Способы развития творческих способностей старших дошкольников

Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей.

Скачать:

Вложение Размер
metody_priemy.docx 15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, приёмы, формы развития детского творчества у старших дошкольников

В педагогике существуют методы, которые специально направлены на развитие детского творчества у старших дошкольников. Поскольку одна из задач развития детского творчества – обогащение опыта детей, то активно используются объяснительно-иллюстративные методы. В их составе выделяются словесные и наглядные методы. Словесные методы – это беседа, рассказ воспитателя. Наглядные методы – наблюдение, показ фотографий, картинок, иллюстраций, репродукций, слайдов, видофрагментов, демонстрация опытов, детское экспериментирование.

Развитию детского творчества старших дошкольников способствуют практические методы, с помощью которых в разных видах деятельности детей решаются следующие задачи:

1)формирование умений и навыков деятельности. Дети осваивают новые способы работы с разными материалами, изображения предметов и образов окружающего мира, нетрадиционные техники;

2)формирование творческой активности детей предусматривает развитие творческой индивидуальности, оригинальности в выборе сюжета, композиции, цвета; поощрение поиска новых, оригинальных приемов решения поставленных задач; использование адекватных образу средств выразительности; умение отстаивать свою точку зрения.

Детское творчество старших дошкольников неразрывно связано с игрой. Поэтому для его развития необходимо использовать игровые методы. По мнению Е.А.Яковлевой, «различные виды игр дают ребенку материал для развития творческого потенциала». Д.Б. Эльконин, отмечая воспитательное влияние дидактических игр на развитие детского творчества, писал: «Каждая дидактическая игра, если она по силам ребенку-дошкольнику, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». С помощью игровых методов, – отмечает Н.И. Иванова, – происходит обучение в процессе собственной самостоятельной и активной деятельности ребенка, направленной на «открытие» им нового знания». По наблюдениям Л.А.Парамоновой, в процессе применения игровых методов реализуется принцип: креативности, который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало дошкольников, приобретение ими собственного опыта активной творческой деятельности.

В развитии детского творчества А. Страунинг выделяет метод создания ситуаций «мозгового штурма», который предполагает совместное обсуждение со старшими дошкольниками возникшей в любой деятельности (игровой, изобразительной, трудовой) проблемы путем постановки взрослым вопросов, позволяющих контролировать творческие решения встающих перед детьми проблем.

Для развития детского творчества старших дошкольников используются различные приемы. Прием в педагогике – это 1) способ педагогических действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода. Приемы, которые составляют основу творческого решения любой проблемы, называют эвристическими. С. Барре приводит перечень эвристических приемов, формулируя их в виде вопросов, которые вполне эффективно могут использоваться для развития детского творчества старших дошкольников в разных видах продуктивной деятельности.

В психолого-педагогической литературе находим приемы развития творческого воображения старших дошкольников. Это объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Объединение (агглютинация) – это когда фантастическая идея можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект (сфинкс, единорог, избушка на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы). Одна и та же пара объектов может дать различные идеи в зависимости от сочетаемых качеств. Например, детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д. Преувеличение или преуменьшение – это самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Акцентирование – это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Типизация – самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Все эти приемы (конечно, без четкого осознания и знания их названий) применяются детьми для создания фантастических образов, описаний: сказочных деревьев, фруктов, птиц, зверей, домов, людей и т.д.

Формы развития детского творчества старших дошкольников весьма разнообразны – коллективные, групповые, индивидуальные. Коллективные формы – это экскурсии в музеи, походы в театр, на концерты, выставки. Групповые и подгрупповые формы развития детского творчества используются в процессе совместной деятельности детей и воспитателей и в самостоятельной деятельности детей – в играх, изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование). В свободной деятельности старших дошкольников, во время развлечений и праздников используются игры, соревнования, конкурсы. Индивидуальные формы работы с детьми обязательно используются при развитии детского творчества, так как учет индивидуальные особенностей, склонностей и интересов каждого ребенка – обязательное условие развития детского творчества.

Таким образом, развитие детского творчества осуществляется в процессе обучения старших дошкольников под руководством взрослого. Здесь используются в комплексе словесные, наглядные, практические и игровые методы. Предпочтение отдается игровым методам обучения. Приемы развития детского творчества у старших дошкольников выступают как часть методов обучения, они достаточно специфичны: объединение (агглютинация), аналогия, преувеличение и преуменьшение, акцентирование. Основными формами организации этого процесса выступает непосредственно организованная деятельность детей. Эта деятельность может носить интегрированный характер, т.е. объединять разные виды деятельности дошкольников. Различные формы развития детского творчества (коллективные, групповые, индивидуальные) могут включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (изобразительную, речевую, музыкальную, познавательную).

Источник

Развитие творческих способностей у старших дошкольников в образовательной деятельности в ДОУ

Лариса Вихирева
Развитие творческих способностей у старших дошкольников в образовательной деятельности в ДОУ

Новое время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Известно, что в личной жизни, в бизнесе и в жизни в целом большого успеха добиваются только творческие личности. И понятие «развитие» стало неотъемлемой частью взгляда на мир и жизнь.

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему [7].

Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [2].

Что касается природы детского творчества, то существует два кардинально различных подхода к его определению,а именно: идеалистический и материалистический. Первый подход предполагает, что вся информация в ребенке заложена изначально, на генетическом уровне. В связи с этим необходимо лишь создать условия для развития потенциальных возможностей ребенка. Представители же материалистического подхода занимают противоположную позицию, считая, что содержанием детских рисунков является окружающая их действительность. В связи с этим уровень развития творческих проявлений детей напрямую связан с полнотой восприятия ими окружающего мира, который в свою очередь определяется грамотным руководством педагога этим процессом.

Б. Г. Ананьев писал, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности [1].

С. Л. Рубинштейн отмечал другой важный аспект творческой деятельности: производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам, человек изменяет себя [8].

Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности, итог создания субъективно нового [3].

Творчество – это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, новых идей, это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творчество начинается с новой идеи. Новые идеи могут появляться как на основе новой информации, так и без нее. Для того чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на известное, иметь материал, хранящейся в памяти.

Встает вопрос, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов?

Б. М. Теплов в своей работе «проблемы индивидуальных различий» рассматривает «способности», прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. Давая определение способностей, Б. М. Теплов считает, что оно должно включать в себя три признака. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [9].

Р. С. Немов рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике [6].

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Благодаря способностям в той или иной сфере ребенок может быстро и сравнительно легко овладеть необходимыми знаниями. Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Развитие творческих способностей детей предполагает развитие у них важнейших умственных и практических действий, внешне проявляющихся в виде определенных умений,куда относятся: умение наблюдать, думать, сопоставлять, сравнивать, умение самостоятельно выдвигать и решать новые задачи. Чем больше содержание занятий отвечает интересам детей, чем шире ребенку предоставляется возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

В. А. Далингер под творческой деятельностью понимает всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности рационально планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации, способность пересмотреть и, если необходимо, изменить свои представления об объектах, включенных в деятельность [4]. Т. е. под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Н. Роджерс (1990)пишет: «Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [5].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят ученые, и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность. Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею. Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь, если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.

К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей. В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т. д.). В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому, что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные, но, ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет. Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.

Таким образом, в современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности. Естественно у каждого ребенка творческие способностипроявляются по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то и в большей. Все это будет зависеть от природных задатков. И если у малыша есть хотя бы малейшие творческие способности, то ему гораздо легче будет учиться, работать и строить отношения с окружающими. Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. Внутри каждого ребенка спит настоящий творческий гений. Всего лишь нужно разбудить и развить его творческие способности.

Список используемой литературы:

1. Ананьев Б. В. Задачи психологии искусства URL: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor24.html (дата обращения 12.04.2015)

2. Безрукова В. С.Педагогика: Учеб. Для инж. -пед. спец. / Екатеринбург.

Обл. ин-т развития регионального образования.Екатеринбург: Изд-во Свердл. Инж. -пед. ин-та, 1993. – 320 с.

3. Волошин М. А. Словарь «Искусство». URL: http://maxvoloshin.ru/?item=085a4e27-aaa6-45e9-ac8f-6fc59e9bf50e&termin=bc8c2deb-596e-4e90-b705-84653f8870a5 (дата обращения 12.04.2015)

4. Далингер В. А. Творческая деятельность при составлении планиметрических задач на построение // Наука образования: сб. науч. Статей.Омск: Из-во ОмГПУ, 2004. – Вып. 22 – с. 405-414

5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – ООО Издательство «Питер», 2012

6. Немов, Р. С. Психология.Книга 2: Возрастная психология. Педагогическая психология. М. : Просвещение, 2003. – 442 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 стр.

8. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности URL: http://tovievich.ru/book/19/192/1.htm (дата обращения 27.12.2014)

9. Теплов, М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.). М. : Просвещение. ,1971. – 432 с.

Развитие художественно-творческих способностей детей старших дошкольников в процессе реализации проекта «Сказки Пушкина» Обновлённое программное содержание образовательной области «Художественно-творческое развитие» согласно ФГОС направлено на удовлетворение.

Развитие творческих способностей старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами «Развитие творческих способностей и креативного мышления старших дошкольников с ОНР посредством экспериментирования с изобразительными материалами».

Доклад «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в условиях ДОУ» Доклад на августовской педагогической конференции на тему «Выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» (слайд № 1) Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Развитие творческих способностей дошкольников Тема «Развитие творческих способностей воспитанников в проектной и исследовательской деятельности» была выбрана мной не случайно. Согласно.

Развитие творческих способностей у дошкольников В. А. Боронина, МБДОУ Д/С №46 «Вишенка» г. Старый Оскол Белгородской области. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться.

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе конструктивной деятельности Тематический контроль по теме:«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе конструктивно-модельной деятельности»[/h3].

Источник

Читайте также:  Способы поднятия лунной энергии
Оцените статью
Разные способы