, планирование этапов исследования, поиск информации, подбор методов решения проблемы).
3. Умение работать с источниками информации (интернет, словари, энциклопедии, научные статьи, детские газеты и журналы, школьные учебники, телепередачи, кино и мультфильмы и др.)
4. Умение представить результаты своей творческой работы выполнение требований к речи выступающего, грамотное построение выступления, оформление работ (проектов) в рукописном, печатном, электронном, художественном или др. вариантах).
Большое внимание учитель уделяет развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы.
Исследовательская деятельность решает несколько задач: развивает самостоятельность, прививает интерес к предмету; развивает умения, связанные с критическим осмыслением имеющейся информации, с ее оценкой.
Таким образом, система работы по формированию исследовательских навыков позволяет «развернуть» ученика к науке и может стать началом в развитии способностей школьника.
Основной путь для формирования исследовательских навыков на уроках – это использование проблемного подхода к обучению. Систематическое создание проблемных ситуаций стимулирует познавательную поисковую деятельность учащихся. Результатом этого является самостоятельное решение нестандартных задач, сравнительный анализ и обобщающие выводы, к которым ученик приходит. При этом перспектива решения проблемы собственными силами вдохновляет учащихся, мобилизует их волевые усилия, делает познавательный процесс привлекательным и личностно-значимым.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, формируют такие творческие качества личности, как самостоятельность, системность мышления, независимость суждений, гибкость, критичность. Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.
Второй путь формирования исследовательских навыков – это использование метода проектов как одного из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников. Точнее сказать, это путь для развития этих навыков. Так как, совершенно не владея исследовательскими навыками, трудно говорить о возможности успешного выполнения проекта.
Только проект или другой вид исследовательской деятельности позволяют формировать навыки выбора темы, определение ее актуальности, новизны, планирования этапов деятельности, оформления работы в соответствии стандартным требованиям. В процессе защиты проекта формируются и развиваются презентационные навыки: монологической речи, использования наглядных средств, владения аудиторией и т.д.
Полезно вводить во всех классах игровые моменты, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал.
В начальных классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос:
— Что тебе интересно больше всего?
– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь?
– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?
– По каким предметам у тебя хорошие оценки?
— О чём хотелось бы узнать как можно больше?
– Чем и кем ты мог бы гордиться?
Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения, овладевать методами получения новых знаний. Такие занятия для обучающихся – повышение самооценки, это другой стиль общения в равноправном партнёрстве, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к предмету.
Система педагогической деятельности направлена на формирование у каждого ученика системы универсальных знаний, умений, навыков, чувства ответственности, а также важнейшей жизненной установки: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать высококачественные изделия в ответ на существующие потребности. При таком подходе школьники приобретают на занятиях навыки решения проблем потому, что сами этого хотят, а не потому, что кто-то решил, что им это необходимо. Только при таком подходе исследовательская деятельность может рассматриваться, как инструмент повышения качества образования, быть по-настоящему полезной для ученика, вызвать его интерес к теме исследования, принести ему подлинное интеллектуальное удовлетворение.
Иностранный язык представляет благодатное поле формирования и развития личности ребенка: развивается интеллект, воображение, речемыслительные и творческие способности, новые технологии помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой, социокультурной и других компетенций учащихся, воспитание творческой, социально-активной личности.
Английский язык — учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования — как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания. Приведенные ниже приемы, упражнения и игровые задания, способствуют формированию исследовательских навыков. Они доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.
1. Обучающая игра «Главная мысль»- тезирование.
Тезирование дает более полное представление о содержании изучаемого источника. Этот вид работы предусматривает составление по ходу чтения текста отдельных заметок, часто мало связанных по смыслу о наиболее ярких идеях и выводах.
Цель игры — учиться составлять тезисы к тексту, критически оценивать работы других авторов по тезированию, работать в темпе, давать оценку собственной деятельности. Это упражнение ориентировано для обучения старших школьников.
2. Задание “Посмотри на мир чужими глазами”.
Методика «продолжение неоконченных рассказов от имени разных персонажей», позволяющая смотреть на одни и те же явления с разных точек зрения. Учитель читает детям неоконченный рассказ. Например, в старших классах учитель предъявляет рассказ от лица подростка и предлагает продолжить рассказ, от лица разных персонажей- отца, матери, самого подростка, при этом придумать финал рассказа, т.е сделать выбор за героя текста, аргументируя решение.
« In two months I will have to choose an educational establishment. To tell you the truth my marks are not excellent and my father advices to enroll in vocational school as I would be able to get practical skills and a profession. My mum insists on entering University even if it will take a lot of money. She is sure that higher education will provide better job opportunities»
3. «Match the phrases from two columns» Выполнение заданий основанных на наблюдении, аналогии и анализа.
«Match the phrases from two columns» — соединить две части грамматического упражнения, лексического сочетания, причинно следственных связей в главном и придаточном предложениях, при этом задания составляются для каждого из учащихся на соединение вопроса с ответом или две разрозненные части предложений, пословицы или поговорки. Например, при изучении темы « Здоровый образ жизни» предъявляются пословицы:
… makes a man healthy, wealthy and wise.
When wine is in …
… but not live to eat.
Early to bed, early to rise…
Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.
Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.
В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача — найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.
-Cheese, milk, butter, water, chocolate , juice, meat, carrots,(неисчисляемые существительные, лишнее слово- carrots)
— hard, usually, late, fast, early ( наречия и прилагательные имеющие одинаковую форму слова, лишнее слово- usually)
4. Упражнение «Придумай новое предложение»
Дает возможность тренировать умение определять причинно — следственные связи в предъявляемых предложениях.
Благодаря этому приему, учащиеся не только имеют возможность установить множество связей в рамках одной темы, но и обеспечить при этом частотность и многократность осмысленного и мотивированного повторения структуры, что немаловажно при языковом тренинге.
Исходное предложение If the weather is nice we …. Ученик -1 придумывает вариант , например — If the weather is fine we shall go to the country. Ученик -2 должен из предыдущего предложения взять придаточное предложение( условие) и сделать его частью главного, придумав вторую часть с условием- If we go to the country we will go fishing, Ученик-3 –If we go fishing we will be lost. и т.д.
В качестве творческих заданий ребятам предлагаются следующие виды работ:
Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;
Напиши открытку другу из-за границы;
Вырази собственное мнение согласия и несогласия;
Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;
Напиши, используя картинку или сюжет;
Все эти приемы, упражнения и игровые задания, способствуют формированию исследовательских навыков.
Источник