Способы развития творческого мышления дошкольников

Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста
консультация на тему

Образование уделяет мало внимания развитию творческого мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые решения. Вследствие чего дети редко ищут решения самостоятельно, так как использовать готовые способы быстрее и легче. Но при таком обучении опускается важное значение творческого мышления в процессе психического развития ребенка, а оно, в свою очередь, оказывает влияние на познавательную деятельность, активизирует коммуникативную и эмоциональную сферы личности, способствует развитию социальной компетентности. Исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, и др. показывают, что творческое мышление выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала, но и условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, то есть в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в школе.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_tvorcheskogo_myshleniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

А. В. Брушлинский писал: «Мышление – это всегда искание и открытие существенно нового». По его мнению, мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

В учебнике Н. С. Ефимовой можно встретить следующее определение: «Мышление − психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира».

Р. С. Немов отмечал, что мышление − это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие − обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

В психологии принята условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: онтогенетический уровень развития, включающий такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактное мышление; характер решаемых задач, включающий в себя практическое и теоретическое мышление; степень развернутости куда входят дискурсивное и интуитивное мышления и наконец новизна и оригинальность представленная репродуктивным и творческим (продуктивным) мышлением.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Творческое мышление позволяет представить результат труда до его начала, при этом не просто придумать что-то новое, но и продумать все части, пользу и возможное использование задуманного, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. При этом процессе отражение действительности происходит путем оперирования понятиями и поэтому создание с помощью творческого мышления образа конечного или промежуточного продукта труда ведет к его предметному воплощению.

Исследователи выделяли различные причины, оказывающие влияние на формирование творческого мышления. К примеру, Эдвард де Боно считал, что оно начинает развиваться при решении любых проблемных ситуаций, а вот П. Торренс предполагал, что на формирование творческого мышления влияют лишь проблемы с естественной и легко достигаемой мотивацией, близкие к области интересов человека.

То, на сколько хорошо будет развито творческое мышление, оказывает влияние уровень развития творчества или творческих способностей ребенка.

В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у любой личности творческих способностей, а так же мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Способность к созданию принципиально новых идей изначально присуща ребенку, и она формируется стихийно в благоприятной среде игры и детского экспериментирования. В начале все проявления творческой деятельности (пение, рисование, игра-драматизация, танец и т. д.) являются подражаниями действиям взрослого, которые связанны с попыткой самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем становятся основой творческой инициативы. Дошкольники начинают проявлять активность и инициативу в применении уже освоенных ими приемов работы по отношению к новому содержанию, в нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, в использование разных видов преобразований и т. п.

Субъективно дошкольник постоянно открывает что-то новое, и творчество в этом возрасте можно расценивать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, личностного роста, накопления опыта, знаний и т. д. Ребенок 4 − 6 лет восприимчив ко всему новому, его отличает своеобразие воображения и чувств. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир и родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний − это необходимая предпосылка для развития будущей творческой деятельности и как следствие − творческого мышления. Поэтому к середине дошкольного возраста из факторов, детерминирующих творческое мышление, наиболее значимыми являются внешняя среда и условия социализации ребенка. Затем постепенно нарастает значение индивидуального опыта.

Творческое мышление у детей обычно начинает проявляется к началу старшего дошкольного возраста. Воссоздаваемые ребенком этого возраста образы применяются в различных ситуациях, но характеризуются низкой содержательностью и специфичностью, так как дошкольник ещё плохо осознает проблемную ситуацию и не умеет выделять существенные свойства объектов.

К шести годам у детей появляются попытки анализа свойств объекта с выделением очевидных и игнорированием существенных, но менее очевидных свойств. Так же дети в этом возрасте обучаются совершать действия в уме, т. е. в качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-представления. Кроме того, в этом возрасте появляется и развивается внутренняя позиция, которая дает ребенку возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, что выражается в способности создавать системы образов, взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок уже активно использует деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Дошкольник способен анализировать свойства объекта, выделять очевидные и скрытые существенные свойства, ясно улавливает особенности проблемной ситуации.

В старшем дошкольном возрасте, в связи с развитием творческого мышления, а также с увеличившимся опытом и знаниями, у детей усложняется содержание игр. Игровые сюжеты, воплощаемые детьми, представляют собой уже не привычные для младших дошкольников последовательности событий, схожих с реальной действительностью, а их комбинирование и преобразование, зависящее от индивидуальных желаний и намерений. В своих играх дети старшего дошкольного возраста отождествляют предметы и действия с ними, создают различные новые ситуации, а благодаря мышлению игра может протекать во внутреннем плане или переноситься на другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство и т. д.

Так же стоит отметить, что от уровня развития творческого мышления напрямую зависит будущее обучение в школе, так как данный процесс выступает предпосылкой к эффективному усвоению учебного материала. Благодаря развитому творческому мышлению значительно расширяются познавательные возможности ребенка-дошкольника, так как он может воссоздавать объективную реальность, достраивать целостную картину мира, получать новые впечатления. Опираясь именно на творческое мышление дети могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Для эффективного развития творческого мышления родителям нужно стараться не допустить появления у ребенка внутренних барьеров, таких как:

− боязнь показаться глупым и быть обсмеянным. Чаще всего названные барьеры возникают у детей из-за того, что взрослые, совершенно не задумываясь о последствиях своих слов и действий, не принимают всерьез необычные идеи детей и вместо этого навязывают им свои собственные;

− боязнь критики так же может возникнуть в детстве, так как чаще всего в моменты, когда ребенок что-то делает, взрослый может сказать о том, что действия ребенка бесполезны, не несут никого смысла, или запретить ребенку этим заниматься, так как сам взрослый это сделал бы на много лучше;

− высокая тревожность, когда ребенок просто боится высказывать свои мысли из-за неуверенности в себе, так же может возникнуть из-за взрослых, которые не поддерживают ребенка.

В противоположность вышеназванным барьерам выступает чувство завышенной значимости собственных мыслей и идей. Данный барьер, мешающий развитию творческого мышления, возникает при низко развитом критическом мышлении, которое конкурирует с творческим и направлено на поиск и оценивание недостатков создаваемых идей. Поэтому творческое мышление, связанное с созданием чего-то нового, при отсутствии критического мышления не будет развиваться, так как ребенок не сможет замечать собственные недочеты. В этом случае мнения других ребенком совершенно не воспринимаются, так как у него есть полная уверенность, что лучше собственной идеи нечего быть не может.

После окончания дошкольного возраста способность к творчеству начинает угасать, так как ребенок идёт в школу и вся его деятельность нацелена на школьное обучение, а значит у него отсутствуют стимулы к проявлению творческой активности. Основной задачей становится учебная деятельность, предполагающая изучение стандартного и творческая деятельность, которая развивает в детях способность к созданию новых решений, то есть развитие творческого потенциала отодвигается на второй план. Это связанно с тем что в процессе образования уделяется мало внимания развитию творчества детей как навыка, так как существует стереотип о том, что любая идея должна быть логична, вследствие чего может образоваться лишь благодаря логическим методам.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что старший дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческого мышления у детей. От того, насколько эффективно были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал будущего школьника. Именно период дошкольного детства отличается своеобразием воображения и чувств, т. е. он расположен к развитию творчества. Если в этот период творческое мышление специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение данной способности. Грамотно подойдя к творческому воспитанию ребенка можно будет по максимуму развить у него творческое мышление, что в свою очередь в будущем приведет к его успешному обучению в школе.

Источник

Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста

Елена Упилкова
Развитие креативного мышления детей дошкольного возраста

Тема: «Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста».

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве. Воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. Слово «креативность» сегодня у многих на устах. Данный термин ввел американский психолог Элис Пол Торенс (слайд 2, это слово употребляют не только специалисты, причастные к искусству и культуре, но и представители бизнеса, предпринимательства, управления и многих других профессий. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогической сферы.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений.

(Слайд 3)Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора.

«Креативность» — это слово для многих стало синонимом «творчества», но не стоит спешить обобщать эти понятия.

Творчество — это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе.» Дж. Гилфорд. А креативность как это делать при помощи интеллекта и мышления.

Точное их соседство можно выразить схемой. (Слайд 4)

(слайд 5) Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что креативность— это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка, остроумное решение проблемы т. е. способность достигать цели, находить выход из кажущихся безвыходных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Но с уверенностью можно сказать, что креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же, но тесно пересекаются. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.

В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Дошкольный возраст это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Детям младшего возраста изначально присуща талантливость. Начальный период считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Творческие задания способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию т. е. формирует внутренний мир ребенка.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления, самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности, как у ребенка так и у взрослого. (слайды 6,7,8,9)

Торренс занимался проблемами человеческого интеллекта, он установил, что креативным личностям свойственно так называемое дивергентное мышление (множество решений одной и той же проблемы). Обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления,которое характеризуется следующими основными особенностями: (слайд 10)

1. Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид

Роль взрослого очень важна в процессе развития креативного мышления, т. к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка.

Мы должны знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали. На каждом новом “витке” появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Необходимо поощрять ребенка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем с ним оценивать качество.

Психологи выделили составляющие креативнойдеятельности в свете современных научных исследований:

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ их разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Все дети, особенно дошкольники любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах, конкурсах, выставках и викторинах.

Формирование креативного мышления у ребё нка-дошкольника.

Задача, стоящая перед взрослыми — сформировать у детей следующие умения:

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ, сказку, загадку про какой-либо объект.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Творческие способности дошкольников будут успешными при следующих условиях.

• Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

• Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка для творчества они должны быть доступными для ребенка и действовать на опережение. Например, еще задолго до обучения чтению ребенку можно дать для игры кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы.

• Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результата.

• Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

• Способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. У ребенка закатился далеко под диван мяч. Взрослые не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

• Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развиватьпоисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — это и есть следующее условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди взрослых способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Развитие креативного мышления у дошкольников можно добиться с помощью специальных игр и упражнений. Например, можно дать ребёнку мячик или скакалку и попросить его самого придумать какое-нибудь упражнение для утренней зарядки. Можно прочитать дошкольнику вслух стихотворение и попросить его нарисовать это стихотворение на листе бумаги. Ребёнку можно дать задание самому придумать маленькую сказку и тоже нарисовать её на бумаге.

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите,как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится.Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

?Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

?Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.

?Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Главное для педагога,помнить ряд правил: (памятка)

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников,педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности.

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Индивидуальный подход и вера педагога в потенциал каждого ребенка

4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.

Вывод: Работа по формированию творческих (креативных) способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих (креативных) способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Источник

Читайте также:  Порядок применения способов защиты гражданских прав
Оцените статью
Разные способы