Способы развития технического творчества

Современные методы и приёмы организации работы по развитию технического творчества у обучающихся в учреждении ДО

Содержимое публикации

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МБУ ДО «ЦДТ «Восход» г.о. Самара

Техническое творчество — одно из важнейших направлений работы с детьми в сфере дополнительного образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности.

Система технического творчества учащихся призвана содействовать эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров, обладающих способностью к опережающему развитию и создать условия для формирования и развития основных компетенций обучающихся по конструированию и моделированию в области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.

Техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека, основа инновационной деятельности и важнейшая составляющая системы дополнительного образования.

Подготовка потенциальных работников для сферы науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности) — одна из главных приоритетных задач учреждений дополнительного образования детей технической направленности и работающих по этому направлению.

Оптимальных результатов в решении задач по развитию технического творчества учащихся можно достичь только при тесной взаимосвязи учебной и внеурочной форм деятельности. С одной стороны, на внеурочных занятиях должны широко использоваться знания и умения в решении различных технических задач, в разработке рационализаторских предложений и т. п., приобретенные в ходе трудового, профессионального обучения, производительного труда.

Поскольку техническое творчество учащихся является эффективным методом познания окружающего мира техники, производства и его совершенствования, то в системе детских учреждений дополнительного образования можно проверять новаторские приемы трудового, профессионального обучения и воспитания, политехнического образования перед тем, как применить их в общеобразовательной и профессиональной школе.

Основной и первичной формой организации коллективной творческой работы учащихся в той или иной области науки, техники, технического труда является детское объединение технической направленности. Непременное условие его существования — добровольность. Это относится не только к факту вступления школьников в объединение, но и к определению конкретного содержания их деятельности, выбору темы, объединению в группы и др. При всем многообразии содержания работы деятельность каждого технического объединения способствует решению определенных педагогических задач. Функционально их можно разделить на три группы

Решение задач первой группы состоит в том, чтобы ознакомить детей и подростков в доступной их пониманию форме со значением техники в жизни человека, с основными направлениями научно-технического прогресса, с ведущими отраслями промышленного и сельскохозяйственного производства. На конкретных примерах раскрывается значение науки, ее законов и закономерностей как фундамента современной техники и основы прогнозирования техники будущего (научно обоснованное предвидение). Учащиеся знакомятся с основными массовыми профессиями, с организацией и культурой труда, с методами работы новаторов,рационализаторов и изобретателей, узнают о возможных путях дальнейшего повышения производительности труда и эффективности производства. Кроме того, в процессе поисково-конструкторской деятельности у учащихся интенсивно развивается техническое мышление.

К задачам второй группы можно отнести воспитание у детей и подростков уважения к труду, стремления следовать примеру людей труда и т.д. Вместе с тем участие в техническом творчестве способствует развитию у подрастающего поколения патриотических чувств, гордости за достижения своего народа, его славную историю, выдающийся вклад отечественных ученых и изобретателей в мировую науку, технику, культуру.

Техническое творчество служит эффективным средством выработки и совершенствования нравственных качеств личности в соответствии с этическими нормами, принятыми в нашем обществе, сознательного и ответственного отношения к учению и труду. Техническое творчество, как показал многолетний опыт, помогает решать также ряд практических задач подготовки учащихся к трудовой деятельности. Оно способствует овладению языком техники — эскизами и чертежами, выработке умений и навыков пользования различными инструментами, рабочими приспособлениями, контрольно-измерительными приборами, аппаратами и машинами, т.е. всем тем, что служит базой для технически грамотной постройки моделей, приборов, устройств, приспособлений и машин.

Техническое моделирование — основа содержания технического творчества обучающихся. Оно, будучи правильно поставленным, становится прекрасным средством приобретения детьми навыков коллективного творческого труда, научно-технических знаний, трудовых умений и других важнейших человеческих качеств.

Моделирование хорошо служит и целям профессиональной ориентации учащихся, более глубокого ознакомления их с основами техники и производства. Обучающимися с успехом моделируется многое из мира техники: машины, станки и приборы промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, процессы производства, любые виды транспортной техники, системы и процессы связи и т. п. Моделирование рассматривается не только как внешнее копирование реальной техники или изготовление экспонатов для выставок. В детском творчестве оно начинает использоваться в качестве метода экспериментального исследования с акцентом на познавательные функции.

Читайте также:  Что такое комбинированный способ эвакуации населения

Методы — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения. В определении метода следует обратить внимание на три момента.

Первая особенность метода — деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, и т. д.

Второй особенность метода — действия ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет и пр. Это внешняя сторона его деятельности. И очень часто результат обучения и воспитания оценивается именно по ней. Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточиться, преодолеть себя — эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами деятельности обучающегося, о которой педагог дополнительного образования порой имеет смутное представление. И от этого в обучении педагог идет на ощупь, вслепую. В лучшем случае благодаря большому практическому опыту он интуитивно развивает личность учащихся.

Третья особенность метода обусловлена взаимодействием педагога и обучающегося. Она проявляется во внешней деятельности — организации учащегося на работу и во внутренней — управлении его развитием (обучение анализу, синтезу, упражнению силы воли, расширению диапазона социально-значимых мотивов поведения и пр.). В последнее время активно на занятиях применяется технология «педагогика сотрудничества», «педагогика сотворчества».

Планируя занятие по техническому творчеству согласно его задачам и содержанию, педагог дополнительного образования должен правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Это может быть эвристическая беседа, вариативные упражнения, исследование и др. Для формирования творческой личности учащегося можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика.

Объяснительно-иллюстративные — рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др. — способствуют формированию у детей и подростков первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека. Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей школьников. В педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Поэтому, творчеству надо учить с самого раннего возраста. Особенность организации технического обучения состоит в том, что задачи занятия реализуются в процессе деятельности учащихся по моделированию и конструированию различных объектов. При этом для учащихся очень важно осознать и принять предстоящую работу.

При подготовке к занятию по техническому творчеству педагог продумывает, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности детей и подростков он будет добиваться на данном занятии, какие для этого будет использовать методические приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их решением. Значит, в обучении будет преобладать стихийность. В результате снизится воспитывающее и развивающее значение урока. В процессе технического творчества учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами.

Деятельность в техническом объединении способствует развитию технического творчества, вселяет в детей уверенность в собственных силах. Положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Обязательным условием является демонстрация достижений ребят в форме выставок, тематических программ — «Город мастеров», «Мир твоих увлечений», «Вот чему мы научились», открытых занятий, которые проводят дети для представителей других объединений, интегрированных занятий и коллективно-творческих дел.

Исследования показали, что занятия в техническом объединении дают большие возможности для развития творческих способностей ребенка, его самоопределения. Они способствуют формированию положительной мотивации учения и общественно-полезной деятельности, изменяют отношение ребенка к процессу познания, развивают желание сделать что-то своими руками, широту интересов и любознательность. В целом можно выделить несколько типов мотивации:

личные интересы подростков;

осознание ценности познания и овладение определенными трудовыми умениями;

желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации;

желание испытать приятные ощущения от поощрения, похвалы сверстников и взрослых;

стремление к самореабилитации после неудач в других видах деятельности или общении.

Кроме того, дети отмечают важность таких ценностей, как активная жизненная позиция, определенный приобретенный опыт, который пригодится в будущем, и самоорганизация, обретение хороших и верных друзей, возможность встречи с интересным взрослым человеком, профессионалом, приобретение уверенности в себе.

Педагоги технического объединения, работая с детьми, ставят следующие задачи:

воспитание чувства гражданственности и любви к России посредством изучения народного творчества, возрождения и развития национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России;

реабилитация ребенка в системе дополнительного образования, представляющая собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка;

создание клубной атмосферы деятельности, характеризующейся доброжелательностью, взаимным интересом единомышленников, партнерскими отношениями педагога и учащегося;

организация воспитательного процесса таким образом, чтобы наряду с получением знаний и способов работы с тем или иным материалом, ребенок развивал качества, необходимые ему для благополучной жизни в нынешних социально-экономических условиях;

воспитание положительного отношения к людям, к самому себе, окружающему миру, умение радоваться и сопереживать успеху других.

Читайте также:  Классификация карт способы изображения

По сущности и характеру техническое творчество детей и подростков представляет собой вид деятельности, состоящий в целесообразном решении в идее и форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Решение это строится на основе использования знаний, приобретаемых в процессе учебы и личного практического опыта.

Опыт развития технического творчества в процессе учебных занятий в нашей стране имеет давние традиции и подтверждает значительные потенциальные возможности этого вида работы. Характерно, что, чем лучше поставлено в учреждениях политехническое образование, тем ярче проявляется у учащихся интерес к технике, сильнее стремление практически поработать в различных областях техники и производства, попробовать свои силы в конструировании, экспериментировании, исследованиях.

Наиболее полное удовлетворение технических интересов детей и подростков возможно именно в добровольных творческих объединениях, работа которых базируется на увлеченности, активности и коллективной самодеятельности учащихся. Развитие технического творчества имеет большое воспитательное и образовательное значение. В современной технике, как в фокусе, сосредоточивается опыт многих теоретических и прикладных наук, новейшие их достижения. Такие занятия способствуют гармоническому развитию личности учащихся, пробуждают у них стремления к знаниям, создают хорошие условия для приобретения и дальнейшего совершенствования практических умений и навыков в обращении с различными техническими устройствами, развивают конструкторские способности, формируют профессиональную направленность. В силу своих особенностей (добровольность, учет потребностей и запросов учащихся, перспективность и т. д.) техническое творчество позволяет выявить интересы и способности учащихся и содействует дальнейшему их развитию.

Таким образом, занятия по техническому творчеству в системе дополнительного образования в сочетании с учебными занятиями на уроках технологии помогает учащимся приобрести глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

Источник

Техническое творчество — это вид деятельности учащихся. Методы и способы развития

Каждый ребенок — потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Определение

Творчество — особый вид деятельности, в ходе которого человек отступает от общепринятых шаблонов, экспериментирует и в итоге создает новый продукт в области науки, искусства, производства, техники и т. д. С социально-экономической точки зрения новым может быть только тот объект, которого ранее не существовало. С психологической точки зрения творчеством считается любой процесс, в котором человек открывает что-то неизвестное для себя. Субъективная значимость изобретения выходит на первый план, когда речь идет о детях.

Техническое творчество — это такая деятельность, результатом которой становится создание различных технических объектов (моделей, приборов, всевозможных механизмов). Оно имеет особое значение, когда речь заходит о развивающемся индустриальном обществе.

Классификация

Существует несколько видов профессионального научно-технического творчества. Перечислим их:

  1. Изобретательство, при котором открывается оригинальный способ решения проблемы.
  2. Рационализаторство, когда человек улучшает уже готовый механизм.
  3. Конструирование, или создание устройства в соответствии с выданным техническим заданием.
  4. Дизайн, предполагающий построение объекта с определенными функциональными, а также эстетическими характеристиками.

Особое место при этом отводится конструктивно-технической деятельности, под которой понимается допрофессиональное творчество детей и юношества. В отличие от взрослых коллег, они решают простые задачи, заново открывают уже известные способы действий. Главной целью в этом случае становится не общественная польза изобретения, а развитие исследовательского мышления и инициативы у школьников и студентов.

Детское техническое творчество

Быть изобретателем непросто. Чтобы создать новое устройство, человек должен обладать творческим мышлением. Также необходимы нацеленность на конечный результат и готовность преодолеть возникающие технические трудности. На заре индустриализации бытовало мнение, что подобные качества присущи от рождения небольшому числу одаренных инженеров.

Сегодня педагоги уверены: техническому творчеству можно научить каждого человека. Но заниматься этим необходимо с самого раннего возраста, чтобы ребенок привыкал грамотно мыслить, рационально работать с информацией, применять на практике усвоенные на уроках знания. Крайне важно пробудить интерес к технике. Поэтому дети не изучают сложные физические явления, а создают понятные для них модели самолетов, автомобилей, кораблей, космических аппаратов, роботов и т. д.

Решаемые задачи

Техническое творчество — это процесс, в ходе которого:

  • происходит подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности;
  • развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление, пространственное воображение, критичность (умение оценивать конструктивные особенности устройств);
  • формируется интерес к изобретательству;
  • усваиваются знания из области физики, математики, информатики и т. д.;
  • воспитываются трудолюбие, ответственность, целеустремленность, терпение;
  • формируется умение работать с чертежами, научной литературой, а также навыки пользования измерительными приборами, инструментами, специальными приспособлениями;
  • растет самооценка ребенка, появляется гордость за свой труд.
Читайте также:  Способ формирования статистической совокупности

Возникающие проблемы

Во времена СССР много внимания уделялось техническому творчеству молодежи. Первые секции авиамоделирования возникли еще в 20-е годы XX века. Постепенно круг деятельности расширялся. Школьники включались во внеучебную деятельность, конструировали ракеты и сельскохозяйственные машины, электроприборы и автоматику. Любительские кружки действовали повсеместно. Открывались клубы и станции юных техников, проходили выставки и конкурсы, на которых учащиеся получали награды. Многие конструкторы и новаторы посещали подобные занятия в детстве.

Однако с началом перестройки большинство учреждений технического направления перестало функционировать. Сказалось прежде всего отсутствие финансирования. Ведь техническое творчество требует специального оборудования, материальная база устаревает, выходит из строя. До сих пор многие кружки существуют только благодаря усилиям педагогов-энтузиастов. Недостаток современного оборудования ведет к снижению качества услуг. Между тем спрос на них остается устойчивым. Сегодня в регионах этот вопрос пытаются решить на местном уровне. Другой проблемой является то, что техническое творчество перестало быть доступным для учащихся из семей с низким достатком.

Формы организации

Рассмотрим, какими способами сегодня детей стараются приобщить к техническому творчеству. Их несколько:

  • Уроки технологии. Они проводятся уже в начальной школе и предусматривают знакомство с моделированием, техникой, изготовление простых изделий.
  • Кружки. Они могут функционировать на базе школы или учреждений дополнительного образования. Дети, посещающие кружок, глубоко изучают отдельные технические вопросы, занимаются исследовательской работой.
  • Олимпиады, выставки, конкурсы. Они позволяют школьникам продемонстрировать свои достижения, привлечь внимание к себе, обменяться полученным опытом с увлеченными сверстниками.
  • Центры детского технического творчества. Как правило, на их базе функционирует несколько секций по различным направлениям. Образовательные программы разработаны для детей разных возрастов. Регулярно проходят конференции, на которых учащиеся демонстрируют собственные проекты и приобретают опыт публичных выступлений.

Дидактические требования к кружкам и секциям

Развитие технического творчества детей будет протекать успешно, если соблюдаются следующие условия:

  • Выбранный кружок интересен ребенку, занятия проводятся с учетом его подготовки.
  • Учащиеся понимают, для чего они приобретают те или иные знания и навыки.
  • Выдерживается оптимальное соотношение между изучением теоретической информации и практическими занятиями.
  • Материальное обеспечение отвечает современным требованиям.
  • Используемые методы прежде всего направлены на развитие самостоятельности учащихся, способствуют их творческой самореализации.
  • Систематически дети участвуют в показах или выставках, демонстрируют свои достижения, видят результаты и собственный прогресс.

Этапы технического творчества

В центрах и кружках деятельность учащихся строится по определенному алгоритму. Он включает в себя 4 этапа:

  1. Постановка задачи. Детей необходимо включить в творческий процесс, создать мотивацию к дальнейшей работе. На этом этапе им демонстрируют готовые приборы, видеофильмы, опыты, рассказывают о значении изучаемого механизма, его практическом применении.
  2. Сбор информации. Нужно понять, какие знания уже имеются у учащихся, а с чем им еще предстоит познакомиться. Для этого используются беседы, анкеты, игровые формы (викторины, кроссворды и т. д.). Затем педагог озвучивает новую информацию. Иногда дети сами изучают литературу, а затем организуются дискуссии, конференции, обсуждение небольших докладов.
  3. Поиск решения. Плохо, если дети постоянно изготавливают приборы по образцам, занимаясь механическим копированием. Необходимо развивать конструкторские навыки учащихся, поощрять их инициативу, учить творчески применять полученные знания, видеть различные варианты решения проблемы.
  4. Реализация решения. Важно правильно подобрать объекты для конструирования, чтобы дети были в состоянии изготовить их самостоятельно с минимальной помощью взрослого.

Выбор методов обучения

Техническое творчество — это процесс, в ходе которого человек исследует задачу и самостоятельно находит ее решение. Логично, что при обучении этому педагог постоянно прибегает к проблемно-поисковым методам. Их суть состоит в том, что перед детьми ставится задача, алгоритм решения которой им неизвестен, и предоставляется полная свобода действий. Разрешено подсматривать что-то у других учеников, просить о помощи, ошибаться и переделывать работу несколько раз.

Не менее сложной является для ребенка ситуация выбора, когда можно воспользоваться несколькими способами действия или средствами оформления поделки. При этом нужно осознать свои желания, верно оценить возможности. Дети с трудом принимают самостоятельные решения, и их необходимо целенаправленно обучать этому.

Использование активных методов обучения не означает, что можно забыть про привычные таблицы, рассказы и объяснения, демонстрацию фильмов, опытов. Все это необходимо при знакомстве с изучаемым материалом.

Развитие технического мышления

Чтобы активизировать учащихся, могут применяться специальные методы. Например, такие:

  • Мозговой штурм. Группа детей выдвигает различные гипотезы решения проблемы, включая самые абсурдные. К их анализу переходят лишь тогда, когда предположений наберется значительное количество.
  • Внезапные запрещения. Отказаться от привычных шаблонов позволяет запрет на использование определенных механизмов или деталей.
  • Новые варианты. Педагог просит детей придумать несколько решений одной и той же проблемы.
  • Метод абсурда. Перед учащимися ставится невыполнимая задача (ярким примером может служить изобретение вечного двигателя).

Техническое творчество — это деятельность, требующая от человека широкого кругозора, развитого воображения, самостоятельного мышления и интереса к поисковой деятельности. Предпосылки к ней закладываются в детстве, и об этом стоит помнить родителям и учителям, если они хотят вырастить высококвалифицированных специалистов.

Источник

Оцените статью
Разные способы