Способы развития целенаправленности действий

Формирование целенаправленности действий при выполнении физических упражнений

В традиционной системе обучения двигательным действиям ориентировка идет на формирование двигательных навыков, обогащение двигательного опыта дошкольников. Усвоение предложенных физических упражнений организуется традуктивным методом от одного конкретного движения по аналогии к другому, без установления какой-либо связи между ними. Каждое последующее физическое упражнение отличается увеличением числа составных элементов или количественных показателей выполнения. Этот путь тормозит развитие у дошкольников способности к управлению двигательной деятельностью.

Выполнение движений у детей связано, прежде всего, с интересом к самому движению, с потребностью растущего организма в движениях. Эти мотивы побуждают их к многократным повторениям, что способствует постепенному овладению самими двигательными действиями. Так младший дошкольник может продолжительное время бегать с машинкой на веревочке, толкать мяч ногой и бегать за ним и т.д. Эти ситуации играют важную роль в овладении навыками выполнения самих действий. Подобный процесс наблюдается при овладении многими физическими упражнениями (езда на велосипеде, ходьба на лыжах и др.). Это характерно для начальной стадии становления движения, она необходима.

На следующей стадии развития двигательных действий выполнение движения становится, нередко, не самоцелью, а происходит их использование при решении различных житейских, игровых, трудовых задач, появляется ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ действий (бежать и перемещаться по разным поверхностям, чтобы добраться до пункта назначения; «разгрузить баржу с арбузами», используя метание, в сюжетно-ролевой игре и т.д.). При этом движения могут выступать в качестве основного средства осуществления стоящей задачи, что характерно для двигательной деятельности, а могут быть и сопутствующими, это свойственно для сюжетно-ролевых игр, житейской обстановки. Но в любом случае выполнение двигательных действий связывается с условиями осуществления, происходит выбор самого движения для достижения нужного результата, определяется способ действия, интенсивность выполнения, амплитуда, направление, продолжительность и другие стороны. Без этого невозможно достижение успешности в решении стоящих задач. В современных программах совершенно не определяется содержание работы на этой стадии развития у дошкольников способности к использованию вариативного выполнения движений с учетом ситуаций.

Важнейшим направлением работы в области физической культуры с дошкольниками в нашей авторской программе является формирование умений управлять своей двигательной деятельностью: выбирать подходящее движение и способ его выполнения для достижения положительного результата с учетом условий действий и своих возможностей; оценивать полученный результат и при необходимости видоизменять, корректировать способ действия, меру усилий при повторном решении стоящей задачи во избежание неудачи. Для этого ребенку мало только владеть различными способами выполнения двигательных действий, ему необходимы знания об эффективности их использования в различных ситуациях, понимание связи действий с обстоятельствами.

Поэтому в нашей авторской программе сохранен традиционный круг физических упражнений, но от традуктивного способа познания перешли к дедуктивному (от общего к частному) и индуктивному (от частного к общему). В связи с этим возникла необходимость сформулировать общие положения, правила выполнения группы однородных движений. Перед необходимостью следовать установленным правилам дошкольника ставит взаимодействие с окружающей действительностью, существуют и правила выполнения физических упражнений. Все эти правила, прежде всего, надо познать, принять и в последующем руководствоваться ими в своих действиях. Подчинение правилам действий создает базу для проявления самостоятельности в новой обстановке, в подвижной игре, когда устанавливается связь своих действий с действиями сверстников, с возможностями водящего (убегать быстрее или увертываться).Умение руководствоваться усвоенными правилами составляет важнейшую сторону формирования у дошкольников способности к управлению своей двигательной деятельностью и деятельностью сверстников для достижения нужного результата, чтобы быть способным и готовым к оказанию помощи при решении двигательных задач. Действия по установленным правилам включаются при выполнении физических упражнений в специально-созданных условиях, в подвижных играх и других игровых ситуациях, а частая опора на них при выполнении приводит к быстрому усвоению.

Целенаправленность действий связана с выработкой произвольности в поведении дошкольника, мобилизацией интеллектуальных, волевых, двигательных качеств для достижения желаемого результата. Поэтому для определения содержания программы возникла необходимость оценить возможности детей разного возраста к принятию поставленной взрослым задачи для решения, достаточно ли четкой формулировки задания, чтобы вызвать целенаправленность действий у дошкольников; могут ли дети объективно оценить результативность решения поставленной задачи, если обеспечить включение различных анализаторов в контроль за выполнением; способны ли дошкольники самостоятельно включиться в соблюдение установленных правил действий. Важно было выявить возрастные особенности поведения детей.

Для получения ответов на названные вопросы был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальная работа организовывалась в апреле, предшествующего началу исследования, то есть в конце учебного года, когда программа раздела «Физическая культура» выполнена. Сами задания, их формулировка были одинаковыми для детей всех возрастных групп, разными были количественные показатели выполнения движений.

При разработке заданий мы исходили из того, что если дошкольник решает стоящую задачу, то ему важен результат действия – получилось или нет? При интересе к процессу выполнения результат вне поля зрения ребенка, он не обращает внимания на него. Задания строились на выполнении разных основных движений, чтобы определить влияние самих движений на управление дошкольниками своим поведением.

Читайте также:  Проследите как меняются способы авторского изображения базарова во второй части романа

Выявление целесообразности действий дошкольников разных возрастных групп с использованием бросания и метания осуществлялось в задании «ЗАБРОСЬ МЕШОЧЕК В КОРЗИНУ». Детям предлагалось 2 попытки: 1-ая выполнялась в доступных для всех условиях, предполагалось достижение положительного результата всеми детьми, а 2-ая попытка предлагала для действий более сложные условия. Бросок для выполнения задания осуществлялся со следующего расстояния:

попытки II млад. гр. средняя гр. старшая гр. подготовительная к школе группа
I попытка 1 м. 1,5 м. 1,5 м. 2 м
II попытка 1,5 м. 2 м. 3 м. 4 м

После выполнения задания детям предлагалось оценить результат: забросил или нет? Когда давалось задание, то обращалось внимание детей, что бросать нужно от черты. Если при первой попытке ребенок переступал черту, то перед второй попыткой на линию клался шнур, чтобы усилить действие этого раздражителя. Дополнительно никаких указаний и оценочных суждений не высказывалось. Задание выполнялось в индивидуальном порядке. Фиксация полученных результатов проводилась по одной таблице № 1 во всех возрастных группах с изменением количественных показателей:

Источник

Целенаправленность действий

В течение дня каждый совершает множество действий. Чтобы структурировать свою деятельность, я начал записывать все действия, которые совершал в течение рабочего дня. Целенаправленность действий оказалась минимальной: очень много времени уходило на решение организационных вопросов, внезапно возникших проблем, работу с документацией и почтой. На психологическую работу оставалось, в лучшем случае, только четыре часа. Я решил эту задачу, теперь мои знания и опыт помогают другим людям структурировать свою жизнь.

Если Вы проанализируете все свои действия, которые совершаете в течение дня, то может оказаться, что часть дел можно не выполнять или безболезненно отложить. Важно научиться определять приоритеты в делах и цель является главным приоритетом. Причём цель должна быть одна. Делать мы можем всё, что угодно, но пользу принесёт целенаправленное дело.

Неожиданные дела отнимают много времени. Человек концентрируется на чём-то одном, затем его отвлекает новое дело. Всегда ли мы отвлекаемся? По своему опыту Вы можете заметить, что от важного дела очень трудно отвлечь. Если Вы чем-то увлечены, то количество отвлекающих факторов уменьшается. Увлечься надо правильной целью. Жизнь обычно заставляет выполнять необходимые действия. Даже если не контролировать своё поведение, то нужда заставит выполнять свои обязанности.

Целенаправленность действий — основной приоритет

Целенаправленность действий характеризует их соответствие способу достижения цели. При этом, человек осознаёт, что совершаемые последовательно, они дают совокупный результат, который является достаточным для достижения цели к назначенному сроку. Все действия, которые совершает человек можно разделить на три группы.

Во-первых, «Действия, направленные на достижение цели». Полезность этих действий — максимальная, их приоритет — очевиден.

Во-вторых, «Действия создающие проблемы». Как это ни странно, но большинство проблем мы создаём самостоятельно и не осознаём этого. Всё, что мы делаем впопыхах, необдуманно, под влиянием сомнительных порывов и советов. Эти действия не имеют направленности, тратят наши силы, ресурсы, время, создают проблемы, для решения которых нужны дополнительные усилия. Важно выявлять эти действия и не совершать их.

В-третьих, «Действия, направленные на решение проблем». Решение проблем, на первый взгляд, выглядит достаточно полезным мероприятием. Но решение проблем никак не улучшает наше положение, так как сначала нужно перестать совершать действия, которые создают проблемы. Приоритет этих дел значительно переоценён.

Представим, что наша полноценная жизнь — это бочка полностью наполненная водой. «Создание проблем» — это проделывать отверстия в ёмкости, которые истощают запас воды. Наполнение водой дырявой бочки относится к «решению проблем». А забота о целостности ёмкости, укрепление её устойчивости и контроль за уровнем воды — совершение «целенаправленных действий», приносящих пользу. Для применения этой формулы нужны знания, которые помогают найти своё место в этом мире и отличить пользу от вреда.

Так как целенаправленные действия способствуют нашей самореализации, то мы с максимальной пользой реализуем свои возможности. Даже небольшое время, которое мы ежедневно проводим с пользой, способно улучшить нашу жизнь.

Рисунок Лилии Королёвой

Откуда берутся силы действовать?

Ощущение опустошённости, бессмысленности, загнанности. Не хватает времени, непреодолимое напряжение. Всё это свидетельствует о том, что Вы совершаете много действий, которые создают проблемы. Некоторые люди будто специально влазят в проблемы. Возникшие трудности их хоть как-то мобилизуют и заставляют действовать в правильном направлении.

Важно планировать свою деятельность. Тем не менее не стоит планировать много, достаточно намечать одно-два-три самых важных действия ежедневно. При этом Вы можете делать ещё много чего, но обязательно нужно учесть целенаправленность действий. Не стоит делать лишнее, так как больше — не значит хорошо.

У нас есть потребность в активной деятельности. Если мы чего-то хотим, то обязательно возникает деятельность, чтобы достичь желаемого результата. Воля будет расти прямо пропорционально желанию. Сильное желание порождает волю действовать. Вам знакома ситуация, когда Вы в спокойном темпе последовательно выполняете одну задачу за другой и достигаете цели. Всё происходит без особых усилий. Есть ощущение достаточности, наполненности, так как вы всё успеваете без спешки. Целенаправленные действия создают желаемый результат. И так происходит изо дня в день.

Читайте также:  Способы определения поставщика подрядчика исполнителя реферат

Но бывает, что человек совершает действия, чтобы избавиться от дискомфорта и напряжения, которые формируют желания. Снижая напряжение мы лишаем себя воли действовать. Совершая бесцельные действия создаём проблемы, а накопив их, начинаем решать. Однако, выдержав психическое напряжение, человек получает силу осознать своё желание. Когда цель сформируется, то никакая сила не сможет изменить целенаправленность действий.

Если у действий нет целенаправленности, то много сил человек тратит на борьбу с дискомфортом и напряжением. Это становится самоцелью. Силы уходят на то, чтобы «спустить пар», чтобы на время избавиться от напряжения, которое заставляет задумываться о цели. А если Вы с такой же настойчивостью начнёте наводить порядок в своей жизни, то добьётесь не только желанного умиротворения, но и улучшите качество своей жизни.

Практический вывод

Целенаправленность действий характеризует их соответствие способу достижения цели. При этом, человек осознаёт, что, совершаемые последовательно, они дают совокупный результат, который является достаточным для достижения цели к назначенному сроку. Все действия можно разделить на три группы. Совершая бесцельные действия мы создаём проблемы, а накопив их, начинаем решать. Имея в своей жизни порядок, Вы добьётесь не только желанного умиротворения, но и улучшите качество своей жизни.

Источник

Становление у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Ольга Романова
Становление у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №79» городского округа Самара

443030, г. Самара, ул. Буянова, д. 145, тел. 333-53-26, Email: 79ds79@mail.ru

Выступление на методическом объединении

Становление у детей старшего дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции

собственных действий в двигательной сфере

инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад №79 г. о. Самара

Как известно, трудно переоценить роль движений в жизни человека и особенно в развитии детей.

«Государственная стратегия развития системы дошкольного образования, определена законом «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29.12.2012 и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, ориентирует деятельность образовательных организаций на создание благоприятных условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Согласно Статье 84. закона «Об образовании» особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.

Дошкольный возраст — период интенсивного формирования всех органов и систем организма. По мнению И. В. Сисиновой именно в дошкольном детстве формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.

Огромное значение в двигательной сфере дошкольника имеет развитие саморегуляции и целенаправленности собственных действий.

Саморегуляция это система осознанных действий направленных на достижение результата, является важнейшим психическим новообразованием ребенка к концу дошкольного возраста является формирование саморегуляции, т. е. способности к произвольной регуляции своего состояния, поведения и деятельности.

Формирование саморегуляции — сложный и длительный процесс, который реализуется на протяжении всего дошкольного детства. В нем могут быть задействованы три механизма: общение со взрослым, игровая деятельность и специальные психогимнастические упражнения. Каждый из этих механизмов (путей формирования) имеет особое назначение. Так, общение с взрослым, прежде всего, позволяет ребенку обрести тот значимый для него личностный смысл, который помогает регулировать текущую деятельность. Игра, и в первую очередь игра по правилам, способствует формированию опыта и умения управлять собой в соответствии с установленными нормами. Психогимнастические упражнения позволяют тренировать умения осознавать и контролировать двигательную и эмоциональную сферы ребенка Для того чтобы ребенку самому научиться контролировать свои движения,он должен овладеть следующими умениями:

произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;

различать и сравнивать мышечные ощущения;

определять соответствующие характера ощущений (“напряжение -расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила — слабость”, “резкость- плавность”, темп, ритм);

менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Использование в работе различных форм и методов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей:

• подвижные игры с правилами;

• игровые упражнения, игровые ситуации;

• спортивные игры и упражнения;

• гимнастика (утренняя и пробуждения);

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности

Читайте также:  Aliexpress способы оплаты заказа

• групповая и подгрупповая работа;

возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

вариативность предлагаемой педагогом деятельности:

• возможность выбора игры («Мышеловка», «Успей пробежать» и тр.);

• возможность выбора атрибутов для игры («Ловишки» с ленточками, «Ловишки» с мячом и др.).

Наиболее важное место саморегуляции занимают специальные упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхании, массаж, растяжки.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Существуют различные дыхательные техники, призванные вернуть человека к его естеству, правильному дыханию, экономному расходованию энергии и т. д.

Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т. е. обращать внимание на то,как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело, т. е. на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Массаж традиционно включается в комплексы общеоздоровительных мероприятий в целях активизация отдельных систем организма. Элементы общего массажа (поглаживание, растирание, разминание, постукивание) сочетаются с точечным воздействием на определенные точки и зоны. Используются наиболее активные зоны с максимальным количеством биологически активных точек (БАТ) — зоны кистей, стоп, головы, лица и отдельно выделенная зона ушной раковины. Массаж в парах проводится под контролем взрослого.

Растяжки — прекрасный способ, позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение и одновременно повышать двигательную активность, что так важно для ребенка. Растяжки основаны на естественном движении. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудившись ото сна. Растягивание помогает избавиться от мышечной скованности, улучшить осанку и манеру двигаться, снять утомление.

Релаксация — это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом. Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения, связанного с переутомлением, нарушением осанки, недостатком потребности организма в движении.

Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции ребенка:

1. Упражнения направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля

• Упражнение «Игра в мяч».

II. Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер

• Упражнение «Дракон кусает свой хвост».

III. Упражнения направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения

• Упражнение «Насос и мяч».

1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

2. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. — СПб., 2001.

3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1985.

4. Лазарев М. Л. Программа “Познай себя”. — М., 1993.

5. Панфилова М. А.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

6. Самоукина Н. В.Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. : Новая школа, 1993.

7. СполдингДж. Обучение через движение. — М., 1992.

8. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования 1. Актуальность темы «Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования» Актуальность вопроса.

Духовно-нравственное становление детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны.

Конспект тренировочного занятия «Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол» Цель тренировки: Мотивировать интерес детей к занятиям физической культурой и спортом в процессе действий с мячом. Задачи тренировки:.

Консультация для родителей «Развитие движений и действий у детей в процессе работы с ножницами» Консультация для родителей на тему: «Развитие движений и действий у детей в процессе работы с ножницами» Прежде всего ребенка нужно научить.

Педагогический проект «Планшет саморегуляции» едагогический проект: «Планшет саморегуляции» Информационная карта проекта. Автор проекта: Чабиева Ольга Николаевна Участники проекта:.

Педагогический проект «Планшет саморегуляции» Педагогический проект: «Планшет саморегуляции» Информационная карта проекта. Автор проекта: Чабиева Ольга Николаевна Участники проекта:.

Становление самостоятельности и саморегуляции дошкольников Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе формирования познавательных действий посредством.

Статья «Проблема саморегуляции педагогов» В настоящее время все более ускоряется темп развития российского государства и общества, на ряду, с этим возрастают и требования к способностям.

Консультация «Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка посредством создания ситуаций сотрудничества» Пути реализации собственных возможностей каждого ребенка через создание ситуаций сотрудничества в старшем дошкольном возрасте Автор: Кудряшова.

Создание развивающей среды группы для формирования психологического здоровья детей и их психологической саморегуляции Уголок психологии в развивающем пространстве ДОУ как фактор сохранения здоровья ребенка. В настоящее время состояние здоровья детей дошкольного.

Источник

Оцените статью
Разные способы