Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста
Алевтина Криваксина
Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста
Развитие хореографических способностей детей дошкольного возраста
«Танец – единственный вид искусства, в котором мы сами являемся инструментом»
Внимание детей всегда привлекало хореографическое искусство. Широкое распространение в дошкольных учреждениях, реализующих программы предшкольного образования, приобрела ранняя хореография. Дошкольники любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели ритмики и хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную работу.
Развитие двигательных навыков должно происходить одновременно с развитием речи. Давно доказана тесная связь координации и активности движений ребенка с развитием самых различных психических качеств личности, и эта связь, в известной мере, может выступить одним из показателей развитости эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка, становится залогом его творческих успехов в художественной деятельности.
В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, развивается его фантазия, творческие способности: ребёнок учится сам создавать пластические образы. Взаимодействия дошкольников в коллективе и коллективные выступления перед зрителем так же положительно влияют на воспитание детей и прививают чувства ответственности, дружбы, товарищества, переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала ребёнка. Занятия танцем хорошо снимают напряжение, активируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус ребенка.
Занятия ритмикой и хореографией помогают детям
снять психологические напряжения и мышечные зажимы
выработать чувство ритма, уверенность в себе
развивать выразительность
научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления
воспитать в себе выносливость
скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Воспитательная функция танца эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства ребенка, поэтому занятия танцем являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Ранняя хореография в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движение. Упражнения ее направлены на работу, а, следовательно, и развитие всех мышц и суставов. Для того чтобы ритмические упражнения превращались в маленькие произведения искусства, необходимо органическое слияние движений и музыки, которое мы назвали бы «ритмической гармонией». Наряду с этим ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание заниматься физическими упражнениями. Основу занятий ритмикой составляют комплексы упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмичную музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальным характером.
Выполнение упражнений поточным способом с большим количеством повторений дает возможность соединить преимущество циклических видов деятельности (бег, ходьба и др.) с их аэробными возможностями с доступностью и эмоциональностью гимнастических упражнений. Такие занятия воздействуют на сердечно – сосудистую, нервно–мышечную, эндокринную системы организма.
Ритмика и основы хореографии для дошкольников решают как общие, так и частные задачи. Общие задачи – оздоровительные, образовательные, воспитательные.К частным можно отнести следующие задачи:
привлечение детей к систематическим занятиям
воспитание правильной осанки
повышение работоспособности
развитие основных физических качеств
совершенствование чувства ритма
формирование культуры движений.
В системе дошкольного физического воспитания я уделяю большое внимание задачам формирования у детей базы разнообразных движений; двигательной выразительности движений; двигательного воображения, фантазии.
Для реализации поставленных задач я разработала дополнительную образовательную программу предшкольного образования детей «Танцевальная мозаика» в старших и подготовительных к школе групп. Для реализации поставленных целей и задач, я использую разнообразные методы и средства преподавания, основанные на личностно – ориентированном обучении. Методика Л. Н. Алексеевой, которую я использую, связана с нахождением приемов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлеченности, когда дети занимаются художественным движением не по принуждению и не во исполнение команды взрослого, а потому, что это интересно самому ребенку. Одним из приемов проведения занятий является разговорно-игровой метод, позволяющий естественному проникновению ребенка в художественный замысел, настраивающий его на эмоциональное освоение движения и помогающий ему скоординировать движения своего тела с музыкальным и речевым текстом.
На своих занятиях работаю не только над формированием физической, но эмоционально – художественной культуры танца, непрерывно подчеркивая связь движений и музыки. Для того чтобы объединить физкультурный, танцевальный и образный виды движений на одной музыкальной основе, я подбираю для занятий музыкальный репертуар, соответствующий эстетическому уровню восприятия дошкольников (популярные песни из мультфильмов, некоторые эстрадные песни, вызывающие желание двигаться в танцевальных ритмах и настроениях). Отсюда следует вывод, что движение под музыку – универсальное средство целостного развития личности ребенка.
В своей работе использую разные ритмопластические направления. И одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных направлений – это танцевально – ритмическая гимнастика.
Эффективность направления в ее разностороннем воздействии на опорно- двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему ребенка. В своей работе стараюсь использовать образно – танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности является игровая ритмика, которую я систематически использую в своей работе.
Для развития танцевальных умений и навыков включаю в работу такой раздел, как игровые танцы, который направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка.
Для развития мышечной силы и гибкости детей использую методику игровой пластики, которая основана на элементах гимнастических движений и упражнений, выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу.
Для развития мелкой моторики рук применяю пальчиковую гимнастику, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Такие упражнения превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Ведущим видом деятельности, на моих занятиях, считаю музыкально – подвижные игры. Для достижения целей, при проведении занятий,использую приемы: имитации, подражания, образных сравнений, ролевых ситуаций и приемы соревнований.
Музыкальные впечатления, полученные от движения под музыку на занятиях хореографии, остаются на всю жизнь. Самое трудное для педагога — заниматься с маленькими детьми, ибо их очень сложно бывает подключить к занятиям.Здесь часто проявляется одна сторона детской психологии: они озабочены более тем, чтобы не получить замечание педагога, а не тем, чтобы получить удовольствие от занятий, даже если поначалу что-то не получается. Раскрепостить ребенка, заставить его забыть о своей неумелости помогает создание на занятиях образных ситуаций.
Также активно применяю театрализацию. Художественное слово, элементы сказок, загадки помогают «разбудить» воображение детей, обострить восприятие, повысить интерес к процессу и результату. Известно, что дети с удовольствием перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу. Сюжетно-образное движение связано с элементами подражательства, поэтому их часто называют имитационными. Это относится и к музыкальным играм, которые пользуются у детей большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, в них, наряду с музыкально-двигательными заданиями, присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования – кто быстрее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.
Подводя итоги к вышесказанному, хочу отметить, что в современном мире наиболее интересные открытия и проявления разнообразных форм интеграции происходят на стыках или пересечениях различных наук и специальностей. Это не чуждо и искусству, где на слиянии и интеграции музыки, пластики и ритмики, хореографии, гимнастики и психологической гимнастики, аутотренинге, дыхательной гимнастики и т. п. рождаются современные идеи формирования музыкально-ритмических приемов педагогической деятельности.
Мы педагоги стремимся приобщить детей к удивительному миру музыки и танца, способствовать их эстетическому развитию, а также способствовать оздоровлению и сохранению их здоровья.
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста 1. Характеристика музыкально – сенсорных способностей Сенсорное развитие – не самостоятельный и изолированный процесс. Ведущий путь сенсорного.
«Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей,.
Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста В 2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста». Развитие сенсорных.
Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста Формирование и развитие логико-математических способностей у детей дошкольного возраста и проблема психологической готовности к обучению.
Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность.
Консультация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность.
Консультация для педагогов «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам.
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика.
Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной.
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Занятие творчеством Способствуют всестороннему развитию ребенка, его способностей,.
Источник
«Развитие творческих способностей обучающихся средствами хореографии»
опыты и эксперименты на тему
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей обучающихся
Выполнила Бояркина А.А. ПДО-хореограф, МБОУ ДОД ДЮЦ «Пилигрим»
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, я выделила общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность,
новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот — развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми, которые окружают ребенка встает задача не навредить, не «убить» в ребенке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих способностей — а это длинный и сложный путь.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество. Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоции через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык понятен всем — и взрослым и детям, он интернационален.
Идея синтеза музыки и движения была реализована швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 г.г.), который разработал систему музыкально-ритмического воспитания детей. Заслуга его прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции — радость, удовольствие.
И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление творческих способностей у воспитанников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) — трех характеристик, каждая из которых способствует развитию у детей творчества и воображения.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у воспитанников творческих способностей.
Со времени К. Д. Ушинского ведущие педагоги, специалисты-хореографы вели диалог о том, что важнее — воспитание высококлассного исполнителя- мастера в хореографии или развитие творческих, интеллектуальных, эмоциональных, физических способностей детей средствами хореографии, формируя тем самым высоко духовную личность. Этот диалог не потерял своей значимости и сегодня.
• На мой взгляд, актуальной сейчас является позиция, при которой хореография на базе ДЮЦ — это средство к развитию и воспитанию детей.
Само по себе, обучение танцам — это сложный и творческий процесс. Пожалуй, вы не встретите ни одного преподавателя-хореографа, который ни внес бы что-то новое в тот учебный материал, с которым он работает. Этому же он учит и детей.
Таким образом, процесс обучения хореографии «напрямую» способствует развитию творческих способностей детей. Но все-таки, он является и сложным процессом, строящим обучение в несколько этапов.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что танец как один из видов хореографического искусства — является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственноэтического воспитания и физического развития школьника. Танцы легко разучиваются, занятия ими вырабатывают свободную и красивую осанку, плавность движений, развивают грацию и изящество, воспитывают внимание, ловкость и умение ориентироваться в пространстве, а музыка танцев, отражающая мелодическое и ритмическое богатство народного творчества развивает музыкальность и слух.
Изучив литературу по возрастной психологии и танцу, я пришла к выводу, что танец может решить ряд проблем возникающих в этом возрасте (стрессы, обусловленные эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей, неприятие своего физического «я» что вызывает мышечную зажатость, неловкость, скованность, неадекватность в поведении и т.д.). Так как танец можно рассматривать как:
- способ коммуникации (общения);
- способ эмоционального самовыражения;
- способ социальной адаптации;
- способ гармонизации физической и духовной сущности.
Проблема заключается в необходимости выявления способов, действенных методик и использование их на занятиях хореографией для развития творческих способностей у обучающихся.
Целью является развитие творческих способностей детей через эффективное использование системы форм, методов, приемов хореографического обучения
Ведь, именно хореографическая деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
И, моя основная задача — выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности — это значит «дать ребенку в руки ключ», принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.
Это означает решение следующих моих задач:
- содействовать всестороннему развитию ребенка, стимулируя двигательную познавательную и творческую активность;
- создавать условия для реализации потребности детей в творческой двигательной активности;
- развивать жизненно необходимые двигательные умения и навыки;
- путем танцевальной импровизации развивать способность к самостоятельному творческому самовыражению.
- снять мышечное и психологическое торможение посредством танцевального движения;
- развивать музыкальность, способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, переживать музыку в движении.
Система рационального сочетания всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей воспитанников окажет положительное влияние на развитие у детей воображения, их творческой активности, на улучшение состояние здоровья детей, становление двигательных способностей, совершенствование психофизических качеств и формирование интереса к занятиям танцами через осознание воспитанниками своих возможностей, потребностей и способностей.
Если процесс формирования у детей творческих способностей будет опираться на Рациональное сочетание всех форм и методов образовательного процесса по развитию творческих способностей воспитанников в основе которой лежит музыкально-ритмическая деятельность, на психологопедагогические подходы в воспитании детей, то результатом реализации проекта будут:
- высокая степень выраженности у детей творческих способностей, в том числе актерских, музыкальных, хореографических и др.
- высокая степень проявления навыков социального поведения;
- возможность свободного выбора детьми средств и способов художественной экспрессии для решения целого комплекса творческих задач;
- проявление личностных инновационных качеств.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти
большой путь развития.
В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий:
Это для меня означало решение следующих противоречий:
- между сложившимися малоэффективными традиционными формами работы по развитию танцевально-ритмических движений воспитанников и недостаточным уровнем профессионального мастерства педагога по внедрению новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие творческого потенциала ребенка о;
- между требованиями, предъявляемыми программой к содержанию танца в детском саду, и недостаточной сформированностью у дошкольников пластичности и гибкости;
- между наличием у детей психологической закомплексованности и необходимостью выступать публично;
Успешным разрешением данных противоречий я считаю создание условий эффективного развития творчества у воспитанников в танце.
- осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.
Такое овладение предполагает, прежде всего понимание значений этих движений, умение с их помощью выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.
Однако самостоятельно воспитанники не могут подойти к осознанию языка движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими приемами композиции танца.
Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в танце является:
- оптимальное сочетание в едином процессе обучающих и творческих моментов.
При этом творчество должно рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного «метода».
Для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление опыта исполнительства ( движение, сюжетные танцы);
- развитие основных музыкально-ритмических способностей;
- оснащения музыкального творчества музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Ведущие принципы обучения и воспитания: основаны на гуманизации, проблемности, активности и самостоятельности, а также на специфических принципах, касающихся хореографической деятельности: организация предметно-развивающей среды, художественного общения и взаимодействия, совместного сопереживания
- принцип деятельности (дети находятся в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие в игре — способ познания, переживания, сопричастности как со стороны педагога, так и со стороны ребенка.);
-принцип вариативности (пройденный, накопленный материал постоянно варьируется, представляя тем самым новизну, эффект сюрпризности);
-принцип непрерывности (процесс развития не заканчивается на занятиях, дети с удовольствием продолжают творить в других условиях, обстановке);
принцип креативности (организуется творческая деятельность, провоцируется и поощряется творческая активность детей, создаются ситуации, в которых ребенок становится художником, поэтом, музыкантом, артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность);
- принцип гуманности (любовь к жизни, искусству, ребенку — эти три единства, которые лежат в основе формирования личности);
- принцип индивидуального подхода (каждый ребенок — отдельный субъект со своими задатками и возможностями. И это надо всегда учитывать.);
- принцип от простого к сложному (постепенное развитие способностей);
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
соответствие комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.
- Раскрытие творческих двигательных способностей;
- Овладение детьми новыми двигательными навыками;
- повышение уровня музыкально-ритмической подготовленности и развития психофизических качеств;
- формирование интереса к занятиям музыкой и танцами, потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- формирование моральных, волевых и эстетических качеств детей.
Особую значимость представляет технология развития творческих способностей детей. Она реализуется в три этапа. На 1 этапе решаются задачи обогащения личного опыта ребенка через создание предметно-развивающей среды, мониторинга исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии и др.;
- поиск, изучение и анализ эффективных форм работы по развитию творческих способностей детей;
- выбор основных направлений работы с детьми;
- вовлечение педагогов и специалистов в совместную деятельность по данному направлению;
- составление перспективного планирования занятий и развлечений по хореографии;
- создание условий для развития творческих способностей детей;
- мониторинг исходного уровня подготовленности детей в двигательном и творческом развитии.
задачи 2 этапа — стимулирование самостоятельной деятельности через использование заданий проблемного и творческого характера;
Реализация поставленных цели и задач, используя разнообразные формы и методы работы.
Основные направления работы:
— организация работы с детьми в структуре занятий;
-организация работы с детьми при взаимодействии с другими хореографами;
-организация нетрадиционных форм работы;
-организация работы с родителями.
Танцевальные навыки и навыки выразительного движения активно усваиваются занятиях хореографией. Сюда я включаю различные задания:
- музыкально-ритмические упражнения;
- пляски (парные, народные, тематические);
- игры (сюжетные, несюжетные, с пением, музыкально- дидактические);
- построения, перестроения;
- упражнения с предметами (шарами, лентами, цветами, мячами, флажками);
- задания на танцевальное и игровое творчество.
Все занятия по развитию творческих способностей я сопровождаю играми. Играя- ребенок учиться. Как можно больше провожу занятия в игровой, сюжетно-игровой, образно-игровой форме, где ребята отправляются в увлекательное путешествие, становятся маленькими авторами большого спектакля, которые могут проявить свою фантазию и воображение через язык движение, жестов, мимики; превращаю детей в животных, насекомых, где они учатся любить окружающий мир посредством игровых двигательных заданий, преодолевать трудности.
Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества — является музыкальное движение.
Музыкальные движения — это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у воспитанников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Главная линия — линия образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.
Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мимики.
Вторая линия — овладение основными движениями: различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.
Третья линия — танцевальные движения и танцы, особое внимание в них общение.
Четвертая линия — ориентировка в пространстве.
Пятая — основная — индивидуальное творческое проявление детей в движении — импровизация.
Дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на заданную тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.
Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.
Для формирования и развития у воспитанников музыкальнодвигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец.
Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству, и следовательно, способствующая его развитию.
Для развития танцевального игрового творчества я предлагаю творческие задания. С этой целью использую фольклорный, песенно-игровой, танцевальный материал.
Важную роль в развитии музыкально-танцевальных способностей я отвожу применению нетрадиционных средств, таких как танцевальноигровая гимнастика, особенность которой заключается в игровом методе проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнение, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Успех в моей деятельности обеспечивают такие формы работы как праздники, концерты и конкурсы, которые очень любимы и мною, и детьми. Торжественная обстановка, музыка активно влияют на развитие и эмоциональность ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды музыкальной деятельности. И я с большой ответственностью подхожу к подготовке (тщательно подбираю музыкальное сопровождение, танцевальный репертуар, продумываю постановки танцев).
Изменяющиеся запросы российского общества к качеству дошкольного образования мотивируют меня к использованию инновационных методик и технологий воспитания и образования детей. Нововведения моей воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию творческих способностей заключается:
в использовании игрового моделирования на занятиях и вне занятия
Разнообразие и умелое руководство детскими играми позволило добиться определенных результатов:
- повысилась творческая активность детей в игре;
- дети научились самостоятельно распределять роли, действовать сообща, решать спорные вопросы;
- умеют импровизировать.
- в организации совместной проектной деятельности с детьми Использование метода проектов в моей работе с воспитанниками, дало
ребенку возможность экспериментировать, развить творческие способности и коммуникативные навыки, способствовало активному повышению самооценки, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- в использовании ИКТ в работе с воспитанниками
В работе по данному направлению использую ИКТ, широкий спектр цифровых образовательных ресурсов: компьютер, музыкальный центр, DVD — плеер, цифровой фотоаппарат, видеокамеру.
Большое значение для реализации лично-ориентированного обучения детей по данному направлению имеет работа с родителями, то есть организация содружества и сотворчества детей и взрослых по принципу: педагог — ребенок — взрослый. Совместная работа помогает мне лучше познать детей, а родителям — своего ребенка.
Мною используются различные способы непосредственного включения родителей в образовательно-воспитательный процесс: открытые занятия, семейные праздники и досуговые мероприятия («День открытых дверей», новогодние представления и т.д.). Для родителей оформляю стенды с фотографиями, достижениями детей. На родительских собраниях провожу консультации, анкетирование по определенным проблемам. Так же родители помогают мне в изготовлении костюмов и атрибутов к танцам. По моему убеждению, только союз педагогов, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования творческого развития личности.
- проведение мониторинга динамики показателей творческого и
двигательного развития детей;
-участие в мероприятиях, используя накопленный двигательный опыт;
- анализ и оценка результатов проводимой работы;
- подведение итогов проекта.
на 3 этапе осуществляется формирование обобщенных знаний и умений, связанных с музыкально-хореографическим искусством; формирование творческих качеств личности, обеспечивающих ребенку способность вносить элементы новизны и оригинальности во все виды деятельности; развитие фантазии, творческого воображения, интуиции.
Развитие творческих способностей детей возрастет и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в
музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью.
- Данный подход к обучению музыкально-ритмической и танцевальной деятельности окажется эффективным, что выразится в достоверно высоких показателях при оценке уровня овладения и продвижения в освоении программного материала.
- Критерии оценки диагностики существенно помогут в уточнении направления и характера работы с детьми по развитию музыкальноритмического и танцевального творчества.
Организация работы на основе учета результатов диагностики танцевальноритмического образовательного процесса в ДЮЦ позволяет мне:
- повысить свое профессиональное мастерство в овладении навыками диагностики танцевально-ритмического процесса воспитания;
- осуществить на практике индивидуально-дифференцированный подход к развитию творческих способностей детей и овладению ими основами танцевального искусства.
Источник