Способы развития творческой деятельности дошкольников

Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей.

Скачать:

Вложение Размер
metody_priemy.docx 15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Поскольку одна из задач развития детского творчества – обогащение опыта детей, то активно используются объяснительно-иллюстративные методы. В их составе выделяются словесные и наглядные методы. Словесные методы – это беседа, рассказ воспитателя. Наглядные методы – наблюдение, показ фотографий, картинок, иллюстраций, репродукций, слайдов, видофрагментов, демонстрация опытов, детское экспериментирование.

Развитию детского творчества старших дошкольников способствуют практические методы, с помощью которых в разных видах деятельности детей решаются следующие задачи:

1)формирование умений и навыков деятельности. Дети осваивают новые способы работы с разными материалами, изображения предметов и образов окружающего мира, нетрадиционные техники;

2)формирование творческой активности детей предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности в выборе сюжета, композиции, цвета; поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; использование адекватных образу средств выразительности; умение отстаивать свою точку зрения.

Детское творчество старших дошкольников неразрывно связано с игрой. Поэтому для его развития необходимо использовать игровые методы. По мнению Е.А.Яковлевой, «различные виды игр дают ребенку материал для развития творческого потенциала». Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательное влияние дидактических игр на развитие детского творчества, писал: «Каждая дидактическая игра, если она по силам ребенку-дошкольнику, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». С помощью игровых методов, – отмечает Н.И. Иванова, – происходит обучение в процессе собственной самостоятельной и активной деятельности ребенка, направленной на «открытие» им нового знания». По наблюдениям Л.А.Парамоновой, в процессе применения игровых методов реализуется принцип: креативности, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало дошкольников, приобретение ими собственного опыта активной творческой деятельности.

В развитии детского творчества А. Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение со старшими дошкольниками возникшей в любой деятельности (игровой, изобразительной, трудовой) проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем.

Для развития детского творчества старших дошкольников используются различные приемы. Прием в педагогике – это 1) способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы, которые составляют основу творческого решения любой проблемы, называют эвристическими. С. Барре приводит перечень эвристических приемов, формулируя их в виде вопросов, которые вполне эффективно могут использоваться для развития детского творчества старших дошкольников в разных видах продуктивной деятельности.

В психолого-педагогической литературе находим приемы развития творческого воображения старших дошкольников. Это объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Объединение (агглютинация) – это когда фантастическая идея можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект (сфинкс, единорог, избушка на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы). Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Например, детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д. Преувеличение или преуменьшение – это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Акцентирование – это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Типизация – самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Все эти приемы (конечно, без четкого осознания и знания их названий) применяются детьми для создания фантастических образов, описаний: сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов, людей и т.д.

Формы развития детского творчества старших дошкольников весьма разнообразны – коллективные, групповые, индивидуальные. Коллективные формы – это экскурсии в музеи, походы в театр, на концерты, выставки. Групповые и подгрупповые формы развития детского творчества используются в процессе совместной деятельности детей и воспитателей и в самостоятельной деятельности детей – в играх, изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование). В свободной деятельности старших дошкольников, во время развлечений и праздников используются игры, соревнования, конкурсы. Индивидуальные формы работы с детьми обязательно используются при развитии детского творчества, так как учет индивидуальные особенностей, склонностей и интересов каждого ребенка – обязательное условие развития детского творчества.

Таким образом, развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Предпочтение отдается игровым методам обучения. Приемы развития детского творчества у старших дошкольников выступают как часть методов обучения, они достаточно специфичны: объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей. Эта деятельность может носить интегрированный характер, т.е. объединять разные виды деятельности дошкольников. Различные формы развития детского творчества (коллективные, групповые, индивидуальные) могут включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (изобразительную, речевую, музыкальную, познавательную).

Источник

Творческая деятельность детей в ДОУ «Современные требования к детскому творчеству»

Ольга Пенкина
Творческая деятельность детей в ДОУ «Современные требования к детскому творчеству»

Творческая деятельность детей в ДОУ.

Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Также распространенным видом художественной деятельности в ДОУ является пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях.

Изобразительное творчество в ДОУ.

Детские рисунки – это отображение действительности глазами ребенка. В изобразительном творчестве дошкольник реализует свои фантазии и эмоции. Анализируя цвета, которые ребенок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует.

К изобразительному искусству также относится лепка из пластилина и глины, аппликации и декоративное творчество. Благодаря такой деятельности ребенок учится воплощать замысел в реальность, осязательно воспринимать форму, объем и размер предметов.

Методом проб и ошибок, обдумывания того, каким же образом воссоздать в реальности задуманное, ребенок приобретает опыт и формирует навыки работы с тем или иным материалом или инструментом.

Конструирование в ДОУ.

Конструирование – самостоятельная творческая деятельность дошкольника, в процессе которой он создает новый продукт. Конструктивное творчество ребенка заключается в формировании замысла и этапах его реализации. Дошкольникам нравится сам процесс сборки деталей конструктора и получение в результате этого маленьких моделей реальных предметов – мебель, автомобили, здания.

В отличие от работы с конструктором, где творчество осуществляется только по инициативе ребенка, конструирование из бумаги – это творчество по образцу, инициатива которого принадлежит взрослому. В художественном конструировании из бумаги ребенок принимает участие совместно с воспитателем, наблюдает и повторяет каждое его действие.

Техника работы с бумагой может быть разной: вырезание, разрывание, сгибание, сминание.

Самыми популярными видами поделок из бумаги являются оригами и бумажная скульптура.

Оригами – техника складывания бумаги, в результате которой создаются бумажные фигурки птиц, животных, предметов.

Бумажная скульптура – вид художественного творчества, в процессе которого создается поделка из комбинации разных бумажных форм, объединенных одной тематикой или конструкцией, сделанных детьми собственноручно.

Художественно-речевая деятельность дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка состоит из восприятия на слух детского художественного и поэтического текста.

В среднем и взрослом дошкольном возрасте художественно-речевая деятельность ребенка становится активной и выражается в пересказе прослушанного произведения или рассказе о том, что происходило с главными героями, какие черты их характера или внешности обратили на себя внимание ребенка.

Пересказ может быть построен в форме диалога, где воспитатель задает вопросы, а дошкольник дает на них ответы.

Более сложной формой художественно-речевой деятельности ребенка является постановка перед ним задачи самостоятельно придумать историю, создать сюжет и выбрать героев.

Театрализованные игры всегда с восторгом принимаются детьми и составляют большую ценность в развитии творческо-речевых способностей дошкольников. Процесс распределения ролей, изучения характера своего персонажа и само выступление очень увлекает ребенка, позволяет реализовать ему свои фантазии, самовыразиться.

Танцевально-музыкальная деятельность в ДОУ.

Танцевально-музыкальные занятие необходимы дошкольникам для развития у них чувства такта и ритма или уже заложенных природой музыкальных способностей.

На танцевально-музыкальных занятиях ребенок становится активным и организованным. Во время ритмичных упражнений организовывается движение ребенка, формируется его пластика, побуждается интерес к двигательной активности.

Во время слушания музыкальных произведений с помощью воспитателя у ребенка развиваются навыки ассоциативного и образного мышления, вызванного звучанием мелодии.

Очень важно для педагога проводить непринужденные беседы с дошкольником, просить его делиться впечатлениями, вызванными у него музыкальным произведением. Также можно совместить музыкальное занятие с ИЗО и предложить воспитанникам нарисовать те ассоциации, которые у них возникли.

Исполнительное детское творчество выражается в выразительности и индивидуальной манере исполнения дошкольником песен и танцев. В случае, когда ребенок является автором танца или музыкальных мотивов, творчество дошкольника носит композиционный характер.

Зачем нужна творческая деятельность в ДОУ?

Творческая деятельность детей дошкольного возраста оказывает влияние на развитие и формирование эстетического и познавательного восприятия ребенком окружающего его мира.

Через творчество у ребенка складывается впечатление о том, как выглядит предмет, о его форме, размере и содержании, формируются базовые сведения о вкусе, цвете, текстуре и звуке, развивается художественное восприятие произведений музыкального, литературного и изобразительного искусства.

Организация художественно-творческой деятельности дошкольников.

Художественно-творческая деятельность благотворно влияет на воспитание у дошкольников самостоятельности. Первые шаги в этом направлении представляются организацией изобразительной деятельности. С помощью рисунка ребенок самостоятельно выражает свои впечатления и представления о действительности, полученные при разных обстоятельствах.

Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах ДОУ должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий,оснащенное:

— изобразительными и пластическими материалами;

— бумагой разного цвета, формата, фактуры;

— аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);

— дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.

Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.

Организация творческой деятельности ребенка через игру считается педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом,который должен:

• четко поставить перед воспитанниками проблему;

• создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;

• создать ситуацию с более или менее четко поставленной проблемой и позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.

При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.

Интересные способы организации творческой деятельности в ДОУ.

Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему,погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т. д.

Мир ребенка – это мир фантазии и сказки, ведь детство наполнено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.

Воображение – это внутренний мир детей, врожденный естественный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Сказочные образы одновременно оказывают влияние и на сознание, и на подсознание, что предоставляет дополнительные возможности во время общения.

«Праздник сказки» в детском саду является действенным способом снятия психоэмоционального напряжения, и увлечь ребенка. Во время театрализованных представлений дошкольник может примерить на себя образ сказочного персонажа и скорректировать его действия, руководствуясь собственным видением ситуации.

Детское экспериментирование

Экспериментирование очень интересно детям. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Так, например, дети могут предложить свой вариант концовки сказки. Но больше всего заинтересовывают детей реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух) что помогает ребенку освоить основные признаки неживой природы и растительного мира.

Организация деятельности дошкольников, направленной на создание предметов декоративно-прикладного искусства и проведение их выставки, всегда положительно воспринимается детьми, стимулирует их к созданию интересных поделок, аппликаций и рисунков, позволяет реализовать ребенку свои творческие потребности.

Воспитанники детского сада «Ручеёк» приняли участие в конкурсе на сайте ВШДА,посвященному Дню Победы: «Победный май».Дети старшей группы: Г. Арсений-1 место, Г. Ангелина-1 место, Г. Оксана-2 место, Д. Олеся-1 место, Д. Екатерина-2 место, И. Павел-2 место, К. Павел-2 место, М. Валерия-1 место, С. Карина-1 место;дети младшей группы: Г. Георгий-2 место, Г. Марина-1 место, Д. Данил-2 место, И. Александра-2 место, М. Амелия-2 место, Н. Антон-1 место, П. Тимофей-1 место, С. Ярослав-1 место, ф. Никита-1 место.

«Листики осенние». Творческая деятельность детей на кружковых занятиях Автор: Шишлакова Елена Юрьевна, воспитатель высшей категории, КОУ ВО «ОСК детский дом», г. Острогожск, Воронежская область. Описание:.

Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Фотоотчёт «Творческая деятельность детей к Международному Дню мира» Ежегодно 21 сентября вся мировая общественность отмечает Международный день мира. В 2001 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно.

Художественно-творческая деятельность детей, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Как и обещала в предыдущей публикации, предлагаю вашему вниманию наши поделки к Великому празднику ПОБЕДЫ, которые мы с детьми выполнили.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Рассматривание эпифиллума-листовидного кактуса. Творческая деятельность детей Пожалуй, во всех детских садах есть комнатные цветы. Комнатные цветы создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер.

Совместная творческая деятельность детей и родителей. Рисование «Пасха» Одной из форм работы с родителями в нашем детском саду является организация выставок совместного творчества детей и родителей. Мы стараемся.

Совместная творческая проектная деятельность родителей и детей «Генеалогическое древо моей семьи» (старший возраст) Проект»Генеалогическое древо моей семьи» был создан к тематической недели»Семья».Воспитанники подготовительной к школе группе и их родители.

Источник

Читайте также:  Экономика как область знаний непосредственно изучает способы регулирования тест
Оцените статью
Разные способы