Развитие творческих способностей младших школьников
Развитие творческих способностей младших школьников
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Наше современное общество отличается стремительным развитием науки, техники, информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Нашей стране для уверенного движения вперед нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, стилем жизни и активной гражданской позицией. Это диктует изменение и совершенствование системы образования. Школа должна готовить детей к жизни. Развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это, не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Развитие творческих возможностей обучающихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Творчество – один из видов работы по внедрению ФГОС в начальной школе.
Творчество – это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать – значит учиться самостоятельно, узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря творчеству существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Творчество, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала нашим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это, создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Работа по развитию творчества должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности заданий. Занятия с детьми могут проводиться как фронтально, так и малыми группами (4 – 6 человек) или же индивидуально. В задачи таких занятий входит, прежде всего, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной базы воображения, а также развитие и активизация речи, обучение детей комбинированию и пере комбинированию имеющихся образов и представлений и приемам оперирования ими для развития собственно воображения.
Развитие творческих способностей – это:
— развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
— систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
— организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаю следующие задания:
— классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
— рассматривать систему в развитии;
— делать предположения прогнозного характера;
— выделять противоположные признаки объекта;
— выявлять и формировать противоречия;
— разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
— представлять пространственные объекты.
За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи и средний возраст класса. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:
— решить задачу по аналогии;
— решить задачу при частичной подсказке учителя;
— доказать правильность решения;
— решить нестандартную задачу;
— самостоятельно составить творческое задание;
— выполнить диагностическую (тестовую) работу.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Литература – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения.
Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте, написать изложение, изменить в изложении лицо, от которого идёт повествование.
Предлагаю задания, побуждающие обучающихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата:
— подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;
— придумать слова на тему словосочетания;
— составить предложения с заданным словом;
— составить предложения с предложенным словосочетанием, по картинке, по схеме;
— составить рассказ по вопросам, по картинкам;
— нарисовать словесную картинку к строчкам рассказа, стихотворения;
— озаглавить части рассказа, картинки, стихотворения.
Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться.
Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления.
Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы:
«Оратор» , за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор» , если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
— участвует в экспериментальной работе школы;
— преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
— свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
— уважает личность ученика;
— дифференцирует объем и сложность заданий;
— побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;
— развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
— педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого само проявления.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей учащихся способствует их успешной адаптации к новым жизненным условиям, заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Это также способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, творческой инициативы и активной жизненной позиции.
Источник
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Выполнила: учитель начальных классов
МАОУ Домодедовской СОШ №12
Ильичева Ольга Николаевна
Введение.
Современные социально-экономические условия жизни требуют от человека быстрой ориентации и адаптации к постоянно меняющимся условиям, подвижности и гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Во многих профессиях основная часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, доля умственного труда растет. В настоящее время существует потребность в инициативных, деятельных, творческих личностях, способных к выходу за пределы стандартного опыта, изыскивающих новые пути и методы в экономике, науке, технике, управлении.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации признает приоритетной сферой создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. Система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности.
В соответствии с п. 4 ст. 48 Федерального закона «Об образовании в РФ» развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей входит в обязанность педагогических работников.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творческой активности. Среди преимуществ этого возраста можно отметить интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенную впечатлительность, склонность к фантазированию. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они изобретательны в подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником развития их творческой познавательной активности.
Проблема развития творческой познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики.
Работы В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, З. И. Калмыковой, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова посвящены разработке и апробированию практических методов развития творческих способностей в процессе обучения. М. С. Каган, А. К. Осницкий исследовали психологические основы развития познавательной активности. Педагогический аспект проблемы изучен Ю. К. Бабанским, Б. П. Есиповым, А. П. Тряпициной.
В трудах Ф. Вильямса, Дж. Гилфорда, П. Торренса, Е. Е. Туник раскрыты специфические особенности творческих способностей (гибкость, беглость, оригинальность, разработанность).
Многие педагоги и психологи рассматривают условия, необходимые для формирования и развития воображения, специальных способностей, в том числе и творческих, творческой деятельности школьников младшего, среднего и старшего звена (М. Воллах, JI.C. Выготский, П.И. Дышлевый, И.А. Киршин, Н. Коган, A.A. Нестеренко, Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина, J1.H. Толстой, А.Н. Фомин, и др.). О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк выделяют общие условия, необходимые для развития специальных способностей, предлагают рекомендации по развитию творческих способностей.
Таким образом, различные аспекты творческой деятельности школьников рассмотрены в психолого-педагогической науке и практике достаточно обстоятельно.
§1. Сущность понятия «творческие способности» и особенности творческой деятельности младшего школьника.
Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.
Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее
Творческая деятельность младших школьников это деятельность, в которой происходит синтез индивидуально психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний, возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения).
Более подробно можно выделить следующие этапы творческой деятельности:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого изложения и формирования задачи, возникновение проблемы (постановка задач).
2. Сосредоточения усилия и поиски дополнительной информации, подготовка к решению задачи.
3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия (период инкубации).
4. Озарение или инсайт (гениальная идея и простая догадка скромных масштабов – то есть логический разрыв, скачок в мышлении, получения результата, не вытекающего однозначно из посылок).
5. Проверка и доработка замысла, его воплощение .
Способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.
Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей. Творческие способности делятся на три основные группы:
1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности).
2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность).
3. Умственные способности.
Таким образом, творчество – это процесс создания человеческих ценностей. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях.
Младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
– применение методов организации творческой деятельности.
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:
– классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
– устанавливать причинно–следственные связи; – видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
– рассматривать систему в развитии;
– делать предположения прогнозного характера;
– выделять противоположные признаки объекта;
– выявлять и формировать противоречия;
– разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
– представлять пространственные объекты
Основными показателями сформированности творческих способностей младших школьников являются:
Быстрота реакции, или скорость припоминания программного материала. Умение решать проблемы творческого и поискового характерав данном случае зависит от мотивации ребенка на ориентацию к собственным возможностям, и созданию ситуаций успеха.
Уровень развития психических механизмов, которые лежат в основе любой эффективной познавательной деятельности учащихся, которая позволяет сформировать у ребенка умения решать проблемы творческого и поискового характера. Для успешного обучения в школе можно выделить такие психические процессы как: внимание (особенно произвольное), различные виды памяти (зрительная, слуховая), воображение. Именно они, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления и формирования умения решать проблемы творческого и поискового характера.
Владение приемами поисковой и творческой деятельности. Потому активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных, развивающих занятий, целенаправленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач [7].
Многие педагоги и психологи считают, что процесс поисковой деятельности младших школьников – это творческая деятельность, направленная на освоение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу: обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала. Творческая деятельность расширяет рамки изучаемого материала и формирует универсальные учебные действия.
Младший школьный возраст является основополагающим периодом для развития творческой активности. Преимущества данного возраста – это интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенная впечатлительность, склонность к фантазированию, активноразвитое воображение. Дети данного возраста изобретательны, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности, восприимчивы к подражанию. Все это является основополагающие условия для развития их творческой познавательной активности.
Преимущества данного возраста – это интенсивное интеллектуальное и эмоциональное развитие, повышенная впечатлительность, склонность к фантазированию, активно-развитое воображение. Дети данного возраста изобретательны, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности, восприимчивы к подражанию. Все это является основополагающими условиями для развития их творческих способностей.
§2. Способы организации творческой деятельности младших школьников.
Процесс организации творческой деятельности учащихся в школе очень важен и актуален для современного педагога и образовательной организации. Творческая деятельность в школе способствует развитию личностных свойств у школьников в единстве с профессиональными навыками творческой и изобретательской деятельности.
Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.
Основной целью организации творческой деятельности учащихся является формирование у школьников умений творческой деятельности.
Эффективность развития творческих способностей обусловлена соблюдением следующих условий:
Наличие у детей необходимых знаний, умений, навыков;
Соответствие личностных качеств ученика творческой деятельности;
Использование новых технологий в процессе построения ученической творческой деятельности.
В творческой проектной деятельности с учащимися школы следует использовать разнообразные методы, способы и формы творческой работы , при этом эти формы работы могут быть эффективными как при использовании на уроках, так и во внеклассной и проектной деятельности с детьми.
Организация творческой работы среди детей младшего школьного возраста направлена на развитие креативности.
Творческое мышление развивается в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем. Ситуации затруднения предполагают возникновение у младших школьников таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, отражающихся в формировании суждения, понятия, умозаключения.
Таким образом, работа, направленная на развитие креативности у учащихся начальных классов, способствует развитию творческих способностей ребенка и формированию у него навыков проектной и творческой деятельности в будущем.
Творческие проекты в начальной школе могут быть предложены в виде альманахов, театрализации, спортивных игр, произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом такой проектной деятельности будут являться выставки, стенгазеты, костюмы, праздники, иллюстрации, сказки и т.д. В этом возрасте дети начинают уметь учитывать условия и законы окружающего мира и жанра той деятельности, в русле которой происходит творчество.
Творческая деятельность в начальной школе осуществляется под руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результат.
В процессе организации творческой деятельности учащихся педагог должен соблюдать:
Соответствие творческого задания интересам учащихся;
Направленность творческой деятельности на развитие творческих способностей учащихся школы;
Формирование у школьников таких необходимых навыков как: уравновешенность, ответственность, уверенность в себе.
Для организации творческой деятельности учащихся педагог должен:
Использовать разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, развивать у учащихся гибкость мышления, стимулировать процессы переключения внимания и поисковой активности.
Учить рассуждать, подходить к проблемам с нестандартной точки зрения, размышлять над решением поставленных задач.
Учить детей самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать интересные результаты, необычные решения.
В процессе формирования творческих способностей у учащихся необходимо использовать активные методы и формы работы.
Среди видов творчества различают: научное, техническое, литературное, музыкальное, игровое, учебное, бытовое, профессиональное и т.д.
Предмет « Технология » предоставляет для развития творческих способностей школьников большие возможностей, чем другие учебные дисциплины.
Например, изучение традиционного народного искусства помогает школьникам понять особенности художественной культуры своего народа, постигнуть азы создания произведений искусства. Занятия художественной росписью по дереву и другими видами прикладного искусства воспитывают эстетический и художественный вкус детей и формируют представление о будущей профессиональной деятельности.
Одним из наиболее эффективных выявлений и развития творческих способностей личности является правильная организация школьных и внешкольных форм художественно-эстетического воспитания.
Занятия в кружках способствуют развитию фантазии детей, формированию у них художественного вкуса, раннему обнаружению творческих способностей. Трудовой процесс позволяет познать закономерности построения формы, красоту деталей, возможность материала и цвета.
Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.
Развитие творческих способностей неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные задания выполняют дети.
Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий.
Развитие творческих способностей младшего школьника Три этапа:
1. Дети должны получить базовые знания в той или иной области, познакомиться с понятиями и их свойствами.
Классифицирование объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям.
Устанавливание причинно-следственных связей.
Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами.
Выделять противоположные признаки предмета.
Выявлять и формировать противоречия.
Рассматривание различных систем в развитии.
Делать предложения прогнозного характера.
Разделять противоречивые свойства предметов в пространстве и во времени. Представлять пространственные объекты.
2 . Задания с опорой на предыдущий этап. Когда дети будут иметь представления о тех или иных понятиях, им можно предложить такие задания, как:
выполнение рисунков к стихотворениям;
красочное оформление сочинений по русскому языку и пр;
дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и внеурочное время;
участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.
3.На третьем этапе детям предлагаются задания, в которых они сами являются создателями « нового продукта».
Здесь детям можно предложить такие задания:
сочинить загадку, сказку.
нарисовать машину будущего,
придумать новый вид шоколада и т.д.
Каждый учитель, который стремиться развивать творческие способности ученика, может в своей практике использовать следующие типы уроков:
внеклассная работа (классные часы, организация классных и семейных праздников).
Заключение.
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения его технологической и материально-технологической базы ставят перед системой образования, в том числе перед ее начальным звеном, задачу формирования творческой личности. Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации — эти умения помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства.
Необходимо отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов детского воспитания и самовоспитания. Следует обращать внимание не на продукты творческой деятельности, а на формирование способностей.
Система творческих заданий является открытой системой, предполагающей наличие в ней заданий, требующих выхода за рамки учебной программы, решения заданий повышенной сложности учениками, использования внеучебного опыта и интересов школьников, и самостоятельное нахождение проблем, постановку целей творческой познавательной деятельности.
Развивать творческие способности младших школьников можно как на уроках, так и во внеурочное время. Предлагая им разнообразные творческие задания, происходит формирование таких важных личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, появляется интерес к школьным предметам. Принимая участие в конкурсах, дети начинают понимать значимость учебного процесса.
На развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте оказывают творческий подход учителя к педагогической деятельности и отношение семьи. Таким образом, работая над развитием творческого потенциала младших школьников, мы в конечном итоге получаем всесторонне гармонично развитую личность, способную быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.
Список используемых источников:
Агапов В. С. Структура и развитие креативных способностей младших школьников / В. С. Агапов, Е. П. Шульга. – Москва : РУДН, 2010. – 231 с.
Волкова М.А. Мотивированное поведение как фактор проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста / М. А. Волкова, Н. А. Корягина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – №7. – С. 200 – 207.
Зайцева Ж. А. Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе / Ж. А. Зайцева, А. А. Кирсанов. – Казань : Изд-во КГПУ, 1995. – 103 с.
Козинская О.Ю. Развитие творческих способностей школьников на уроках музыки : Учебное пособие. – Саратов, 2018. – 55 с.
Кузьмин М. А. Особенности мотивации творческой деятельности младших школьников / М. А. Кузьмин // Вестник тамбовского университета. – 2008. – №2. – С. 385 – 391.
Кульпина Д. С. Педагогические условия развития креативности в младшем школьном возрасте / Д. С. Кульпина // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – №1. – С. 42 – 46.
Лернер И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / И. Я. Лернер // Научное творчество. – Москва : Наука, 1969. – 415с.
Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин, И. С. Аверина. – Москва : Педагогика, 1991. – 160 с.
Источник