Способы развития ценностных ориентаций

Формирование ценностных ориентаций

Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные решения в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундамен­тальное влияние на весь ход его жизни. Берн предложил простой и ясный способ описать четыре основные жизненные позиции. В соответствии с типологией Берна, люди могут быть довольны собой и считать себя ус­пешными (со мной все — «ОК.», «я — в порядке») или, наоборот, быть недовольными собой («я — не в порядке») и воспринимать себя неудач­никами. Аналогичным образом люди могут относиться и к окружающим. Различные комбинации самооценок и оценок окружающих позволяют выделить четыре базовые жизненные позиции:

1. «Яв порядке» + «всев порядке». Люди, придерживаю­щиеся этой жизненной позиции, относятся к себе в основном поло­жительно. Они считают жизнь обнадеживающей и приятной, склонны чувствовать себя удовлетворенными своим положением и довольствуются тем, что имеют. В своих воспоминаниях они сосредоточиваются на приятном и радостном. Они ценят одобрение своего поведения окружающими и стремятся к установлению добрых отношений с ними. Они считают других такими же способными, как они сами, и уверены, что все люди могут добиться хороших результатов и успеха. Они лишены сентиментальности и разборчивы в средствах достижения своих целей.

2. «Я — в порядке» + «все — не в порядке». Люди, следующие этой позиции, в основном положительно относятся к себе, но постоянно ощу­щают и подчеркивают существенную разницу между собой и окружающими. Они считают, что обладают многими важными качествами (умом, честностью, нравственностью, привлекательностью, опытом и т.д.), ко­торых явно не достает большинству людей, их окружающих. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демон­стрировать это всем и себе в том числе. Они могут выглядеть надменными, отчужденными и высокомерными.

3. «Яне в порядке» + «всев порядке». Люди этой жизненной позиции смотрят на окружающих снизу вверх. Они считают, что у них слишком много недостатков и слабостей, поэтому они обречены про­игрывать и уступать другим. Им не хватает уверенности в своих силах и оптимизма. Часто они не нравятся самим себе и обращают слишком много внимания на свои слабости и неудачи, многие из которых, на самом деле, только воображаемые. Они склонны преувеличивать досто­инства и успехи других людей, считая их более значительными, зрелы­ми, талантливыми, успешными.

4. «Яне в порядке» + « всене в порядке». Люди, видящие жизнь с этой точки зрения, чувствуют себя подавленно и одиноко. Они нередко теряют веру в возможность создать себе нормальную жизнь, которая приносит не только трудности и проблемы, но и радость и удовлетворе­ние. Они пессимистично глядят на мир и низко ценят не только себя, но и
все, что их окружает. Любые планы и взаимоотношения воспринимаются ими как бесполезные и безнадежные. Такая безысходная позиция может иметь крайне отрицательные последствия для личности и здоровья человека.

Все описанные жизненные позиции могут находить оправдание и подкрепление. Порой «защита» выбранной позиции происходит неосоз­нанно: сам человек не замечает того, что его восприятие выделяет и отмечает лишь нужные для самооправдания аргументы. Однажды выбранная жизненная позиция оказывает огромное влияние на организационное поведение людей.

По-видимому, каждому человеку следует стараться стать более от­крытым и положительно настроенным. Особенно это важно для менед­жера: ведь именно он ставит задачу и побуждает подчиненных доби­ваться поставленных целей. И осознание разницы между положительным и отрицательным отношением к своим коллегам и подчиненным явля­ется чрезвычайно полезным для многих руководителей. Менеджер с позитивным отношением к жизни заинтересован в хороших взаимоотношениях с окружающими, готов испытать новое, ставить перед собой более сложные задачи. В каждой ситуации он видит новую сферу прило­жения сил, новые возможности. Он готов к риску и эксперименту, стре­мится к собственному развитию и способствует росту окружающих его людей. Он устанавливает с окружающими открытые партнерские отно­шения, лишенные двойных стандартов.

В то же время те, кто не может преодолеть отрицательного отноше­ния к жизни, лишены открытости и гибкости. Им трудно быть предпри­имчивыми и вырваться из круга повседневной рутины, которая не при­носит удовлетворения и останавливает личностный рост. Они избегают риска, их взаимоотношения с окружающими формальны и полны напря­женности. Им свойственна общая пассивность и стремление манипули­ровать другими.

Крайние выражения активной и пассивной сторон индивида доволь­но редки. Обычно в его поведении представлены обе стороны, и он сам может решить, какую часть своей натуры следует поддерживать и по­ощрять. Такое решение имеет фундаментальный характер, так как отказ работать над развитием своих положительных качеств соответственно усиливает отрицательные характеристики.

Читайте также:  Как засолить мороженную горбушу сухим способом

Существует четыре способа, с помощью которых люди стараются повлиять на ценности других людей:

1. Морализирование. Что-то объявляется хорошим, что-то плохим. При этом используется любой авторитет, на который можно сослаться для того, чтобы подкрепить свои слова.

2. Личный пример. Индивид старается поступать в соответствии со своими убеждениями, надеясь, что окружающие будут учиться на его опыте и воспользуются его примером.

3. Невмешательство. Работникам позволяется вести себя так, как им хочется, их поведение не комментируется и в него не вмешиваются.

4. Помощь в прояснении ценностей. Членам организации помогают в выборе тех ценностей, которые больше соответствуют целям органи­зации, обращая внимание скорее на их пользу и адекватность конкрет­ной ситуации, нежели необходимость следования закостеневшим об­разцам.

Помощь в прояснении ценностей помогает людям понять собствен­ные позиции. Проясненные таким образом ценности нередко становят­ся личными, предпочитаемыми самим человеком; они имеют последо­вательный и стойкий характер.

Однако перед тем, как браться за изменение ориентации подчинен­ных, руководитель должен прояснить свои ценности для самого себя. Процесс прояснения личностных ценностей включает изучение и пере­оценку существующих ценностей и выявление позиции человека по вопросам, которые ранее не попадали в фокус его активного внимания. Порой эту задачу нелегко осуществить, так как на ценностные суждения влияют чувства, эмоции, желаний и интересы индивида. Самоанализ со­кровенных и не всегда осознаваемых взглядов, определяющих пове­дение человека, требует значительного времени.

Таким образом, прояснение личных ценностей становится одним из средств повышения эффективности управленческой деятельности.

Систематизированное прояснение ценностей представляет собой один из видов самопознания. Окружающие могут помочь индивиду прояснить свои ценности, но окончательный выбор человек делает сам. Самоанализ может быть проведен в ходе следующих пяти этапов:

1. Решение быть правдивым. Добиться изменений в себе можно, лишь приняв решение быть максимально правдивым с самим собой. Не взяв на себя такого обязательства, нельзя добиться реальных перемен.

2. Формулирование и открытое обсуждение взглядов. Выявить цен­ности можно лишь в результате их открытого обсуждения. Только выра­женные словесно взгляд или позиция могут быть оценены и подвергнуты анализу.

3. Анализ альтернатив. Важно изучить и проанализировать все воз­можные альтернативы.

4. Поиск противоречий. Дальнейший анализ ценностей позволяет обнаружить непоследовательности и противоречия, служащие основа­нием для новых размышлений и оценок.

5. Сопоставление с практическим образом действий. Сопоставление реального поведения человека с декларируемыми им ценностями часто обнаруживает значительные несоответствия. Это может свиде­тельствовать или о еще не преодоленном конфликте различных ценно­стей, или о недостаточном осмыслении базовых ценностей. В любом случае поведение, не совпадающее с декларированными ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы.

Прояснению ценностей может служить и следующий метод самоана­лиза. Индивид пишет местоимение «я» в центре листа бумаги. Затем он записывает все свои ценности в том порядке, в каком они приходят ему на ум. Если имеется связь между отдельными пунктами, их следует со­единить линиями. Перечисляя таким образом ценности, менеджер мо­жет изучить имеющиеся пробелы или явные ценностные противоречия, а также те сферы, которые хорошо или, наоборот, слабо развиты. Этот метод иногда позволяет человеку обнаружить нечто неожиданное в самом себе и углубить понимание своих отношений к различным жизнен­ным проблемам.

Прояснение ценностей позволяет менеджеру осознать большую от­ветственность за свое поведение. Тем не менее нельзя отрицать, что дей­ствия, несовместимые с заявленными позициями, встречают слишком часто. Основным источником информации о подобном рассогласовании для менеджера являются коллеги и подчиненные, внимательно наблюдающие за его поведением в кризисных ситуациях. Необратимые из­менения происходят лишь тогда, когда прежние ценности полностью обнаруживают свою неадекватность ситуации и приводят к неудачам. Не пряча своей ценностной позиции, менеджер может воспользоваться обратной связью, получив ценную информацию об адекватности своих ценностей, не дожидаясь жестких уроков жизни. В то же время было бы наивно отказываться от своих убеждений только потому, что они вызывают критику. Защищая или критикуя позиции других, работник должен помнить, что прояснение ценностей не сводится к доказатель­ству превосходства собственной позиции.

Дата добавления: 2019-07-26 ; просмотров: 370 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Основы формирования ценностных ориентаций личности

Дата публикации: 01.12.2016 2016-12-01

Статья просмотрена: 7530 раз

Библиографическое описание:

Гуркина, А. Л. Основы формирования ценностных ориентаций личности / А. Л. Гуркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35994/ (дата обращения: 19.11.2021).

В данной статье автор рассматривает основы формирования ценностных ориентаций личности, выделяет внутренние и внешние факторы, средства их формирования, а также определяет область развития и проявления системы ценностных ориентаций.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, стадии личностного развития, деятельность

Проблема формирования ценностных ориентаций личности остается актуальной на протяжении многих веков. Сама категория «ценность», являясь центральной в аксиологии (теории ценностей), является междисциплинарным понятием. Ценности и ценностные ориентации человека рассматриваются в работах множества философов, психологов, педагогов, социологов.

Читайте также:  Способ лечения не операционным способом

В большинстве отечественных исследований (например в работах Б. С. Братуся, Г. Е. Залесского, Е. И. Головахи, Г. Л. Будинайте и Т. В. Корниловой, Н. И. Непомнящей, С. С. Бубновой) ценности личности рассматриваются как сложная система, связанная с мотивационно-потребностной сферой личности, ее мировоззрением, регулирующая поведение человека в обществе.

Таким образом под ценностями понимают сложную иерархическую систему понятий и убеждений, которая формируется на пересечении личностных мотивов, биологических, психологических, социальных потребностей, целей, мировоззрения личности и влияющих на нее условий социальной, культурной, образовательной среды.

Понятие ценностных ориентаций близко к понятию ценности,они представляют собой сложную, развивающуюся иерархическую систему взаимосвязанных ценностей личности, которая выступают регулирующим механизмом принятия решений, обуславливая поведение личности в той или иной ситуации, определяя перспективы ее развития.

И. С. Кон представляет структуру ценностных ориентаций в виде устойчивого ядра, вокруг которого интегрируются и иерархизируются мотивы [3].

Для определения основ формирования ценностных ориентацийчеловека следует понимать общие закономерности развития самой личности. Стадии личностного развития ученые соотносят со сменами стадий интеллектуального, морального, эмоционального, социального развития.

Ж. Пиаже, например, выделяет две основные стадии морального развития: стадия «нравственного реализма», на которой нормы поведения воспринимаются детьми, как нечто обязательное, не имеющее исключений, критерием нравственной оценки поступка являются его последствия, и стадия «нравственного релятивизма», характеризующаяся пониманием относительности моральных норм, критерием нравственной оценки на этой стадии выступают намерения человека [7]. Исходя из идей Пиаже Л. Колберг предложил три уровня развития моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Предконвенциональный уровень характеризуется эгоцентричностью, моральные ценности имеют внешний характер, и служат для извлечения выгоды. Конвенциональный уровень предполагает ориентацию на социальную среду, стремлением к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Постконвенциональный уровень характеризуется ориентацией уже на собственные моральные принципы, выработку собственной системы ценностей [10].

Г. Дюпон выделяет шесть стадий эмоционального развития личности: эгоцентрично-внеличностная стадия (отсутствие дифференциации причин собственных эмоциональных реакций), стадия личных отношений (некритическое восприятие эмоциональной оценки взрослых), межличностная стадия (появление способности к эмоциональной децентрации), психологическая стадия (эмоциональная оценка себя и других людей), стадия автономии (преодолением противоречия между собственными, внутренними ценностями и ценностями, навязанными извне, за счет преобразования и тех и других в процессе осознания и принятия ответственности за свою судьбу, личностного самоопределения). Высшая, интегративная стадия эмоционального развития отличается целостностью, непротиворечивостью, полной гармонией между ценностями индивида и общества [8; 10]. Согласно Дж. Ловингер лишь единицы способны достичь высшей стадии личностного развития, человек может остановиться на любой из стадий, и тогда последний из достигнутых уровней становится его личностным типом [8].

Важнейшей базой развития личности и ее ценностных ориентаций многие ученые считают социальное развитие. Эти идеи отражены в работах Л. С. Выготского, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. И. Слободчикова, Д. Б. Эльконина и др. Ориентируясь на внешние социальные факторы (общение и совместная деятельность), В. И. Слободчиков выделяет пять ступеней развития личности: ступень «оживления» (общение с матерью), ступень «одушевления» (совместная деятельность с близкими взрослыми), ступень «персонализации» (освоение социальных норм и принципов в общении — учителем, наставником и т. п.), ступень «индивидуализации» (человек вступает в отношения со всем человечеством, индивидуально принимая системы ценностей общества в целом), высшая ступень «универсализации» (принятием духовных, экзистенциальных ценностей, партнером в осмыслении которых становится так называемое «Богочеловечество») [6, с. 37–49; 8].

В возрастном развитии человека Д. Б. Эльконин выделяет сменяющие друг друга ведущие виды деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. Д. Б. Эльконин говорит о трех основных «эпохах», развития личности, включающими периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы, формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. В своем развитии, переходя от одного ведущего вида деятельности к другому, личность переживает периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и периоды освоения способов действий, формирования интеллектуально-познавательных навыков [9].

А. В. Петровский рассматривает развитие личности, как ряд процессов, преобладание каждого из которых соответствует периодам детства, отрочества и юности. Это процессы адаптации (присвоение индивидом социальных норм и ценностей), индивидуализации (утверждение ценностей своего «Я»), интеграции (снятие противоречий между ценностями личности и группы путем трансформации и тех и других) [5].

Читайте также:  Триал спорт способы оплаты

Рассмотрев различные взгляды ученых на развитие личности, можно сделать вывод о том, что уровни сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной, социальной сфер человека выступают в качестве внутренних факторов развития системы ценностных ориентаций.

Опираясь на мнение ученых (Г. М. Андреевой, У. Бронфенбреннера, П. Массена, М.С Яницкого и др.), в качестве внешних факторов развития системы ценностных ориентаций можно определить социальную среду, семью, сверстников, личность учителя, образовательную, рабочую среду, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т. д., т. е. все, что можно объединить понятием социо — культурная обстановка.

Воздействие перечисленных внешних факторов может выступать в качестве средств или инструментов формирования системы ценностных ориентаций человека. В роли таких инструментов могут выступать, например, воспитание и образование, общение, воздействие СМИ, влияние культуры и религии и т. п.

Однако очевидно, что для формирования ценностных ориентаций личности пассивного восприятия какого-либо воздействия из вне недостаточно. Основной областью развития системы ценностных ориентаций и в то же время областью проявления уровня развитости этой системы мы считаем деятельность человека. По словам А. Н. Леонтьева именно в ходе деятельности «внешнее действует через внутреннее» [4]. В. П. Иванов утверждает, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности —действительные и воображаемые — выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта» [2].

На раннем этапе развития такой ведущий вид деятельности, как непосредственно-эмоциональное общение со взрослым является той областью, которая знакомит ребенка с миром ценностей. Семейное воспитание выступает важным фактором формирования ценностных ориентаций личности, именно в семья является первым ориентиром в построении представлений о ценностях.

В дошкольном возрасте, являясь основным видом деятельности, «ролевая игра служит также и формой апробации усвоенных ценностей в самых различных ситуациях, что является необходимым условием реального включения их в собственную ценностную систему» [10, с. 45].

Учебная деятельность играет значимую роль в формировании ценностных ориентаций личности. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе, общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностных ориентаций является личность значимого взрослого, например личность учителя, наставника. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем. Педагогу важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.

Профессиональная деятельность, во многом определяет развитие личности и ее ценностных ориентаций. В. Г. Алексеева говорит о том, что воздействие труда на ценностные ориентации в определенной степени зависит от степени интегрированности работающего в коллективе [1, с. 67].

Т. о. на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.

  1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 63–70.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —367 с.
  3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст]: учеб. пособие / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 2001. — 335 с.
  4. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1992.— С. 47–78.
  5. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1987. — 240 с.
  6. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психологии. — 1991. — № 2. — С. 37–49.
  7. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже: Пер. с англ. — М.: Просвещение, 1967. — 623 с.
  8. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. — М.: Интер-пракс, 1995. —287 с.
  9. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 169–175.
  10. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — 204 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы